Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Лычёв Сергей Николаевич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 
Лычёв Сергей Николаевич Сергей Лычев С. Лычев. Блудный сын. 1961 С. Лычев. Остров сокровищ, 1961 Лычёв Сергей Николаевич 1973 Бам. 1971 Сан-Франциско, 1996

Лычёв Сергей Николаевич

30.08.1939 г. - 05.04.2021 г.
Сфера деятельности: Актеры театра и кино

Артист Хабаровского краевого театра драмы (1971-2021).
Заслуженный артист Российской Федерации (1995).
Народный артист Российской Федерации (2006).
Лауреат Международного русского фестиваля в Сан-Франциско (1996)

Сергей Николаевич – легенда хабаровской сцены и самый титулованный артист Дальнего Востока. Его стаж в профессиональном театре – шестьдесят лет, за которые сыграно более 280 ролей, проведено свыше 400 концертных мероприятий. А в 1961-1962 году он служил в Новокузнецком драматическом театре им. Серго Орджоникидзе, дважды был в Новокузнецке на гастролях.

Очень жаль, что этот замечательный человек, признанный мастер своего дела, большой артист, в своём родном городе – Новокузнецке практически неизвестен. Данный биографический очерк, подготовленный на основе статей и интервью разных лет, опубликованных в периодических изданиях Хабаровского края, призван исправить сложившуюся ситуацию.

Сергей Николаевич Лычёв родился 30 августа 1939 года в городе Сталинске (ныне – Новокузнецк) в родильном доме №1 (здание существует до сих пор, находится в Саду металлургов).

Его отец – Николай Александрович – по профессии зоотехник, мать – Анна Кузьминична (Калашникова) – ветеринарный врач. Детство будущего артиста прошло в небольшом рабочем посёлке Осинники – среди бараков и угольных шахт (дом находился на ул. Будённого). Да и трудовой путь он начал там же – на шахте «Капитальная-1».
Впервые на сцену, конечно, школьную (школа №3, пос. Осинники), его вывела учительница литературы – Нина Абрамовна Белова, организовавшая учеников в театральный кружок. Здесь состоялся актёрский дебют – в спектакле «Свадьба с генералом» А.П. Чехова. А в 9 классе учительница истории Анна Андреевна Андреева познакомила его с режиссёром драматического коллектива при горняцком клубе «Шахтёр». И хотя нельзя сказать, что юный Серёжа Лычёв грезил актёрством – он отучился в горном техникуме, занимался спортом, стал кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам, но там – в самодеятельной труппе, он окончательно понял, что именно сцена станет главным делом его жизни.

«С тех пор актёрская профессия так заинтересовала меня, что я уже не представлял себя на другом поприще. Хотя моя мама хотела, чтобы я стал врачом, а дядя (в будущем знаменитый прокатчик – Василий Николаевич Мудрак) прочил мне профессию металлурга».
Клуб «Шахтёр» (клуб шахтёра). Фото 1960-х гг. (из архива г. Осинники).
Здание сохранилось до наших дней


Сергею Лычёву очень повезло с первым творческим наставником. Драматическим коллективом в Осинниках в те годы руководил Владимир Рафаилович Членов (1897–?). «Рафаилыч», как любовно за глаза называли его знакомые, из той когорты людей, информацию о которых приходится выуживать по крупицам.
Владимир Рафаилович Членов, руководитель Народного театра (из архива г. Осинники)
Московский режиссёр, актёр, сподвижник расстрелянного Мейерхольда, брат расстрелянного гл. юрисконсульта при наркоме внешней торговли СССР профессора Семёна Членова (партийного соратника Бухарина и Сокольникова), он прибыл в Осинники после десяти лет лагерей. Приняв драмкружок при клубе «Шахтёр» в 1952 году, к началу «оттепели» он развил его в пусть и самодеятельный, но признанный театральный коллектив (с 1960-го – Народный театр).

Владимир Рафаилович сумел наладить творческие связи с Всероссийским театральным обществом. Столичные друзья-актёры помогали ему с материалом, реквизитом, костюмами. Существуют воспоминания, согласно которым на квартиру к невыездному «Рафаилычу» в 1956 году (во время гастролей) приезжал Александр Вертинский (сразу оговоримся: сам факт концерта Вертинского в Сталинске в 56-м до сих пор вызывает ожесточённые споры). Постановки посыпались как из рога изобилия. В 1957 году режиссёр выпустил сразу пять спектаклей: «Одна», «Катя Павлова», «Мораль Натальи Зотовой», «Аристократы», «Бронепоезд 14-69». В «Аристократах» на сцену (в эпизоде) вышел и Сергей Лычёв.

Случай по-настоящему заявить о себе представился Сергею Николаевичу четыре года спустя. Осинниковская труппа со спектаклем «Блудный сын», в котором Лычёв играл уже главную роль, получила приглашение от Кемеровской студии телевидения. Руководство студии, разглядевшее и оценившее талант молодого актёра (тогда ещё – шахтёра), предложило ему должность диктора. Но проработать на телевидении ему было суждено только полгода.

Сам Сергей Николаевич рассказывал об этом так: «После съёмок подходит ко мне очаровательная диктор – Наталья, и спрашивает, сколько я получаю на своей шахте. «Триста рублей». «А у нас Вы будете получать 150. Столько диктору на телевидении платят». «Я вообще-то хотел в театральное училище поступать…». Но за меня уже ухватились. А тут приезжает на гастроли Новокузнецкий театр, профессиональный. Рано утром его директор (Анатолий Владимирович Анатольев, заслуженный артист РСФСР) является ко мне в общежитие с заявлением: «С телевидения немедленно увольняешься, идёшь к нам в театр!» И как бы между прочим спрашивает про дикторскую зарплату. «Ну, старик, у нас столько – только заслуженные артисты получают. Пойдёшь на 65 рублей?»

Сергей Николаевич прослужил в Новокузнецком драматическом театре им. Серго Орджоникидзе только год (1961–1962), сыграл несколько ролей. Это было время значительных перемен в судьбе театра – достраивалось новое здание на проспекте Металлургов, в декабре 1962, не дожив нескольких месяцев до премьеры на новой сцене, умер руководитель А.В. Анатольев.

Уехав в отпуск в Москву, Лычёв попался на глаза директору Хабаровского театра юного зрителя Славе Монасовне Мирской. На решение перебраться на Дальний Восток во многом повлияла возможность получить профессиональное образование. В Хабаровском училище искусств открылось театральное отделение – можно было одновременно и учиться, и работать. «На курс в театральном набрали таких же гавриков, как и я. И мы умудрялись утром – на репетицию, вечером – на спектакль, в промежутках – на учёбу».

Тогда-то судьба и свела его с Анатолием Дмитриевичем Никитиным, признанным мастером лирической комедии, учеником Всеволода Мейерхольда. Вспыльчивый, знающий себе цену Никитин плохо сходился с людьми, но городской ТЮЗ сумел превратить в театр, на премьеры в котором выстраивались очереди.

Тяжёлый характер нового учителя ещё сыграет в истории Сергея Лычёва свою роль – через пару лет Никитин, насмерть разругавшись с краевым руководством, вернётся в Москву, театральное отделение в Хабаровске закроют. И Сергей Николаевич отправится покорять столицу – поступать в Государственный институт театрального искусства им. А. Луначарского (заочное отделение, художественные руководители – Василий Александрович и Мария Николаевна Орловы). В 1971 году он окончит ГИТИС с красным дипломом!
В спектаклях «Маленькие трагедии» (1970 г.), «Бесприданница» (1975 г.), «Олеко Дундич» (1968 г.)

