Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Волченков Валентин Николаевич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё один раздел с персоналиями - 
«Читаем город», где также представлены биографии известных земляков.

Фотожурналист, фотокорреспондент газеты «Кузнецкий рабочий (1976-2018).
Член Союза журналистов РФ (1994)

Родился в Новокузнецке. Здесь же окончил школу № 2 (1966). Отслужив в рядах Советской Армии (Норильск, зенитно-ракетные войска), 26 января 1972 года устроился работать фотокорреспондентом корпункта Кузнецкого металлургического комбината (в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался «КМК-фильм».

Набравшись опыта, в сентябре 1976 года Валентин Николаевич пришёл работать фотокорреспондентом в городскую газету «Кузнецкий рабочий», которой оставался верен всю трудовую жизнь (2018).

В 1987 году Валентин Николаевич окончил факультет русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института.

В 1998 году был назначен заведующим отдела фотоиллюстрации газеты «Кузнецкий рабочий».


В начале 2000-х годов принимал участие в подготовке и проведении фотовыставки о Кузбассе в Москве. В 2005 году в составе группы журналистов покорил безымянный тогда пик Поднебесных Зубьев – пик газеты «Кузнецкий рабочий» (в честь 75-летия газеты).

В 1964 году в Доме творческих Союзов был организован фотоклуб «Сибирь», который ведет начало с вызвавшей большой резонанс в городе фотовыставки. У истоков фотоклуба «Сибирь» стоял и Валентин Николаевич Волченков, до сих пор работающий в этой общественной организации.


2 февраля 2022 года в Доме творческих союзов открылась персональная выставка Валентина Волченкова «Пространство бытия», приуроченная к 75-летнему юбилею автора.

Награды: Почетная грамота союзов журналистов России за плодотворный труд и вклад в развитие фотожурналистики Кузбасса (2003), Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникации Российской Федерации (2008), медали «60 лет Кемеровской области» (2003), «За служение Кузбассу» (2010), «За веру и добро» (2015).

1974 – II место, фотовыставка к 50-летию комсомола.
1975 – II место, фотовыставка «Новокузнецк».
1977 – диплом, фотовыставка INTERPRESSPHOT0-77.
1980 – I место, фотовыставка «Новокузнецкая фотография».
1983 – I место, фотовыставка «Фотопанорама 83».
1985 – диплом, областная фотовыставка «Подвиг, ставший легендой!».
1987 – II место, творческий конкурс журналистов редакции городской газеты «Кузнецкий рабочий».
2000 – I место, фотовыставка «Кадр 2000».
2005 – победитель, конкурс на лучший журналистский материал о ЗАО «Кузбасская ярмарка» в номинации «мастер фото».
2005 – диплом, фотовыставка «Открой свой город».
2005 – гран-при, фотовыставка «Кузнецк 75» за формирование облика газеты «Кузнецкий рабочий и ведущую роль в развитии городской фотографии.
2006 – диплом, выставка «Фотоюмор -2006».
2008 – диплом, выставка «Фотоюмор -2008».


«Документалистика – мой хлеб» / Татьяна Шипилова // Новокузнецк. – 2022. – 20 января (№ 2). – С. 8.

Специалисты с полным правом считают, что в нынешнюю эпоху визуальной коммуникации и цифровых технологий фотография занимает особое место в информационных потоках. И спецы-профи, как всегда, правы. Сегодня трудно представить любой вид СМИ без фоторепортажа, фотопортрета, фотоочерка, фотомонтажа. Именно фотография даёт нам возможность почувствовать себя частью истории.

Увидеть и создать историю
Фотоснимки с места событий в Инстаграме или Твиттере, конечно, предоставляют возможность чувствовать себя в гуще событий. Но во-первых, эти фотографии непрофессионально сделаны, а во-вторых, они не дают возможность увидеть исторический ряд. Визуально создавать истории, показывать характеры людей в сложившихся обстоятельствах нужен талант. У известного не только в городе, но и за пределами Кузбасса фотожурналиста Валентина Николаевича Волченкова, который на днях отметит круглую дату – 75 лет, для таких визуально исторических повествований есть и талант, и опыт, и, несмотря на возраст, желание познавать новые аспекты, видеть новые горизонты в этом интересном и увлекательном фотомире.

