Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Литераторы и журналисты   \   Зверев Алексей Владимирович

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё один раздел с персоналиями - 
«Читаем город», где также представлены биографии известных земляков.
Зверев Алексей Владимирович Зверев Алексей Владимирович Зверев Алексей Владимирович Зверев Алексей Владимирович Зверев Алексей Владимирович

Зверев Алексей Владимирович

Дата рождения 26.11.1971
Сфера деятельности: Журналисты, Работники культуры
Просмотров: 103

Журналист, радиоведущий, заместитель директора Благотворительного фонда ЭВЕЛА,
эксперт по общественным технологиям и социальному проектированию.
Основатель и главный редактор интернет-издания
Радиоведущие.ру (2009 - ).
Член Союза журналистов РФ

Алексей Владимирович Зверев родился в поселке Листвяги Новокузнецкого района. Окончил новокузнецкую среднюю школу № 70 с углубленным изучением музыкальных дисциплин. В 1989 году поступил в Новокузнецкий государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. В 1992 году переехал в Москву, поступил в ВТУ им. М.С. Щепкина, окончил училище в 1996 году, получив специальность «актерское искусство».

С 1996 по 2006 годы работал радиоведущим на популярных радиостанциях Москвы («Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ»). В 2008 году написал первое учебное пособие для радиожурналистов коммерческих радиостанций «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», которое вышло в издательстве «День печати».

С 2005 по 2015 годы работал в Общественной палате России, создал серию авторских семинаров по проектированию, журналистике, креативному мышлению, ораторскому искусству, практической риторике. С 2011 года как лектор и тренер побывал в 75 регионах России.

В 2009 году создал сайт «Радиодиджеи России», ставший первым профессиональным российским интернет-ресурсом для сотрудников коммерческих музыкальных радиостанций. В 2013 году сайт переименован в Радиоведущие.ру и зарегистрирован в качестве СМИ (видеоканал).

С 2009 года консультирует коммерческие радиостанции.

С 2015 по 2017 годы работал в правительстве Московской области.

С 2018 года – заместитель директора Благотворительного фона «Эвела» и начальник отдела интернет-ресурсов и рекламы Технологического университета им. А. А. Леонова, эксперт Фонда независимого радиовещания.

Член Союза журналистов России.

Живёт в городе Пушкино, женат, имеет сына.
Алексей Зверев родился в семье шахтера. После окончания школы поступил в пединститут, но после третьего курса уехал в Москву и «построил новую жизнь».

Алексей Зверев: «Убежал от кромешного ужаса, который тогда накатывал на Кузню. Я его прямо кожей почувствовал. Ведь так и было в 1990-х. У меня было ощущение, что я заскакиваю в последний вагон. Уехал, страна развалилась, деньги обесценились, вклады сгорели, работы нет, на улицах стреляют. Отец запил, и через год его не стало. Мать и сестра так и не нашли себя. Там тоже все печально закончилось. Город я свой люблю. Поэтому пытался вернуться. И не раз. Очень хорошо помню, как в 1995 году, после третьего курса, приехал домой на каникулы и пришел в наш драмтеатр. Спросил у директора, будет ли работа для меня через год. На всю жизнь запомнил его выражение лица и фразу: «Я с радостью вас возьму! Не приезжайте сюда, молодой человек». Мы недолго говорили, всё было ясно без комментариев. Искренне говорю, при наличии нормальной идеи, дела, горящих людей готов жить где угодно...».

В 1996 году Алексей попал на радио и уже больше никуда не захотел уезжать из Москвы.

Алексей Зверев: «Я сын советского шахтера и горжусь этим. Жил в Новокузнецке до 22 лет и могу сказать, что это были счастливые годы. Жили не богато, но денег семье хватало, в частности на хорошие книги, обучение детей музыке и спорту. С детства отец часто повторял: «Лучше иметь три третьих разряда, чем один первый». Кому-то это покажется спорным подходом, но сейчас я понимаю, что человек, имеющий разные ресурсы, имеет больше вариантов их сочетаний. Много умений – это прекрасный старт. Так что всё, чему меня учили мама и папа, горные инженеры (выпускники СМИ). Всё, чем я увлекался, в том числе и брейк-данс, помогло мне в жизни».

Учился в знаменитой школе № 70, школе Ильи Оршанского. Занимался в хоровой студии. Буквально жил в образовательном учреждении.

Алексей Зверев: «Мы запоем общались, много читали, бесконечно пили чай (на хоре, чтобы всем хватило, заваривали кипятильниками чай в ведрах), ели бутерброды с вареной колбасой и кабачковой икрой в учительской, слушали умные разговоры педагогов, влюблялись друг в друга и медленно превращались в людей. В школе у меня были потрясающие учителя. Такого сочетания веры в тебя, доброты и терпения, как в студии «ВИТА» я мало встречал».

