Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Бобкин Александр Алексеевич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 
А. Бобкин. Фото - Lusy Besson Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич Презнетация альбома-каталога А. Бобкина. Художественный музей. 20.09.2016 Л. Данилова. В. Карманов, А. Бобкин Бобкин Александр Алексеевич Бобкин Александр Алексеевич А. Суслов, А. Бобкин Бобкин А.

Бобкин Александр Алексеевич

Дата рождения 17.05.1952
Сфера деятельности: Работники культуры, Художники

Русский / голландский художник (живописец, график).
Член Союза художников СССР (1977)

Александр Бобкин – ярчайший художник-график нашего времени, лидер группы молодых художников Новокузнецка в 1970-1980-е годы. Он родился в Сталинске (Новокузнецке) 17 мая 1952 года (дата уточнена самим художником), здесь же окончил восьмилетнюю школу, а в 15 лет поступил в Ярославское художественное училище (1967-1972), педагоги В. В. Кортович, А. А. Чурин. В 1972 году вернулся в Новокузнецк. В 1971-1974 гг. занимался в студии Е. А. Розенблюма в Экспериментальном творческо-производственном комбинате.
С 1972 года участвует в городских, областных, региональных, республиканских и международных выставках. Член Союза художников СССР с 1977 года, в 1983-1986 гг. - член правления Союза художников СССР. Принимал участие в разработке проекта художественного оформления и наглядной агитации Западно-Сибирского металлургического завода (1974). Участвовал в международном симпозиуме художников-графиков в Венгрии (1977). Работает преимущественно над темами исторического существования культуры; со второй половины 1980-х гг. интерес концентрируется на традиционных культурах Азии (Таймыр, Хакасия, Тува, Туркмения). С 1980-х гг. тема «знак – символ – смыслы» пронизывает его живопись.

В декабре 1982 году во время обновления экспозиции Новокузнецкого краеведческого музея, которая продолжалась с 1977 по 1985 годы, в тандеме с Н. С. Статных Бобкин выполнил большую художественную работу: 18 отдельных панно (гравюры на металле). Эти офорты составляют единую композицию – панно «Колывано-Кузнецкая укреплённая линия», которое и в новой экспозиции (открыта в 2014 году), по-прежнему украшает отдел истории музея.
Лариса Георгиевна Данилова отмечает, что «тема истории и современности – основная тема в творчестве Бобкина. Преимущественным содержанием его работ уже в первой половине 1980-х годов стал внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк – Новокузнецк»). И это касалось не только городской темы. Серии его графических листов «Ленинград», «Хреновской конный завод» также несут в себе ностальгическую интонацию по уходящей высокой культуре, традиционному укладу жизни не такого уж и далекого прошлого. Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах. Поэтому обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта стало у А. Бобкина закономерным».
В 1984 году А. Бобкин стал лауреатом премии «Молодость Кузбасса».

С 1990 года живёт в Голландии (Неймеген), добился профессионального успеха. Сегодня Александр Бобкин – преуспевающий художник (личный сайт).
Его произведения хранятся в собраниях Новокузнецкого художественного музея (более 100 работ), Музея народов Востока, они не раз экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Варшаве, Берлине и других городах мира.

