Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Риккер Рита Исааковна

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Ветеран театральной сцены Кузбасса.
Актриса Новокузнецкого (Сталинского) и Кемеровского театров драмы


В театральной жизни Кузбасса и города металлургов неразрывны судьбы этих замечательных людей, этого творческого дуэта: Заслуженного артиста РСФСР, директора Новокузнецкого драматического театра им. С. Орджоникидзе А. В. Анатольева и его супруги, партнера, соратника Риты Исааковны Риккер.
Она очень быстро завоевала признание в рабочем городе, стала «своей». Ее яркий темперамент был сродни бурному ритму и росту Новокузнецка, ее искренность в выражении чувств привлекала сердца, театральное мастерство поддерживало в людях ощущение праздника. Имя этой актрисы знакомо многим почитателям ее таланта. Пятьдесят два года выходила на сцену Рита Исааковна, 35 из них она проработала на сценах Кузбасса, четверть века – в Новокузнецком драматическом театре. Сыграно более 150 ролей.


Родилась Рита Исааковна в Одессе 26 сентября 1903 года. Ее родители погибли от вражеской бомбы 24 июня 1941 года. В 1911 году поступила в женскую гимназию и увлеклась балетом, поступив в балетную школу Титони, которую окончила в 1919 году. В этом же году поступила на работу в Одесское концертно-эстрадное бюро солисткой балета. Она всю жизнь бережно хранила членский билет профсоюза работников искусств «Всерабис». Его вручили юной танцовщице Рите Риккер в Одессе, когда отряды Котовского освободили город от белогвардейцев и водрузили над ним Красное знамя. В билете записи: «Член профсоюза с 1919 года. Секция – сцена и арена. Возраст – 17 лет».
Весь период гражданской войны она работала во фронтовой бригаде, приходилось выступать в неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе. Концерты – день за днем, год за годом. 7-й вальс Шопена, «Ночь» Рубинштейна, огненные цыганские, украинские, молдавские пляски. Когда она, выступая в 1925 году в Проскурове, исполнила острохарактерный «Танец нищей» Сен-Санса, один из видных театральных режиссеров вслед за обильными похвалами предложил ей попробовать силы в драме. Поначалу она растерялась. Казалось, жизнь накрепко связана с балетом, казалось, так будет всегда: взмах дирижерской палочки, и стремительный ритм танца уносит тебя в страну мечты, в страну грез.
И все же она согласилась, дебютировав в драматическом театре в небольшой роли в пьесе Л. Андреева «Дни нашей жизни». Этот дебют решил ее судьбу. Через год на сцене Могилев-Подольского театра Риккер уже играла Наташу в спектакле «На дне». Далее снова Одесса, Русский драмтеатр, участие в гастролях знаменитого В. М. Петипа. Осенью 1930 года приглашение в украинский театр. Справка: «Дана тов. Риккер в тому, що вона працювала в Одеському Державному театру Революцii». Довелось ей «працювати» и в Донецком театре.
Очередные сезоны проходят на Урале и в Сибири: Челябинск, Свердловск, Омск. Наступает пора зрелости, пора большого репертуара. Теперь она Виола в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Шурка в пьесе «Егор Булычев и другие» М. Горького, Коринкина в «Без вины виноватые» А. Островского, дона Анна в «Каменном госте» А. Пушкина. Бурлит и шефская работа, за участие в которой Свердловский театр награждает ее званием «Ударника второй пятилетки». Актриса пользуется большой популярностью среди студенчества, получает положительные отзывы крупных деятелей советского театра В. Н. Пашенной и Б. Е. Захавы. Но сил много, не исчезает «охота к перемене мест». Была молода и непоседлива.

