Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Фомченко Альбертина Фёдоровна

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 
Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко А.Ф., Рахманов Б., Иванова Г. 1994. Фото Н. Бахарев Альбертина Фомченко, 2009 Фомченко Альбертина Фёдоровна Альбертина Фомченко, 2008 Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко Альбертина Фёдоровна А. Фомченко. Автопортрет с рябиной, 1992 А. Фомченко. Варька-кукольница, 1989 А. Фомченко. Иван Кондрашкин, ветеран Гражданской и Великой Отечественной войны, 1983 А. Фомченко. Кижская легенда о Птице Сирин, 1999 А. Фомченко. Коротков И. А., театральный деятель Ленинграда, 1985 А. Фомченко. Памяти Селиванова, 1991, 2000 А. Фомченко. Руководитель школьного оркестра народных инструментов из Мундыбаша Николай Капишников, 1998 А. Фомченко. Селиванов за работой, 1992 Фомченко А. Ф. и Яковлева Т. К. Фомченко Альбертина Фёдоровна Фомченко Альбертина Фёдоровна

Фомченко Альбертина Фёдоровна

23.01.1939 г. - 16.01.2010 г.
Сфера деятельности: Работники культуры, Художники

Живописец, художник театра. Мастер лаковой палехской миниатюры,
мастер по изготовлению кукол


Альбертина Фёдоровна родилась 23 января 1939 года в Ленинграде в семье рабочих Апполинарии Дмитриевны и Фёдора Афанасьевича Фомченко.

В раннем детстве переболела полиомиелитом и до пяти лет не могла самостоятельно передвигаться. В 1941 году с мамой и только что родившейся сестрой Валентиной была эвакуирована в город Кинешма Ивановской области.

После войны семья ненадолго вернулась в Ленинград. В родном городе Альбертина пошла учиться в школу. Но, так как отец в годы войны был репрессирован, ему и семье было запрещено жить в больших городах, в 1949 году семья Фомченко вновь уезжает в Кинешму. Здесь Альбертина впервые увидела расписную палехскую шкатулку и увлеклась палехской лаковой миниатюрой.

В 1957 году она поступила в Палехское художественное училище.
В училище на очень высоком уровне преподавалась техника Палеха, по сути – это техника иконописи. Преподавали её старые мастера-иконописцы. Но, так как иконопись была запрещена, в ходу был термин «древне-русская традиция». И вот здесь в училище, Альбертина Фомченко начинает думать о своем пути в живописи. Гладкий локальный цвет, обводка линий, разработка цветовых пятен условными приемами без ненавистных рефлексов – все как в иконе.

Альбертина ищет ответ на вопрос: можно ли связать реалистический портрет с иконописными приёмами. И вот, в очередной раз просматривая репродукции великих мастеров, она находит изображение графического портрета песочного цвета с условным объёмом без подписи. Работа самобытного художника вселяет уверенность в том, что в творчестве можно идти своим путём. Это был 1959 год. С автором «Портрета девочки» И. Е. Селивановым Альбертина Федоровна познакомится значительно позже, уже в Кузбассе.

В 1962 году Альбертина оканчивает училище (дипломная работа – ларец с росписью по темам русских народных песен) и четыре года работает в художественных мастерских мастером лаковой миниатюры. В это время приходит увлечение театром кукол, и после работы она ведет кукольный кружок для детей художников. Сама пишет сценарии к кукольным спектаклям, часто в стихах, и с детьми устраивает для родителей представления. Так оттачивается кукольное мастерство Альбертины Фомченко.

В 1966 году в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии открылась кукольная кафедра, и Альбертина Фомченко с чемоданом своих кукол поехала поступать. Вступительная работа – натюрморт, написанный в палехском стиле, вызывает одобрение у приемной комиссии, и Альбертина становится студенткой.

В 1971 году Альбертина Фомченко оканчивает институт (дипломная работа – создание декораций и кукол к спектаклю «Лесная песня» Леси Украинки), и девушке присваивается квалификация «Художник и скульптор театра кукол».

В 1975 году Альбертина Фомченко вместе с мамой переезжает в Новокузнецк.

В культурную жизнь Новокузнецка Альбертина Фомченко входила трудно, почти восемь лет выполняла разовые заказы: куклы для детских учреждений, для Кузедеевского кукольного театра (Альбертина Фомченко стояла у истоков зарождения этого коллектива, получившего в дальнейшем звание «народный»), писала лаковые миниатюры, которые потом закупал Ленинградский комбинат декоративно-прикладного искусства, поставила спектакль «Царевна-лягушка» в Новокузнецком театре кукол).

Альбертина Федоровна называла это время «годами бездействия в творческом плане, периодом шока».

Альбертина Фомченко начинает посещать выставки новокузнецких художников. Портретов почти не видит, поэтому решает выбрать именно портретный жанр.

Волей случая художница оказывается в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, где получает предложение поработать для музея – написать портреты Федора Достоевского и Марии Исаевой. Так появляются исторический портрет-картина «Воспоминание о Кузнецке, о Марии Исаевой», портрет Марии Исаевой «Прошу руки твоей» и картина «Венчание Ф. М. Достоевского с М. Д. Исаевой в Кузнецке».
Кроме картин для музея были расписаны три шкатулки по мотивам романов Федора Достоевского «Идиот», «Преступление и наказание» и «Униженные и оскорбленные» и несколько лаковых миниатюр.

Исчерпав тему «Достоевский и Мария Исаева, Альбертина Федоровна не захотела расставаться с музеем. У нее уже к этому времени созрела идея создания серии портретов писателей земли Кузнецкой от Фёдора Достоевского до наших дней и знаменитых людей Кузнецкого края.

Первой была картина «Писатели Кузнецка конца 19 - начала 20 века (Н. И. Наумов, В. В. Берви-Флеровский, В. Ф. Булгаков). На фоне старинного уездного города Кузнецка, его достопримечательностей – три овала с портретами писателей. Также художница написала для музея портреты писателей-сибиряков А. С. Яброва, Г. Л. Немченко, Л. А. Никоновой, Э. Д. Гольцмана, В. Ф. Куропатова и В. М. Шукшина.

Альбертина Фёдоровна помещала героев своих портретных произведений в идеально добрый светлоликий мир декоративной древнерусской живописи, и они становились похожи на персонажей русских сказов или на знатных особ со старинных парсунных портретов (парсуна – изображение светской «персоны», но с использованием иконописных приёмов). Вот в таком полуиконописном виде предстают теперь перед нами известные земляки. Новокузнецкая поэтесса Любовь Никонова — в облике юной романтичной девушки, мечтающей в ромашковом поле, Василий Шукшин под гроздьями калины красной, детский поэт Эдуард Гольцман в окружении своих произведений…

С 1977 года художница начинает участвовать в выставках (правда картины берут ещё пока «со скрипом»).

В 1983 году пишет портрет сестры Валентины, который на Кемеровском телевидении в 1986 году приняли за работу прокопьевского художника Ивана Егоровича Селиванова. Так Альбертина Фёдоровна узнала о творчестве этого удивительного художника-примитивиста, близкого по духу и ставшего её творческим вдохновителем. Альбертина Фёдоровна была убеждена, что живопись И. Е. Селиванова запоминается на всю жизнь. Этому художнику она посвятила знаменитый триптих «Памяти Селиванова».

Дальше начинается всеобщее признание творчества А. Ф. Фомченко: участие в телефильме «Кузедеевские чудеса» в 1984 году, несколько съемок на Кемеровском телевидении в 1986 году, съемки в фильме «Синий кот на белом снегу» на московской студии документальных фильмов в 1987 году и др.

В это же время А. Фомченко познакомилась с академиком С. Никиреевым, переписка длилась долгие годы. Многие письма переданы в Новокузнецкий художественный музей.

В 1990 году Альбертина Фомченко прошла конкурс на вакантную должность художника в кооператив к предпринимателю В. Малахову по росписи шкатулок, икон, женских украшений, настенных часов мебели. Здесь она работала с талантливыми мастерами-резчиками по дереву С. Тилининым и В. Ладным. Все изделия уходили на продажу в Москву. Кооператив просуществовал два года.
Все это время Альбертина Федоровна продолжала работу над картинами из серии «Писатели от Ф. Достоевского до наших дней». В 1992 году пишет портрет писателя-толстовца Б. В. Мазурина, который оценил работу художницы такими словами «Тебя мне Бог послал». Девяностолетний старец изображен в своей избе с женой. Нет в картине украшательства, а есть правда о Духе: о внутренней красоте и силе.

В этом же году А. Фомченко участвовала со своими стихами в поэтических чтениях «Вёсны Притомья», которые организует литературно-мемориальный музей имени Ф. М. Достоевского.

С 1993 по 1995 годы Альбертина Фомченко работала преподавателем в школе лаковой миниатюры при Культурном центре «Собор» акционерного общества «Новокузнецк». Обучала росписи изделий в традициях палехской лаковой миниатюры.

С 1995 по 2003 годы Альбертина Фомченко работала в подростковом клубе «Юнга». В этот период написала две серьезные работы: альбом «Портрет в русской традиции» и методическую брошюру «Искусство портрета».

Значительным событием в жизни и творчестве Альбертины Фомченко стало ее участие в 1998 году в III Всероссийском фестивале творчества инвалидов в городе Москва, где она представляла наш город и Кемеровскую область.

На многих картинах А. Фомченко можно увидеть птицу-Сирин, ликом похожую на «красну девицу, пригожу молодицу». Это символ народных традиций в творчестве художницы, eё своеобразный талисман.

В 1994 году в городе Новокузнецке открывается церковь святого мученика Иоанна Воина, иконы для храма выполнила Альбертина Фомченко.

В 2002 году А. Фомченко участвует в областном фестивале конкурсе «Преодоление» с кукольной миниатюрой.

С 2003 года – свободный художник.

Ушла из жизни Альбертина Фёдоровна 16 января 2010 года.

Выставки, на которых были представлены работы Альбертины Фомченко:
  • Городская выставка народно-прикладного искусства и самодеятельного творчества (1984).
  • Городская выставка произведений самодеятельных художников (1986).
  • Выставка произведений самодеятельных художников в Новокузнецком музее изобразительных искусств (1987).
  • Выставка произведений театральных художников города в Доме творческих союзов (1987).
  • Персональная выставка в Новокузнецком музее изобразительного искусства (1990).
  • Выставка самобытных художников города Новокузнецка «Меж дел земных…» в Новокузнецком художественном музее (1991).
  • Персональная выставка в отделении Кемеровского областного правления Всероссийского общества инвалидов (1995).
  • Персональная выставка «Птица-Сирин» в Новокузнецком художественном музее (1999).
  • Выставка творчества людей с ограниченными возможностями «Благодаря и вопреки…» в Новокузнецком художественном музее (2003).
  • Цикл выставок самобытных художников города Новокузнецка «Картина жизни» в Новокузнецком художественном музее (2005).
  • Персональная выставка в Новокузнецком художественном музее (2010).
Произведения хранятся: в Новокузнецком литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского, Новокузнецком краеведческом музее, Ленинск-Кузнецком и Прокопьевском краеведческих музеях, Кузедеевской народной картинной галерее, Галерее искусств дружбы народов мира (Москва).

Награды: диплом лауреата фестиваля творчества инвалидов России и Белоруссии (1998, Москва), медаль Кемеровской области «За веру и добро».
М. К. Копылова (составитель), апрель 2021