Амосова (Ходоренко) Елена Анатольевна
Дата рождения 12.12.1969
Ведущая актриса Новокузнецкого драматического театра (1989- ).
Заслуженная артистка РФ (2013)
Ходоренко Елена Анатольевна (сценический псевдоним Амосова) родилась в г. Барабинске Новосибирской области. Всегда хотела быть только актрисой. Очень любила танцевать. Занималась в танцевальном коллективе, что потом очень пригодилось на сцене.
Читать научилась года в три-четыре. Читала очень много. Собирала макулатуру и обменивала её на книги, просила книги у одноклассников, ходила в городские библиотеки.
В Новокузнецком драматическом театре работает с 1989 года после окончания Новосибирского театрального училища.
Елена Амосова: «В начале 90-х, когда я оканчивала Новосибирское театральное училище, приехала директор Новокузнецкого драмтеатра. Я ей понравилась, и меня пригласили. Но у меня были семейные обстоятельства, я переживала, что не смогу попасть. В июне мне всё же прислали телеграмму с вызовом, и 15 сентября я была уже здесь. Я приехала рано утром, мне объяснили, что добраться легко, я не заблужусь – нужно на трамвае проехать две остановки. Так что я, вспоминаю, на трамвае сюда приехала – трамвае «Желание». А в 11 часов я уже сидела с другими актёрами, мы готовились к спектаклю «Моя жена – лгунья», в котором у меня была главная роль. Спектакль мы выпустили за две недели, он получился удачным. Сразу пошли роли, сразу были большие гастроли – в Самарканде, Ташкенте, Риге, Москве, Санкт-Петербурге…» (Новокузнецк. 2015. 16 сентября).
В 2006 году окончила Кемеровский институт культуры и искусств.
Ее театральные работы отличаются особой глубиной, яркостью театральной подачи и жанровым многообразием. Всякий раз Елене Ходоренко удается не только по-новому раскрыть свою индивидуальность, но и замысел автора, позицию режиссера. Каждая новая роль неожиданно высвечивает новую грань дарования артистки. Она играет экспрессивно, сочно, эффектно, с присущей ее дарованию особенностью создавать и масштабное полотно, и тонкий подробный рисунок. Ее в равной степени увлекает игровая стихия театра представления и достоверный психологизм театра переживания. В комедии М. Булгакова «Полоумный Журден» (2000) артистке удалось с неподражаемой иронией дистанцироваться от своей Доримены, раскрывая многозначность роли через образ госпожи Дебри. Ее Катарина в комедии В. Шекспира «Укрощение строптивой» (2002) была сыграна более 150 раз и стала поистине легендарной для зрительской аудитории.
Сложен, противоречив и психологически убедителен образ ее Аделаиды из «Школы семейной жизни» Бальзака (2002). В пластическом спектакле «Муха- цокотуха» (2004) артистка в течение нескольких лет с успехом танцевала заглавную роль, удивляя зрителей гибкостью и грацией, умением создать колоритный и сказочный образ внутри сложной хореографической партитуры. В спектакле по повести В. Астафьева «Прости меня» (2005) с огромным трагическим накалом воплотила на сцене метафорический образ Смерти, получив за эту роль заслуженное признание на фестивале «Сибирский транзит» в Красноярске (2005).
Подлинный успех сопутствует артистке и в спектаклях «Люди и мыши» Д. Стейнбека (2006), «Звезды на утреннем небе» А. Галина (2007), где она исполняет драматически емкие, неоднозначные роли.
Широкий творческий диапазон Елены Ходоренко свободно включает в себя и заразительное юмористическое начало: когда она занята в комедии, зрительный зал погружен в атмосферу смеха, как это происходит в спектаклях «Слишком женатый таксист» (2006), «Гарнир по-французски» (2008), «Здравствуйте, я Ваша теща!» (2009).
Переплетением высочайшего трагизма с парадоксальностью пронизана роль Грю в драме «Сон об осени» Ю. Фоссе (2007) в исполнении Елены Ходоренко. Объем непростого женского характера, внутренне не сложившейся биографии внешне респектабельной красавицы Мамаевой воплощен артисткой в памфлете А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (2008) со всем богатством многокрасочной палитры выразительных средств. В спектакле «Старший сын» (2010) Ходоренко играет Макарскую, соединившую в одном образе дерзость и романтичность, кокетливость и одиночество.
В 2015 году специально для бенефиса Елены Амосовой был поставлен спектакль «Трамвай желание». В нем потрясающая глубина трагического противостояния прагматической действительности передана актрисой с тончайшим психологизмом.
В спектакле «Жанна» (2018), идущим второй год с неизменным аншлагом, Елена Амосова блистательно и убедительно проживает историю женщины, уверенно идущей по жизни и совсем не готовой к столкновению с банальным «не в деньгах счастье». Артистка Елена Амосова показывает Жанну человеком противоречивым, обнаруживая за всей показной шелухой маленькую обиженную девочку, которой неоднократно приходилось преодолевать препятствия и отстаивать право на жизнь. За ее стальной хваткой, за стремлением все контролировать прячется женщина несчастная, которая никак не может реализовать потребность быть кому-нибудь нужной.
Елена Ходоренко неизменно приковывает к себе внимание публики. Происходит это легко и органично по причине ее истинно драматического таланта, сценического обаяния и превосходных внешних данных. Сцена – ее призвание. Наверное, неслучайно, образ звезды Бродвея Хелен Синклер в спектакле «Бродвей» (2011) и стал символом жизненного выбора артистки – безоглядной любви к театру.
Театральные работы
НАГРАДЫ: Заслуженная артистка Российской Федерации (2013). Лауреат премии Кузбасса (2010). Медали «За служение Кузбассу», «70 лет Кемеровской области» (2013).
Лауреат I фестиваля «Сибирский транзит» (Новосибирск, 2001), лауреат премии имени Веры Редлих (номинация «Лучшая женская роль» за роль Татьяны Ивановны в спектакле «Наш Благодетель»), лауреат фестиваля «Кузбасс театральный» (2002, 2004, 2006). Лауреат премии «Легенда Кузбасской сцены» (2018).
Источники:
«Жанна» в Новокузнецком драматическом театре. Счастье не купишь / Мария Кожина // Около. 2018. 24 декабря.
Трамвай желания / Анна Фёдорова // Новокузнецк. 2015. 16 сентября.
Юбилей Елены Амосовой / Ганеева Галина // Страстной бульвар.10. 2011. № 7.
Е. Э. Протопопова (составитель), март 2019