Рекорды Новокузнецка
В 2021 году Кузбасс отмечает 300-летие (с момента открытия каменного угля на территории современного Кузбасса). Старейшим, самым первым городом Кузбасса является Новокузнецк (Кузнецк, Сталинск). Его основали на берегу реки Томи в 1618 году. Остроги, из которых вырастало большинство русских сибирских городов, служили защитой от нападений местных кочевых племён. С острога начал своё существование и наш город (официально стал городом в 1689 году).
Многовековая история Новокузнецка соткана из множества уникальных фактов – рекордов, как их модно называть во всём мире. Все они непременно находят отражение на страницах разнообразных источников – книг, статей, а с цифрового века – и электронных средств массовой информации. Только опубликованные уникальные факты, события и достижения с 1618 года – рекорды Новокузнецка – собраны в данном разделе.
Авторские права на данный материал принадлежат Е. Э. Протопоповой и МБУ «МИБС г. Новокузнецка». Запрещается их использование без указания источника.
1930
В Новокузнецке приземлился первый самолет. Пилот И. С. Лапоногов и бортмеханик П. К. Колесник на самолете У-1 «Авро», совершив воздушный перелет Новосибирск-Новокузнецк с посадкой в Кемерово, открыли историю гражданской авиации Кузбасса.
Источник: Историческая энциклопедия Кузбасса. Познань, 1996. С. 16.
1931
Появились первые десять каменных домов на проспекте Энтузиастов, они дали начало легендарному соцгороду.
Источник: Десять лет города угля и металла. Сталинск, 1939. С. 49.
Началось сооружение самого длинного автомобильно-пешеходного тоннеля в Кузбассе. Тоннель соединил Верхнюю и Нижнюю колонию, вход в тоннель расположен на площади Побед. Один из руководителей строительства тоннеля А. М. Заев завещал похоронить себя на рабочем участке. Тело мастера погребли в стене тоннеля, о чём свидетельствует памятная табличка. Тоннель длиной 540 метров, шириной 10 метров, высотой около 4 метров был открыт 7 ноября 1933 года. Во время строительства было вынуто 180000 кубометров земли, уложено 13000 кубометров бетона, засыпано 6 тысяч кубов гравия и 62 тысячи кубов земли, установлено 614 железобетонных столбов-опор (по 307 с каждой стороны). Тоннель поверху пересекало 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги. В 1944 году вход в тоннель при участии архитектора Н. А. Бровкина приобрел парадный вид.
Источник: Лебедева И. Самые-самые... // Домино. 2005. Июль (№ 7). С. 19-20.
В феврале Новосибирской кинофабрикой был снят первый фильм о Кузбассе – «Четвёртый в мире». Съёмки проходили на Кузнецкстрое.
Источник: История кино : историческая справка // КиноВселенная Кузбасса : информ. - библиогр. ресурс / Кемеровская обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова. URL: https://s.libnvkz.ru/44p.
В апреле на Кузнецком металлургическом комбинате создана первая в Кузбассе киностудия – агентство Госкино.
Источник: История кино : историческая справка // КиноВселенная Кузбасса : информ. - библиогр. ресурс / Кемеровская обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова. URL: https://s.libnvkz.ru/44p.
1932
Андрей Севастьянович Филиппов вместе со своей бригадой установил мировой рекорд по перемещению земляного грунта вручную: 1126 процентов от плана - по 74 кубометра вынутой земли на человека (на обратной засыпке траншеи главного водовода, идущего от водозабора на реке Томь до металлургического комбината). Работавшие на Кузнецкстрое американские инженеры прозвали Филиппова «человеком-экскаватором». С этим определением он и вошел не только в историю Новокузнецка, но и в историю советской индустриализации. А родился Андрей Севастьянович в 1892 году в Кузнецке. До 1919 года вместе с отцом искал золото на Мальцевских приисках, в горах Кузнецкого Алатау, работал на шахте в Ленинск-Кузнецком, строил Тельбесскую дорогу. Весной 1929 года в числе первостроителей прибыл на Кузнецкстрой. Работал рядовым землекопом, потом стал бригадиром. А. С. Филиппов лично давал за восьмичасовой рабочий день до 22 кубометров по выемке грунта и до 74 кубометров по обратной засыпке. При нормах: копка грунта – 7,5 кубометров, обратная засыпка – 15 кубометров. Его лопата хранится в Музее современной истории России (до 1998 года – Музей революции) в Москве как символ трудовой доблести и славы. В 1967 году Андрей Севастьянович стал первым Почётный гражданином города Новокузнецка. В 1979 году его именем названа улица (часть проспекта Строителей).
Источник: Филиппов Андрей Севастьянович / Е. Э. Протопопова // Почётные граждане города Новокузнецка. Кемерово, 2004. С. 11-14.
В Сталинске организован первый в Западной Сибири и Кузбассе аэроклуб – основоположник лётных учебных организаций в регионе (в 1933 году аэроклубы появились в Тайге и Белово, 1937 – в Кемерово). В марте 1935 года состоялся первый выпуск пилотов (Виктор Мещеряков). Героически сражались на фронте и вернулись живыми аэроклубовцы, ставшие Героями Советского Союза и РФ, - Иван Бойков, Пётр Ефимов, Алексей Зинченко, Валентин Козлов, Семён Черновский и Сергей Сомов. Не увидели дня Победы аэроклубовцы - Герои Советского Союза –
Александр Амосов и Евграф Селиванов.
Источник: Кузбасские соколы, 1932-2012 годы : документы, статьи, очерки, воспоминания / С. И. Дубровин. Кемерово, 2012. С. 20, 268.
1933
В городе открылся первый звуковой кинотеатр «Коммунар», построенный по стандартному проекту Московского архитектурного бюро. Это было первое здание в Сибири, специально выстроенное для звукового кинотеатра. В 1969 году после реконструкии кинотеатра его изобразили на почтовых конвертах.
Источники: Коммунару - 85! / П. П. Лизогуб // Наш город Новокузнецк. 2017. № 3. С. 17 ; Немые иллюзии Кузнецка / Е. В. Вертышева // Из кузнецкой старины. Новокузнецк, 2010. Вып. 1. С. 171.
В ноябре вступила в эксплуатацию первая в Сибири трамвайная линия в Сталинске. Трасса протяженностью в 4 километра, связавшая вокзал с Кузнецким металлургическим комбинатом, была построена за 4 месяца. Кузнецкий трамвай стал первым не только в регионе, но и на огромном пространстве от Владивостока до Урала. Вторым городом Сибири, где появился трамвай, в 1934 году стал Новосибирск.
Источник: Десять лет города угля и металла. Сталинск,1939. С. 67.
1934
23 марта на Нижней Колонии была открыта одна из первых вечерних школ не только в городе, но и в стране. Были открыты также первые вспомогательные классы в здании фабрично-заводской школы-девятилетки № 12, на базе которых в 1938 году возникла первая вспомогательная школа № 49.
Источник: Развертывание школьного строительства в Ново-Кузнецке - Сталинске в годы довоенных пятилеток / Т. В. Яловец // VII чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925-1995) : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (21.04.2011, Новокузнецк, 2011. С. 269-273.