Гриценко Николай Николаевич
08 (20).05.1856 г. - ??.12.1900 г.
Русский морской офицер,
художник-маринист и пейзажист
Награжден орденами Святой Анны III степени (Россия), Сиамской короны IV класса (Таиланд), Священного сокровища IV степени (Япония), Почетного легиона (Франция). Был широко известен в художественной среде России конца XIX века. Узы дружбы и творческой общности связывали Гриценко с П.М. Третьяковым, И.Е. Репиным, Н.К. Рерихом, А.П. Боголюбовым, А.И. Зилоти, семьей Боткиных.
Родился в Кузнецке в семье окружного врача. Окончил Томскую губернскую гимназию и Техническое училище Морского ведомства, стал корабельным инженером. С 1885 г. совмещал морскую службу с обучением в Академии художеств. Обучался в Париже. Выйдя в отставку, Гриценко стал путешествовать по России. Был талантливым писателем, тонко чувствовал природу, музыку, играл на фортепиано и гитаре, любил оперу. Жена - Любовь Павловна (дочь Петра Третьякова, основателя Третьяковской галереи) была великолепной пианисткой. В качестве художника сопровождал цесаревича Николая во время его кругосветного путешествия. «Талантливый человек, умный, с любовью к искусству» (И. Е. Репин), Н. Гриценко в 1900 г. получил высшую награду Франции – орден Почетного легиона. В архиве Третьяковки хранятся письма Гриценко, в которых он вспоминает о Кузнецке, и детские рисунки с изображением родного города.
Родители художника приехали в Кузнецк из Москвы в 1845 году. Николай Семенович Гриценко после окончания Императорской Московской медико-хирургической академии был назначен кузнецким лекарем. Анна Фомина, прослушав курс Императорского московского воспитательного дома, получила место акушерки. Через полгода они обвенчались в Спасо-Преображенском cоборе, о чем сохранилась запись в метрической книге. В этом же храме крестили их сына Николая, будущего художника, родившегося 8 мая 1856 года.
Анна Фоминична была первой профессиональной акушеркой города Кузнецка.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, семья переехала в губернский Томск, где Н.С. Гриценко получил должность окружного врача. Единственным в губернии учебным заведением, где можно было получить среднее образование, была Томская мужская гимназия. В то время в гимназии преподавал Кошаров - первый профессиональный художник Томска, выпускник Академии художеств, ученик Брюллова и Айвазовского. После окончания гимназии юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Кронштадтское техническое училище Морского ведомства. Дальнейшая его жизнь была связана с морем, о котором он мечтал с детства.
Пройдя курс обучения, Николай отправился в свое первое плавание. Военную карьеру морской офицер совмещал с занятиями живописью и быстро снискал себе славу талантливого художника. Главной темой его творчества было море (впоследствии художник с большой достоверностью передаст в картинах облик кораблей, на которых служил, - фрегат «Владимир Мономах», клипер «Стрелок» и другие).
С 1885 года Гриценко получил разрешение «посещать в свободное от морской службы время классы Императорской академии художеств». Рядом с будущим художником оказались люди, чьи имена известны всему миру. В академии его наставником стал известный русский живописец, маринист, профессор Л.Ф. Лагорио. По его рекомендации наш земляк отправился в Париж в мастерскую выдающегося художника-мариниста профессора А. П. Боголюбова. Н. Гриценко также посещал мастерскую французского художника Ф. Кормона (среди учеников которого были А. Тулуз-Лотрек, В. Ван-Гог, из русских - Н. Рерих, Д. Бурлюк).
В конце XIX века традиционными для молодежи из знатных семей были путешествия за границу. В октябре 1890 года молодому наследнику российского престола великому князю Николаю Александровичу родители подарили путешествие в Азию: морским путем с Адриатики до Владивостока и далее сухопутным через Сибирь в Петербург. Получил назначение сопровождать цесаревича в путешествии и морской офицер Гриценко. В качестве художника. Он выполнил около 300 рисунков: сцены торжественных встреч в портах, зарисовки экзотических памятников, костюмов (200 рисунков хранятся в Государственном Русском музее и до настоящего времени не публиковались). Рисунки были использованы для оформления альбома, подаренного будущему императору в память о кругосветном путешествии, а также для оформления трехтомного издания «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника Цесаревича, 1890-1891».
За «Путешествие на Восток» Николай был награжден орденом Сиамской короны IV класса и японским орденом Священного сокровища IV степени.
Не забыла художника и родная гимназия. Его имя было занесено в список выпускников, которыми гимназия вправе была гордиться.
После путешествия Гриценко продолжил военную службу во Франции в качестве художника-мариниста. В Париже он был дружен с семьей известного пианиста и дирижера Александра Зилоти, через которого познакомился с Любовью Петровной Третьяковой (дочерью знаменитого коллекционера и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова) и женился на ней в 1894 году.
После женитьбы Николай Николаевич вышел в отставку и был определен на службу в Морское министерство в звании художника министерства. Начался новый период в его жизни: выставки в Париже и Петербурге, частные заказы. Среди заказчиков - знакомые и друзья по морской службе, знаменитые люди, такие, как князь Барятинский.
Когда осенью 1896 года состоялась торжественная встреча императора Николая II в Шербурге с президентом Французской республики Феликсом Фором, Гриценко был приглашен в свиту царя для изображения торжеств. А несколько позже, после ответного визита президента в Россию, городу Парижу был передан «высочайший дар» - картина Н.Н. Гриценко «Приезд Фора в Кронштадт». Присутствовал художник и на торжествах по случаю празднования юбилея английской королевы. Таким образом, особые отношения связывали художника с царствующим домом, он выполнял заказы государя. Достойной наградой стал орден Св. Анны III степени.
В 1898 году Любовь Павловна и Николай Николаевич вернулись в Россию. Имя художника появилось среди участников академических выставок, у передвижников.
Не прерывалась связь художника с Сибирью, о чем свидетельствуют его работы - акварель, выполненная на Байкале, открытки с видами Томска конца XIX века, акварель «Вид на Томск с полотна железной дороги».
Слабое здоровье Николая Николаевича заставило семью вернуться во Францию. Но с каждым днем Н.Н. Гриценко становилось все хуже. И только радостное известие на некоторое время поддержало его силы - Любовь Павловна ждала ребенка.
Появившуюся на свет в апреле 1901 года дочь Марину отец не увидел. В декабре 1900 г. его не стало. Художник был похоронен во Франции, в Ментоне.
В 1900 г. в Париже проходила Всемирная выставка, на которой русский отдел изобразительного искусства имел грандиозный успех. Гриценко получил на этой выставке бронзовую медаль за акварельные работы, а 8 декабря 1990 года высшую награду Франции - орден и звание кавалера Почетного легиона.
В 1902 году в Петербурге состоялась посмертная выставка картин Николая Гриценко, подготовленная вдовой. В экспозиции было представлено более 800 произведений художника. Сохранился каталог выставки, а также опись графического архива художника и опись картин в частных коллекциях.
В Новокузнецке нет ни одной его работы, творческое наследие находится в собраниях крупных российских музеев: Русского музея, Третьяковской галереи, Центральном военно-морском музее и др. Единственная большая картина Н. Гриценко, которая есть в Сибири - «Ночь на Тихом океане», она хранится в Омском музее изобразительного искусства им. М. Врубеля.
2 июля 2006 года на территории Кузнецкой крепости (на казарме) к 150-летию со дня рождения художника Николая Гриценко была торжественно открыта памятная доска (мемориальная доска Гриценко Н. Н.). Сотрудники музея «Кузнецкая крепость», вернувшие славное имя земляка городу, продолжают исследование его биографии и творчества.
Дополнительные материалы
Ничто на Земле не проходит бесследно / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2006. 15 июля (№ 82). С. 4.
Кузнецк, городишко, где я родился... / Галина Ващенкова // Кузнецкий рабочий. 2008. 21 июня (№ 71). С. 2.
Кавалер ордена Почетного легиона / Майданюк Э. К. // Кузнецкая старина. Новокузнецк, 2003. Вып. 5. С. 180-185.
Г. Ващенкова (автор), Е. Протопопова (составитель), 2006-2017