Особо тепло Алексей вспоминает директора школы Илью Оршанского: «Если Илье Михайловичу не будет поставлен в городе памятник, я буду огорчен. Уникальный, умнейший педагог-практик, музыкант и философ. Его наследие надо изучать всем, кто хочет заниматься педагогикой. Его школа не бюро добрых услуг. Это настоящее производство, производство людей. Вспоминаю о нём и улыбаюсь. Однажды в Новокузнецк собрались московские журналисты с ТВЦ, они попросили посоветовать человека, с которым обязательно нужно встретиться в городе. Направил их в школу к Оршанскому. По возвращении – визги, восторги, полный улет. Лучшие учителя школы за долгие годы работы с Оршанским тоже профессионально выросли. Например, мой педагог по фортепиано Ольга Томасовна Сумбатянц. Вы понимаете, у неё душа настоящий рентген: не просто обучает, а всё о вас знает, чувствует, всё понимает, счастлива, что вы есть и никогда не предаст».

С подросткового возраста Алексей увлёкся танцами в стиле брейк.

О брейк-дансе как ярком явлении массовой культуры в Новокузнецке заговорили на десяток лет позже, чем в Штатах. В 1986 году в Новокузнецке появились первые, довольно странные (по большому счету в этом танце и его стилях тогда мало кто разбирался), танцевальные кружки, где преподавали основные танцевальные па брейка.

В студии спортивного танца при ДКиТ КМК модный танец взяли на вооружение одни из первых. Акробатические элементы брейкинга, нижнего брейка, преподавал Сергей Семёнов, имевший отличную гимнастическую подготовку.

Алексей Зверев: «Именно в этой студии я познакомился Александром Баландиным, и позже мы стали частью главной брейк-банды Новокузнецка. Мне кажется, брейк-данс стал ещё более популярным в Новокузнецке после новогоднего «Огонька», который прошёл по Центральному телевидению в ночь с 1986 на 1987 год. Ближе к трём часам ночи на экране появился Владимир Пресняков с песней «Чарли» и великолепными танцевальными вставками. Тогда стало окончательно понятно, что брейк-данс в ближайшем будущем станет не только западным культурным явлением, но и советским».

В 1987 году произошло несколько важных событий культуры города. Усилиями новокузнецкого отдела культуры и руководителей ВЛСКМ города в районных домах культуры состоялись отборочные танцевальные конкурсы, а затем и первый городской конкурс эстрадно-спортивного танца «Брейк-данс». Согласно сохранившейся программке, это точное название мероприятия, которое прошло в Новокузнецком городском цирке 26 апреля 1987 года.

Алексей Зверев: «Удивительным для многих горожан стало то, что в зрительном зале был аншлаг, а на сцене кто-то реально выступал, хотя танец развивался в городе меньше года. Единственным грустным моментом того памятного вечера стало то, что новокузнецкие ребята не заняли ни одного первого места, хотя были очень близки к этому. Это было по-настоящему обидно».

Алексей Зверев: «Воодушевление, счастье от общения с такими людьми, какие встречались в Новокузнецке, невероятное. Жаль, что мой сын Лев их не знает, но я ему обязательно расскажу. Очень хочется много ему рассказать о жизни в Новокузнецке в 80-е. О том, как лазили на «вышку», так мы называли самую высокую нелегальную смотровую площадку города – высоковольтную мачту на берегу Томи, где-то в районе Левого берега. Город как на ладони. О том, что летом река Кондома теплая, как парное молоко, и в ней можно жить. О невероятно уютных кинотеатрах «Кругозоре» и «Пионере», которых сейчас нет, О том, что с друзьями беспрерывно грезили Нью-Йорком. В итоге реально побывать на Манхэттене удалось только мне. О том, как уговаривали официантов и тайком пили пиво в баре «Таежный». О том, как слушали «вражеские радиостанции». Последнему увлечению я, кстати, посвятил несколько лет.

Где-то в 1985 году я соорудил на крыше дома № 6 по улице Франкфурта собственную медную антенну, по уму, с изоляторами, чтобы не было искажений и помех, длиной метров 30. С её помощью мне удавалось слушать радиостанции всего мира. Советские «глушилки» с такой антенной не справлялись. Репертуар моих эфирных увлечений был самый разнообразный: BBC, «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», NHK из Японии, KFBS с острова Сайпан. Информация самая разнообразная: от политики, музыки до религии. Тогда я впервые узнал, кто такой академик Сахаров, почему он объявил голодовку и почему его сослали в Горький. Так назывался тогда Нижний Новгород. Сейчас доступ к информации абсолютный, а тогда ноль повдоль. Если представить, что Москва находилась за железным занавесом, то Новокузнецк жил просто в подземном бункере. А на радио была любая информация без оттенка коммунистической пропаганды о жизни людей за рубежом, о музыке. Радио заводило эмоционально и творчески. В то время я впервые задумался о том, что хотел бы работать там. Вот. Мысли оказались материальными».


В 1992 году Алексей поступил поступил в ВТУ им. М.С. Щепкина, в мастерскую В.И. Коршунова.

Алексей Зверев: «…почему я выбрал театральный? Да просто выбрал интересную жизнь. И немного потому, что с детства играл в школьных постановках в семидесятой школе. Сыграл бога Зевса в очках, оперного Руслана, Федота-стрельца и генерала в этой же сказке Филатова. В общем, с детства был обаятельным нахалом, а этот образ затягивает. Хотя, признаться, это творчество к профессиональному театру отношения не имело, но тогда меня раззадорило сильно. Знал, что конкурс большой, что ничего не понимаю в театре, но желание было ядерное. Приготовил к экзаменам девять отрывков из прозы, три стихотворения и две басни. Программа была на любой вкус. Просто не видел препятствий, проходил сквозь стены».

«ВТУ им. М.С. Щепкина. Это был ещё один случай, когда мне повезло с людьми. Невероятный подбор мастеров. «Наше всё» курса – Наталья Алексеевна Петрова. Она училась у Кнебель, а Кнебель – у Станиславского. Получается, что мы наследники его актерской системы по прямой линии. Такт, чутье на правду, доброта, требовательность и умение видеть суть человека и персонажа с первого взгляда.

Наталья Васильевна Шаронова, педагог по речи. На вступительном экзамене именно она отстояла меня. Она доказала коллегам, что моя манера говорить «на верхах» – это временное явление и её можно исправить, добавить моему звучанию «середины». Странно это вспоминать. Человек, которого не хотели брать в театральный из-за голоса с сипотцой, потом на радио полжизни отработал. Но надо отметить, что говора в Новокузнецке нет, и это прекрасно.
Коршунов – мастер. Кстати, был очень необычным педагогом. Он говорил о профессии редко и мало, но его замечания входили прямо в мозг. Помню разбор полетов после итогового экзамена на первом курсе. Показался я хорошо, но на экзамене отработал формально, на репетициях было живее. Виктор Иванович подозвал меня к себе. Посмотрел мне в глаза и вдруг как дал оплеуху! У меня мозг вскипел. Я никогда не был драчуном, но на удары в лицо мы в Кузне реагировали автоматически. Клянусь, я еле удержал себя, чтобы не ответить народному артисту СССР. На что он, спокойно глядя мне в глаза, сказал: «Вот, Зверев, молодец. Вижу переживания, живой глаз. Запомни эти ощущения на всю жизнь!» И ведь прав, а за методику спасибо. Сцена, микрофон, любое творчество доступны только наполненным, непрерывно, каждую минуту осознанно существующим людям.

Была в моей жизни ещё одна чудесная встреча, с художественным руководителем Щепки Николаем Ивановичем Анненковым, которому тогда уже было больше ста лет. Говорили, что если он пришел на занятия по речи, то «к тебе прилетела синяя птица». Чем мы с ним занимались? Плакали. Говорили об источнике творческой энергии артиста. Он это называл «мамой» и показывал это место пальцами под пупком. Когда тебе плохо, ты вспоминаешь маму и болит именно там. Да, мы рыдали несколько минут вместе. А затем он спокойно вытер слезы и ушел. Но ресурс подключения к своей детской природе у меня остался на всю жизнь.

Ребята со мной учились как на подбор: Марат Башаров, Георгий Дронов, Татьяна Шитова, Михаил Сафронов, Егор Баринов, Алексей Кабешев, Эльвира Болгова, Дмитрий Зеничев, Александр Карпенко, Елена Ивасишина. Талантливые, известные сегодня люди: режиссеры, артисты, педагоги. Почти все остались в профессии или около нее».
Спектакль по пьесе Пьера де Мариво «Игра любви и случая», постановка Натальи Петровой.
Снизу вверх: Алексей Зверев, Татьяна Шитова, Прохор Зикора, Елена Ивасишина, Марат Башаров, Алексей Кабешев, ВТУ им. М.С. Щепкина, 1995 г.

«Получается, что у меня два клейма: школа Оршанского и курс Коршунова. В общем, закончил я Щепку отлично, участвовал в трех выпускных спектаклях из четырех, но хотел работать только в Театре Моссовета. Старые спектакли театра обожаю до сих пор. Однако туда я не поступил после выпуска, а служить в других театрах не хотел...

Сложно было служить в театре не только в Новокузнецке. Безденежье, кино на боку лежит, подработать сложно из-за занятости. Только терпение, помощь родителей и жилье в Москве помогали выпускникам. У меня на тот момент ничего из этого джентльменского набора актера 90-х не было. В театре работать не стал, в кино работу не искал, хотя из профессии уйти до конца не удалось. Мои друзья шутят: если ты познакомился со Зверевым, то через двадцать минут вы будете говорить о радио. Не хочу оправдываться, так и есть. Я до мозга костей радийный человек и профессии радиоведущего посвятил в общей сложности четверть века.

А началось всё в Щепке на четвертом курсе. В итоге я работал на «Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ». До сих пор консультирую руководство и творческий персонал коммерческих радиостанций. Написал учебник для радиоведущих «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», создал сайт «Радиоведущие.ру». Всегда мечтал открыть в Новокузнецке местное радио, даже делал выездные семинары для «Апекс-радио».


А что сегодня? «…публичность стала практически нормой в современном мире. Мы везде в толпе: в социальных сетях, в блогах, в мессенджерах. Постоянно общаемся. Вот этот конфликт в жизни современного человека меня сподвигнул на поиски новых ресурсов для медиа. Сегодня все навыки и инструменты, помогающие человеку рассказать о себе и мире речь, письмо, актерская выразительность, компьютерные технологии – доступны и действуют по хорошо описанным законам. Если знать эти законы, можно не только успешно их использовать в своей жизни, но одновременно и обучать других. Это уже не просто курсы ораторского искусства, риторики, радиоведущих или школа театрального искусства. Это синтетическое знание об эффективной коммуникации людей. В этом направлении мне интересно думать».

Брейк-группа Surprise, 1986-1989

Во время танцевальных выступлений за кулисами познакомились несколько ребят, которые и создали группу под названием Surprise, специализировавшейся в основном на верхнем брейке. Это брат и сестра, Алексей и Ольга Галдины, а также дуэт Алексея Зверева и Александра Баландина. Кто предложил название, сейчас сказать трудно, но оно получилось весьма удачным и запоминающимся.

Подружившиеся, воодушевленные успехом и неожиданной популярностью у зрителей, летом 1987 года ребята начали придумывать, собирать по крупицам новые движения, трюки («пачки»), регулярно встречаться и устраивать публичные выступления (баттлы) в разных районах. Руководители ВЛКСМ города тогда делали все, чтобы сотрудничать и чаще общаться с неформальной молодежью.

Результатом этой опеки стало обещание отдать под молодежный центр здание закрытой детской больницы на улице Строителей (не получилось, открылся Танцевальный зал), а также выступление брейкеров на первом рок-фестивале в Новокузнецке, который прошел летом 1987 года.

Несмотря на дождливую погоду и то, что брейк сложно вписывался в стилистику концерта, зрители приняли танцовщиков очень тепло, а главное – ребята запомнились самим рок-музыкантам. На рок-концертах группа Surprise стала выступать регулярно.

В 1987 Surprise вместе с поп- и рок-группами c успехом гастролировала по области: Осинники, Белово, Березовский, Мыски. Танцевальные номера ребят вставляли в свои программы «Вектор», «13», «Уровень А».

Ещё одним знаковым событием года стало открытие легендарного Танцевального зала по адресу улица Покрышкина, дом 4 (сегодня в этом здании находится джаз-клуб «Геликон»). Руководство зала (директор Галина Владимировна Семёнова) с самого начала было благосклонно к ребятам, занимавшимя брейк-дансом.

Алексей Зверев: «Алексею Галдину предложили возглавить студию спортивного танца Surprise: он был самым старшим по возрасту. Брейкерам, сейчас бы сказали би-боям, были созданы максимально комфортные условия. Мы получили два просторных зала с раздевалками, душевыми, балетными станками, аудиоаппаратурой, матами для тренировки трюков, тренера по акробатике, а главное, доступ ко всем ресурсам самого Танцевального зала и сцене. Бесплатно! Через несколько месяцев занятий ребята делали рондат-фляк-сальто назад, а некоторые, особенно прыгучие, например Константин Полосухин и Алексей Смыков, – сальто назад и вперед с места. На выступлениях группы это неизменно производило сильное впечатление. Уже 30 октября 1987 года Саша Баландин научился одному из самых сложных на то время трюков в брейкинге – геликоптеру без использования рук. На тот момент ни один новокузнецкий танцовщик, не имевший профессиональной гимнастической или акробатической подготовки, не умел делать это травмоопасное движение. Вместе с тем Surprise по-прежнему остался группой, которая делала акцент не на силовых стилях, а на пластике.

Ребята просто жили в Танцзале. Вместе отдыхали, вместе тренировались, практиковались и выступали едва ли не ежедневно на дискотеках, которые проходили в Танцевальном зале (ведущим был прекрасный МС Александр Охотников). Танцзал стал центром концертной жизни Новокузнецка. В нём выступали Валерий Леонтьев, бит-квартет «Секрет», Сергей Минаев, Ефим Шифрин. Ребята познакомились с популярными людьми, музыкантами, получили доступ к самой разнообразной музыке благодаря большой фонотеке Танцевального зала и, конечно, смотрели американские фильмы в видеосалоне, который находился в баре на первом этаже. Их энтузиазму можно было позавидовать.

Именно тогда удалось посмотреть кассету с записью брейк-фестиваля, проходившего 1986 году в Финляндии. В этой стране был развит, так называемый верхний брейк самых разных стилей: электрик буги, робот, кингтут, поппинг. Первый же просмотр этого видео, а также (наконец-то!) американского фильма «Брейк-данс» настолько воодушевил всех, что кардинально изменил имидж группы Surprise. Из всех стилей, с которыми до этого мы познакомились, был выбран кингтут (египетские фрески). Сложный, необычный и специфичный, он стал визитной карточкой группы и позволял иметь индивидуальное лицо и побеждать на конкурсах, в которых удавалось принять участие ребятам. Многие фирменные трюки кистями рук были придуманы самостоятельно».


Со временем состав группы Surprise серьезно расширился. В него в разное время входили: Алексей Галдин, Ольга Галдина (сестра Алексея), Ольга Галдина (супруга Алексея, в девичестве Конькова), Алексей Зверев, Александр Баландин, Алексей Смыков (темнокожий парень, мама которого была русской, а отец родом из Конго), Константин Полосухин, Евгений Стряпчев, Сергей Горбунов, Дмитрий Архипов, Сергей Семенов, Наталья Гилева, Валерий (?) Агауров (воспитанник детского дома). С коллективом дружила группа современного танца Татьяны Каргопольцевой, которая также базировалась в Танцевальном зале, в результате чего было сделано немало совместных работ в смешанной стилистке.

Благодаря поддержке горкома ВЛКСМ к началу 1988-го, всего год спустя после первого фестиваля в цирке, группа Surprise вышла совершенно на иной профессиональный уровень. Пришло время показать себя. 17 апреля 1988 года в цирке состоялся второй городской конкурс брейк-данса. Ребята были готовы к победам, и победы пришли. Танцовщики на конкурсе представляли Новокузнецк, Красноярск, Томск, Кемерово и города Кузбасса. Но в этот раз всё было куда успешней и профессиональней. Особенно отличились Алексей Галдин (первое место в стиле робот), призёрами стали Сергей Семенов и Алексей Зверев.

После этого успеха городские власти охотно отправляли ребят на различные конкурсы и в творческие командировки. Алексей Галдин, к примеру, побывал в Риге, где изучал опыт местных мастеров брейка. Многое из этой поездки удалось взять на вооружение. В 1988 году на конкурсе в Красноярске в индивидуальный финал вышел Алексей Зверев. На конкурсе в Екатеринбурге одно из призовых мест занял Сергей Семёнов. Триумфом группы Surprise стало выступление на открытом конкурсе в Омске. В индивидуальной программе неплохо выступили Сергей Горбунов и Сергей Семёнов. А дуэт Алексея Галдина и Алексея Зверева занял первое место за исполнение танца «Сиамские близнецы» в стиле кингтут. Изюминкой номера было то, что несколько минут ребята танцевали, прислонясь друг к другу. Их руки и ноги переплетались самым невероятным образом. К сожалению, ни видео, ни фото танца не сохранились.

Последним для группы стал 1989 год. Алексей Галдин и Ольга Конькова позже стали семьей и завели детей. Алексей Зверев погрузился в учебу на инязе, Константин Полосухин, а затем и Александр Баландин ушли в армию, Алексей Смыков отучился на зубного техника и уехал за границу, Через некоторое время жизнь в стране, а затем и в Танцевальном зале стала совершенно другой. Места для брейк-данса в нем не осталось.
С. В. Ермаков, сентябрь 2021
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео