Журналист, радиоведущий, заместитель директора Благотворительного фонда ЭВЕЛА,
эксперт по общественным технологиям и социальному проектированию.
Основатель и главный редактор интернет-издания Радиоведущие.ру (2009 - ).
Член Союза журналистов РФ
Алексей Владимирович Зверев родился в поселке Листвяги Новокузнецкого района. Окончил новокузнецкую среднюю школу № 70 с углубленным изучением музыкальных дисциплин. В 1989 году поступил в Новокузнецкий государственный педагогический институт на факультет иностранных языков. В 1992 году переехал в Москву, поступил в ВТУ им. М.С. Щепкина, окончил училище в 1996 году, получив специальность «актерское искусство».
С 1996 по 2006 годы работал радиоведущим на популярных радиостанциях Москвы («Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ»). В 2008 году написал первое учебное пособие для радиожурналистов коммерческих радиостанций «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», которое вышло в издательстве «День печати».
С 2005 по 2015 годы работал в Общественной палате России, создал серию авторских семинаров по проектированию, журналистике, креативному мышлению, ораторскому искусству, практической риторике. С 2011 года как лектор и тренер побывал в 75 регионах России.
В 2009 году создал сайт «Радиодиджеи России», ставший первым профессиональным российским интернет-ресурсом для сотрудников коммерческих музыкальных радиостанций. В 2013 году сайт переименован в Радиоведущие.руи зарегистрирован в качестве СМИ (видеоканал).
С 2009 года консультирует коммерческие радиостанции.
С 2015 по 2017 годы работал в правительстве Московской области.
С 2018 года – заместитель директора Благотворительного фона «Эвела» и начальник отдела интернет-ресурсов и рекламы Технологического университета им. А. А. Леонова, эксперт Фонда независимого радиовещания.
Член Союза журналистов России.
Живёт в городе Пушкино, женат, имеет сына.
Алексей Зверев родился в семье шахтера. После окончания школы поступил в пединститут, но после третьего курса уехал в Москву и «построил новую жизнь».
Алексей Зверев: «Убежал от кромешного ужаса, который тогда накатывал на Кузню. Я его прямо кожей почувствовал. Ведь так и было в 1990-х. У меня было ощущение, что я заскакиваю в последний вагон. Уехал, страна развалилась, деньги обесценились, вклады сгорели, работы нет, на улицах стреляют. Отец запил, и через год его не стало. Мать и сестра так и не нашли себя. Там тоже все печально закончилось. Город я свой люблю. Поэтому пытался вернуться. И не раз. Очень хорошо помню, как в 1995 году, после третьего курса, приехал домой на каникулы и пришел в наш драмтеатр. Спросил у директора, будет ли работа для меня через год. На всю жизнь запомнил его выражение лица и фразу: «Я с радостью вас возьму! Не приезжайте сюда, молодой человек». Мы недолго говорили, всё было ясно без комментариев. Искренне говорю, при наличии нормальной идеи, дела, горящих людей готов жить где угодно...».
В 1996 году Алексей попал на радио и уже больше никуда не захотел уезжать из Москвы.
Алексей Зверев: «Я сын советского шахтера и горжусь этим. Жил в Новокузнецке до 22 лет и могу сказать, что это были счастливые годы. Жили не богато, но денег семье хватало, в частности на хорошие книги, обучение детей музыке и спорту. С детства отец часто повторял: «Лучше иметь три третьих разряда, чем один первый». Кому-то это покажется спорным подходом, но сейчас я понимаю, что человек, имеющий разные ресурсы, имеет больше вариантов их сочетаний. Много умений – это прекрасный старт. Так что всё, чему меня учили мама и папа, горные инженеры (выпускники СМИ). Всё, чем я увлекался, в том числе и брейк-данс, помогло мне в жизни».
Учился в знаменитой школе № 70, школе Ильи Оршанского. Занимался в хоровой студии. Буквально жил в образовательном учреждении.
Алексей Зверев: «Мы запоем общались, много читали, бесконечно пили чай (на хоре, чтобы всем хватило, заваривали кипятильниками чай в ведрах), ели бутерброды с вареной колбасой и кабачковой икрой в учительской, слушали умные разговоры педагогов, влюблялись друг в друга и медленно превращались в людей. В школе у меня были потрясающие учителя. Такого сочетания веры в тебя, доброты и терпения, как в студии «ВИТА» я мало встречал».