И вот 15 сентября 1937 года вместе со своим спутником жизни – мужем, талантливым артистом А. В. Анатольевым – она приезжает в Сталинск. Осень, дождь, слякоть, их никто не встретил, вероятно, не доставили телеграмму… Но город металлургов постепенно становился своим. Как раз в те годы в Сталинском драматическом театре формируется труппа, ядром которой и стали супруги. В том сезоне привелось ей быть Эмилией в «Отелло», Пановой в «Любови Яровой», Ритой в инсценировке «Как закалялась сталь». Зрители по достоинству оценили игру творческого тандема, и когда непоседы устремились было в дальнейший путь, их пригласил к себе секретарь горкома партии. В запомнившейся очень теплой беседе он сказал: «Вы очень нужны городу». И они решили остаться.
…1941-й, Великая Отечественная война. С 26 июня в здании театра работает призывная комиссия. Начинается сокращение штата и оркестра: идет мобилизация в армию. Приказом по театру создается пять концертных агитбригад с типичными для тех лет названиями «Жгучий уголек», «Уголь фронту» для выступлений в госпиталях, колхозах, цехах КМК, утвержден репертуар. В сентябре 1941 года по решению правительства Сталинский драмтеатр был направлен в г. Ленинск-Кузнецкий. День, как правило, складывался следующим образом: с утра обычно погрузка угля, затем репетиции, вечером спектакли. Один из пожелтевших документов Риты Исааковны напоминает: «Ленинск-Кузнецкий горком партии и горисполком благодарят Вас за помощь шахтам в погрузке угля. 17 мая 1942 года…». 350 тысяч рублей внес театр в фонд обороны. За первый год было показано более 300 концертов в госпиталях. В это тяжелое время лучшим другом бойцов стал театр. Он был необходим как воздух, как глоток свежей воды, он лечил изнуренные души людей, вселял в них бодрость и надежду на скорую победу. Зрители полюбили напряженно работающий коллектив, спектакли шли при переполненном зале. Театр, рожденный Кузнецкстроем, свой десятилетний юбилей отмечал в Ленинске.
24 ноября 1944 года театр вернулся в родной город. Долгими аплодисментами зрители выразили любовь к своим артистам. В этот вечер была показана комедия В. Шекспира «Много шума из ничего». Острая, колючая, порывистая Беатриче – Р. Риккер, брызжущий весельем и остроумием Бенедикт – А. Анатольев. Этот спектакль говорил о творческом росте труппы.

Творческая биография Р. Риккер – это интереснейшая страница истории театра. Рита Исааковна для старожилов – легенда сцены. Легкая, хрупкая, интеллигентная, всегда с сияющими глазами – такой она осталась в памяти поклонников. Ей доставались разноплановые роли, очень долгое время она работала в амплуа субретки – бойкой девушки, что, наверняка, являлось отражением и ее собственного характера. В дальнейшем ей стали близки и образы лирических героинь, и роли экспрессивные, темпераментные.
С 1948 года Р. Риккер и А. Анатольев работали в Кемеровском областном драматическом театре (Анатолий Владимирович был и его директором), а в 1956 году возвратились в Сталинск. И вновь актриса покоряет сердца зрителей большим сценическим обаянием и силой темперамента. Разнообразие в актерской палитре позволяло актрисе создать такие образы, как Гертруда в бальзаковской «Мачехе», Лиза Протасова в «Живом трупе» Л. Толстого, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу.
Запомнились зрителям и главные роли в спектаклях «Четверо под одной крышей», «Анна Каренина», «Вишневый сад», «Отелло» и многих других. Со своим супругом, постоянным партнером по сцене, заслуженным артистом РСФСР, директором Новокузнецкого драмтеатра с 1956 по 1962 год А. В. Анатольевым она делила успех не только театральных постановок, но и на концертах, где они показывали отрывки из спектаклей, читали стихи. На их концертах звучала поэзия Пушкина, Лермонтова, Симонова, зрители видели сцены из «Отелло», «Маскарада», «Бориса Годунова». Театр давал десятки шефских концертов, расширяя круг своих зрителей.

Пятьдесят два года выходила на сцену Рита Исааковна, тридцать пять из них она проработала на сценах Кузбасса, четверть века – в Новокузнецком драматическом театре. Ею сыграно более 150 ролей. И каждый раз силой своего актерского мастерства она заставляла зрительный зал смеяться и плакать. У нее не было любимых ролей – все они одинаково ей дороги, потому что в каждую из них она вложила частицу своей души. Рита Исааковна не была актрисой определенного амплуа. Она выступала в различных жанрах. Сначала о ней говорили как о комедийной актрисе. Потом были исполнены главные роли уже трагического плана в спектаклях «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» В. Гюго. Рядом с поэтической Машей в «Трех сестрах» Чехова она создала образ фанатичной фашистки Эрны Курциус в пьесе братьев Тур «Особняк в переулке». Риккер наиболее полно раскрыла свое театральное дарование в спектаклях по пьесам Чехова и Горького, Островского и Толстого, Шекспира и Шоу, Гюго и Шиллера, потому что классика, как ничто другое, воспитывает и шлифует профессиональное мастерство любого актера. Искренность актрисы привлекала сердца зрителей, ее мастерство поддерживало в людях ощущение праздника, и благодарный зритель, уходя с ее спектаклей, уносил с собой ту особую душевную теплоту, которой так щедро награждала его талантливая актриса.
Она была любимицей публики не только в переполненном зрительном зале, но и в будничной жизни. Однажды после спектакля «Отелло» она, возвращаясь домой, увидела, что перед ней остановился трамвай и вагоновожатая предложила: «Садитесь, мы Вас подвезем, а вашего мужа нет, потому что он Вас в спектакле убивает».
Ей нельзя было отказать в признании дара перевоплощения. «Жалею Вас как женщину, ненавижу как королеву» - писал один из зрителей после спектакля, точно это она, Рита Риккер, управляла государством, сражалась с соперницами, безоглядно любила.

Талантливая актриса-мастер, полная сил и энергии, активная общественница, требовательная к себе и другим – вот те качества, которые были свойственны старейшей актрисе Кузбасса. Ее творческая биография – это интереснейшая страница истории театра. Каждая работа отличалась большой вдумчивостью, силой перевоплощения и яркостью характера. Но не одними розами усыпан путь артиста. Было всякое: многомесячные бесконечные тряски по проселочным дорогам, выступления в нетопленых сельских клубах, приготовления к спектаклям в самых трудновообразимых условиях.

Судьба Риккер складывалась не очень счастливо – при жизни она потеряла дочь, сестру, мужа, но никогда не показывала своих эмоций на людях. Ее интеллигентность удивительным образом сочеталась с высокой внутренней культурой и моралью. Она говорила: «Актер должен быть порядочным», притом порядочным в отношениях со всеми людьми: друзьями, близкими, знакомыми. Такая жизненная позиция позволила ей сохранить дружбу многих людей, в том числе и молодежи, с которой она постоянно общалась, и которые были частыми гостями в ее доме. Часто во время спектаклей, если она не была в них занята, актриса смотрела из-за кулис, как играют молодые актеры. Ее оценки были очень ценны. Она всегда внимательно относилась к любому творчеству, всегда была полна желания работать с любым режиссером, никогда не унижала и не обижала замечаниями актеров. Актриса с волнением вспоминала каждую роль, имена любимых режиссеров, партнеров по сцене, заботливых костюмеров.
Молодежь ласково называла ее – «Ритуся», на «ты», но ничего оскорбительного в этом не было. Однажды с выездного спектакля возвращался автобус с труппой. Шел дождь, было уже темно, и вдруг автобус застрял посреди огромной лужи. Риккер выходила последней, и ей не позволили сойти, а подхватили на руки и бережно перенесли на сухое место. Отличительной чертой Риты Исааковны была постоянная забота о людях. К ней можно было обратиться по любому вопросу – достать медикаменты, устроить детей в детский сад, больницу. Часто бывает, что народное признание не совпадает с государственным. И хоть Р. И. Риккер не получила из-за «пятой графы» (национальность) звания заслуженной артистки, зато она снискала поистине народную любовь.
Интеллигентность, благородство души и забота о людях – вот ее жизненное кредо. Об этом свидетельствует вот такой факт из ее биографии. Однажды к ней пришла ее знакомая и поведала печальную весть: в Томском университете, где училась на последнем курсе медицинского факультета ее дочь Аня, ввели платное обучение. Многодетная семья не имела возможности платить за обучение, а это означало, что Анина мечта стать врачом не осуществится. Что делать? Рита Исааковна, как могла, успокоила ее. Вечером, когда муж пришел домой, на семейном совете решили: будем платить за Нюру. Об этом рассказала Анна Павловна Щеглова, заслуженный врач РСФСР, много лет проработавшая в практическом здравоохранении Новокузнецка, возглавлявлявшая постоянную комиссию по здравоохранению и социальному обеспечению городского Совета, та самая Аня, мечтавшая стать врачом.

Она была постоянно в работе: на выездном спектакле, с концертным исполнением, за чтением книги, заучиванием новой роли. Не стесняясь учиться мастерству у партнеров по сцене, она охотно делилась своим сценическим опытом с молодыми актерами, и, являясь прекрасным педагогом, вела уроки речевой культуры, занималась подготовкой молодежи в театральные институты, делая это совершенно бескорыстно.

Пропагандист театрального искусства по велению сердца, Р. И. Риккер была консультантом художественной самодеятельности на строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината, бессменным членом жюри художественных смотров городской, сельской и детской самодеятельности. Всегда была желанным гостем в рабочей среде, в библиотеках, у учащихся. Особенно любила читать прозу Л. Толстого и стихи Ю. Друниной. И в этом тоже – проявление полноты и многообразия ее художественных интересов. Тема войны не случайно была ей близка: в Великую Отечественную она немало выступала в тыловых госпиталях Кузбасса, а ее дочь-школьница оказывала помощь медперсоналу в госпитале в Сталинске. Ей писали ученые Сибирского отделения Академии наук СССР, искусствоведы, просили поделиться своими воспоминаниями, подчеркивая, что в ее судьбе – отражение судеб художественной интеллигенции минувших десятилетий.

1963 год. День открытия нового театрального сезона. Новенькое, «с иголочки», нарядное здание на проспекте Металлургов. В зале – аншлаг. Наступает торжественная тишина. Председатель горисполкома после приветственных речей разрезает шелковую ленту: «В добрый путь, хозяева храма искусств!». И самое первое слово, произнесенное с новой сцены артистом, принадлежало ветерану труппы Рите Исааковне Риккер. Она взволнованно говорила о высоком назначении театра, о чутком и требовательном зрителе, работать для которого – большая радость и ответственность. Душевный отклик и сердечная овация всего зала были ответом на эти слова.

А когда в 1983 году на 50-летний юбилей театра были в хронологической последовательности показаны сцены из лучших спектаклей силами действующих актеров и неожиданно ведущий объявил, что сейчас выйдет первая исполнительница роли Беатриче в спектакле «Много шума из ничего» Рита Исааковна Риккер, многие не поверили. Она прошла через весь зал под бурные аплодисменты восторженных зрителей.

Рита Исааковна неоднократно избиралась членом пленума и президиума обкома профсоюза, членом правления ВТО, членом месткома театра. За самоотверженное служение искусству награждена Почетными грамотами Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся (трижды), Сталинского, Прокопьевского, Ленинск-Кузнецкого горкомов КПСС и городских Советов депутатов трудящихся. За военно-шефскую работу в период Великой Отечественной войны: Почетными грамотами Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, ЦК профсоюза РАБИС и Почетной грамотой Сибирского военного округа. В 1946 году награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» За безупречную и долголетнюю работу имеет благодарность от Министра культуры и награждена почетной грамотой Кемеровского обкома КПСС и исполкома Кемеровского облсовета депутатов трудящихся. И, конечно же, наградой и признанием ее актерского таланта – два больших юбилейных праздника в городском драмтеатре, посвященных многолетнему творчеству Р. И. Риккер: в 1963 году в день 60-летия и в 1969 году в связи с 50-летием сценической деятельности.

«Неутомимая энергия, непреходящая молодость» - так отзывались о ней друзья и поклонники. Вот она на очередной премьере городского театра и потом – беседа с актерами, с постановщиками. Вот репетирует с юношей, мечтающим стать актером. Вот она на беседе в школе. Пишет письмо старому товарищу по сцене. Хлопочет о том, чтобы нашли нужное больному человеку лекарство. Телефон в квартире не умолкал, потому что звонили прекрасному Человеку, нужному сотням других людей.


Дополнительные материалы

Актёр должен быть порядочным / А. Мождженская // Кузнецкий рабочий. 2008. 31 июля.
В памяти благодарного зрителя / В.Пилипенко // Кузнецкий рабочий. 1991. 26 марта.


Александр Владимирович Стрельников, март 2018