Российский художник, живописец и график, дизайнер, иллюстратор. Первый художник Сибири,
принятый в Союз художников России за дизайнерские работы (1977)
Николай Статных родился в селе Трудармейском Прокопьевского района Кемеровской области.
В 1966-1973 годах учился в Иркутском училище искусств на декоративно-оформительском отделении (преподаватели: Л. Д. Куклис, Г. А. Курочкиной-Домашенко, В. Я. Гончар, В. Г. Смагина). Занимался в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенеж-Москва) под руководством Е.А. Роземблюма (1971-1974).
В 1973 году начал трудовую деятельность в творческо-производственном комбинате Художественного Фонда России в г. Новокузнецке, куда приехал вместе с женой Людмилой Статных по распределению.
Николай Статных проявил незаурядное дарование художника ещё студентом. Его рисунки и композиции уходили в фонд лучших работ училища и были примером высокого художественного уровня.
Сразу после окончания учебы стал принимать активное участие в выставках. Уже в 1974 году его работы были приняты на зональную выставку «Сибирь социалистическая» и на республиканскую «Художники – стройкам 9-й пятилетки» (Москва, ВДНХ). В 1976 году он участвовал во всесоюзной выставке «Молодость страны».
В 1977 году стал членом Союза художников – первым в Сибири художником, удостоенным звания за дизайнерские работы.
В 1994 году вернулся в Иркутск. В 1997-1998 годах преподавал в Иркутском художественном училище.
Работы Николая Статных всегда привлекали оригинальностью мысли и высоким мастерством посетителей городских, региональных, всероссийских и всесоюзных смотров.
Николай Статных остался в истории художественной жизни Новокузнецка значимыми проектами: художественное оформление и наглядная агитация ЗСМК (1974), музейная зона Новокузнецка (совместно с И. Шмидтом), экспозиция городского краеведческого музея и реконструкция Народного дома, а также оформление витражами фойе кинотеатра «Коммунар» (1985).
В 1975-1977 годах художник совместно с Н. Мигулиным и Н. Ротко выполнил проект оформления Дворца культуры КМК. Окна на лестнице парадного входа дворца выделены ризалитами с вертикальным остеклением. Особую художественную ценность представляют витражи главной лестницы вдоль всех четырёх этажей, отражающие индустриальную тему (рельсы, крепи, цеховые подъёмные краны). Витражами украшен и холл второго этажа.
В декабре 1982 году во время обновления экспозиции Новокузнецкого краеведческого музея, которая продолжалась с 1977 по 1985 годы, Н. С. Статных совместно с А. А. Бобкиным выполнил большую художественную работу: 18 отдельных панно (гравюры на металле). Эти офорты составляют единую композицию – панно «Колывано-Кузнецкая укреплённая линия», которое и в новой экспозиции (открыта в 2014 году), по-прежнему украшает отдел истории музея.
В 1976 году Николай Статных впервые побывал за границей на биеналле в Венеции с проектом филиала музея А. С. Пушкина на Арбате, в 1979 году – участвовал в международном семинаре художников-графиков в Венгрии. Тогда же впервые оформил книгу. В списке художника-иллюстратора Н. Статных – более двухсот книг, в том числе знаменитые трилогии Вальтера Скотта, романы Фенимора Купера и Герберта Уэллса.
Художник прекрасно разбирался в литературе и мифологии. Целую серию живописных полотен посвятил литературе.
Среди его работ особую ценность представляют графические портреты Ф. М. Достоевского и его первой жены М. Д. Исаевой, которые являются частью фонда Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. Работы выполнены в 1980 году в технике литографии. Образы писателя и его первой жены списаны с сохранившихся фотографий конца 1850-х годов. На этих портретах Ф.М. Достоевский и М.Д. Исаева «такие степенные, успокоенные, такие верящие в стабильность счастливого мига» (Мэри Кушникова).
Художник любил читать произведения Федора Михайловича Достоевского и мечтал поработать над экспозицией Домика Достоевского. Даже специально ездил в Омск, чтобы написать живописный портрет писателя с Омским острогом на заднем плане.
В собрании Художественного музея им. В. П. Сукачёва (Иркутск) хранится ещё один графический портрет Ф.М. Достоевского, выполненный гуашью и тушью. На нём Николаю Статных удалось создать глубокий выразительный образ великого писателя, передать сложность его творческих сомнений и переживаний.
Творческое наследие Николая Статных включает в себя живописные и графические произведения, иллюстрации, масштабные дизайнерские проекты. Николай Статных владел всеми графическими техниками: рисунком, монотипией, линогравюрой, офортом. Офорт был его любимым (он требует высочайшего мастерства).
У всех работ мастера есть особенность: в них хочется долго вглядываться, ведь каждая из них – объемна и многопланова, а раскрывается только перед очень внимательным зрителем.
Николай Статных был ярким представителем русской реалистической традиции. Его работы отличают «символика, сакральные глубины и ветвистая метафора».
Произведения Николая Статных находятся в собраниях Новокузнецкого художественного музея, Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, Художественного музея им. В. П. Сукачёва (Иркутск). Но большинство картин размещены за границей в музеях и частных коллекциях. Например, гравюра «Старый дом» хранится в музее Будапешта.
Картины Николая Статных украшают холл юридического института Иркутского госуниверситета, где особо впечатляет и его роспись актового зала копиями фресок Рафаэля.
Выставки: городские - 1974, 1975, 1977, 1978/1979, 1982, 1984, 1985,1986,1987,1989,1997 (НХМ, 40-летие СХ) и др.; областные -1977,1979,1981,1983,1987 и др.; зональные -1975 (Томск), 1978 (Омск), 1980,1985; республиканские -1975 (Москва); всесоюзные -1976 (Москва); зарубежные -1976 (Биеннале, Венеция); групповые - 1977 (Н.П. Мигулин, Н.А. Ротко), 1979 (ХФ) 1980 (А. А. Бобкин, В. А. Карманов), 2015 (Тобольск, Л. Статных); персональные - 1989 (Новокузнецк, НМИИ)», 2008, 2009 (Иркутск), 2013 (Тобольск) и др.
Жил и работал в Иркутске. Ушёл из жизни 24 февраля 2019 года.
Художники Кузбасса / В. А. Откидач. – Ленинград, 1984. – С. 112, 114.
Основные творческие интересы Николая Семеновича Статных сосредоточены в области дизайна, но он много работает и как график. Его жанровые композиции, портреты выполнены в литографии в большом формате, последнее время он увлечен рисунком в карандаше и пером.
Художник часто сложно насыщает портрет или жанровую композицию изображением предметных, растительных форм, создавая ощущение таинственности, чудесных метаморфоз. В том случае, когда это стремление органично связано с образом, возникают удачные, действительно внутренне сложные характеры. Монументальной емкости смог достичь художник в портрете «Старый шорец» (1977). Портретный образ здесь приобретает значительность, передающую представление о сильном, смелом и добром народе. Фон портрета — переплетение различных предметных форм: веток деревьев, рыбацкой сети, речных волн — всего того, что так неразрывно связано с судьбой героя.
В композиции «Пасечник» (1977) образ маленького бородатого босоногого старичка, окруженного роем пчел, приобретает фольклорную мудрость и доброту. Художник видит пасечника как представителя племени добрых покровителей природы, чем-то близких старикам-лесовичкам, созданным народной фантазией.
В 1979 году Статных участвовал в творческом семинаре художников социалистических стран в Венгрии. По мотивам поездки художник создал цикл рисунков пером, по многом носящих экспериментаторский характер. В этих рисунках художник как бы исследует новые для себя выразительные возможности композиции, линии. Завершенностью, психологической остротой обладают портреты, созданные в технике рисунка: «Мужской портрет», «Портрет художника» (1979).
Источники фактов:
Е. Э. Протопопова, член Союза журналистов РФ, ноябрь 2023 (дата обновления 11.07.2024)