Особо тепло Алексей вспоминает директора школы Илью Оршанского: «Если Илье Михайловичу не будет поставлен в городе памятник, я буду огорчен. Уникальный, умнейший педагог-практик, музыкант и философ. Его наследие надо изучать всем, кто хочет заниматься педагогикой. Его школа не бюро добрых услуг. Это настоящее производство, производство людей. Вспоминаю о нём и улыбаюсь. Однажды в Новокузнецк собрались московские журналисты с ТВЦ, они попросили посоветовать человека, с которым обязательно нужно встретиться в городе. Направил их в школу к Оршанскому. По возвращении – визги, восторги, полный улет. Лучшие учителя школы за долгие годы работы с Оршанским тоже профессионально выросли. Например, мой педагог по фортепиано Ольга Томасовна Сумбатянц. Вы понимаете, у неё душа настоящий рентген: не просто обучает, а всё о вас знает, чувствует, всё понимает, счастлива, что вы есть и никогда не предаст».
С подросткового возраста Алексей увлёкся танцами в стиле брейк.
О брейк-дансе как ярком явлении массовой культуры в Новокузнецке заговорили на десяток лет позже, чем в Штатах. В 1986 году в Новокузнецке появились первые, довольно странные (по большому счету в этом танце и его стилях тогда мало кто разбирался), танцевальные кружки, где преподавали основные танцевальные па брейка.
В студии спортивного танца при ДКиТ КМК модный танец взяли на вооружение одни из первых. Акробатические элементы брейкинга, нижнего брейка, преподавал Сергей Семёнов, имевший отличную гимнастическую подготовку.
Алексей Зверев: «Именно в этой студии я познакомился Александром Баландиным, и позже мы стали частью главной брейк-банды Новокузнецка. Мне кажется, брейк-данс стал ещё более популярным в Новокузнецке после новогоднего «Огонька», который прошёл по Центральному телевидению в ночь с 1986 на 1987 год. Ближе к трём часам ночи на экране появился Владимир Пресняков с песней «Чарли» и великолепными танцевальными вставками. Тогда стало окончательно понятно, что брейк-данс в ближайшем будущем станет не только западным культурным явлением, но и советским».
В 1987 году произошло несколько важных событий культуры города. Усилиями новокузнецкого отдела культуры и руководителей ВЛСКМ города в районных домах культуры состоялись отборочные танцевальные конкурсы, а затем и первый городской конкурс эстрадно-спортивного танца «Брейк-данс». Согласно сохранившейся программке, это точное название мероприятия, которое прошло в Новокузнецком городском цирке 26 апреля 1987 года.
Алексей Зверев: «Удивительным для многих горожан стало то, что в зрительном зале был аншлаг, а на сцене кто-то реально выступал, хотя танец развивался в городе меньше года. Единственным грустным моментом того памятного вечера стало то, что новокузнецкие ребята не заняли ни одного первого места, хотя были очень близки к этому. Это было по-настоящему обидно».
Алексей Зверев: «Воодушевление, счастье от общения с такими людьми, какие встречались в Новокузнецке, невероятное. Жаль, что мой сын Лев их не знает, но я ему обязательно расскажу. Очень хочется много ему рассказать о жизни в Новокузнецке в 80-е. О том, как лазили на «вышку», так мы называли самую высокую нелегальную смотровую площадку города – высоковольтную мачту на берегу Томи, где-то в районе Левого берега. Город как на ладони. О том, что летом река Кондома теплая, как парное молоко, и в ней можно жить. О невероятно уютных кинотеатрах «Кругозоре» и «Пионере», которых сейчас нет, О том, что с друзьями беспрерывно грезили Нью-Йорком. В итоге реально побывать на Манхэттене удалось только мне. О том, как уговаривали официантов и тайком пили пиво в баре «Таежный». О том, как слушали «вражеские радиостанции». Последнему увлечению я, кстати, посвятил несколько лет.
Где-то в 1985 году я соорудил на крыше дома № 6 по улице Франкфурта собственную медную антенну, по уму, с изоляторами, чтобы не было искажений и помех, длиной метров 30. С её помощью мне удавалось слушать радиостанции всего мира. Советские «глушилки» с такой антенной не справлялись. Репертуар моих эфирных увлечений был самый разнообразный: BBC, «Радио Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», NHK из Японии, KFBS с острова Сайпан. Информация самая разнообразная: от политики, музыки до религии. Тогда я впервые узнал, кто такой академик Сахаров, почему он объявил голодовку и почему его сослали в Горький. Так назывался тогда Нижний Новгород. Сейчас доступ к информации абсолютный, а тогда ноль повдоль. Если представить, что Москва находилась за железным занавесом, то Новокузнецк жил просто в подземном бункере. А на радио была любая информация без оттенка коммунистической пропаганды о жизни людей за рубежом, о музыке. Радио заводило эмоционально и творчески. В то время я впервые задумался о том, что хотел бы работать там. Вот. Мысли оказались материальными».
В 1992 году Алексей поступил поступил в ВТУ им. М.С. Щепкина, в мастерскую В.И. Коршунова.
Алексей Зверев: «…почему я выбрал театральный? Да просто выбрал интересную жизнь. И немного потому, что с детства играл в школьных постановках в семидесятой школе. Сыграл бога Зевса в очках, оперного Руслана, Федота-стрельца и генерала в этой же сказке Филатова. В общем, с детства был обаятельным нахалом, а этот образ затягивает. Хотя, признаться, это творчество к профессиональному театру отношения не имело, но тогда меня раззадорило сильно. Знал, что конкурс большой, что ничего не понимаю в театре, но желание было ядерное. Приготовил к экзаменам девять отрывков из прозы, три стихотворения и две басни. Программа была на любой вкус. Просто не видел препятствий, проходил сквозь стены».
«ВТУ им. М.С. Щепкина. Это был ещё один случай, когда мне повезло с людьми. Невероятный подбор мастеров. «Наше всё» курса – Наталья Алексеевна Петрова. Она училась у Кнебель, а Кнебель – у Станиславского. Получается, что мы наследники его актерской системы по прямой линии. Такт, чутье на правду, доброта, требовательность и умение видеть суть человека и персонажа с первого взгляда.
Наталья Васильевна Шаронова, педагог по речи. На вступительном экзамене именно она отстояла меня. Она доказала коллегам, что моя манера говорить «на верхах» – это временное явление и её можно исправить, добавить моему звучанию «середины». Странно это вспоминать. Человек, которого не хотели брать в театральный из-за голоса с сипотцой, потом на радио полжизни отработал. Но надо отметить, что говора в Новокузнецке нет, и это прекрасно.
Коршунов – мастер. Кстати, был очень необычным педагогом. Он говорил о профессии редко и мало, но его замечания входили прямо в мозг. Помню разбор полетов после итогового экзамена на первом курсе. Показался я хорошо, но на экзамене отработал формально, на репетициях было живее. Виктор Иванович подозвал меня к себе. Посмотрел мне в глаза и вдруг как дал оплеуху! У меня мозг вскипел. Я никогда не был драчуном, но на удары в лицо мы в Кузне реагировали автоматически. Клянусь, я еле удержал себя, чтобы не ответить народному артисту СССР. На что он, спокойно глядя мне в глаза, сказал: «Вот, Зверев, молодец. Вижу переживания, живой глаз. Запомни эти ощущения на всю жизнь!» И ведь прав, а за методику спасибо. Сцена, микрофон, любое творчество доступны только наполненным, непрерывно, каждую минуту осознанно существующим людям.
Была в моей жизни ещё одна чудесная встреча, с художественным руководителем Щепки Николаем Ивановичем Анненковым, которому тогда уже было больше ста лет. Говорили, что если он пришел на занятия по речи, то «к тебе прилетела синяя птица». Чем мы с ним занимались? Плакали. Говорили об источнике творческой энергии артиста. Он это называл «мамой» и показывал это место пальцами под пупком. Когда тебе плохо, ты вспоминаешь маму и болит именно там. Да, мы рыдали несколько минут вместе. А затем он спокойно вытер слезы и ушел. Но ресурс подключения к своей детской природе у меня остался на всю жизнь.
Ребята со мной учились как на подбор: Марат Башаров, Георгий Дронов, Татьяна Шитова, Михаил Сафронов, Егор Баринов, Алексей Кабешев, Эльвира Болгова, Дмитрий Зеничев, Александр Карпенко, Елена Ивасишина. Талантливые, известные сегодня люди: режиссеры, артисты, педагоги. Почти все остались в профессии или около нее».
Спектакль по пьесе Пьера де Мариво «Игра любви и случая», постановка Натальи Петровой.
Снизу вверх: Алексей Зверев, Татьяна Шитова, Прохор Зикора, Елена Ивасишина, Марат Башаров, Алексей Кабешев, ВТУ им. М.С. Щепкина, 1995 г.
«Получается, что у меня два клейма: школа Оршанского и курс Коршунова. В общем, закончил я Щепку отлично, участвовал в трех выпускных спектаклях из четырех, но хотел работать только в Театре Моссовета. Старые спектакли театра обожаю до сих пор. Однако туда я не поступил после выпуска, а служить в других театрах не хотел...
Сложно было служить в театре не только в Новокузнецке. Безденежье, кино на боку лежит, подработать сложно из-за занятости. Только терпение, помощь родителей и жилье в Москве помогали выпускникам. У меня на тот момент ничего из этого джентльменского набора актера 90-х не было. В театре работать не стал, в кино работу не искал, хотя из профессии уйти до конца не удалось. Мои друзья шутят: если ты познакомился со Зверевым, то через двадцать минут вы будете говорить о радио. Не хочу оправдываться, так и есть. Я до мозга костей радийный человек и профессии радиоведущего посвятил в общей сложности четверть века.
А началось всё в Щепке на четвертом курсе. В итоге я работал на «Радио 7 на семи холмах», «Авторадио», «Ретро FМ». До сих пор консультирую руководство и творческий персонал коммерческих радиостанций. Написал учебник для радиоведущих «Быть диджеем, или Мои любимые 20 секунд!», создал сайт «Радиоведущие.ру». Всегда мечтал открыть в Новокузнецке местное радио, даже делал выездные семинары для «Апекс-радио».
А что сегодня? «…публичность стала практически нормой в современном мире. Мы везде в толпе: в социальных сетях, в блогах, в мессенджерах. Постоянно общаемся. Вот этот конфликт в жизни современного человека меня сподвигнул на поиски новых ресурсов для медиа. Сегодня все навыки и инструменты, помогающие человеку рассказать о себе и мире – речь, письмо, актерская выразительность, компьютерные технологии – доступны и действуют по хорошо описанным законам. Если знать эти законы, можно не только успешно их использовать в своей жизни, но одновременно и обучать других. Это уже не просто курсы ораторского искусства, риторики, радиоведущих или школа театрального искусства. Это синтетическое знание об эффективной коммуникации людей. В этом направлении мне интересно думать».
Брейк-группа Surprise, 1986-1989
Во время танцевальных выступлений за кулисами познакомились несколько ребят, которые и создали группу под названием Surprise, специализировавшейся в основном на верхнем брейке. Это брат и сестра, Алексей и Ольга Галдины, а также дуэт Алексея Зверева и Александра Баландина. Кто предложил название, сейчас сказать трудно, но оно получилось весьма удачным и запоминающимся.
Подружившиеся, воодушевленные успехом и неожиданной популярностью у зрителей, летом 1987 года ребята начали придумывать, собирать по крупицам новые движения, трюки («пачки»), регулярно встречаться и устраивать публичные выступления (баттлы) в разных районах. Руководители ВЛКСМ города тогда делали все, чтобы сотрудничать и чаще общаться с неформальной молодежью.
Результатом этой опеки стало обещание отдать под молодежный центр здание закрытой детской больницы на улице Строителей (не получилось, открылся Танцевальный зал), а также выступление брейкеров на первом рок-фестивале в Новокузнецке, который прошел летом 1987 года.
Несмотря на дождливую погоду и то, что брейк сложно вписывался в стилистику концерта, зрители приняли танцовщиков очень тепло, а главное – ребята запомнились самим рок-музыкантам. На рок-концертах группа Surprise стала выступать регулярно.
В 1987 Surprise вместе с поп- и рок-группами c успехом гастролировала по области: Осинники, Белово, Березовский, Мыски. Танцевальные номера ребят вставляли в свои программы «Вектор», «13», «Уровень А».
Ещё одним знаковым событием года стало открытие легендарного Танцевального зала по адресу улица Покрышкина, дом 4 (сегодня в этом здании находится джаз-клуб «Геликон»). Руководство зала (директор Галина Владимировна Семёнова) с самого начала было благосклонно к ребятам, занимавшимя брейк-дансом.
Алексей Зверев: «Алексею Галдину предложили возглавить студию спортивного танца Surprise: он был самым старшим по возрасту. Брейкерам, сейчас бы сказали би-боям, были созданы максимально комфортные условия. Мы получили два просторных зала с раздевалками, душевыми, балетными станками, аудиоаппаратурой, матами для тренировки трюков, тренера по акробатике, а главное, доступ ко всем ресурсам самого Танцевального зала и сцене. Бесплатно! Через несколько месяцев занятий ребята делали рондат-фляк-сальто назад, а некоторые, особенно прыгучие, например Константин Полосухин и Алексей Смыков, – сальто назад и вперед с места. На выступлениях группы это неизменно производило сильное впечатление. Уже 30 октября 1987 года Саша Баландин научился одному из самых сложных на то время трюков в брейкинге – геликоптеру без использования рук. На тот момент ни один новокузнецкий танцовщик, не имевший профессиональной гимнастической или акробатической подготовки, не умел делать это травмоопасное движение. Вместе с тем Surprise по-прежнему остался группой, которая делала акцент не на силовых стилях, а на пластике.
Ребята просто жили в Танцзале. Вместе отдыхали, вместе тренировались, практиковались и выступали едва ли не ежедневно на дискотеках, которые проходили в Танцевальном зале (ведущим был прекрасный МС Александр Охотников). Танцзал стал центром концертной жизни Новокузнецка. В нём выступали Валерий Леонтьев, бит-квартет «Секрет», Сергей Минаев, Ефим Шифрин. Ребята познакомились с популярными людьми, музыкантами, получили доступ к самой разнообразной музыке благодаря большой фонотеке Танцевального зала и, конечно, смотрели американские фильмы в видеосалоне, который находился в баре на первом этаже. Их энтузиазму можно было позавидовать.
Именно тогда удалось посмотреть кассету с записью брейк-фестиваля, проходившего 1986 году в Финляндии. В этой стране был развит, так называемый верхний брейк самых разных стилей: электрик буги, робот, кингтут, поппинг. Первый же просмотр этого видео, а также (наконец-то!) американского фильма «Брейк-данс» настолько воодушевил всех, что кардинально изменил имидж группы Surprise. Из всех стилей, с которыми до этого мы познакомились, был выбран кингтут (египетские фрески). Сложный, необычный и специфичный, он стал визитной карточкой группы и позволял иметь индивидуальное лицо и побеждать на конкурсах, в которых удавалось принять участие ребятам. Многие фирменные трюки кистями рук были придуманы самостоятельно».
Со временем состав группы Surprise серьезно расширился. В него в разное время входили: Алексей Галдин, Ольга Галдина (сестра Алексея), Ольга Галдина (супруга Алексея, в девичестве Конькова), Алексей Зверев, Александр Баландин, Алексей Смыков (темнокожий парень, мама которого была русской, а отец родом из Конго), Константин Полосухин, Евгений Стряпчев, Сергей Горбунов, Дмитрий Архипов, Сергей Семенов, Наталья Гилева, Валерий (?) Агауров (воспитанник детского дома). С коллективом дружила группа современного танца Татьяны Каргопольцевой, которая также базировалась в Танцевальном зале, в результате чего было сделано немало совместных работ в смешанной стилистке.
Благодаря поддержке горкома ВЛКСМ к началу 1988-го, всего год спустя после первого фестиваля в цирке, группа Surprise вышла совершенно на иной профессиональный уровень. Пришло время показать себя. 17 апреля 1988 года в цирке состоялся второй городской конкурс брейк-данса. Ребята были готовы к победам, и победы пришли. Танцовщики на конкурсе представляли Новокузнецк, Красноярск, Томск, Кемерово и города Кузбасса. Но в этот раз всё было куда успешней и профессиональней. Особенно отличились Алексей Галдин (первое место в стиле робот), призёрами стали Сергей Семенов и Алексей Зверев.
После этого успеха городские власти охотно отправляли ребят на различные конкурсы и в творческие командировки. Алексей Галдин, к примеру, побывал в Риге, где изучал опыт местных мастеров брейка. Многое из этой поездки удалось взять на вооружение. В 1988 году на конкурсе в Красноярске в индивидуальный финал вышел Алексей Зверев. На конкурсе в Екатеринбурге одно из призовых мест занял Сергей Семёнов. Триумфом группы Surprise стало выступление на открытом конкурсе в Омске. В индивидуальной программе неплохо выступили Сергей Горбунов и Сергей Семёнов. А дуэт Алексея Галдина и Алексея Зверева занял первое место за исполнение танца «Сиамские близнецы» в стиле кингтут. Изюминкой номера было то, что несколько минут ребята танцевали, прислонясь друг к другу. Их руки и ноги переплетались самым невероятным образом. К сожалению, ни видео, ни фото танца не сохранились.
Последним для группы стал 1989 год. Алексей Галдин и Ольга Конькова позже стали семьей и завели детей. Алексей Зверев погрузился в учебу на инязе, Константин Полосухин, а затем и Александр Баландин ушли в армию, Алексей Смыков отучился на зубного техника и уехал за границу, Через некоторое время жизнь в стране, а затем и в Танцевальном зале стала совершенно другой. Места для брейк-данса в нем не осталось.