Русский / голландский художник (живописец, график).
Член Союза художников СССР (1977)
Александр Бобкин – ярчайший художник-график нашего времени, лидер группы молодых художников Новокузнецка в 1970-1980-е годы. Он родился в Сталинске (Новокузнецке) 17 мая 1952 года (дата уточнена самим художником), здесь же окончил восьмилетнюю школу, а в 15 лет поступил в Ярославское художественное училище (1967-1972), педагоги В. В. Кортович, А. А. Чурин. В 1972 году вернулся в Новокузнецк. В 1971-1974 гг. занимался в студии Е. А. Розенблюма в Экспериментальном творческо-производственном комбинате.
С 1972 года участвует в городских, областных, региональных, республиканских и международных выставках. Член Союза художников СССР с 1977 года, в 1983-1986 гг. - член правления Союза художников СССР. Принимал участие в разработке проекта художественного оформления и наглядной агитации Западно-Сибирского металлургического завода (1974). Участвовал в международном симпозиуме художников-графиков в Венгрии (1977). Работает преимущественно над темами исторического существования культуры; со второй половины 1980-х гг. интерес концентрируется на традиционных культурах Азии (Таймыр, Хакасия, Тува, Туркмения). С 1980-х гг. тема «знак – символ – смыслы» пронизывает его живопись.
В декабре 1982 году во время обновления экспозиции Новокузнецкого краеведческого музея, которая продолжалась с 1977 по 1985 годы, в тандеме с Н. С. Статных Бобкин выполнил большую художественную работу: 18 отдельных панно (гравюры на металле). Эти офорты составляют единую композицию – панно «Колывано-Кузнецкая укреплённая линия», которое и в новой экспозиции (открыта в 2014 году), по-прежнему украшает отдел истории музея.
Лариса Георгиевна Данилова отмечает, что «тема истории и современности – основная тема в творчестве Бобкина. Преимущественным содержанием его работ уже в первой половине 1980-х годов стал внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк – Новокузнецк»). И это касалось не только городской темы. Серии его графических листов «Ленинград», «Хреновской конный завод» также несут в себе ностальгическую интонацию по уходящей высокой культуре, традиционному укладу жизни не такого уж и далекого прошлого. Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах. Поэтому обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта стало у А. Бобкина закономерным».
В 1984 году А. Бобкин стал лауреатом премии «Молодость Кузбасса».
С 1990 года живёт в Голландии (Неймеген), добился профессионального успеха. Сегодня Александр Бобкин – преуспевающий художник (личный сайт).
Его произведения хранятся в собраниях Новокузнецкого художественного музея (более 100 работ), Музея народов Востока, они не раз экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Варшаве, Берлине и других городах мира.
Личная галерея
Произведения Александра Бобкина в собрании Новокузнецкого художественного музея : альбом-каталог / автор-сост. Л. Г. Данилова. – Новокузнецк, 2016. – С. 4-15.
…Его искусство в нашем городе развивалось в рамках еще советского периода, оно захватило лишь начальный период перемен, но в своем развитии прошло все стадии от довольно меланхолического отождествления с реальностью до резкого неприятия ее и до окончательного ухода в область идеализации первобытных и традиционных культур.
Коллекция произведений Александра Бобкина является одной из самых крупных в собрании Новокузнецкого искусства – 110 графических и 12 живописных работ. Комплектование этой коллекции было определено как приоритетное в собирании произведений новокузнецких художников.
Его творчество завоевало почти всеобщее признание, хотя немало было и нападок, поскольку он уже в 1970-х годах разрабатывал свой, весьма условный язык. Бывшее в Союзе у власти в те годы старшее поколение художников довольно неохотно признавало его успехи. В то же время среди молодых художников он имел непререкаемый авторитет. Музей начал приобретать графические листы Александра Бобкина довольно рано – в конце 1970-х годов – благодаря этому удалось собрать большую коллекцию не просто по количеству работ, но и равномерно распределенную по годам – с 1972 по 1990 год.
Александр Бобкин родился в 1952 году в Новокузнецке; начальное художественное образование получил в школе-интернате № 74 под руководством Л. Д. Шаталова, а затем – в изостудии Дворца культуры металлургов А. В. Холодовой.
Первые годы после окончания Ярославского училища Александр Бобкин создавал графические произведения вполне в духе реалистической школы – «Автопортрет» (1972), «Интерьер с креслом», «Интерьер с ботинками», «Ярославль. Воспоминание» (1973), но в них уже чувствуются и определенные индивидуальные, авторские интонации. Эти интонации ощущаются в несколько меланхолическом настроении, склонности к созерцательным мотивам.
