Лётчик, участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1943)
Алексей Зинченко родился 20 марта 1914 года в селе Явлено-Покровка Акмолинской области (ныне – Павлоградский район Омской области) в семье крестьянина. Окончил пять классов школы и школу фабрично-заводского ученичества. С 1930 года жил и работал на Ставрополье в колхозе «Большевик» Горячеводского района. Поступил на учёбу в Батайскую лётную школу Гражданского воздушного флота. Окончив её в 1937 году, работал пилотом гражданской авиации в аэропорту Минеральных Вод.
В 1938 году работал лётчиком-инструктором в аэроклубе г. Сталинска (Новокузнецка). Сюда же в Сталинск в июне 1941 года эвакуировал жену – уроженку этих мест.
Война застала гражданского лётчика Алексея Зинченко на Севере. Он водил свой самолёт по трассе Пермь - Кудымкар и далее до самой Гайны. Доставлял мешки с почтой и грузы, необходимые жителям отдалённых посёлков. Условия работы заставляли его принимать быстрые решения, летать в сложной метеорологической обстановке. Для взлёта и посадки иной раз приходилось пользоваться едва подготовленной, ограниченной в размерах площадкой.
С первых же дней Великой Отечественной войны Алексей не думал ни о чём ином, кроме фронта. Попасть туда было не просто: на маршрутах, где он летал, тоже были нужны пилоты. И ему долго отказывали. Наконец, на очередной рапорт пришёл положительный ответ.
Сначала его направили учиться, а уже потом он получил назначение на Волховский фронт, где дислоцировался 448-й штурмовой авиационный полк. Штурманом эскадрильи, в которую назначили лейтенанта А. Зинченко, был тогда Павел Данилович Ковалёв. В июле 1941 года подбитый самолёт Ковалёва врезался в болотце около белорусской деревушки в тылу врага. Приземлившегося на парашюте раненого советского лётчика долго прятали местные жители. После выздоровления – партизанский отряд, потом переход через линию фронта, назначение в 448-й штурмовой авиационный полк. Вот здесь Павел Данилович Ковалёв и получил задание «обкатать» новенького лейтенанта.
Вскоре Ковалёв был назначен командиром эскадрильи, а Алексей Зинченко, успевший побывать на заданиях, хорошо показать себя в воздушных передрягах, стал его заместителем по штурманскому делу.
Фронтовая жизнь была нелёгкой, связанной с тяжёлыми боями, с потерей друзей. Об одном из таких эпизодов, полном драматизма, уже после войны рассказала газета «Труд»: «На рассвете шестёрка самолётов Ил-2 под командованием Лейтенанта А. Р. Зинченко поднялась в воздух. Вот и цель: отчётливо видна петляющая по лесу дорога и движущиеся по ней автомашины, повозки и колонна пехоты. Зинченко дал сигнал: «Приготовиться к атаке!». Самолёты образовали круг. Было видно, как заметались вражеские солдаты, скрываясь в лесу. Но поздно! «Илы» один за другим заходили в атаку, сбрасывали бомбы, поливали врага пулемётно-пушечным огнём. Несколько бомб разорвалось на дороге. Её запрудили подбитые, горящие автомашины, повозки.
Но противник уже оправился от первого удара. В воздухе повисли шапки разрывов. В это время на цель заходил Лейтенант Александр Гарбуз. Неожиданно самолёт резко подбросило. Александр всё больше отжимал штурвал, ловя цель в перекрестие прицела, дал полный газ. Вдруг запах гари заставил лётчика оглянуться: за самолётом потянулся след дыма. Пламя начало проникать в кабину. И Гарбуз, стиснув челюсти и до боли в пальцах нажав на гашетку, направил свой смертельно раненный самолёт на врага... На аэродроме Зинченко доложил командованию полка о выполнении боевого задания и о гибели Лейтенанта А. И. Гарбуза...»
Менее 1,5 месяцев отделяло этот вылет Зинченко от первой записи в его лётной книжке. От первого вылета, состоявшегося в 1942 году. Алексей Зинченко был прирождённым авиатором. Отвагой молодого командира звена, а затем и штурмана эскадрильи в 448-м полку восхищались многие. Вот что рассказывал о своем однополчанине Алексей Николаевич Баженов: «Алексей Родионович Зинченко никогда не возвращался, не выполнив задания или выполнив его не до конца. Бывало, летим – сплошная стена заградительного огня. А Зинченко, если у него не получается с первого захода, идет во вторую атаку – опять в этот ад! Во второй ли, в третий ли раз – но обязательно добьётся успеха».
К августу 1943 года старший лейтенант Алексей Зинченко командовал эскадрильей 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии 14-й воздушной армии Волховского фронта.
12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, а 18 января после ожесточённых боёв в районах рабочих посёлков № 5 и 1 войска двух фронтов соединились, блокада была прорвана, установилась связь Ленинграда с Большой Землёй. Активное участие в этой операции принимала и 281-я штурмовая авиационная дивизия, поддерживая наступление частей 2-й Ударной армии.
Во время прорыва блокады командир эскадрильи 448-го штурмового авиаполка старший лейтенант А. Р. Зинченко при штурмовке железнодорожного эшелона с танками и орудиями врага на станции Татыно был ранен. Обессиленный от потери крови, превозмогая боль, он посадил свой Ил-2 на промежуточный аэродром, немного отдохнул и, отказавшись от госпитализации, перелетел на свой аэродром, а вскоре снова поднялся на штурмовку врага. Алексей Родионович так и провоевал с осколком в груди до самой Победы.
К концу 1943 года на счету Зинченко было свыше 80 успешных боевых вылетов. Результаты их были столь эффективны, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Зинченко Алексею Родионовичу первому в 281-й штурмовой авиадивизии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 510.
Из наградного листа: «Из 21 боевого вылета 5 раз лидировал в качестве командира звена и 13 раз в качестве ведущего групп 4-х и 6-х самолетов».
За участие в обороне Ленинграда и в прорыве блокады весь личный состав 281-й штурмовой авиадивизии был награждён медалью «За оборону Ленинграда». За участие в освобождении Новгорода, она получила почётное наименование «Новгородской». Дивизия участвовала в битвах за Лугу, Псков, Выборг, Нарву, Прибалтику. Ей не однажды объявлялись благодарности Верховного Главнокомандующего.
Лётчики 3-й эскадрильи 448-го штурмового авиаполка (эскадрильи Зинченко) летали на самолётах «Ярославский комсомолец». Это был подарок фронту от ярославской молодёжи.
Последняя запись в лётной книжке подполковника А. Р. Зинченко: «За период Великой Отечественной войны произвёл 118 боевых вылетов на самолёте Ил-2... Из них 11 – ночью». Каждый из них связан со смертельной опасностью. Каждый из них требовал беспредельного мужества, подлинного героизма.
А. Р. Зинченко награждён также орденами Красного Знамени (1942), Александра Невского (1944) и Отечественной войны 1-й степени (1944), тремя медалями «За оборону Ленинграда» (1942, 07.1943, 08.1943), медалями «За боевые заслуги» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1945).
После окончания войны Зинченко в звании гвардии капитана, командира эскадрильи продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году окончил Высшие авиационные курсы ВВС. В 1953 году в звании подполковника Зинченко был уволен в запас. Проживал в Ленинграде, работал на одном из ленинградских предприятий, занимался научно-исследовательской работой.
Умер 15 октября 1970 года, похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Есть сведения, что в Новокузнецке проживают его дочь, внуки и правнуки.
Ещё в 1943 году краеведческий музей города получил от жены фото Героя, с этого момента А. Р. Зинченко стал 32 героем г. Новокузнецка (сведения подтверждены музеем). Однако в списках на бульваре Героев его имени нет. Нет этого Героя и в биобиблиографическом указателе, выпущенном библиотекой им. Н. В. Гоголя в 2005 году, - «Золотые звёзды Новокузнецка».
Дополнительная информация
Сталь и золото // Буров А. В. Твои герои, Ленинград. Ленинград, 1970. Е. Э. Протопопова (составитель), май 2022