Валентин Волченков в таинственный и познавательный мир фотографии был приглашён сразу же после завершения армейской службы. В январе 1972 года он устроился на киностудию Кузнецкого металлургического комбината, иначе – в корпункт Минчермета, который был расположен на улице Кирова, 12, рядом с канувшим в Лету кинотеатром «Пионер». «Так что у меня двойной юбилей: в этом месяце я отмечаю и полвека своей трудовой биографии», – говорит юбиляр.

Певец трудовых будней
Корпункт был приписан к Центральной лаборатории КМК, но по идеологическим соображениям относился к парткому. Валентин Волченков, принятый на должность техника лаборатории, делал фоторепортажи о трудовых буднях сталеваров, доменщиков, других работников комбината. Певец трудовых будней, как порой называли в те годы заводских фотографов. Снимки репортажного плана размещались тогда для всеобщего обозрения на больших стендах, установленных на проспекте Курако и рядом с заводским тоннелем. В лаборатории проходили и заседания фотоклуба «Сибирь», который организовал фотожурналист Александр Фёдорович Санаров. Лучшего места и лучшей базы для фотографов было не сыскать! Лаборатория в полном комплекте могла предоставить всё необходимое для фотопроцесса, и в первую очередь – химикаты. Вскоре Александр Фёдорович пригласил Валентина поработать фотокорреспондентом в городскую газету: «Не сомневайся, у тебя должно получиться!», – утверждал он. Получилось. Заведующим отделом фотоиллюстраций Валентин Николаевич проработал до января 2018 года. При этом, получая высшее образование и проходя учебную практику в школах, заочно учился в Новокузнецком педагогическом институте по специальности «преподаватель русского языка и литературы». «Литфак дал мне гораздо больше, чем факультет по подготовке режиссёров самодеятельных фотостудий Кемеровского института культуры, в который я собирался сначала поступать. Он помог мне расширить кругозор, получить знания, которые потом пригодились в фотожурналистике», – признаётся Валентин Николаевич.

Не только миг – умение мыслить
За эти пятьдесят лет Волченков удостоен немало наград, состоялось множество персональных выставок и конкурсов, за участие в которых он получил дипломы лауреата. Среди них – «Человек и природа», «Интерпрессфото-77», «Новокузнецк и новокузнечане», «Человек и металл», «Кадр-2000», «Фотоюмор». Завоёвывал гран-при в «Кузнице-75», а также «За ведущую роль в развитии городской фотографии», и многих других конкурсных мероприятиях.

Валентин Николаевич признаётся, что в социальной фотографии он во многом ориентировался на картины художников-передвижников – Сурикова, Репина и других. Для него произведения передвижников были примером социального репортажа. И вообще для одного фотожанра требуется только успеть поймать миг, в другом жанре необходима длительная работа мысли, кропотливое выстраивание репортажного ряда. Профессия фотожурналиста дала возможность Валентину Волченкову повстречать множество интересных людей, вплотную познакомиться с журналистским братством и взаимовыручкой. Так, однажды вместе с коллегой-газетчиком пришлось срочно выезжать на место падения пассажирского «Боинга» под Междуреченском. «Дело было в апреле, и на мне была весенняя кожаная куртка, а на ногах – демисезонные лёгкие ботинки. А выезжать надо было срочно. Прямо с места в карьер добрались мы до вертолётной площадки. Оттуда на вертолёте к месту аварии. Картина, конечно, страшная. Самолёт при падении буквально перемололо, – вспоминает Валентин Николаевич. – Я всё, что надо было для репортажа, отснял, а пишущему журналисту недостаточно, ему нужны были дополнительные факты. Пока парень, собирая материал, брал интервью – все вертолёты улетели, и выбираться из этой таёжной глуши в куртке и ботиночках было немыслимо. Апрель, вокруг сугробы и непролазная весенняя жижа. Хорошо, что нас в обратный путь подобрал УАЗик, в котором и без нас было немало пассажиров и в котором мы кое-как, едва не переворачиваясь на крутизне, по весеннему бездорожью доехали до Междуреченска».

А как быть дальше? Время уже позднее, автобусы не ходят. Вызывать из Новокузнецка редакционную машину не представлялось возможным. Но благо по-братски их захватили с собой в Новокузнецк коллеги – тележурналисты. Так и выручало всех общее журналистское братство.

Воображение для «Чёрного квадрата»
Выйдя на заслуженный отдых, Валентин Волченков не собирается останавливаться на достигнутом. У него появилось свободное время более досконально изучить цветовую гамму для создания более колоритной цветной фотографии. И опять-таки ориентиры в этом у фотожурналиста на художников – Казимира Малевича и Василия Кандинского. «Сегодня мне этот ракурс – применение цвета в фотографии – очень интересен! К примеру, в пейзажах. В этом плане увлекательна концепция цветовой гаммы Казимира Малевича. Художник дал волю цвету! Многие знают его «Чёрный квадрат». Картина не просто некое магическое изображение, она заставляет в полную силу работать наше воображение. Чёрный цвет – это цвет, который не отражается в отличие от белого. Но в нём можно найти всё! И мне сегодня очень хочется поиграть с колоритными оттенками в полную силу, а значит и со зрительским восприятием цвета и воображением», – делится своими ближайшими намерениями известный в широких журналистских кругах фотокор. А они, как известно, подобно журналистам-газетчикам, бывшими не бывают.

Сила, динамика, энергетика
К своему юбилею Валентин Николаевич готовит соответствующую юбилейную фотовыставку. В этой фотоэкспозиции будет отражена и задушевная лирика, и пейзажи. Непременно будут представлены сюжеты тридцатилетней давности, те самые лихие девяностые с их забастовками и пикетами, через которые нам всем довелось пройти. И конечно же газетный фотоматериал, ставшие историей документальные кадры. «Документалистика – мой хлеб. Она – сила, динамика, энергетика!», – восклицает автор выставки.

Рассматриваем фотоснимки, которые будут размещены в предстоящей фотоэкспозиции под названием «Пространство бытия». На одном из них – взявшиеся за руки ребятишки из многодетной семьи – жители Малоэтажки, что пытаются отстоять свой частный дом, который у них конфискуют за огромные долги по коммуналке. («Отстояли!»). На другом – маленький, насупленный мальчик с плакатом в руках: «Мне трудно дышать!» – явный намёк на неблагоприятную городскую экологию. Отображены и две харизматичные личности, почти в объятиях друг друга – политик Владимир Жириновский и Иван Неешхлебов, директор Новокузнецкого ликёро-водочного завода, внешне похожие на братьев-близнецов. Или пожилой интеллигентного вида мужчина, в плаще и шляпе, с развёрнутым лозунгом: «Нас спасёт только самоотверженный труд!». И рядом с ним – женщина в униформе дворника – фуфайке, грязном фартуке и огромных сапогах, с метлой в руках, что попала на митинг случайно, мимоходом, сразу же после уборки двора. Будет представлена на экспозиции и серия снимков, сделанных в безбашенные девяностые. Когда на Кузнецкий металлургический комбинат приехала группа военных американцев, для контроля по уничтожению (переплавки на металл) почти новых советских танков. В серии – особенно говорящий о тех временах фотоснимок с изображением сидящего с победоносным видом в кабинете под российским гербом и знаменем бравого американского вояки. С высоко закинутыми нога на ногу, как это любят делать янки, в позе всемогущего хозяина положения!

Или серия фотоснимков о добыче огромными механизмами-монстрами полезных ископаемых из кузбасской земли. Могучие экскаваторы, вгрызаясь, вскрывают сопротивляющуюся землю. «Лично я считаю, что мы пользуемся недрами, беря их в долг у будущих поколений. А вовсе не оставляя их в наследство. И искалеченная таким варварским вмешательством в её чрево Земля мстит человеку авариями на угольных разрезах», – утверждает Валентин Николаевич. Есть трогательные по своей сути снимки; есть с довольно серьёзными, а то и с забавными сюжетами… Но все фотографии интересны и по-своему уникальны. Потому что все они – отражение того времени, того мига, который уже не вернёшь.
Е. Э. Протопопова, февраль 2022
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео