Главная   \   Фотоальбом   \   Экскурсионное бюро Новокузнецка   \   Одигитриевская церковь (Богородице-Одигитриевская церковь, Церковь иконы Божией Матери Одигитрия)

Фотоальбом

Одигитриевская церковь (Богородице-Одигитриевская церковь, Церковь иконы Божией Матери Одигитрия)

Местоположение: утрачена. Одигитриевская церковь находилась в исторической части города, в Кузнецком районе, там, где сегодня находится Советская (бывшая Базарная) площадь (на карте).
 
Одигитриевская церковь – первое каменное сооружение Кузнецка, памятник архитектуры сибирского барокко периода расцвета. Храм примечателен тем, что в нём 6 февраля 1857 года венчались великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский и Мария Дмитриевна Исаева.
 
Богородице-Одигитриевская церковь – замечательный, но утраченный памятник архитектуры земли Кузнецкой. Воплотившая в своем архитектурном облике лучшие черты сибирского зодчества, каменная Одигитриевская церковь на протяжении всей истории была, бесспорно, одним из самых прекрасных строений Кузнецка.
 
Первая деревянная Одигитриевская церковь
 
В городе Кузнецке до 1676 года действовал только один храм (тогда ещё деревянный) – Спасо-Преображенский. К 1670-м годам число жителей города значительно увеличилось, и появилась необходимость в строительстве ещё одного храма.
 
В 1676 году у новых границ острожных укреплений Кузнецкого острога с восточной стороны началось строительство новой деревянной Богородице-Одигитриевской церкви в традициях византийского зодчества.
 
В документах храм впервые упоминается в 1676 году как деревянный первого поколения. О его архитектурном облике можно судить по единственному дошедшему до нас изображению на акварельном рисунке Иоганна Христиана Беркхана 1734 года.

Церковь была названа во имя почитаемой на Руси иконы смоленской Божьей матери «Одигитрии» (в переводе с древнегреческого – «указующая путь», «путеводительница»). Архитектурное решение храма было иным, в отличие от шатрового Преображенского собора.
 
О том, как выглядело внутреннее убранство церкви, можно предполагать на основании архивных документов, в которых сообщаются имена иконописцев – «Якушко Фомин да Петрушко Алексеев». Известно, что они были присланы в Кузнецк из села Холуй, в котором в 17-м веке начиналось активное развитие иконописного искусства. Таким образом, можно получить представление о первом иконостасе Одигитриевской церкви, сопоставив сохранившиеся образцы холуйской иконописой школы 17-го столетия.
 
Местоположение первой деревянной Одигитриевской церкви территориально соответствовало скверу кинотеатра «Пламя». Старостой храма стал глава города, кузнецкий купец Иван Дмитриевич Муратов. К приходу церкви относились близлежащие деревни. В ограде церкви до 1764 года хоронили самых почтенных горожан.
 
С годами церковь обветшала и стала непригодна для богослужений. В зимнее время стены в стужу покрывались изморозью, при сильных порывах ветра на аналоях храма гасли свечи.
 
Каменная Одигитриевская церковь
 
Находясь по торговым делам в Иркутске, Муратов был поражён размахом каменной застройки города. При возвращении в Кузнецк купец подал прошение в Тобольскую консисторию о строительстве каменной Богородице-Одигитриевской церкви. По его же инициативе из Иркутска была приглашена опытная артель каменщиков во главе с зодчим Почекуниным, которая имела богатый профессиональный опыт в возведении храмов и отлично знала особенности стилистики сибирского барокко. На глинистом берегу речки Казачьей Муратов организовал производство кирпича, где и трудилась артель Почекунина.
 
Согласно летописи Конюхова, строительство церкви началось в 1773 году. Каменный храм в стиле сибирского барокко строили на новом месте – у береговой линии Картасского ручья (ныне это объездная дорога возле СИЗО-2 на Советской площади).
 
А 22 мая 1775 года с разрешения тобольского архиепископа Варлаама состоялось торжественное освящение закладки первой каменной церкви Кузнецка – Богородице-Одигитриевской.
 
Прихожане щедро жертвовали на её строительство. Муратов внёс 400 рублей серебром и руководил хозяйственной частью. Колокола заказали в Иркутске. Строительство Одигитриевской церкви под руководством Муратова продолжалось пять лет – с 1775 по 1780 год (время правления Екатерины II).

Освящение завершённой церкви состоялось в 1780 году протоиереем Ефимием Викуловским.
 
Храм стал истинным украшением города – двухэтажное сооружение с двумя престолами выглядело лёгким, стройным. Нижний престол (тёплый) был освящён в честь святого великомученика Георгия, а верхний (холодный) – во имя пресвятой Богородицы Одигитрии. На фасадах выделялись пилястры с рельефом стилизованных форм – креста, пламенеющей свечи, неглубоких ниш. Завершались фасады трёхлепестковым фронтоном изящного рисунка и пятиглавием. Главной иконой храма стала икона Божьей матери «Одигитрия».

После окончания строительства храма в 1780 году по инициативе и на средства Муратова в приходе возвели одноэтажное каменное здание богадельни для бедных.
Дом казначейства и Одигитриевская церковь, алтарь церкви

Старая же деревянная Одигитриевская церковь в 1780 году была раскатана.
 
В это время из храмов города – Спасо-Пребраженского и Одигитриевского – начинает организовываться крестный ход к месту бывшего престола деревянной Одигитриевской церкви, где был поставлен памятный знак. Крестные ходы были посвящены молебствию о хорошей погоде либо о ниспослании дождя.
 
Длительное время, до 1835 года (до освящения каменного Спасо-Преображенского собора), Одигитриевская церковь исполняла роль главного храма Кузнецкого округа. Штат церкви первой половины 19-го века состоял из трёх должностей – священника, диакона и пономаря.

В 1852 году приход Одигитриевской церкви возглавил молодой священник, выпускник Тобольской духовной семинарии Евгений Исаакович Тюменцев, который отслужил в ней сорок лет. Высочайший нравственный авторитет снискали ему почёт и уважение прихожан, а храму процветание. При Тюменцеве храм стал подлинным центром духовно-православной и общественно-просветительской жизни прихожан. Здесь была собрана большая библиотека с литературой духовного и светского содержания, которой пользовались причт и прихожане.
 
 С 1869 по 1870 год на пожертвования купца Ильи Ивановича Ивановского к Одигитриевской церкви была пристроена двухэтажная паперть с центральным входом с улицы Полицейской и сооружена каменная ограда с  железными коваными решётками. В это же время штат храма пополнился должностью дьячка.

Построенная в 1870 году при храме сторожка нарушила симметрию основных объёмов и общие его пропорции.
 
7 июня 1898 года в Кузнецке произошло восьмибалльное землетрясение. Жертв и серьезных разрушений не было. Но из всех храмов города пострадала больше всего Одигитриевская церковь – с большой трещиной отошла трапезная от храмового объема, в сводах трапезы выпало несколько кирпичей. Длительное время храм капитально ремонтировался. На его южном фасаде художником Ложеницыным была выполнена фресковая роспись, изображающая традиционную иконографию образа Богоматери Одигитриевской.
 
Венчание Достоевского и Исаевой
 
Самым примечательным событием, связанным с историей Одигитриевской церкви, считается венчание в ней 6 февраля 1857 года священником Евгением Исааковичем Тюменцевым великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского с кузнецкой вдовой Марией Дмитриевной Исаевой.
 
Достоевский познакомился с Исаевой в 1854 году, когда находился в Семипалатинске. Писатель влюбился с первого взгляда, но Исаева была замужем, и он стал её верным другом. Через год после знакомства мужа Исаевой перевели на службу в Кузнецк, и Мария Дмитриевна уехала за ним. После того как Исаева овдовела, писатель не раз приезжал в Кузнецк, чтобы устроить личное счастье любимой женщины с местным учителем рисования, за которого она собиралась замуж. В одну из встреч Достоевский предложил Исаевой руку и сердце, Мария Дмитриевна ответила согласием.
 
Уездный городок мгновенно облетела весть, что приезжий офицер-писатель женится на Исаевой, а свадьбу их устраивает Иван Миронович Катанаев – кузнецкий земский исправник, происходивший из потомственных дворян, «богач и доброхот».
 
Венчание состоялось в Одигитриевской церкви при большом скоплении народа. Присутствовало всё лучшее кузнецкое общество, на улице собрались любопытствующие.

Впервые об этом событии написал кузнечанин Валентин Фёдорович Булгаков в XXIII иллюстрированном приложении к томской газете «Сибирская жизнь» за 10 октября 1904 года.

После венчания супруги Достоевские прожили несколько дней в доме портного Дмитриева на улице Большой, № 40 (ныне дом Достоевского), а затем уехали в Семипалатинск.
 
Запись о венчании
 
Запись о венчании искали несколько десятков лет. Поиски осложнялись тем, что Кузнецк в разное время входил в состав то Томской губернии, то Новосибирской области.
 
К теме венчания Достоевского и Исаевой обращались многие литературоведы. Большой вклад внесли кузбасские исследователи А. С. Шадрина и М. М. Кушникова. Ими было изучено большое количество документов в томских, кемеровских, новосибирских и других архивах.
 
Единственным документом, подтверждающим факт венчания Ф. М. Достоевского и М. Д. Исаевой в городе Кузнецке, являлась копия брачного обыска (оригинал сгорел при пожаре 1919 года), сделанная священником Одигитриевской церкви Николаем Рудичевым для семипалатинского священника Бориса Герасимова в начале 20 века. Копия этого документа, имеющая юридический статус подлинника, хранится в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского г. Семей (Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского). Обыск составлялся до бракосочетания с целью установления причин, препятствующих вступлению в брак.
 
Как выглядела запись в метрической книге, известно из письма 1884 года кузнецкого священника Евгения Тюменцева к преподавателю Томской духовной семинарии Голубеву. Выписка о венчании Достоевского и Исаевой была сделана им по просьбе второй жены писателя – Анны Григорьевны Достоевской.
 
Во второй половине 2007 года сотрудники кемеровского краеведческого музея, работая в Государственном архиве Новосибирской области, обнаружили метрические книги Одигитриевской церкви 1857 года города Кузнецка с записью о венчании Ф.М. Достоевского и М.Д. Исаевой. О находке сообщили в новокузнецкий Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Это случилось в год 150-летия со дня венчания писателя в Кузнецке.
 
Метрические книги с записями о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начали оформлять в России во второй половине 17 века. По «Прибавлениям к Духовному регламенту» 1722 года метрические книги стали заполняться в церквях в двух экземплярах. Один из них – приходской – хранился в архиве церкви, а второй – консисторский – отправлялся в духовную консисторию. Книги из кузнецких храмов отправлялись в Томск. На протяжении 18-19 веков формы ведения метрик неоднократно корректировались и уточнялись. Последние добавления были введены в 1838 году, этот вариант и просуществовал вплоть до 20-х годов 20 века. Приходской экземпляр метрических книг Одигитриевской церкви города Кузнецка 1857 года, вероятнее всего, сгорел вместе со всем церковным архивом при пожаре 1919 года. О судьбе консисторского экземпляра до 2007 года было неизвестно.
 
Кроме записи о венчании была обнаружена книга, где зафиксирована смерть первого мужа Исаевой – Александра Иванович Исаева. В новокузнецком Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского теперь хранится копия страниц книги.
 
Уничтожение Одигитриевской церкви
 
В Гражданскую войну, во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 года, Одигитриевская церковь стала объектом революционного вандализма – была разграблена и сожжена партизанскими отрядами, вошедшими в Кузнецк. От храма остался почерневший остов церкви с сохранившейся иконой Богородицы на стене.
 
В 1929 году церковь была разобрана комсомольцами на кирпичи, использовавшиеся при строительстве одного из цехов Кузнецкого металлургического комбината.
 
На месте храма построили дорогу, а место сада заняла тюрьма. До 1980-х годов на месте церкви стояла огромная лиственница, посаженная ещё во времена Достоевского.
 
Проект восстановления Одигитриевской церкви
 
Проблема восстановления Одигитриевской церкви на прежнем месте и включения её в архитектурный комплекс музея-заповедника «Кузнецкая крепость» неоднократно обсуждалась среди общественности Новокузнецка.
 
Новокузнецкими архитекторами П. Г. Тимановым и В. Н. Усольцевым был разработан проект графической реконструкции храма, который не получил своего завершения.
 
Макеты Одигитриевской церкви
 
В июне 2018 года на аллее кованых скульптур «История города N» в Саду Алюминщиков был установлен макет Одигитриевской церкви. Подарок к 400-летию Новокузнецка преподнесён от АО «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций имени Н. Е. Крюкова».
Экспозицию дома Байкалова украшает миниатюрный город-макет части старого Кузнецка, изготовленный новокузнецким художником Виктором Алексеевичем Ерофеевым. Макет воспроизводит местоположение зданий Кузнецка, Картасского ручья, Иванцевской протоки, есть и Одигитриевская церковь.
В доме Достоевского представлен деревянный макет Одигитриевской церкви Вениамина Ивановича Кишко. Мастер подарил музею многие свои работы, участвовал в реставрации мебели, предметов быта музея. Еще одним из интересных экспонатов дома Достоевского стала диорама «Кузнецкий пятачок» автора Павла Гаврииловича Тиманова, где также можно увидеть Одигитриевскую церковь того времени.
Одигитриевская церковь в СИЗО № 2 Новокузнецка
 
При СИЗО № 2 Новокузнецка в одной из камер обустроена Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия». 27 января 2000 года произошло освящение церкви. Храм украшен стараниями иерея Сергея Пухкоя, возведён резной иконостас.


Источники  

Составитель: О. Л. Волкова,
главный библиограф Отдела краеведения, сентябрь 2022