Бровкин Николай Александрович
21.05.1901 г. - 19.05.1981 г.
Первый зодчий Новокузнецка.
Штатный архитектор Кузнецкого металлургического комбината
Легендарный сибирский архитектор, приехавший на строительство Тельбесского (Кузнецкого завода) из Томска вместе с группой инженеров и архитекторов во главе с И. П. Бардиным. Родился в селе Тальменка Алтайского края 21 мая 1901 года.
Отец - служащий из крестьян, сельский фельдшер. Мать - сельская учительница. Учился в сельской приходской школе, потом в реальном училище в Новониколаевске (Новосибирск), потом в Барнауле.
В 19 лет поступил в Томский технологический институт на горный факультет. Учеба не задалась. С 1919 года служил в армии (еще царской) простым солдатом вплоть до прихода Красной Армии. Потом работал на строительстве железной дороги в Кольчугино.
С 1922 года стал солдатом Красной Армии.
Тяга к архитектуре привела молодого Бровкина в 1924 году в Томский строительный техникум на архитектурное отделение.
Необычайное трудолюбие и усердие позволило в дальнейшем практически в совершенстве узнать профессию проектировщика – зодчего и инженера. Чуть позже после перевода строительного подразделения Томского технологического института в Новосибирск в 1932 году, где и был создан инженерно-строительный институт с кафедрой архитектуры, Бровкин стал студентом нового учебного заведения. Вместе с другими преподавателями переехал в Новосибирск и его первый учитель - знаменитый профессор А. Д. Крячков, который во многом способствовал становлению профессионального архитектора, оставившего после себя множество замечательных зданий и сооружений в городе Новокузнецке.
В 1929 году Бровкин вместе с первыми строителями приехал в Новокузнецк и начал проектировать первые дома нового города.
Поначалу он был единственным архитектором на Кузнецкстрое. Но поскольку в дипломе значилось право «самостоятельного производства работ, проектирования и подписи», он соединял в себе и зодчего, и инженера, и архстройнадзор. Но чертить бараки Бровкину стало не по душе, и в 1931 году он поступил на архитектурный факультет Сибирского строительного института в Новосибирске, окончив который вернулся в город великого Сталина и до 1956-го работал в проектном бюро КМК.
Сперва он работал техником-конструктором, инженером-конструктором, архитектором проектного бюро КМК. С 1934 по 1956 год руководил бригадой (так тогда называлась проектная группа) планировочной мастерской сибирского филиала Гипромеза г. Сталинска. Творческая дружба с молодыми архитекторами П. И. Отуриным, Г. П. Шкрядо, П. П. Ананьевым во многом повлияла на его творчество.
Плеяда молодых архитекторов решительно выступала против ярко выраженного немецкого формализма, из-за которого город могли заполнить похожие друг на друга дома безо всякого композиционного замысла, максимально упрощённые и безликие.
Ю. М. Журавков: «Он уже был легендарным уважаемым зодчим Новокузнецка, казалось мне, что встречу этакую глыбу, огромного роста, высокомерного солидного, но встретил его. Познакомившись поближе я понял, что это труженик, работяга, точно чувствующий сибирскую архитектурную почву, зодческие традиции, что этот человек, поработавший на Кузнецкстрое, может практически все сделать добротно, не особенно опережая и в то же время не отставая во времени. Большой лоб, ясные совершенно бесхитростные глаза, упрямый подбородок говорили о его огромной внутренней энергии и уме. Уже уйдя на пенсию, он вникал в работу управления архитектуры, что-то советовал, рецензировал, много ездил по стране, увлеченно занимался фотографией, привозил горы слайдов, всегда подготовленных к показу с комментариями и деталями съемки».
Вряд ли современному архитектору было бы под силу выполнить благоустройство территории КМК, проектирование промышленных цехов, бараков, временных построек-столовых, магазинов.
Он выполнил то, что было нужно городу и заводу. В то время высшее строительное образование позволяло специалисту проектировать от начала и до конца. Архитектор должен был знать конструкции, рассчитать и запроектировать их.
Слава или, точнее сказать, признание пришло к Бровкину намного позже, когда появилась возможность проявить свой талант в полную силу.
Проспект Металлургов в северной его части за рекой Аба стал его лебединой песней. Удивительно цельный, масштабный отрезок, состоящий из 21 дома, выполнен блестяще. За эту работу Бровкин в 1952 году он был удостоен премии Совета Министров СССР. В ознаменование этого факта в 2011 году установлена памятная доска. Расположена она на доме № 25, где архитектор жил с 1948 до 1961 годы.
Позже был шестиэтажный престижный дом на проспекте Металлургов, 25 («двадцатка») из 140 квартир (напротив сада Металлургов).
Дом находился на уровне лучших образцов советской архитектуры того времени. Это было время, когда в архитектуре происходил отход от конструктивизма с его строгими, чисто утилитарными геометрическими формами, появлялись черты зарождающегося неоклассицизма, или сталинского ампира. Некоторые архитектурные детали, такие как вынесенный вперёд карниз седьмого этажа, мощные широкие порталы в два этажа, принадлежат классическому стилю. Дом сдали в эксплуатацию в конце 1940 года, и он сразу стал достопримечательностью города.
Дом получил адрес: Молотова, 5 (тогда нумерация домов велась от пожарной части возле главпочтамта), а с 1960-х годов – современный номер: Металлургов, 25 (проспект Молотова переименовали в Металлургов в 1957 году). Он оправдывал своё название – Дом ударника. Действительно, в нём поселились передовые работники завода, а также руководители партийного аппарата и КМК, в том числе легендарный директор этого металлургического гиганта Р. В. Белан. В доме получил квартиру и сам Н. А. Бровкин. Первый этаж со стороны проспекта был отдан под общественные заведения: в военное время здесь располагалась столовая для детей офицеров, эвакуированных в наш город, с 1949 года в течение шести лет в правом крыле находился Сталинский краеведческий музей, а затем, до 2000-х годов, – научно-техническая библиотека КМК.
Знаменитый фонтан во дворе появился как элемент благоустройства уже в послевоенное время. Спроектирован и построен он был по решению самих жильцов дома.
Уже в послевоенное время Бровкин создал целый ансамбль застройки в северной части проспекта Молотова – до проспекта Строителей. Но дом на Металлургов, 25, остаётся самым известным его творением, он уникален, поскольку в городе нет больше зданий, построенных по такому проекту, да и сама его форма – квадрат, или каре, была нехарактерна для градостроительной архитектуры того времени в целом, в основном строились дома линейные либо угловые, буквой Г.
Были в творческой копилке Бровкина и «восьмой гастроном» с рестораном «Москва», и Главпочтамт, и вход в тоннель КМК, и мост через реку Аба на проспекте Металлургов.
К этому времени он уже трудился в институте Сибгипромез, проектировал базу отдыха в Сосновке. Потом был переведен во вновь созданный институт «Кузбассгорпроект» («Кузбассгражданпроект»), где посвятил себя планировочным работам (Абашево - Байдаевский район, Нижне-Островская площадка, технико-экономическое обоснование генерального плана города Новокузнецка и многое другое). Все его градостроительные проекты отличались четкостью композиций, выявлением главного. Он был первым, кто вдохнул жизнь в Новокузнецк.
Громкой славы Бровкин не любил, просто честно служил Родине, родному комбинату и городу. Женился поздно, в 47 лет, воспитал сына, жил скромно, много работал.
В 1962 году Николай Александрович скромно ушел на пенсию, но до конца дней своих он не расставался с родным городом, вел большую общественную работу в Союзе архитекторов.
В 1981 году его не стало. Похоронен на кладбище Старое Редаково.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1952).
Более 70 зданий и сооружений успешно сооружены по его проектам. Это огромный титанический труд, большая архитектура, которая сегодня стала замечательной историей нашего города.
Дополнительные материалы
Он был первым / Евгений Авдеев // Кузнецкий рабочий. 2001. 21 апреля. С. 3.
Мастер/ Евгений Авдеев // Кузнецкий рабочий. 2001. 22 мая. С. 2.
Ю. М. Журавков, П. П. Лизогуб (авторs), Е. Э. Протопопова (составитель), 2017