Это имя известно не только в Кузбассе. А послужной список, звания и награды Владимира Фёдоровича Кузнецова – яркое доказательство известного постулата, что «на таких людях земля держится».
Он был знаком с Борисом Николаевичем Ельциным и Николаем Спиридоновичем Ермаковым, пережил четыре строгих выговора от Коллегии Минстроя СССР, вошёл в историю промышленного строительства, став одним из главных действующих лиц сложнейшей инженерной операции.
Его всегда считали «жёстким человеком», которого побаивались подчинённые.На самом деле такая строгость стала отражением сильных черт характера Владимира Фёдоровича. Ведь именно стойкость, воля и самообладание позволили Кузнецову всю сознательную жизнь быть лидером. Эту «жёсткость» формировали в нём сложные жизненные ситуации, из которых он всегда выходил победителем.
О его победах говорят высокие награды: орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почёта», премия Совета Министров СССР;звания Заслуженный строитель России, Почётный строитель России, Почётный гражданин Кемеровской области, Герой Кузбасса, Почётный гражданин города Новокузнецка.
А начиналось всё с поисково-исследовательской деятельности студентов колледжа (НГТК), которые под руководством А. П. Полуэктова (директора колледжа) пытались восстановить историю образовательного учреждения и найти информацию о тех, кто стоял у его истоков. Результатом изысканий стала историческая лента событий семидесятилетней истории горно-транспортного колледжа. Оказалось, что одним из первых выпускников техникума (1948-1952), с которого и началась история НГТК, был Владимир Фёдорович Кузнецов (его диплом за № 588855 теперь хранится в Музее колледжа).
Первый директор техникума Николай Дмитриевич Ширинкин всегда выделял Владимира, верил в него, несмотря на пропуски занятий и неблаговидное поведение («первый нарушитель дисциплины», «хулиган»). Николай Дмитриевич дал ему «путёвку в жизнь»: отправил по распределению в Междуреченск и сразу бригадиром. Работа с политзаключенными закалила молодого специалиста, заложила фундамент успешного жизненного пути будущего высококлассного специалиста. Сам Владимир Фёдорович говорит о себе так: «строитель должен знать всё: от аборта до космоса!».
И ещё с благодарностью вспоминает деда, имевшего университетское образование и дворянские корни, который много вложил в юношу, привил любовь к шахматам и чтению. До сих пор на рабочем столе Кузнецова всегда две книги, одна из которых художественная (среди любимых – «Унесенные ветром»). А увлеченность Владимира Фёдоровича историей сделала его почти легендой среди друзей: столько фактов и событий он помнит и знает!
Ещё один интересный факт удалось раздобыть студентам НГТК. Оказывается, что в техникуме Владимиру Кузнецову преподавал строительную механику и статику Николай Спиридонович Ермаков. И оба они «выросли на Болотной»! И, если занятия по некоторым дисциплинам Кузнецов прогуливал (слишком легко ему давались знания, он все «учил самостоятельно и штудировал наперёд»), то спецпредметы его увлекали по-настоящему. Вот и Ермаков особо запомнился начинающему инженеру. А знания, полученные тогда, пригодились во время второй практики на строительстве шахты, проект которой и стал успешно защищённой дипломной работой.
В будущей профессиональной жизни они ещё не раз пересекались – студент и учитель, но уже, как коллеги. Однажды Ермаков пригласил к себе Кузнецова и предложил возглавить Главкузбасстрой. Но Кузнецов отказался, не захотев бросать ради карьеры ставший родным комбинат.
Владимир Фёдорович, имевший подпольное прозвище «ВФ», в работе был не только чрезмерно строг, но и справедлив. Мог в случае необоснованного порицания, признать неправоту и извиниться. Всегда имел обоснованную прямолинейную позицию и собственное мнение, отстаивал их, несмотря на последствия. Оттого не всегда получал то, что заслуживал. Его друзья считают, что «Кузнецов, как и Найдов, по-настоящему недооценены».
Когда мы спросили Владимира Фёдоровича: какая из ваших многочисленных наград вам более дорога, он задумался. Оказалось, что все награды он получал много позже, чем мог бы. Тем не менее, ему было очень приятно получить регалии о звании «Почётный гражданин города Новокузнецка» из рук Главы города С. Д. Мартина как раз тогда, когда «хватило сил легко вбежать на сцену». Позже Владимир Фёдорович сознался, что больше всего греет его душу ведомственное звание «Почётный строитель», ведь в нём – все его профессиональные успехи.
Эти достижения Кузнецову давались постоянным трудом и умением самообразовываться. Так было всегда. Его «карьера – лестница, а не лифт, как сейчас». Всегда и везде у Кузнецова был порядок и дисциплина, безусловное знание всех процессов производства. Что и делает Кузнецова «образцом руководителя», - так говорят о нём друзья. А ещё они полагают, что характером Владимир Фёдорович очень похож на Н. С. Ермакова: «прежде думай о Родине, а потом о себе!».
В «Хронике Новокузнецка», собираемой и сохраняемой для потомков в библиотеке им. Н. В. Гоголя, один удивительный факт запечатлён такой строкой: «1976, 16 декабря. На Западно-сибирском металлургическом комбинате произведена сложнейшая техническая операция: за 14 часов домна № 1 – железная махина высотой 80 метров и весом в 13 тысяч тонн, прокатившись сто метров по рельсовому пути, точно встала на свое новое рабочее место».
