Легендарный фотограф, основатель творческой группы «ТРИВА».
Фотохудожник, кинорежиссер, философ.
Мастер социальной фотографии
Фотография – это единственный вид искусства, который не искажает реальность.
Хотя подчас бывает очень тяжело не поддаться искушению и не добавить пару штрихов
В. Соколаев
Владимир Соколаев называл себя «активным наблюдателем». Для него фотография была «способом познания окружающего мира, сознательной и активной реакцией на все происходящее».
Он родился в Сталинске (Новокузнецке). Познакомился с фотографией в девять лет, когда родители купили ему фотоаппарат «Смена-6», а дядя по материнской линии показал, как печатаются снимки.
После армии стал работать учеником, а потом фотографом службы быта.
В 1974-1981 годах работал в кинокорреспондентском пункте Кузметкомбината (в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался «КМК-фильм». В 1974 году В. Соколаев с женой вернулся в родной город и стал искать работу. В кинокоррпункте требовался электрик. Соколаев устроился электриком, но стал фотографом. Так состоялось возвращение к Фотографии.
Вместе с Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым в 1978 году В. Соколаев организовал творческую группу фотографов «ТРИВА», работавшую на рубеже 1970-1980-х годов при киностудии КМК. Это была группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и Владимир Соколаев: «три» - трое, «ВА» - Владимиры и Александр.
История группы «ТРИВА»
Устав группы «ТРИВА»
В 1981 году по настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована, а администрации Кузметкомбината было рекомендовано заменить творческий состав кинофотолаборатории «КМК-фильм», что было выполнено в 1982 году. Так не стало «ТРИВЫ».
«В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе «ТРИВА» набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики). А заявки советских фотографов на WPP принимались через «Советское фото». Отправили через «советскую почту». Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями – они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он – в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять», - вспоминал В. Соколаев в интервью tayga.info. – «Мы тогда числились на кинокорреспондентском пункте Кузнецкого металлургического комбината, и нам с него пришлось свернуться – нас просто выдавили с предприятия. Аппараты у нас никто не забрал, но негативы конфисковать пытались. Ничего у них не вышло, и мы продолжали снимать только уже на другом предприятии».
Так фотографы «ТРИВЫ» стали «первыми и единственными диссидентами в Новокузнецке. Таковыми их считали в художественно-интеллигентских и партийно-коммунистических кругах города» (М. Гревнев). Фотографии «ТРИВЫ» демонстрировались на выставках в Москве и за рубежом, печатались в престижных журналах, а в родном городе по решению партии их деятельность была признана идеологически вредной. Это очень серьезно осложнило их жизнь в те годы, а в начале 1990-х помогло попасть в программу «Взгляд» к В. Листьеву…
Коллекция группы «ТРИВА» насчитывает более 2000 работ. В 2014 году она была номинирована на премию Государственного центра современного искусства.
В 1983 году В. Соколаев окончил Ленинградский институт киноинженеров.
С 1990 года он – Член Союза фотохудожников России.
Значительной частью его творческой биографии была социальная фотография (1980-1988). В 1995 году он начал также осваивать документальное авторское видео. В 2000 году вступил в Творческий союз художников России (IFA).
Участник семидесяти зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Отмечен двенадцатью дипломами, пятнадцатью премиями, пятью призами и двумя медалями.
Выставочная деятельность началась в 1975 году со вступлением в городской фотоклуб «Сибирь» и получения второй премии на городской фотовыставке «Новокузнецк и новокузнечане-75». В 1976 году получил вторую премию фотовыставки «Новокузнецк и новокузнечане-76», стал дипломантом 3-й межклубной выставки «Мир, труд, молодость» (Рязань). В 1977 году был удостоен специального приза на межреспубликанской фотовыставке «Человек и природа-77» (Новокузнецк), стал участником международной фотовыставки «Интерпрессфото-77» (Москва), дипломантом областной фотовыставки «Кузбасс – 60 октябрьских лет» (Кемерово), лауреатом всероссийской фотовыставки «Фотолюбители России – Октябрю» и дипломантом Всесоюзной фотовыставки «Слава Октябрю» (Москва).
С 1978 года начал активно участвовать в зарубежных фотовыставках и стал участником выставок Fotografia-academika-78 (Пардубица, ЧССР), «День рабочего-праздник труда» (Будапешт, Венгрия), получил 1-ю премию на выставке «Портрет социалистического человека-78» (Нимбурке, ЧССР). В 1979 году участвовал в девяти зарубежных и двух союзных фотовыставках, где получил: серебряную медаль, 4 диплома и 5 премий. В 1980 году принял участие в трех союзных и тридцати зарубежных фотовыставках, где получил: Гран При, медаль, 3 специальных приза, 6 премий и 2 диплома.
С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты, один из которых – «Дети в Доме». В 1988 году состоялась фотовыставка-акция «Экология», в 1989 году экспонировалась в Москве. Фотовыставка «Дом Ребенка» о жителях специализированного Дома ребенка прошла в Новокузнецке и Перми в 1989 году. В 1990 году в Новокузнецке и Омске экспонировалась фотовыставка «ХРАМ».