Личная галерея


Произведения Александра Бобкина в собрании Новокузнецкого художественного музея : альбом-каталог / автор-сост. Л. Г. Данилова. – Новокузнецк, 2016. – С. 4-15.
…Его искусство в нашем городе развивалось в рамках еще советского периода, оно захватило лишь начальный период перемен, но в своем развитии прошло все стадии от довольно меланхолического отождествления с реальностью до резкого неприятия ее и до окончательного ухода в область идеализации первобытных и традиционных культур.
Коллекция произведений Александра Бобкина является одной из самых крупных в собрании Новокузнецкого искусства – 110 графических и 12 живописных работ. Комплектование этой коллекции было определено как приоритетное в собирании произведений новокузнецких художников.
Его творчество завоевало почти всеобщее признание, хотя немало было и нападок, поскольку он уже в 1970-х годах разрабатывал свой, весьма условный язык. Бывшее в Союзе у власти в те годы старшее поколение художников довольно неохотно признавало его успехи. В то же время среди молодых художников он имел непререкаемый авторитет. Музей начал приобретать графические листы Александра Бобкина довольно рано – в конце 1970-х годов – благодаря этому удалось собрать большую коллекцию не просто по количеству работ, но и равномерно распределенную по годам – с 1972 по 1990 год.
Александр Бобкин родился в 1952 году в Новокузнецке; начальное художественное образование получил в школе-интернате № 74 под руководством Л. Д. Шаталова, а затем – в изостудии Дворца культуры металлургов А. В. Холодовой.
Первые годы после окончания Ярославского училища Александр Бобкин создавал графические произведения вполне в духе реалистической школы – «Автопортрет» (1972), «Интерьер с креслом», «Интерьер с ботинками», «Ярославль. Воспоминание» (1973), но в них уже чувствуются и определенные индивидуальные, авторские интонации. Эти интонации ощущаются в несколько меланхолическом настроении, склонности к созерцательным мотивам.
В середине 1970-х, создавая серию офортов «Портреты русских писателей» (1975-1976), художник прибегает к языку условных форм, совмещая собственно портретный образ и сопредельные с ним пространства с изображением действующих героев того или иного писателя. Серия экспонировалась в 1979 году на 2-й Всероссийской выставке эстампа и завоевала ему первую известность.
На протяжении первых десяти лет после окончания училища Александр часто участвовал в творческих поездках по стране с группой акварелистов; выезжал На творческие дачи, среди которых на первое место по степени влияния на его творчество можно назвать Сенеж. Работа в дизайн-студии Е. А. Розенблюма усилила интерес художника к новым формам. В 1978-1979 годах совместно с другими молодыми художниками создает проект художественного оформления Запсиба (не реализован). В 1977 году Бобкин едет на международный творческий семинар в Венгрию, где ему удалось познакомиться с современным искусством художников других стран. Созданные в этом же году две монотипии «Наводнение» и «Разговор о наводнении» - отличает особая острота свободного, импровизационного рисунка. В таком же экспрессивном стиле выполнена и вся венгерская серия, созданная в различных осваиваемых художником техниках: темпера, соус, сепия, рисунок пером и тушью, монотипия.
В 1980-1981 годах продолжается работа для города и о городе – это серия офортов «Земля Кузнецкая» по истории дореволюционного Кузнецка для городского краеведческого музея – «Гора Маяковая» и «Провинциальный Кузнецк» – и офорты серии «Сад металлургов». В сочетании с более ранним циклом «Город» (1976) и более поздней серией «Кузнецкстрой II» (1985), а также офортом «Кузнецк - Новокузнецк» (1988) – эти произведения не только отражают историческую и современную жизнь города, но и показывают эволюцию восприятия ее художником.
Тема современности в творчестве художника всегда наиболее показательна в плане его развития. Она особенно требует самостоятельного, независимого решения. В этом отношении интересна выполненная соусом серия «Окна» (1980), в которой, по-моему, находят отражение размышления А. Бобкина о природе труда художника, способного видеть окружающую его действительность лишь фрагментами, и дополняющего эти «осколки» целого своим воображением. Воображение как инструмент воссоздания целостного образа - природное свойство каждого художника.
Гораздо реже в искусстве можно увидеть его как средство постижения сути видимой реальности. Сознательно или интуитивно Александр Бобкин продвигается в своем развитии именно в этом направлении.
К началу 1980-х годов, по сути, сложился узнаваемый творческий стиль Александра Бобкина. Формально он характеризуется свободным импровизационным «летящим» штрихом в рисунках и офортах и более детальной и сдержанной манерой изображения в многоцветных офортах.
Хотя впоследствии у него меняется отношение к цвету и в офортах: он становится менее предметно обусловленным, более привязанным к эмоциональной составляющей образа. Что представляется более важным, складывается определенный круг тем, ставший определяющим для искусства художника в период расцвета его творческой личности. Эти темы невозможно идентифицировать с существовавшими в то время темами и сюжетами, поскольку у Бобкина они связаны с глубоко личностными, как тогда сказали бы, с «субъективными» переживаниями и подобным же восприятием мира.
Сегодня нам гораздо понятнее и ближе та, уже узнаваемая, меланхоличная авторская интонация и в серии «Ленинград», и в серии «Хреновской конный завод», и в серии «По Кубани», которые несут в себе трезвое понимание распада, угасания традиционных ценностей и, одновременно, влюбленность в осязаемую фактуру уходящей реальности. Эта интонация с колебаниями в сторону горечи, сарказма или любования определяет искусство А. Бобкина на протяжении всех 1980-х годов.
Серия «Ленинград» в наибольшей степени характеризует творческую индивидуальность Бобкина, поскольку именно в этих лучших его произведениях противоречивость переживаний подчинена господствующей гармонизирующей цельности образов. В этой серии Александру удалось найти особый прием, помогающий передать главное впечатление, передающее его восприятие Ленинграда – построение изображения, напоминающее сферическую перспективу, но не следующее ей буквально. Расходящиеся вверх вертикали концентрируют наше внимание на точке зрения художника.
Это создает ощущение простора, огромного пространства, его окружающего, и одновременно ощущение явного неблагополучия, упадка в состоянии хорошо всем известных архитектурных сооружений. Здесь снова в нерасторжимой связи выступают позитивные черты – великолепная архитектура – и ощутимые приметы ее разрушения временем.
В других его работах яснее проступает неустойчивость восприятия реальности художником: наиболее гармонично воплощаются сюжеты, связанные с культурой в её историческом аспекте или с личными воспоминаниями («Сад металлургов», 1980, «Старинные сюжеты», 1984) Более современные события предстают в компромиссном соединении различных по настроению листов в рамках одной серии («По Кубани», 1981), «Кузнецкстрой II», 1985).
Тема истории и современности – основная тема в творчестве Бобкина – развивается с постепенным изменением авторской интонации: окрашенная теплым, иногда ностальгическим чувством («Сад металлургов»), она постепенно становится жесткой и даже трагичной («Кузнецкстрой II»).
Преимущественным содержанием его работ становится внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк - Новокузнецк», 1988).
Эта направленность его творчества развивается по восходящей линии и достигает кульминации в серии, которая экспонировалась на выставках «Экология» и «Регион» «Рисунки на перфокартах» (1980-1987) – заменяющей меланхоличность ностальгии горькой, обличительной отповедью культуре современного общества, а сложную, трудоемкую технику офорта –экспрессией свободного рисунка.
Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах, и обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта было у Бобкина закономерным.
В середине 1980-х годов под влиянием красноярского художника Николая Рыбакова, с которым он путешествовал по Хакасии и Туве, эта тема получает дальнейшее развитие. Интересно, что его знакомство с традиционными культурами вначале воплощается в листах трагического содержания, которое продолжает линию предшествующего периода. Александр Бобкин фиксирует распад традиционных форм жизни коренных народов Сибири, причем распад с элементами насилия, агрессии («Улус Агаскыр» 1987, собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств). Но по мере более глубокого изучения не только реальных условий жизни хакасов, тувинцев, долган, но и научной литературы по культуре, мифологии этих народов, возникает целая серия произведений, навеянных поэтикой древней космогонии мира и подчиненному ей традиционному укладу жизни.
Позднее возникают серии «По следам древних культур Сибири» (1987-1988), «Знаки ушедших родов» (1990), содержащие в себе апологетику первобытного миропонимания и мирочувствования... Язык художника становится лаконичным, еще более условным, явно прослеживается стилизация изображений под наскальные рисунки.
Вместе с тем понятно и обращение художника к технике живописи, позволяющей контрастами в трактовке формы и цвета создать своего рода диалог архаики и современности. Бобкин помещает элементы архаических форм (мотивы наскальных рисунков, тамги) в абстрактную свето-цветовую среду, сакрализирующую данные знаки, доводящую их до уровня первичных пластических формул, букв или иероглифов праязыка.
Здесь же присутствуют и работы, несущие в себе ясно выраженное содержание: это могут быть сцены свершаемого пути, охоты как неких сакральных действий. Изучая древние знаки и образы, Бобкин подчиняет их собственной концепции. Она заключается в абсолютизации ценности образа, доведенного до уровня иконы. Образ соединяет в своей цельности цельность мира, его целесообразность и гармонию.
Наравне с Николаем Рыбаковым Александр Бобкин может считаться основателем направления современного искусство «археоарт» или «неоархаика», а если учесть, что уже в 1980 году он создал работу «Гора Маяковая», основанную на стилизации петроглифов, то его первенство в этой области не вызывает сомнения. Вместе с тем опыт обращения художника к этой теме ясно показывает, что апологетика древних культур в археоарте во многом имеет характер компенсаторной функции по отношению к дисгармонии современной реальности.
Таким образом, замыкается целый период творчества Александра Бобкина и замыкается музейная коллекция его произведений. Она характеризуется полнотой представления его развития от начала самостоятельной работы до вершин его искусства в рассматриваемый период, выявляет логику становления личности художника и фиксирует замечательное явление в искусстве Новокузнецка.

Дополнительные материалы

«Een dag uit het leven van Alexander Bobkin»: fragment from the video documentary «A Day in the Life of Alexander Bobkin» (2005)

Выставка картин Александра Бобкина: видеосюжет

Мотивация обращения к архаике в творчестве Александра Бобкина и Александра Суслова / Л. Данилова

Новокузнецкие художники: поиски выхода из тупика современности / Данилова Лариса Георгиевна

Александр Бобкин / Иван Бодхисатхва // Кузнецкий рабочий. 2012. 17 мая.

Александр Бобкин как зеркало / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2012. 7 июня (№ 65). С. 3.

Художник и время / Наталья Каменева // Новокузнецк. 2012. 12 июля (№ 51). С. 5.


Е. Э. Протопопова (составитель), 2016 (дата обновления 10.01.2024)
Видео

Посмотреть видео