Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Герои, военные, летчики   \   Сомов Сергей Алексеевич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Герой Российской Федерации (1996), летчик,
Заслуженный военный летчик СССР

Родился Сергей Алексеевич 15 ноября 1920 года в селе Зобово Шарлыкского района Оренбургской области. Отец Сомов Алексей Иванович (1879-1930). Мать Сомова Анна Семеновна (1890-1964). Родители Сергея занимались сельским хозяйством. Отец был потомственным кузнецом. Жилось очень трудно. В поисках лучшей доли семья переселилась в село Чубур Кемеровской области. В 1929 году, когда началось строительство города Сталинска (Новокузнецка), обосновались на новостройке. Отец устроился на работу в кузнечный цех Кузнецкого металлургического комбината, но вскоре умер. Содержать семью пришлось старшему сыну Василию, который в 15 лет стал рабочим электроремонтного цеха. Мать тоже устроилась на работу. Младшие дети росли почти без присмотра.

Из воспоминаний: «Родился я 15 ноября 1920 года в селе Зобове Шарлыкского района. Отец был кузнецом. Семья крестьянская, многодетная. Я-то, по святцам, должен бы быть не Сергеем, а Николаем, поп уже начал крестить меня. Но Сергеем был мой старший рано умерший брат. Вот родители и уговорили: пусть будет еще один Сергей, взамен того, который умер. Очень больно ударил по нашим оренбургским местам голодный 1921 год. Но и до этого было немало лиха. Налетели белоказаки. Отца заперли в сарае: завтра расстрел. Так он что сделал? Снял с себя сапоги, это ценность была большая, кому-то из старших детей пошли бы — и выбросил их через окно матери. Хорошо, односельчане собрали 200 рублей и выкупили отца. Сейчас немало родни осталось в Зобове, в Пономаревке. Ну а потом мы из села уехали. Помню город: цирк, в котором боролись силачи, в том числе великий Иван Поддубный. Денег у нас, пацанов, не было, пробивались «напротыр». Как и в кино, на «Чапаева», на «Истребителей». Была и парашютная вышка. Я переборол страх и прыгнул. А мать, как узнала, стала плакать: «А если б веревка оборвалась?» Тогда молодежь мечтала об авиации. В клубах Осоавиахима — нынешние молодые и не знают, что это значит «Общество содействия авиации и химической обороне» — учили летать и прыгать с парашютом. Парень, у которого был на груди значок ГТО («Готов к труду и обороне»), у девушек имел успех. Жаль, что все это сейчас забыто. Быть патриотом — это для меня было и есть любить свою Родину, быть готовым к ее защите и честно трудиться...».

После окончания семилетки Сергей поступил в Кузнецкий металлургический техникум. Как и многие сверстники, учебу он совмещал с занятиями в аэроклубе. Через 2 года (1940) его зачислили в Новосибирскую авиашколу, готовившую пилотов-бомбардировщиков. По ее окончании в мае 1942 года сержанта Сомова направили под Иркутск, где дислоцировался 23-й запасной авиаполк.

Поначалу молодой летчик проходил переподготовку на Пе-2. Но потом его перевели в 64-й штурмовой авиаполк. Сергей влюбился в новую машину Ил-2. Все шло удачно. Он стал членом ВКП(б). В августе 1944 года молодым летчикам присвоили звание младших лейтенантов. В Куйбышеве (ныне Самара) полк получил новенькие машины и перелетел под Москву (город Киржач). Сюда же перебазировались из Приморья еще 2 штурмовых авиаполка. Из них была сформирована 182-я штурмовая авиадивизия. Через полтора месяца 64-й полк обосновался на фронтовом аэродроме близ Каунаса. Началась боевая работа. Почти ежедневно следовали вылеты, иногда по 2-3 за световой день. Уничтожалась живая сила противника, его огневые средства.
Когда за плечами Сомова было 20 боевых вылетов, его вызвал командир полка и приказал принимать командование эскадрильей. Теперь Сомов отвечал за экипажи 3 подчиненных ему звеньев. За 10 успешных боевых вылетов он был награжден первым орденом Красного Знамени.

К марту 1945 года на его счету было уже 30 вылетов. Младшего лейтенанта Сомова наградили еще одним орденом Красного Знамени и присвоили ему звание лейтенанта. 14 апреля 1945 года, когда Кенигсберг был повержен, шестерка самолетов Ил-2 под командованием лейтенанта Сомова находилась в воздухе. Неожиданно поступил приказ отыскать на железнодорожных путях вражеский бронепоезд и уничтожить его. В полку уже знали о появлении бронепоезда на переднем крае в районе Пиллау, прозвали его "крокодилом". "Илы" начали атаку. Сам командир спикировал на паровоз. Реактивные снаряды попали точно - от мощного взрыва объятый пламенем паровоз отбросило от колеи метров на десять. От снарядов других штурмовиков загорелись 2 передних бронированных вагона. Но летчики продолжали делать один заход за другим. Бронеплощадки были разбиты, сорванные с них орудия упали под откос...

Все экипажи штурмовиков были представлены к орденам, а лейтенант Сомов - к званию Героя Советского Союза. Однако наградной лист затерялся. К счастью, в архиве сохранились документы, в которых упоминалось о таком представлении. На основании этого много лет спустя командующий ВВС возбудил ходатайство перед Президентом Российской Федерации о присвоении ряду летчиков, в том числе и С.А. Сомову, звания Героя России. 27 марта 1996 года Указ был подписан - награда наконец-то нашла героя.

К маю 1945 года на счету Сомова значилось 118 боевых вылетов, из них 100 - в качестве ведущего. К его наградам добавились еще ордена Красного Знамени и Александра Невского. Участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года.

После Победы остался в военной авиации. В 1946 году большинство частей штурмовой авиации было расформировано, и старший лейтенант Сомов был переведен заместителем командира эскадрильи в 239-й транспортный авиационный полк в Прибалтике. Освоил транспортный Ли-2, затем Ил-12. Участвовал в ликвидации сильного землетрясения в Ашхабаде в 1948 году, в освоении Арктики.
В 1954 году окончил Военно-воздушную академию и получил направление в 3-ю военно-транспортную дивизию заместителем командира дивизии.
Военно-транспортной авиации Сомов отдал более 30 лет. В 1957-1958 годах командовал 339-м военно-транспортным авиаполком на Украине. В 1960-1961 годах находился в служебной командировке во Вьетнаме и Лаосе. Одновременно приходилось принимать участие и в боевых действиях. После возвращения был заместителем командира военно-транспортной авиационной дивизии. С 1965 по 1976 годы возглавлял службу безопасности полетов Военно-транспортной авиации.

В мирные дни был награждён тремя орденами Красной Звезды. Первым — «за освоение новой техники и большой личный вклад в подготовку летчиков Военно-транспортной авиации». Вторым — после командировки во Вьетнам, где Сомов обучал летчиков Вьетнама и Лаоса пилотированию на Ли-2 и лично несколько раз доставлял грузы в Лаос и вывозил раненых. Третий орден Красной Звезды получил в 1968 году за организацию доставки советских войск во время известных событий в Чехословакии. Выполняя задания правительства, совершал полеты в небе Африки, Южной Америки.

За освоение новых видов самолетов и обучение летчиков в 1972 году ему присвоили почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

В 1976 году полковник Сомов уволен в запас. К этому времени налетал около шести тысяч часов, освоил за годы службы 22 типа самолетов, от фанерного биплана По-2 до могучего «Антея». Продолжал в меру своих сил работать на ВВС. Будучи в течение десяти лет начальником штаба гражданской обороны одного из предприятий Куйбышевского (ныне Восточный округ) района города Москвы, возглавляя группу по военно-патриотическому воспитанию в секции общества «Знание», Сергей Алексеевич частенько выезжал в области центрального региона России, встречался с молодежью, выказавшей пожелание поступить в военно-авиационные училища страны.
Жил в Москве, публиковал воспоминания в газете «Красная звезда», написал несколько книг. Был членом правления Московского Клуба Героев, лауреатом конкурса славянских журналистов.

Умер 20 мая 2011 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.

Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, медалями, в том числе «За боевые заслуги», орденами иностранных государств.
Автор книг воспоминаний «В крылатом строю» (Москва, 2006), «Летчику о турбовинтовом самолете», «Аэродинамика турбовинтового самолета».
Дочь, Елена Сергеевна (1952 года рождения), - преподаватель. Внучка, Людмила (1982), - преподаватель. Внук, Сергей (1983), - инженер-геодезист.
Имя Героя носит школа в селе Зобово.

Источник: Золотые звезды Новокузнецка. Герои Советского Союза. Герои Российской Федерации / [авт.-сост. О. В. Быкова, Е. Э. Протопопова ; сост.-воен. консультант Н. В. Жгилев ; сост. И. Ю. Степцова ; ред.: Л. Н. Арефьева, Т. Н. Киреева, Л. И. Тимофеева] ; Управление культуры Администрации г. Новокузнецка, Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя. – Новокузнецк : [Полиграфкомбинат], 2005. – 123 с. : ил. – (Серия «Ими гордится Новокузнецк»).



Дополнительные материалы

Звезда Сомова / Вильям Савельзон / Оребуржье. 2005. 5 мая. С. 30.
По-прежнему в строю / Александр Александров // Красная звезда. 2010. 3 декабря.
По воздушным трассам дружбы / Сомов Сергей Алексеевич
О. В. Быкова, Е. Э. Протопопова (составители), 2005-2016 (дата обновления 22.01.2021)