В середине 1970-х, создавая серию офортов «Портреты русских писателей» (1975-1976), художник прибегает к языку условных форм, совмещая собственно портретный образ и сопредельные с ним пространства с изображением действующих героев того или иного писателя. Серия экспонировалась в 1979 году на 2-й Всероссийской выставке эстампа и завоевала ему первую известность.
На протяжении первых десяти лет после окончания училища Александр часто участвовал в творческих поездках по стране с группой акварелистов; выезжал На творческие дачи, среди которых на первое место по степени влияния на его творчество можно назвать Сенеж. Работа в дизайн-студии Е. А. Розенблюма усилила интерес художника к новым формам. В 1978-1979 годах совместно с другими молодыми художниками создает проект художественного оформления Запсиба (не реализован). В 1977 году Бобкин едет на международный творческий семинар в Венгрию, где ему удалось познакомиться с современным искусством художников других стран. Созданные в этом же году две монотипии «Наводнение» и «Разговор о наводнении» - отличает особая острота свободного, импровизационного рисунка. В таком же экспрессивном стиле выполнена и вся венгерская серия, созданная в различных осваиваемых художником техниках: темпера, соус, сепия, рисунок пером и тушью, монотипия.
В 1980-1981 годах продолжается работа для города и о городе – это серия офортов «Земля Кузнецкая» по истории дореволюционного Кузнецка для городского краеведческого музея – «Гора Маяковая» и «Провинциальный Кузнецк» – и офорты серии «Сад металлургов». В сочетании с более ранним циклом «Город» (1976) и более поздней серией «Кузнецкстрой II» (1985), а также офортом «Кузнецк - Новокузнецк» (1988) – эти произведения не только отражают историческую и современную жизнь города, но и показывают эволюцию восприятия ее художником.
Тема современности в творчестве художника всегда наиболее показательна в плане его развития. Она особенно требует самостоятельного, независимого решения. В этом отношении интересна выполненная соусом серия «Окна» (1980), в которой, по-моему, находят отражение размышления А. Бобкина о природе труда художника, способного видеть окружающую его действительность лишь фрагментами, и дополняющего эти «осколки» целого своим воображением. Воображение как инструмент воссоздания целостного образа - природное свойство каждого художника.
Гораздо реже в искусстве можно увидеть его как средство постижения сути видимой реальности. Сознательно или интуитивно Александр Бобкин продвигается в своем развитии именно в этом направлении.
К началу 1980-х годов, по сути, сложился узнаваемый творческий стиль Александра Бобкина. Формально он характеризуется свободным импровизационным «летящим» штрихом в рисунках и офортах и более детальной и сдержанной манерой изображения в многоцветных офортах.
Хотя впоследствии у него меняется отношение к цвету и в офортах: он становится менее предметно обусловленным, более привязанным к эмоциональной составляющей образа. Что представляется более важным, складывается определенный круг тем, ставший определяющим для искусства художника в период расцвета его творческой личности. Эти темы невозможно идентифицировать с существовавшими в то время темами и сюжетами, поскольку у Бобкина они связаны с глубоко личностными, как тогда сказали бы, с «субъективными» переживаниями и подобным же восприятием мира.
Сегодня нам гораздо понятнее и ближе та, уже узнаваемая, меланхоличная авторская интонация и в серии «Ленинград», и в серии «Хреновской конный завод», и в серии «По Кубани», которые несут в себе трезвое понимание распада, угасания традиционных ценностей и, одновременно, влюбленность в осязаемую фактуру уходящей реальности. Эта интонация с колебаниями в сторону горечи, сарказма или любования определяет искусство А. Бобкина на протяжении всех 1980-х годов.
Серия «Ленинград» в наибольшей степени характеризует творческую индивидуальность Бобкина, поскольку именно в этих лучших его произведениях противоречивость переживаний подчинена господствующей гармонизирующей цельности образов. В этой серии Александру удалось найти особый прием, помогающий передать главное впечатление, передающее его восприятие Ленинграда – построение изображения, напоминающее сферическую перспективу, но не следующее ей буквально. Расходящиеся вверх вертикали концентрируют наше внимание на точке зрения художника.
Это создает ощущение простора, огромного пространства, его окружающего, и одновременно ощущение явного неблагополучия, упадка в состоянии хорошо всем известных архитектурных сооружений. Здесь снова в нерасторжимой связи выступают позитивные черты – великолепная архитектура – и ощутимые приметы ее разрушения временем.
В других его работах яснее проступает неустойчивость восприятия реальности художником: наиболее гармонично воплощаются сюжеты, связанные с культурой в её историческом аспекте или с личными воспоминаниями («Сад металлургов», 1980, «Старинные сюжеты», 1984) Более современные события предстают в компромиссном соединении различных по настроению листов в рамках одной серии («По Кубани», 1981), «Кузнецкстрой II», 1985).
Тема истории и современности – основная тема в творчестве Бобкина – развивается с постепенным изменением авторской интонации: окрашенная теплым, иногда ностальгическим чувством («Сад металлургов»), она постепенно становится жесткой и даже трагичной («Кузнецкстрой II»).
Преимущественным содержанием его работ становится внутренний конфликт, разрыв между прошлым и настоящим («Кузнецк - Новокузнецк», 1988).
Эта направленность его творчества развивается по восходящей линии и достигает кульминации в серии, которая экспонировалась на выставках «Экология» и «Регион» «Рисунки на перфокартах» (1980-1987) – заменяющей меланхоличность ностальгии горькой, обличительной отповедью культуре современного общества, а сложную, трудоемкую технику офорта –экспрессией свободного рисунка.
Разочарование в настоящем времени неизбежно заставляет художника обратиться к культурной памяти, искать идеал в других временах и пространствах, и обращение к архаике в рамках современного развивающегося археоарта было у Бобкина закономерным.
В середине 1980-х годов под влиянием красноярского художника Николая Рыбакова, с которым он путешествовал по Хакасии и Туве, эта тема получает дальнейшее развитие. Интересно, что его знакомство с традиционными культурами вначале воплощается в листах трагического содержания, которое продолжает линию предшествующего периода. Александр Бобкин фиксирует распад традиционных форм жизни коренных народов Сибири, причем распад с элементами насилия, агрессии («Улус Агаскыр» 1987, собрание Кемеровского областного музея изобразительных искусств). Но по мере более глубокого изучения не только реальных условий жизни хакасов, тувинцев, долган, но и научной литературы по культуре, мифологии этих народов, возникает целая серия произведений, навеянных поэтикой древней космогонии мира и подчиненному ей традиционному укладу жизни.
Позднее возникают серии «По следам древних культур Сибири» (1987-1988), «Знаки ушедших родов» (1990), содержащие в себе апологетику первобытного миропонимания и мирочувствования... Язык художника становится лаконичным, еще более условным, явно прослеживается стилизация изображений под наскальные рисунки.
Вместе с тем понятно и обращение художника к технике живописи, позволяющей контрастами в трактовке формы и цвета создать своего рода диалог архаики и современности. Бобкин помещает элементы архаических форм (мотивы наскальных рисунков, тамги) в абстрактную свето-цветовую среду, сакрализирующую данные знаки, доводящую их до уровня первичных пластических формул, букв или иероглифов праязыка.
Здесь же присутствуют и работы, несущие в себе ясно выраженное содержание: это могут быть сцены свершаемого пути, охоты как неких сакральных действий. Изучая древние знаки и образы, Бобкин подчиняет их собственной концепции. Она заключается в абсолютизации ценности образа, доведенного до уровня иконы. Образ соединяет в своей цельности цельность мира, его целесообразность и гармонию.
Наравне с Николаем Рыбаковым Александр Бобкин может считаться основателем направления современного искусство «археоарт» или «неоархаика», а если учесть, что уже в 1980 году он создал работу «Гора Маяковая», основанную на стилизации петроглифов, то его первенство в этой области не вызывает сомнения. Вместе с тем опыт обращения художника к этой теме ясно показывает, что апологетика древних культур в археоарте во многом имеет характер компенсаторной функции по отношению к дисгармонии современной реальности.
Таким образом, замыкается целый период творчества Александра Бобкина и замыкается музейная коллекция его произведений. Она характеризуется полнотой представления его развития от начала самостоятельной работы до вершин его искусства в рассматриваемый период, выявляет логику становления личности художника и фиксирует замечательное явление в искусстве Новокузнецка.
Дополнительные материалы
«Een dag uit het leven van Alexander Bobkin»: fragment from the video documentary «A Day in the Life of Alexander Bobkin» (2005)
Выставка картин Александра Бобкина: видеосюжет
Мотивация обращения к архаике в творчестве Александра Бобкина и Александра Суслова / Л. Данилова
Новокузнецкие художники: поиски выхода из тупика современности / Данилова Лариса Георгиевна
Александр Бобкин / Иван Бодхисатхва // Кузнецкий рабочий. 2012. 17 мая.
Александр Бобкин как зеркало / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2012. 7 июня (№ 65). С. 3.
Художник и время / Наталья Каменева // Новокузнецк. 2012. 12 июля (№ 51). С. 5.
Е. Э. Протопопова (составитель), 2016 (дата обновления 10.01.2024)