С 1990 года занялся ландшафтной видеосьемкой. Автор 14 документальных видеофильмов проекта «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ».
В 1990 году персональная фотовыставка «Женщины и дети» экспонировалась в Томске, а в 1991 году авторская подборка «Сорок фотографий из России» была представлена в Сиэтле (США). В том же 1991 году стал одним из участников выставки советского фотоандеграунда «Меняющаяся реальность» («Changing Reality») в галерее искусств Коркоран. В 1999 году получил приз международного кинофестиваля «Москва златоглавая» за короткометражный видеофильм «Алтын-Кёль – Золотое озеро», а в 2002 году - специальный диплом V международного кинофестиваля «ВЕРТИКАЛЬ» за операторскую работу в видеофильме «Беловодье». В 2000 году участвовал в «Весенней фотовыставке» членов IFA в Москве. В 2006 году видеофильм «Мустаг» стал лауреатом X международного кинофестиваля «Спасти и сохранить» в городе Ханты-Мансийске.
Последние годы В. Соколаев занимался ландшафтной фотографией. Его фотографии публиковались в отечественных и зарубежных изданиях.
На вопрос «Почему вы перестали заниматься социальной фотографией и ушли в ландшафтную?» В. Соколаев отвечал так: «По мере взросления ареал интересов расширяется. Было в моей жизни время, когда меня чрезвычайно интересовал человек, то, что он создал вокруг себя - общество, отношения в нём, реакции такой структуры, как государство. Но всё это были советские времена, со всеми его парадоксами. А потом настал момент, когда меня стало интересовать нечто большее - то, как устроен мир вне контекста человеческого общества. Изучение картины мира стало мне ближе, чем тема социума, потому что в ней человека, как его единицы, нет. В природе он существует на равных правах с муравьём, с орлом, с реками и озёрами. Когда человек попадает в большой мир, масштабы, соотношения меняются. Чтобы в природе ему не потеряться, он должен стать её частью - это совсем другие отношения с миром. Чем ближе они становятся, тем меньший вес имеет социальная часть человеческого существа, а постепенно и вовсе утрачивается. Это как альпинисты постепенно уходят в горы или моряки думают о морях, но не о городах. Потому что когда мы начинаем чувствовать большее целое, к меньшему у нас остаётся и меньше внимания. Это произошло и со мной».
Дерево Юстыда на рассвете. Горный Алтай, 2008
В 2008-09 годах представил зрителям Новокузнецка и Новосибирска выставку ландшафтной фотографии «Вечные Миры».
В 2010 году в проекте «Город, Место, Судьбы…» объединил социальную и ландшафтную фотографию в залах Новокузнецкого художественного музея.
В 2011 году в Новосибирске состоялась выставка его работ времен «ТРИВЫ», которая, по мнению Сергея Самойленко, «стала одним из главных открытий последних лет, хотя вроде бы уже никого ничем не удивишь. Оказалось, черно-белые фотографии, снятые в годы позднего брежневизма, попадают в какой-то нервный центр нашего времени».
Владимира Соколаева не стало в ночь на 12 сентября 2016 года, по словам друзей, в последнее время он тяжело болел.
Фотоработы хранятся в коллекциях Новокузнецкого художественного музея, фонде Гладкова и Рыбчинского «Музей фотографических коллекций», музее «Московский Дом фотографии».
Фотоальбомы В. Соколаева: «FOTOFABER» (1980), «ЯНВАРЬ-ИЮНЬ» (1982), «СОСЕДИ» (1983), «ЖАТВА» (1984), «Я-ТЫ-МЫ-ОНИ» (1985), «ДЕТИ В ДОМЕ» (1987), «ХРАМ» (1987), «ЦЫГАНЕ» (1987), «РЕГИОН» (2010).
Фотоработы Владимира Соколаева. 1970-1980 годы: фотоальбом
Видеофильмы В. Соколаева: «ГОРА» (1995), «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА» (1997), «БЕЛОВОДЬЕ» (1998), «РЕКА-ГОРА-ОЗЁРА»(2002), «ПОДНЕБЕСНЫЕ ЗУБЬЯ» (2002), «УЛАГАНСКОЕ ПЛАТО» (2003), «АЛТЫН-ТУ – ЗОЛОТАЯ ГОРА» (2003),«МУСТАГ» (2005), «СЕЗОНЫ САДА» (2006), «ДОЛИНА ЦАРЕЙ» (2006).
Дополнительные материалы
Владимир Соколаев. Работы XX века: фотоальбом.
Два века фотографа Владимира Соколаева: от людей к ландшафтам / Андрей Чернов (2010).
Место твоей судьбы / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2010. 4 декабря (№ 141). С. 1.
Фотогруппа «ТРИВА» в Томске / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2013. 23 мая (№ 56). С. 2.
Фотограф Владимир Соколаев: «Фотограф — это снайпер, а не пулемётчик»: интервью и фотоальбом (2014). Е. Э. Протопопова (составитель), 2016