Актёр, режиссёр, член Союза театральных деятелей России (1976).
ДиректорНовокузнецкого драматического театра (1990-1998)
Олег Павловец – выдающийся театральный организатор, единственный театральный деятель Новокузнецка, прошедший путь от осветителя – до актёра, от специалиста по работе со зрителем – до директора театра.
«Олег Леонидович был из тех людей, которые не боялись брать ответственность на себя, его мозг озарялся все новыми и новыми идеями, которые он сам и старался осуществлять. Начинал он свой путь осветителем, рабочим сцены, актером, много лет зам директора по работе со зрителями. В тот период его кабинет на 1-м этаже театра всегда был открыт для посетителей, телефон звонил не умолкая. Наиболее ярко он проявил свой талант организатора театральной деятельности в период своего директорства драмтеатром. Это два фестиваля спектаклей для детей и юношества «Когда встречаются друзья», поездки на международные фестивали в Латвию и Европу и создание театра детского творчества «Юность» при Новокузнецкой драме.
По инициативе Олега Леонидовича на страницах «Кузнецкого рабочего» в 1990-е годы развернулась дискуссия «По обе стороны рампы», где зрители и работники театра высказывались о наболевшем: как поднять престиж театра, воспитать нового зрителя. Им, совместно с Еленой Афанасьевной Григорьевой, в то время заведующей отделом народного образования Центрального района, было создано единственное в нашей стране творческое объединение по эстетическому воспитанию детей «Театр. Семья. Школа», и в детские души были посеяны семена любви к театру. Сейчас полные зрительные залы нашего театра – это плоды тех семян, которые посеял Олег Павловец со своими соратниками в те времена» (Владимир Пилипенко).
Олег Павловец родился 16 апреля 1953 годавНовокузнецке. В 15 летпришёлвНовокузнецкийдрамтеатр, начав трудовую деятельностьосветителем. Вся последующая жизнь Олега Леонидовича была связана только с этим театром.
После окончания студии при театре Олег Павловец стал актёром, позже – художественным руководителем, заместителем директора по работе со зрителями, а в 1990 году – директором. Окончил Кемеровский государственный институт культуры.
Вся его творческая жизнь имеет особый индивидуальный стиль, благодаря которому он сумел обогатить репертуар драмтеатра интересными спектаклями. Каждая его постановка была событием театральной жизни региона, за которым стояла огромная работа директора и талант режиссёра Олега Павловца.
Ещё в 1970-х годах в Новокузнецком драматическом театре ежегодно проходила всероссийская неделя «Театр – детям». Позже О. Л. Павловец начал устраивать масштабные фестивали театров, где играют дети«Когда встречаются друзья»: первый прошёл с 20 февраля по 1 марта 1990 года, второй – в сезоне 1991-1992 годов.
В 1990 году основал театр «Юность» на базе Новокузнецкого драмтеатра, в котором воспитал несколько поколений и актёров (Андрей Ковзель, Илона Литвиненко, Олег Лучшев, Екатерина Пономарёва) и зрителей. 21 февраля 1990 года состоялась премьера спектакля «Питер Пен» детский театральной студии «Юность».
«Юность» много лет была визитной карточкой города, дав детям и профессиональным артистам возможность развиваться и гастролировать даже в сложные 1990-е годы. Со спектаклями «Питер Пен и Венди», «Приключения на Миссисипи» театр юных актеров побывал на гастролях во многих городах России и за рубежом.
Работа с детьми стала одним из главных направлений творчества Олега Павловца. Его огромное желание вселить в детские души любовь рождало новые проекты.
В 1998 году О.Л. Павловец ушел с должности директора театра, став заместителем директора, параллельно он работал в школе № 32, где создал «Театр на Ильинке», спектакли которого посещали жители всего города. А в гимназии № 72 руководил театром, где дети играли на английском языке.
Театр «На Ильинке» представил премьеру мини-спектакля для малой сцены «Невольник чести» 7 апреля 1998 года в гимназии № 32. Это событие закрепило факт истории города о первом и единственном школьном театре в Новоильинском районе.
В 2003 году Олег Леонидович стал режиссёром детской студии «Юность», он поставил 14 спектаклей, которые увидели не только в Новокузнецке, но и в Риге, Москве, Санкт-Петербурге.
В 2013 году параллельно работал в лицее № 104, преподавал театральное мастерство в теории и на практике. Спектакли лицеистов участвовали в конкурсах и вывозились на гастроли.
2013-2014 годы для «Юности» и Олега Павловца стали счастливыми и памятными. Спектакль «Марат, Лика и Леонидик» по пьесе А. Арбузова был включён в афишу престижного брянцевского фестиваля, который проходил на сцене театра юного зрителя им. Брянцева в Санкт-Петербурге. Критики очень тепло приняли этот спектакль, а Катя Пономарёва получила премию за лучшую женскую роль первого плана.
В 2014 году вышел спектакль «Эти свободные бабочки». И опять участники спектакля получили гранд-при на фестивале «Шоколад» во Владимире.
С 2009 года в «Доме детского творчества №1» Олег Павловец руководил театром «Фантазеры», где родились спектакли «Солнечный удар», «Одиннадцать строк военной прозы», «Собака на сене», «Бременские музыканты», «В гостях у дедушки Крылова», «Пластилиновая ворона», «Поиграем в кошкин дом», «Гусарская баллада». Некоторые спектакли с юными актерами даже были поставлены на сцене драматического театра: «Московские каникулы» - в сезоне 2011-2012 годов, «Никому не нужные», «Марат, Лика и Леонидик» - в сезоне 2012-2013 годов.
Эти спектакли были отмечены на различных театральных форумах: спектакль «Московские каникулы» - на семинаре-практикуме театральных школ города Москвы, спектакль «Никому не нужные» - на международном театральном фестивале «Восходящие звезды» (Рига, 2011-2012). Спектакль «Марат, Лика и Леонидик» стал лауреатом международного14-го Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов.
На фестивале «Восходящие звезды» спектакль «Квадратура круга» удостоился не только диплома лауреата, но и диплома за лучшую мужскую роль. XVII международный театральный фестиваль для детей и молодежи «Русская классика в Латвии» удостоил диплома лауреата спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Медведь», IV Всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театральных коллективов «Шоколад» отдал гран-при и еще несколько наград спектаклю «Квадратура круга» (Владимир, 2015).
После были новые постановки: «А. Пушкин - лицеист», «Ассоль», «Жужа из Будапешта», «Урок», «Репетитор», «Апрель - 45», «Саша», «Три мушкетера», «Денискины рассказы», «Доктор Айболит», «Синие розы», «Мышеловка». На международном фестивале театральных коллективов «Балтийские звезды» гран-при были удостоены спектакли «Одиночество» и «Синие розы».
Последние годы жизни Олег Леонидович работал режиссёром-педагогом в театре «Питер Пэн» при драмтеатре и режиссёром театра-студии «Фортуна» а ДК «Алюминщик».
Награды: медали «За веру и добро» (2007), «70 лет Кемеровской области» (2013).
«Олег часто вспоминал, что его знакомство с театром состоялось в пять лет. Он прекрасно помнил свой первый в жизни спектакль, который назывался «Анютины глазки». Это яркое впечатление детства сделало для него театр – частью его жизни. Он мечтал скорее вырасти, закончить школу, чтобы не только каждый вечер иметь возможность видеть спектакль, но и научиться самому что-то делать в театре. Хотя родители никакого отношения к театру не имели, но он считал, что родился в театре. У его тёти была знакомая, которая работала билетером в театре. Каждое воскресенье они ходили на спектакли.
Последние два года в школе он сильно болел, был ревматизм сердца. И директор школы сказал: «пусть идёт учиться на часовщика». Но литературу Олег любил. А учителям не всегда нравились его сочинения. Олег мог поспорить, что Катерина – не луч света в тёмном царстве.
Олегу было 14 лет, когда наш театр кукол набирал вспомогательный состав. Он решил попробовать. В зале сидел молодой режиссёр, который сказал после того, как послушал, как он читает: «Молодой человек, я не беру на себя смелость вводить Вас в большое искусство». Олег обиделся и долго плакал. Но мечта о театре осталась. В 15 лет мама привела его в театр. Обычно подростков не брали, но заведующий осветительным цехом Константин Лалазаров, первый профессиональный художник по свету в новокузнецком драматическом театре, решил его взять. От радости, что он принят, Олег заскочил на самое высокое место за кулисами – колосники, куда без знания техники безопасности подниматься было нельзя.
Он постоянно во все вникал и лез, куда надо и не надо, нажимал на все кнопки, создавал постоянно аварийные ситуации: то включит звонки на пульте помощника режиссера, которые будут звенеть по всему театру, то повернёт поворотный круг. Однажды, нажав на кнопку, опустил огромный железный пожарный занавес. Хорошо, что на сцене никого не было. Ему нравились цветные фильтры, которыми заправляли световые приборы. Он вытаскивал их, разглядывал, потом составлял их так, как ему нравилось, хотя они уже были готовы к спектаклю. Другого бы давно уволили, а его прощали, потому что у него неожиданно обнаружился талант художника по свету.
Он каждый вечер сидел в регуляторе, это такая будочка на сцене театра; все думали, что там сидит суфлёр, а это регулятор со множеством ручек под разными номерами, оттуда зажигалась люстра в зрительном зале, загорались софиты, освещалась сцена. И Константин Лалазаров говорил ему: «Из тебя получится замечательный художник по свету. Поезжай в Горький, там требуются такие, как ты».
Олег мечтал о сцене, готовился к поступлению. Занимался с замечательной актрисой Ритой Исааковной Риккер. Они жили рядом на улице Ушинского. Олег провожал её после спектаклей. Она рассказывала о себе, о театре, приглашала в гости, поила чаем. У неё были замечательные книги: Пастернак, Цветаева, документы по истории театра.
Перед отъездом в театральный институт (1972 год) в театр приехал новый главный режиссёр Вадим Радун. И Рита Исааковна попросила, чтобы он послушал Олега. После того, как тот прочитал свою программу, Вадим Иосифович сказал: «Иди сдавай билеты, ты нужен здесь. Я набираю студию».
В студию набрали двадцать человек. Ребята участвовали в массовых сценах, играли с детьми на новогодних ёлках. Из двадцати человек в труппе оставили только двоих. Среди них был Олег Павловец.
Радун ушёл, не сработавшись с директором, и говорил своим воспитанникам: «бегите отсюда, здесь вы ничего не получите». Но Павловец остался. Ему повезло, что судьба столкнула его с удивительными режиссёрами. Это ученик великого Александра Таирова, лауреат государственной премии СССР, народный артист СССР Меер Абрамович Гершт и Борис Исаакович Малкин. Они обратили на него внимание, и Олег был занят почти во всех спектаклях. Играл много. Но время шло. И наступил период, который бывает у каждого актёра, когда он уже не мог играть мальчиков, а мужчин ещё не умел.
Каждый год Олег Павловец помогал организовывать гастроли. В нём была административная жилка. И когда ему предложили должность заместителя директора по работе со зрителем, он согласился. Работа сложная. Нужно, чтобы каждый вечер зал был полон. Спрашивали строго. Но у него получалось. Миша Белов, Стас Сафонов и Олег Павловец объездили все школы.
Встречались с ребятами. Рассказывали о театре. Уже тогда у него было много идей. Он понимал, что искусство театра способно родиться с тонко чувствующим и понимающим зрителем, способным стать сотворцом сценического действия.
Зрительский талант есть у каждого человека. Только нужно его развивать. Но развивать зрительский талант нужно вначале у воспитателей. Именно тогда возникла идея создания Объединения «Театр. Семья. Школа» (1991-1993). Были придуманы Клуб директоров школ, заместителей директоров. Работа с театральными критиками, которых приглашали специально, и главной темой была «Как смотреть спектакль?». Какие-то школы находили средства и выезжали в Москву, знакомясь с лучшими спектаклями и режиссёрами московских театров, а также были поездки в столицу Латвии Ригу, в Санкт-Петербург.
В Клубе директоров Олег Павловец ближе познакомился с директором школы № 2 Виктором Ивановичем Илларионовым, страстным любителем театра, которого можно было увидеть в зрительном зале чуть ли не каждый вечер. И тогда они решили на базе школы № 2 создать школу театральной культуры. И возник союз по любви. Он длился пятнадцать лет. Ведущие актёры театра работали с детьми с четвертого по одиннадцатый класс в течение всего этого времени. Театральные уроки были не только по литературе, но и по всем предметам и даже по математике. Много было и открытых уроков, и встреч, и конференций, КВНов. Впервые в этой школе была создана Школа юного критика под руководством журналистки Татьяны Тюриной. Лучшие работы ребят печатались на страницах газеты «Кузнецкий рабочий».
Опыт театральной школы пытались повторить в других городах и школах, но в то время это никому не удалось.
Олег Павловец никогда не страдал отсутствием идей. Они переполняли его. Он увлекался сам и умел увлечь других.
Когда были на гастролях в Иркутске, неожиданно пришла телеграмма от директора театра Валентины Андреевны Зотчик: «Я увольняюсь, ты остаёшься его директором». Он думал, что временно. Но вскоре пришёл официальный приказ. Его директорство пришлось на время перестройки. Не было денег. Вовремя не выдавали зарплаты. Многие театры закрылись. Но в новокузнецком драматическом было интересно. И наконец-то осуществилась мечта о создании детского театра. Хотя в коллективе многие были против. «Как можно пустить за кулисы детей, - спрашивали они, - будут шуметь, бегать, заглядывать в гримёрки».
Но он знал, что работать с детьми это новый импульс, который помогал дальше жить. От многих творческих людей его отличала деловая хватка и умение действовать. Он воплощал в жизнь свои мечты. Сильнейшей идеей явился проект семейного спектакля. Таким спектаклем явился «Мери Поппинс» и многие другие. Через детей О. Павловец привлекал в театр нового взрослого зрителя. Он впервые применил адресную рекламу, рассылку афиш по домам, хотя департамент культуры критиковал эту деятельность, сделав вывод о нецелевом использовании бюджетных средств.
Он придумал клуб, в который входили руководители всех крупных промышленных предприятий, администрация города. Он назывался «У Павловца». Собирались на все премьеры, на все праздники, общались друг с другом, приглашали столичных артистов. Президентом клуба был избран директор Западносибирского металлургического комбината Борис Кустов.
Сейчас мы понимаем, что это был первый настоящий попечительский совет, где решалось много важных для театра вопросов. И ещё была придумана программа «Театр+зритель» - это был прямой диалог театра и зрителя.
Большим событием для города стал зрелищный мюзикл «Элексир Крейтервейс» (1992-1993). Этот авторский спектакль создавался специально для новокузнецкого драматического театра. Музыку написала композитор Лора Квинт, балетмейстер Давид Авдыш, режиссёр, знакомый с природой мюзикла в Америке, Владислав Дружинин.
В это же время в Москве на сцене театра Сатиры в рамках большого проекта театра и города Новокузнецка состоялась программа «Юные дарования земли Кузнецкой». Кроме спектаклей драматического театра в Москву приехали эстрадные коллективы, вокалисты. Они показывали свои таланты на разных сценических площадках Москвы.
В эти годы состоялся бенефис Вероники Березняковой, которая сыграла в пьесе «Шерочка с Машерочкой» Николая Коляды вместе с Лией Ахеджаковой. Это был смелый неожиданный для тех лет проект. Встреча двух ярких талантливых актрис подарила зрителям незабываемые мгновения.
В марте 1993 года прошли Дни культуры Латвии в Новокузнецке, началась реализация программы «Кузбасс – Латвия», согласно которой в течение пяти лет новокузнецкий драматический театр и театр детского творчества «Юность» выезжали в столицу Латвии Ригу. А из Латвии каждый год у нас гастролировали почти все творческие Латвии. ШестидесятилетнийюбилейВияАртманепраздновалавНовокузнецке.
Десять лет Олег Павловец по приглашению Эмилии Калачиковой работал диктором на радио (1970-е годы). Киновед Любовь Самошкина уговорила его поработать на телевидении «Апекс» (1990-е годы). Он попробовал и получилось. Около ста программ было создано только на Десятом канале города.
Большой традицией стали фестивали театров, где играют дети. Фестивали получали высокую оценку гостей и театральных критиков. Олег Павловец мечтал об обменных гастролях с Лондоном и Парижем, обаял, убедил англичан и французов приехать в Новокузнецк, но за двадцать дней до начала фестиваля и приезда гостей администрация Кемеровской области перенесла фестиваль на неопределённое время. Это явилось тяжелейшим ударом для коллектива театра и зрителей. Олег Павловец попал в больницу, и в театр вернулся чуть позже…».
Поцелованный Мельпоменой Олег Павловец / Инна Ким (16.04.2023)
Если б люди сами выбирали себе бессмертие, то Олег Леонидович Павловец – так мне кажется – непременно выбрал бы театр, который всю жизнь любил, как никто другой, «всеми силами души», «со всем энтузиазмом, со всем исступлением». Сегодня уникальному и единственному бывшему директору Новокузнецкого драматического, создателю «Юности» и «Романтиков», режиссёру и педагогу, бесконечно влюблённому в театр и в детей, исполнилось бы 70 лет. Нам повезло – он родился 16 апреля 1953 года в нашем городе. Олег Леонидович умер драматично рано – всего-то на 69-м году жизни. И он навсегда останется в истории театрального искусства Новокузнецка и Кузбасса.
Пустая сцена, зал… Они всегда выглядят щемяще – точно сброшенная куколка, внутри которой ещё вчера был свой, таинственный, важный мир, а сегодня, став ненужной, она превратилась в беспомощную, лёгкую пыль, растворяющуюся в ликующем круговороте жизни.
Но, в отличие от опустевшей куколки, театр – даже без актёров и зрителей – остаётся живым. Будто тут, и правда, бродят призраки – голосов, движений, чувств, тайком разворачиваемой шоколадки… И неважно, что театр – школьный, а Макбеты, Джульетты, паки – все в нём дети, мальчишки и девчонки 16-17 лет.
В актовом зале 104-го лицея, где они репетировали и показывали свои лицеистские спектакли, я оказалась несколько лет назад, чтобы взять интервью у легендарного директора Новокузнецкого драматического театра, ставшего руководителем детской театральной студии. И пока ждала Олега Леонидовича, с любопытством оглядывалась вокруг.
Заботливо расставленные стулья. Незадёрнутые кулисы. «Классические» колонны из пенопласта. И афиши, афиши, афиши, по которым легко узнавалась история «Романтиков»!
Милые, весёлые, добрые «Кошкин дом», «Жила-была сыроежка», «В гостях у дедушки Крылова», «Пластилиновая ворона» – стопроцентное попадание в то, что у нас, взрослых, трепетно и приятно, под ложечкой, ощущается, как детство! Костюмированная, «мюзикловая», понятная, а потому хоть и классика, но на все времена – «Собака на сене», «Гусарская баллада», «Мы мушкетёры». И, конечно же, много чего из царскосельской юности Пушкина – с этим тоже всё ясно, всё-таки лицей! А рядом – не по-детски пронзительные, переворачивающие, ошеломляющие «Саша», «Прощай, овраг», «Апрель 45-го», «Московские каникулы», «Репетитор» – репертуар для детского, школьного театра, как минимум, необычный, неожиданный.
Естественно, то был выбор создателя, бессменного, единого во множестве лиц, режиссёра театра 104-го лицея Олега Леонидовича Павловца. Но как же ему удавалось такие взрослые пьесы – по эмоциям, чувствам, мыслям – сделать понятными и интересными современным детям, которые, кажется, просто живут в сублимированном, рафинированном, дезодорированном мире компьютерных игр, Интернета, соцсетей?!
… Когда ему предложили создать и возглавить школьный театр, Олег Леонидович особо не раздумывал. Правда, вскоре он понял, что вовлечь в театральный процесс всех без исключения ребят – нереально.
В первый же год у него было четыре класса первоклашек – это сотня мальчишек и девчонок, большинство из которых ещё с любимыми мишками засыпали и просили маму рассказать перед сном сказку. А он ведь не сказки им рассказывал – а, например, историю театра, без которой невозможно никому, кто выходит на сцену!
Закрывали тёмной тканью окна, Олег Леонидович привозил настоящие театральные прожектора. Потихоньку «обжились» – обзавелись кулисами, декорациями, выпустили несколько спектаклей… А – параллельно – режиссёр собирал старшеклассников, с которыми делал музыкально-поэтические композиции, посвящённые Дню лицеиста, в основном, естественно, на пушкинском материале.
Так появился более взрослый школьный театр «Романтики». С маленькими Олег Леонидович тоже иногда работал, но главное – каждый год набирал новых десятиклассников. Первым – испытательным – спектаклем для них был лицеистский праздник 19-го октября. А уже с «опытными» одиннадцатиклассниками он ставил спектакли по военной тематике. Часто брал какие-нибудь неоднозначные, интересные пьесы – как раз с ними «Романтики» и участвовали в российских и международных фестивалях, откуда постоянно привозили гран-при.
Олег Леонидович признавался, что найти материал, которым можно по-настоящему увлечь современных подростков, было совсем не просто. Но у него получалось! Его «Романтики» – а это главное – играли очень искренне. Такое сразу же чувствовалось – зрителями-одноклассниками, даже забывающими шуршать своими шоколадками, фестивальной публикой, готовой носить юных новокузнечан и их педагога на руках.
Но прежде чем это случалось – обычное волшебство театра, заставляющее переживать и сопереживать! – конечно же, шли бесчисленные репетиции… После уроков, между уроками… Ведь от «хочу играть на сцене» до настоящей игры всегда лежит огромное количество труда. И на это не каждый взрослый способен, не то что подросток. Если честно, Олег Павловец не строил иллюзий насчёт профессиональной карьеры своих «Романтиков». Он ставил перед собой совсем другую задачу. Занятия в школьном театре – театром – давало ребятам раскрепощение и ту форму общения, которой, к сожалению, почти не осталось в сегодняшней жизни.
Большинство – из-за ТВ, компьютеров, голливудского «мыла» – элементарно разучились говорить по-русски. А детей нужно учить – общаться и выражать свои мысли и чувства. И пьесы, которые выбирал для юных артистов их педагог, этому как раз помогали!
А ещё благодаря Олегу Леонидовичу мальчишки и девчонки совершали удивительное открытие: обо всём, что ты чувствуешь и переживаешь, как происходящее исключительно здесь, сейчас и с тобой, – уже написали и, наверняка, ещё напишут авторы мировой художественной и театральной культуры. И это по-настоящему круто.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений! Вы здесь живете не своею жизнью, страдаете не своими скорбями, радуетесь не своим блаженством, трепещете не за свою опасность; здесь ваше холодное «я» исчезает в пламенном эфире любви. Но возможно ли описать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою? О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете!».
Эти слова принадлежат знаменитому русскому критику Виссариону Белинскому. Но они на тысячу процентов могли бы принадлежать и нашему поцелованному Мельпоменой «неистовому» Олегу Павловцу, который буквально жил театром!
… Да и я под ними подпишусь.
Е. Э. Протопопова, май 2024, согласовано с супругой С. Э. Бондаревской