«Это был взрыв русского и советского театра. Это время великих режиссёров Гончарова, Эфроса, Товстоногова. В театр на Таганке было не попасть, а мы все таганские спектакли просмотрели то на галёрке, то в уголке на газетке. Здесь мой товарищ (это был Виталий Владимирович Шаповалов, в будущем – народный артист РСФСР) познакомил меня с Владимиром Высоцким. Его актёрская звезда только восходила, Гамлет и Пугачёв в его исполнении были ещё впереди».

После ГИТИСа Сергей Лычёв окончательно связал жизненный путь с Дальним Востоком, поступив в труппу Хабаровского театра драмы: «Хабаровская драма приняла меня, что называется, с руками и ногами: я ведь поющий актёр, и с речью всё нормально. К тому же у меня уже была большая школа ТЮЗа… Сколько сыграл ролей? Наверное, больше ста. Играл и героев-любовников, и характерные роли. Помню, в испанской комедии плаща и шпаги надо было танцевать, фехтовать, петь… Конечно же, любил классику. Прежде всего, Островского!».

В действительности за долгую творческую жизнь Сергей Николаевич сыграл более двухсот восьмидесяти ролей русского и зарубежного репертуара (по его собственным подсчётам – 283, здесь приведена лишь небольшая часть):

1957 – Н.Ф. Погодин. «Аристократы» – Садовский.
1961 – Э. Раннет. «Блудный сын» – Март Туйск.
1961 – Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» – Билли Бонс.
1961 – О. Стукалов. «Не скрыть лица…» – Сергей.
1964 – Д.Б. Кедрин «Рембрандт» – Наследный принц Тосканы.
1965 – Н.М. Рогаль. «Июнь-Корань» – Забелин.
1967 – А.С. Пушкин. «Маленкие трагедии» – Дон Гуан.
1967 – А. Ржешевский, М. Кац. «Олеко Дундич» – Ходжич.
1967 – К.М. Симонов. «Парень из нашего города» – Вано Гулиашвили.
1971 – М.М. Рощин. «Валентин и Валентина» – Гусев.
1972 – В. Соловьёв. «Царь Юрий» – Михаило Нагой.
1973 – В. Шаврин. «Светлая пристань» – Тарас.
1973 – Р. Нэш. «Продавец дождя» – Шериф.
1975 – П.И. Чайковский, М.И. Чайковский. «Пиковая дама» (телеспектакль Хабаровской студии телевидения) – Елецкий.
1975 – А.Н. Островский. «Бесприданница» – Илья.
1976 – П. Кальдерон. «Дама-невидимка».
1977 – М. Горький. «Последние» – Александр.
1982 – Д. Патрик. «Дорогая Памела» – Джо Янки.
1986 – А.Н. Островский. «Таланты и поклонники» – Великатов.
1989 – В. Коркая. «Чёрный человек, или «Я, бедный Сосо Джугашвили» – Лаврентий Берия.
1992 – А.Н. Островский. «Бешеные деньги» – Телятев.
1993 – А.Н. Толстой. «Касатка» – Желтухин.
1993 – Лопе де Вега. «Изобретательная влюбленная» – Лусиндо.
1994 – П.-О. Бомарше. «Преступная мать, или новый Тартюф» – Альмавива.
1999 – Г.И. Горин. «Поминальная молитва» – Урядник.
2001 – А.П. Чехов. «Дядя Ваня» – Серебряков.
2001 – В. Константинов, Б. Рацер. «Невеста из Имеретии» – Старик.
2002 – В.К. Арро. «Пять романсов в старом доме» – Леонид.
2003 – Р. Куни. «Слишком женатый таксист» – Полицейский Траутон.
2004 – У. Шекспир. «Король Лир» – Кент.
2004 – А.М. Галин. «Аккомпаниатор» – Кукин.
2004 – Р. Куни. «Папа в паутине» – Папаша.
2005 – Г.И. Горин. «Забыть Герострата» – Крисипп.
2005 – И. Губач. «Жозефина и Наполеон» – Губернатор.
2006 – А.П. Чехов. «Вишнёвый сад» – Фирс.
2006 – А. Иванов. «Божьи одуванчики» – Тамбовский.
2007 – Л. Корсунский. «Незамужняя женщина» – Комаров.
2009 – Ф. Вебер. «Ужин дураков» – Аршамбо.
2009 – А.Н. Островский. «Доходное место» – Вышневский.
2011 – О. Заградник. «Соло для часов с боем» – Инспектор Мич.
2013 – У. Шекспир «Отелло» – Дож.
2013 – Ж.-Б. Мольер. «Скупой» – Ансельм.
2013 – А.С. Грибоедов. «Горе от ума» – Тугоуховский.
2014 – Н.Р. Эрдман. «Самоубийца» – Аристарх.
2014 – В.И. Калитвянский. «Возчик» – Петренко, Возчик.
2015 – Е. Скороходова. «Новый год Forever!» – Тугомысленский.
2016 – Р. Овчинников. «С наступающим!» – Бельский.
2016 – П.-О. Бомарше. «Женитьба Фигаро» – Бартоло.
2017 – Д. Раньон. «Леди на день» – Швейцар.
2017 – Н.В. Гоголь. «Ревизор» – Гибнер, –
и многие-многие другие.


В 1970–80-х он принимал активное участие в телеспектаклях Хабаровского телевидения у режиссера Лидии Яковлевны Славутской (её младший брат Александр одно время был режиссёром Новокузнецкой драмы). Ряд фильмов, восстановленных уже в постсоветское время, можно посмотреть и сегодня («Светлая пристань» – 1978 г., «Дорогая Памела» – 1986 г.).

У Славутской, на одной из телеинсценировок 1970 года, Сергей Лычёв познакомился с молодым драматическим актёром – выпускником Дальневосточного педагогического института искусств Юрием Кузнецовым (в будущем – заслуженным артистом Российской Федерации, известным отечественному зрителю по фильмам «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин» и, конечно, роли немца Гофмана в культовой ленте Алексея Балабанова «Брат»). С Юрием Александровичем они прослужили в труппе Хабаровской драмы шесть лет.

«В театре мы встретились в 1971 году в «Бременских музыкантах», оба были героями-недотёпами, известными всем очень хорошо. Думаю, первую серьёзную роль Кузнецов получил в «Даме-невидимке» (по классической комедии П. Кальдерона). Потом… в спектакле по пьесе «Власть тьмы» Кузнецов в роли Никиты и стал открытием. Пошли другие роли – в «Бане» Маяковского это Велосипедкин, в спектакле «Над белой водой» он играл героя – молодого современника... Мне кажется, что его уделом в театре становились роли острохарактерные, а вот социальные ему давались меньше, видимо, он к ним и не стремился».

Сергею Лычёву посчастливилось работать с выдающимися театральными деятелями, – режиссёрами: Мирославом Матвеевичем Кацелем (1930–2000, народный артист РСФСР), Эмилем Абрамовичем Вайнштейном (1923–1995, заслуженный деятель искусств РСФСР), Алексеем Тихоновичем Найдёновым, Валерием Александровичем Шавриным (1930–1978, заслуженный артист РСФСР, чл. Союза писателей СССР), Юрием Николаевичем Веригиным, Иосифом Леонидовичем Райхельгаузом (народный артист РФ), Дмитрием Ханановичем Астраханом (заслуженный деятель искусств РФ); – актёрами: Еленой Николаевной Паевской (1926–1986, народная артистка РСФСР), Эдуардом Сегеевичем Мосиным (1939–2009, народный артист РФ), Евгением Ивановичем Путивцем (заслуженный артист РСФСР), Светланой Николаевной Глебовой (1939–2005, заслуженная артистка РСФСР), Евгением Мефодьевичем Монолатием (заслуженный артист РФ), Юрием Евлампиевичем Ичетовкиным (народный артист РФ). С Юрием Ичетовкиным на протяжении многих лет они делили одну гримёрку.

В Новокузнецк Сергей Лычёв приезжал с гастролями хабаровской труппы дважды. В 1976 году спектакли играли на сцене НГТД им. Серго Орджоникидзе (на проспекте Металлургов). В декабре 1983 года спектакль «Дорогая Памела» – на сцене Дворца культуры металлургов Запсиба (улица Мориса Тореза). Братья Сергея Николаевича, живущие в Новокузнецке, до сих пор хранят программки этого спектакля.

В тот же приезд артист дал серию сольных концертов «Душа полна тобой» на сценических площадках Новокузнецка и Прокопьевска. Надо сказать, музыкально-поэтические выступления в его жизни всегда играли особую роль. Он вообще редко расставался с любимой гитарой, проведя за пять десятилетий более 400 шефских концертов. Его программы в образовательных учреждениях и трудовых коллективах пользовались неизменным успехом. За заслуги в общественной деятельности, связанной с пропагандой творчества дальневосточных авторов, в 1995 году Сергею Николаевичу была присуждена премия имени основателя Хабаровска Якова Дьяченко.

Желанным гостем он был и у военных: «Раньше такая политика была: каждый театр должен шефствовать над воинскими частями. У меня в репертуаре было несколько музыкально-поэтических программ: «Душа полна тобой», «Сергей Есенин», «Дорогами войны», «Александр Блок»… Помню, когда приключились события на Даманском, вместе с поэтессой Людмилой Миланич, другими писателями и актёрами отправились в те места. Думали, что прямо на Даманском выступим, но потом нам запретили. В итоге дали концерты на Васильевской заставе и в Бикинском погранотряде. Жили прямо в гарнизонах, военных гостиницах. Далее началось общение с танкистами, артиллеристами…»

Сергей Лычёв стоял у самых истоков зарождения военно-шефской работы в Хабаровском крае. Будучи членом краевой военно-шефской комиссии, он дал множество концертов в воинских частях и на погранзаставах дальневосточного региона. За большую работу по эстетическому и военно-патриотическому воспитанию он был награждён знаком «Отличник культурного шефства над вооруженными силами (СССР)», почётной грамотой министерства обороны СССР (за подписью маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова), именными часами от президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, с которым был знаком лично, медалями министерства обороны РФ.

Сергей Николаевич Лычёв был и остаётся самым титулованным театральным артистом Дальнего Востока. В 1995 году ему присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации», в 2006 году – «Народный артист Российской Федерации». Он награждён почетной грамотой губернатора с формулировкой «за большой личный вклад в развитие культуры и искусства Хабаровского края», является лауреатом премии губернатора региона. В 2005 году он награждён ведомственной медалью министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации «Великий русский писатель лауреат Нобелевской премии М.А. Шолохов 1905–2005» (медаль Шолохова) с формулировкой «за многолетнюю деятельность по пропаганде лучших образцов русской поэзии».


За пятьдесят лет, отданных им Хабаровской драме, Сергей Лычёв удостоен более 20 медалей (государственные, ведомственные и общественные награды). В 1996 году он принял участие в Международном русском фестивале в Сан-Франциско (Калифорния, Соединенные Штаты Америки) с программой «Сергей Есенин», став лауреатом этого престижного в русской эмигрантской среде культурного смотра.

80-летие Сергей Николаевич отметил на сцене. Бенефис «Мне рано жить воспоминаниями» ему помогла подготовить супруга – Нина Ивановна, хормейстер-вокалист с консерваторским образованием (заслуженный работник культуры Российской Федерации, окончила в своё время Горьковскую консерваторию). Они прожили в счастливом браке 57 лет.
Бенефис «Мне рано жить воспоминаниями» (2019)

«Готов выходить на сцену ещё как минимум 5–6 лет, а может, и больше», – признавался актёр в те предъюбилейные дни. – «А почему бы и нет: вон легендарный Владимир Зельдин ещё в 101 год играл. Чем не пример для подражания?!»

Ему оставалось ещё полтора года жизни. Он продолжал активно работать в театре, участвовал в постановках.

«Мне посчастливилось выходить на сцену с настоящими профессионалами, фанатами своего дела», – говорил Сергей Николаевич в одном из многочисленных интервью. – «Они любили театр, искусство, были голодные до работы. Деньги, блага для них оказывались вторичными. Я, кстати, тоже из такой когорты. Сам готов платить деньги, лишь бы только получить роль. Так сильно мы хотели играть!»

5 апреля 2021 года Сергея Николаевича не стало. Прощание с легендой дальневосточной сцены состоялось в Хабаровске. 9 апреля Сергей Николаевич был похоронен рядом с супругой на Морском кладбище Владивостока.

Составитель, от лица родных Сергея Николаевича, проживающих в Новокузнецке, благодарит хабаровских журналистов Елену Загорскую, Дмитрия Иголинского, Олега Островского, Юлию Хожателеву, а также заслуженного работника культуры Российской Федерации Александра Григорьевича Чернявского, печатные и электронные публикации которых были использованы им при подготовке текста (активные ссылки прилагаются).

Источник фотографий: официальный сайт Хабаровского краевого театра драмы. Все использованные материалы находятся в свободном доступе в сети интернет.


Перечень использованных источников:
Бенефис народного артиста России Сергея Лычёва
Вначале на дядю пришла похоронка, а потом посылка от него – Сергей Лычёв. Народный артист России вспоминает грозовые годы войны
Григорьев А. Лычёва засыпали цветами // Тихоокеанская звезда. 2001. 24 апреля.
Григорьев А. Театральный звездопад // Тихоокеанская звезда. 2006. 11 апреля.
Загорская Е. Двести ролей и ещё не сыгранные: бенефис Сергея Лычёва в краевом театре драмы и комедии.
Иголинский Д. Он был последним из могикан // Тихоокеанская звезда. 2021. 9 апреля.
Иголинский Д. Сергей Лычёв готов играть хоть до ста лет // Тихоокеанская звезда. 2019. 30 августа.
Иголинский Д. С Высоцким встречался Сергей Лычёв // Тихоокеанская звезда. 2021. 13 октября.
Копытов О. Холостой мужчина живет как человек... // Тихоокеанская звезда. 2002. 1 марта.
Островский О. Народный артист России Сергей Лычёв – актёр Хабаровской драмы.
Сергей Лычёв. Надо продвигать театр в массы. Интервью (беседовала Екатерина Ушакова).
Ушел из жизни народный артист России Сергей Лычёв.
Хабаровский киновидеоархив.
Хожателева Ю. Сергей Лычёв: «Сделаю всё, чтобы возродить высокие культурные и нравственные ценности нашего общества». Народный артист России, посвятивший театру 46 лет жизни, празднует 70-летний юбилей.
Чернявский А. И время ставит обелиски // Тихоокеанская звезда. 2003. 20 декабря.
Чернявский А. Мухомор начинал свою карьеру в Хабаровске // Тихоокеанская звезда. 2001. 3 марта.
Чернявский А. Сергей Лычёв ни о чём не жалеет // Тихоокеанская звезда. 2004. 28 августа.
Чернявский А. Сергей Лычёв принадлежит к старшему поколению молодых артистов // Тихоокеанская звезда. 2014. 30 августа.
Чернявский А. Театр времён Сергея Лычёва // Тихоокеанская звезда. 2009. 1 сентября.
Чернявский А. Четвёртая история в старом доме
// Тихоокеанская звезда. 2002. 18 мая.
Сергей Ерофеев, член Союза журналистов РФ, консультант Владимир Пилипенко, член Союза журналистов РФ, январь 2023
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео