Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Литераторы и журналисты   \   Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна)

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 
Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна) Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна) Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна) Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна) Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна) Э. Калачикова, В. Немиров

Калачикова Эмилия Александровна (Исаковна)

29.04.1949 г. - 03.01.2003 г.

Журналист, члена Союза журналистов СССР.
Главный редактор городской редакции радиовещания (1984-2003)

Её называли «голосом Новокузнецка». Более 30 лет она служила на Новокузнецком городском радио…

Родилась Эмилия Александровна в Новокузнецке, где и окончила Новокузнецкий государственный педагогический институт (1973).
Была редактором, ответственным редактором, главным редактором в редакции Новокузнецкого городского радиовещания (1971-2003). Работала литсотрудником на областном радио Кузбасса.

Радио в нашем городе появилось с рождением Кузнецкого металлургического комбината и строительством города, с легендарных 1930- х годов. Уже в 1931 году (август-сентябрь) упоминается работа радио. В то время в Сталинске по решению Западно-Сибирского Краевого исполкома создается радиогазета вместе с газетой «Большевистская сталь». Руководителем был назначен Уполномоченный вещанием от Крайкома (г. Новосибирск). «В 1932 году радио стало отдельным предприятием с использованием информации и пропаганды о работе Кузнецкстроя, КМК, строительстве первых улиц города», - так написано в архиве.

Городское радио давало возможность выступлению и руководителей, и рабочих, и ведущих специалистов всех отраслей о самом главном, чем жил наш город. Это знаменитый землекоп, почетный гражданин города – Андрей Филиппов, сталевар Александр Чалков, директор КМК Роман Белан, академик Иван Бардин, шахтер Егор Дроздецкий, космонавт Алексей Леонов, композитор Александра Пахмутова, писатель Гарий Немченко, яркие личности и известные люди Новокузнецка, такие как Иван Неешхлебов, Альберт Ленский, а также многие-многие известные артисты, творческие коллективы России и зарубежья.

Городское радио – это и работа на строительстве Запсиба, где впервые была создана оперативная редакция «Голос стройки», которая действенно помогала в самые напряженные пусковые дни. Этот сложный участок возглавляла ответственный редактор Олимпиада Михайловна Софронова.


Дикторы на радио всегда были люди уважаемые, их любили, ими годились. Александра Григорьевна Калачикова была ведущей на городском радио, она часто рассказывала, как их встречали жители города перед входом в Главпочтамт, где находилась редакция радио, аплодировали и просили автограф. А в 1971 году в редакцию радиовещания на должность корреспондента пришла её дочь, студентка Педагогического института Эмилия Калачикова. Александра Григорьевна Калачикова долгое время работала главным редактором газеты «Строитель», так что Эмилия Александровна продолжила семейную династию журналистов.

После окончания школы Эмилия Александровна Калачикова уехала в Москву. Поступила в МГУ на факультет журналистики, но так сложились жизненные обстоятельства, что после окончания первого курса пришлось оставить учебу в столице и вернуться в Новокузнецк.

Так в 1971 году в редакцию радиовещания на должность корреспондента пришла студентка педагогического института Эмилия Калачикова. Много лет она была ведущей молодежных программ. Принимала непосредственное участие в областном конкурсе «Молодость Кузбасса», стала лауреатом. Освоила различные жанры радиожурналистики – от оперативной информации и репортажа до передач проблемного и очеркового характера.

В историю нашего города вошла популярная передача главного телеканала страны «От всей души», снятая к 50-летию КМК (съемка прошла 29 ноября 1982 года в Новокузнецком драматическом театре). Помощницей Валентины Леонтьевой по сбору материалов о металлургах знаменитого КМК была новокузнецкая радиожурналистка Эмилия Калачикова.

В 1984 году Эмилия Александровна была назначена ответственным редактором Новокузнецкого городского радио. По инициативе Эмилии Александровны была организована радиоредакция на реконструкции КМК, начат выпуск сатирического обозрения «Колючий микрофон». По предложению Кемеровского комитета по телевидению и радиовещания Э.А.Калачикова была назначена руководителем работников телекомпании БИ-БИ-СИ для съемок фильма о рабочем Новокузнецке.

В 1987 году член Союза журналистов Э.А.Калачикова была делегатом VI съезда журналистов СССР, а затем участником и докладчиком 1-го Всероссийского съезда радиожурналистов в г. Москва.

В 2002 году она была награждена медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени.


13 января 2003 года дочери Эмилии Калачиковой Ирине передали памятный знак «300 лет российской прессы» за заслуги перед отечественной журналистикой, которым Эмилию Калачикову удостоили посмертно.

Эмилию Калачикову до сих пор помнят и любят сотни слушателей нашего города. Её называли голосом Новокузнецка, ведь каждое утро у новокузнечан начиналось с её традиционного приветствия: «Доброе утро! В студии ведущая выпуска Эмилия Калачикова…». Эмилия Александровна обладала своеобразной, отличительной подачей информации.

Ее тёплые проникновенные слова поздравлений земляков трогали до самой глубины души. И, в тоже время, она была из тех людей, которые «за словом в карман не полезут». Умела тонко и метко, острым словом, но без оскорбления, поставить зарвавшегося человека на место. Об этом помнят все, кому довелось с ней работать. Не зря они вместе с актёром Новокузнецкого драматического театра Станиславом Сафоновым, были ведущими сатирического обозрения «Колючий микрофон».

Но самое главное – она была хорошим, честным, без всякой фальши, человеком, безумно любившим свою профессию, свое новокузнецкое радио, людей и жизнь.

Эмилия Александровна Калачикова ушла из жизни 3 января 2003 года. Похоронена на Редаковском кладбище г. Новокузнецка.

Городское радио прекратило свою работу по инициативе директора телерадиообъединения НовоТВ Леонида Тюменцева, в 2013 году, с формулировкой «временно приостановленное вещание».

«Эмилия Александровна Калачикова была у нас добрейшей души человек. Она, как мама, всегда понимала и помогала нам во всем. Будь это радость или беда. В городе ее знали все! С уважением относилась к любому человеку. Знаете, есть такая категория людей, которые умеют на одном уровне разговаривают как с большими руководителями и представительными людьми, так и с простыми работягами. Эмилия Александровна была такой. С людьми она разговаривать умела, а это главное качество для журналиста. И все к ней относились с уважением. С ней было легко и просто.

Я благодарна судьбе, что Эмилия Александровна была в моей жизни, более того, Эмилия Калачикова сыграла в ней свою судьбоносную роль. Она всегда была и будет для меня примером. Как с профессиональной точки зрения, так и с человеческой. Я думаю, многие новокузнечане ее помнят, и будут помнить всегда» (М.А. Гертье, 1995-2003 корреспондент радиовещания, 2003-2013 редактор РВ).

Из воспоминаний Э.А.Калачиковой, к 70-летию радио Новокузнецка:

«В период 1990 года Новокузнецк был центром рабочего движения Кузбасса. Здесь проходили рабочие совещания с участием министров, членов Правительства, Съезды рабочих. Приходилось работать так: записываешь до перерыва, бежишь в редакцию, быстро монтируешь 1-й репортаж, вновь на заседание. И так до итогов. Город ждал новостей, и мы пекли их с ходу, как блины.

А первый съезд транслировали на весь Кузбасс. Мне впервые доверили вести прямую трансляцию. Это было с 10 утра и 8 вечера. Это когда был весь московский цвет вместе с новокузнецкой элитой. И Ельцин, и Денисенко, и Вахитов, и Киселев, и т.д. Слушать просто речи, дебаты, а где и воду в сите, скучно. Заполняла интервью, короткими рассказами о делегатах, просто комментарием к происходящему. Было интересно. Время революционное. С июля 89 года редко удавалось просто отдохнуть, так что мамина дача в Кузедеево была без меня.

В итоге такой сумасшедшей работы, заметьте без оплаты и гонорара, я получаю строгий выговор от руководителя Комитета по ТВ и РВ Кемерово за перерасход эфирного времени, т.е. переработку. Ни премии или гонорар, а даже без «спасибо»! «Против Калинина, зам по РВ, не прыгнешь!» -успокаивали меня коллеги. Наказал он одновременно и редактора Ленинск-Кузнецкого радио, чтоб мне не так обидно было. Но только за недоработанные эфирные часы! Такое бы надо забыть, но вот такая чиновничья глупость не забывается.
А потому, что сейчас жизнь катит не чуть не лучше…

О хорошем. Получаем письмо из г.Кургана. Пишет мужчина накануне 1 сентября и поздравляет с Днем знаний, началом нового учебного года новокузнечанку, как сейчас помню жительницу Заводского района. Поздравили. Второе письмо в канун Дня учителя, но уже чуть подробнее. Третье – с Новым годом, затем с 8 марта. Получаем очередное письмо и снова перед 1 сентября. Чтобы вы думали? Радио соединило сердца двух одиноких людей. Она переехала к нему, счастлива и счастлив он.

Постоянно, каждый год, телеграмма или звонок из Одессы. Привет маме от дочери с поздравлением. Пишут целые тетради наши ветераны, стараемся каждого обогреть, поздравить, доброе слово сказать. А сколько людей приходит или просто по телефону обращаются с просьбой! Лежит больной, сломленный жизнью и болезнью, сказать по радио добрые слова, передать песню. Разве это оценивается деньгами? Конечно, нет!

А жизнь диктует: деньги! Где деньги?! Давай деньги! Смешная зарплата, смешной гонорар, смешные цены. И только радио серьезно, не терпит фальши, неискренности, бахвальства и лишней суеты. Вот такие мы. Любимые или нет, но терпеливые, ждем хорошего, надеемся и верим. Подтверждение веры, надежды, любви – наша каждодневная работа».


Новокузнецкое городское радио / Александр Ягодницын // Судьба в журналистике: Книга памяти журналистов Кузбасса / Сергей Черемнов. Кемерово, 2020. С 267-269.

Старшее поколение ещё хорошо помнит, что …основным и наиболее оперативным источником информации стало проводное радиовещание. Через его посредство в Сталинске (ныне Новокузнецк) транслировались передачи Московской радиостанции имени Коминтерна, Новосибирской радиостанции РВ76, позднее по этой же сети из Кемерова шли передачи местного радиовещания.

В Сталинске редакция городского радио размещалась в Доме связи (так в то время называлось здание Главпочтамта, там были сосредоточены все виды связи). Напротив комнат редакции находилась радиостудия и аппаратная радиоузла. Как многое в Сталинске в то время, радиостудия была одной из лучших в Сибири. В построенной по проекту и с учетом требований акустики просторной студии могли свободно разместиться большой хор или оркестр и стоял приличный инструмент фирмы «Шрёдер». Вот только техническое оснащение, скажу так, оставляло желать лучшего. Микрофон – увесистый «кирпичик», висящий на амортизаторах, – был один на всех.

Зато был хороший работоспособный коллектив. В марте 1945 года в 16 лет я был принят в этот коллектив на должность диктора. Моим партнером и учителем в этой профессии стала Асмик Ашотовна Чилингарова, театральный художник, которая по совместительству работала на радио.

Мы вели радиопередачи два раза в день. Рано утром, до начала рабочего дня, шёл в основном обзор городской газеты «Большевистская сталь» - мы по очереди ходили в типографию и получали номер прямо из печатной машины. Основная передача была вечером, после 18 часов. Обычно давали последние известия по городу, дублировали наиболее важные вести с фронтов. Приглашались к микрофону фронтовики, приезжавшие в город, а также труженики тыла. Время от времени нам давали эфир через Новосибирскую радиостанцию РВ-76.

Работники редакции трудились в сложных условиях. Было плохо с транспортом, была плохая связь, строго дозировалась информация. Ведь почти все промышленные предприятия работали на оборону, поэтому стоило больших усилий собрать необходимый материал.

Но это ещё полдела. Все тексты передачи, в том числе и выступающих, должна была утвердить цензура и партийные органы. Цензура скрывалась под вывеской Горлита… Мне тоже иногда доводилось ходить туда с редакционными материалами. Я смотрел, как женщина средних лет в Горлите придирчиво вычитывала наши тексты, недовольно ворчала, делая пометки на полях, и наивно думал – откуда она знает, правильно это или нет, что, она умнее наших журналистов?

В горкоме партии процедура повторялась уже в кабинете секретаря по агитации и пропаганде тов. Корнилова. Атмосфера была другая. Несмотря на большую разницу в возрасте и положении, он общался на равных, был приветлив. Читал, задавал вопросы.

По возвращении в редакцию следовал вопрос: что, сильно ругал? Получив отрицательный ответ, редактор недоверчиво смотрела на меня. Оказывается, пока я был в пути, добродушный секретарь горкома по телефону успевал сделать ей выговор за допущенные, по его мнению, погрешности. После всех
согласований и виз в текстах уже ничего нельзя было менять. Теперь наступала наша очередь грамотно подать слушателям подготовленный материл.

…Сейчас, в условиях «вящей» свободы, когда слушаешь радио России или Кузбасса – удивляешься, как все изменилось, скорее, в худшую сторону… Неподготовленному или пожилому человеку трудно понять, о чём разговор. Или когда журналисты, ведущие передачу, беседуя с приглашенными людьми, вместе с ними пытаются отвечать на вопросы – вот где наслушаешься ляпов.

Нам также вменялось в обязанности ещё раз проверить выступающих у микрофона, прослушать, как проговаривается текст, что-то посоветовать – передача шла вживую и следовало заранее предусмотреть возможность каких-то срывов.

Бывали случаи, когда журналист, готовивший выступление передовика производства, в спешке забывал предварительно послушать, как он будет читать свой текст. Когда перед выступлением его проверяли, он вдруг начинал читать по складам, много ещё было малограмотных рабочих. И мы не могли помочь, не имели права задавать наводящие вопросы или использовать форму беседы – только по утвержденному тексту.

…Коллектив редакции участвовал и в проведении общественно-политических мероприятий города, в том числе праздников. Во время праздничных демонстраций непременно вели репортажи с трибун, сначала на площади Побед, у заводоуправления КМК, а потом и на Театральной площади, которые транслировались по городской радиосети.

…К 1950-м годам обновилось техническое оснащение радиостудии, это позволило повысить качество передач и использовать новые формы. Так стали практиковать трансляцию концертов приезжих знаменитостей из здания драмтеатра. В частности, выступления Вертинского (его концерт даже записали на пленку [подтверждения выступления А. Вертинского в Сталинске не найдено, только в Кемерово в 9 апреля 1956 г. - Дорогой длинною… / Александр Вертинский. Москва, 1991. С. 436; при этом доподлинно известно, что Вертинскому, хотя и разрешали выступать, но писать и говорить в СМИ об этом запрещали]), Ефремова и других.

В то время в редакции работало семь человек, никаких ограничений во временной протяженности радиопередач не было, за исключением, когда давали выход в эфир. Много передач было о детях, о молодёжи. Например, особая гордость юнкоров – не один десяток лет просуществовавшая в эфире городского радио радиопередача «Страна Юнкория» (автор проекта Лилия Горбунова, куратор проекта Эмилия Калачикова)… Радиоархивы передач хранятся в городском музее образования, где в свое время была организована специальная выставка «Служу Отечеству пером»…

…В 1991 году новокузнецкая городская редакция радиовещания потеряла самостоятельность, была включена в состав Ново-ТВ. В 2003 году руководство «Радио России», в чью сферу входят областное и муниципальное радио, забрало лицензию и стало сокращать время передач: вначале до 20 минут в день, а последние три года оставили всего 10 минут…
Н. Н. Бейльман (автор), Е.Э. Протопопова (ред.-сост., даты жизни согласованы с подругой), июль 2022