Эта домна – первенец доменного цеха Запсиба, единственная в мире печь, имеющая «имя и отчество»: металлурги 1960-х ласково прозвали агрегат «Домна Запсибовна». Именно ей и суждено было сыграть важную роль в судьбе нашего героя.
Кузнецов начинал строительство ЗСМК, что называется, с «первого колышка». А самым трудным объектом Западно-Сибирского комбината стала именно Домна Запсибовна в 1976 году!
Десятая пятилетка была объявлена в СССР пятилеткой реконструкции. На Запсибе благодаря настойчивости главного инженера Б. И. Ашпина решили не уничтожать, а реконструировать доменную печь № 1. В этот судьбоносный момент цех возглавлял А. И. Ленский, а ответственными за реконструкцию назначили Владимира Фёдоровича Кузнецова, главного инженера комбината Сибметаллургстрой, и Бориса Иннокентьевича Ашпина, главного инженера Запсиба.
27 октября 1976 года, отработав в общей сложности чуть больше двенадцати лет, первая домна была остановлена на демонтаж. Хозяевами площадки стали строители и монтажники, взявшие обязательство завершить реконструкцию за девяносто дней вместо ста. 9 декабря стронули домну, а 15 декабря началась её передвижка. Печи такого объема и веса (около 13 тысяч тонн) так далеко, на 99 метров, еще не путешествовали. Это было впервые в мировой практике! Позже Г. Л. Немченко напишет: «Домна овеществила в себе мастерство и кропотливый труд многих, и в кратком начальном миге ее движения спрессовано будет время – эти полные напряжения дни, что прожиты людьми здесь, на Антоновской площадке». В 4 часа 10 минут утра 16 декабря домна встала точно на уготовленное ей место. Почти стометровый путь был пройден за четырнадцать часов вместо двух суток. А 22 марта 1977 года новая домна выдала первый чугун.
Подробнее о подвиге доменной печи можно прочесть здесь:
За эту уникальную инженерную операцию в 1977 году были награждены многие: министр страны получил золотую звезду Героя Социалистического труда, первый секретарь Новокузнецкого горкома КПСС Н. С. Ермаков и директор Сибметаллургстроя – ордена. А что же В. Ф. Кузнецов? О нём вспомнили только через два года, когда в 1979 году удостоили ордена Трудового Красного Знамени.
Однако, вспоминает Владимир Фёдорович об этом горделиво и с улыбкой.
Доброжелательная улыбка и радушные слова сопровождали наше знакомство с этим уникальным и, уж точно, легендарным человеком в истории города. В его рабочем кабинете, который украшает фотография той самой домны, мы из первых уст и узнали всё то, чем поделились сегодня.
И то, что в детстве Владимир Фёдорович ходил в музыкальную школу, играл на гитаре и баяне. В армии не раз побеждал на музыкальных смотрах, занял 1 место в округе, что продлило его службу Отечеству ещё на три месяца. Баян стал спутником жизни Владимира Фёдоровича на много лет, он играл в ансамбле ДК КМК. Сам Владимир Фёдорович до сих пор называет баян «другом» (последний инструмент был сделан на заказ). А «друзей не продают». Потому в 2016 году Владимир Фёдорович подарил свой баян М. М. Маслову.
В армии Владимир Фёдорович отслужил 3 года 3 месяца, а попал на службу в 22 года. И отличился здесь не только музыкальными талантами. В 1957 году стал чемпионом Уральского военного округа среди радистов, занял 7 место в стране (107 знаков в минуту). А ещё имел 1-й разряд в стайерском беге и 3-й разряд по стрельбе. Однажды зимой, он так хотел в отпуск, что «шёл бегом» из Междуреченска до Новокузнецка 10 часов (были заносы, и автобусы не ходили)…
61 год Владимир Фёдорович счастлив в браке, имеет сына и дочь, двух внуков и внучку.
Сегодня Владимир Фёдорович – член Совета Старейшин при Губернаторе Кузбасса. Он является советником генерального директора в семейном бизнесе – компании АО «СКАНТОР», которую возглавлял до 2003 года, когда передал полномочия генерального сыну Игорю Владимировичу, а сам стал его заместителем. АО «СКАНТОР» расположено в здании по адресу Дружбы, 39 и было задумано как единый центр для всех строительных организаций города. Место под строительство выделил сам Н. С. Ермаков. Официально здание назвалось «Блок строительных организаций». Как и почему в народе оно получило прозвище «Пентагон» для В. Ф. Кузнецова неведомо. И это еще одна легенда, но уже для другой истории…
Вот такие легенды у нашего города: Владимир Фёдорович Кузнецов
и уникальная операция по передвижке домны!
Искренне благодарим за помощь в поиске информации партнёров проекта «Родина Кузбасс: 300 лет в истории России»: Новокузнецкий горно-транспортный колледж и лично А. П. Полуэктова, НТБ ЕВРАЗ ЗСМК им. И. Бардина и лично Л. И. Ботневу.
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу, член Союза журналистов РФ Фоторепортаж: О. Д. Анчокова