Заслуженный артист РСФСР (1950), директор Новокузнецкого (Сталинского)
драматического театра им. С. Орджоникидзе (1956-1962). Отличник здравоохранения СССР
Долгие десятилетия жил и работал на земле Кузнецкой блистательный артист, удивительный человек Анатолий Владимирович Анатольев. В театральной жизни Кузбасса и города металлургов А. В. Анатольев – целая эпоха. На его счету галерея великолепно сыгранных ролей, от трагедийных до ярких комических. Он имел свой стиль и почерк, его игра всегда была искренна, экспрессивна и талантлива. Как директор, руководитель сложного театрального коллектива Анатолий Владимирович сделал неизмеримо много. Здание театра на проспекте Металлургов – во многом плод его многолетней неустанной работы.
Родился Анатолий Владимирович в Одессе. Отец, Владимир Иосифович, преподаватель гимназии, имел звание дворянина. После Октябрьской революции был преподавателем высшей школы, доцентом. Умер в 1951 году в Одессе. Мать, Елена Дмитриевна, погибла в 1941 году под бомбежкой. После окончания строительной профшколы в 1926 году Анатолий Владимирович поступил на юридический факультет Одесского института народного хозяйства, который окончил в 1931 году. Ещё учась в строительной профшколе, очень полюбил театр и с 1924 года стал работать во вспомогательном составе Одесского русского драматического театра, где одновременно занимался в театральной студии. С этого времени его жизнь неразрывно связана с театром.
В 1931 году, выехав из Одессы, работал в театрах Челябинска, Свердловска, Омска, Кирова, а с 1938 года начал работать в Сталинском драмтеатре.
В 1937 году вместе с женой, артисткой Р. И. Риккер, он приезжает в Сталинск. Осень, дождь слякоть, их никто не встретил, вероятно, не доставили вовремя телеграмму. Но город металлургов постепенно стал родным. С 26 июня 1941 года в здании театра работала призывная комиссия, где Анатолий Владимирович нес постоянные дежурства.
В течение трёх лет, с сентября 1941 года по сентябрь 1944 года, театр Сталинска работал в Ленинске-Кузнецком. Репертуар выстраивался в соответствии с запросами времени, ставились премьерные спектакли высокого уровня, актеры вели культурно-просветительскую работу.
В военные годы театр представлял спектакли, концертные программы, которые поднимали патриотический дух тружеников Кузбасса, развивал художественную самодеятельность, выступления проходили перед ранеными в госпиталях, на призывных пунктах, в раскомандировках шахт. Как отмечено в воспоминаниях и письмах, «выступления актеров для раненых, призывников и шахтеров проводились во внерабочее время почти ежедневно двумя-тремя бригадами. Великолепным организатором этой работы был А. В. Анатольев».
Актриса Рита Исааковна Риккер вспоминала: «На одном и спектаклей «Русские люди» К. Симонова, шедшем в госпитале для выздоравливающих раненых, был такой случай. В зале сидел молодой боец, из-за контузии он потерял речь. Врачи говорили, что сильное, неожиданное потрясение могло бы, возможно, вернуть ему дар речи. Взволнованно встретили бойцы новую работу театра. Когда закончился спектакль, в зале наступило напряженное молчание, затем гром аплодисментов и вдруг громкие, полные радости крики. Все оглянулись и увидели того самого бойца, который до начала спектакля не мог произнести ни звука. Через несколько дней его речь полностью восстановилась, а артист Анатольев, исполнитель главной роли в том спектакле, был награжден министром здравоохранения – значком «Отличник здравоохранения».
В конце войны на съезде работников театров Урала и Сибири Сталинский драматический театр наряду со Свердловским театром оперетты был признан лучшим по творческой и общественной работе в условиях военного времени.
С 1948 года Анатолий Владимирович – актер, а с 1949 – директор Кемеровского драматического театра. 8 августа 1950 года ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
Он всегда свою работу совмещал с общественной деятельностью, являясь членом и председателем месткомов театров, членом пленума обкома профсоюза. За активное участие в военно-шефской работе неоднократно был награжден почетными грамотами ЦК профсоюза работников искусств, исполкомов Новосибирского и Кемеровского областных Советов депутатов трудящихся. Награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг.». Дважды избирался депутатом Кемеровского городского Совета депутатов трудящихся.
В 1956 году А. В. Анатольев назначается директором Сталинского драмтеатра. Первым делом новый директор списал ряд спектаклей, «не представляющих собой художественной ценности и не определяющих лицо театра». Полным ходом шел капитальный ремонт здания. Актеры активно помогают рабочим. К открытию сезона приобреталось большое количество мягкой мебели, бархатные шторы, новый занавес. Выходят премьеры: «Разлом» Б. Лавренева, «Мария Тюдор» В. Гюго и др. А. В. Анатольев занимается рекламой, актеры записывают радиокомпозиции, делаются фотографии сцен из всех спектаклей. И одновременно директор продолжает играть ведущие роли: Вронский – «Анна Каренина» Л. Толстого, Забелин – «Кремлевские куранты» Н. Погодина, Труффальдино – «Слуга двух господ» К. Гольдони, Бенедикт – «Много шума из ничего» В. Шекспира и другие.
Центр южной столицы Кузбасса сейчас трудно представить без драматического театра. Однако, красивейшего здания новокузнецкой драмы, каким мы его знаем сегодня, могло и не быть…
В 1955 году вышло постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Главной претензией к архитекторам со стороны руководства страны было то, что многие из них занимаются украшательством фасадов зданий, не работая над улучшением внутренней планировки и оборудованием домов и квартир. Они также обвинялись в пренебрежении к требованиям экономии и эксплуатации зданий. Поэтому в СССР и было решено отказаться от показной архитектуры, изобилующей излишествами. И то, что через восемь лет после принятия строгого постановления появилось здание, которое и сейчас украшает город, - поистине чудо. А точнее – результат подвижнической работы руководства театра и персонально его директора Анатолия Анатольева. Ведь были и другие проекты здания, которые отвечали всем требованиям борьбы с архитектурными излишествами. Но именно благодаря его принципиальной позиции в самом начале 1963 года Новокузнецк обогатился одной из известнейших своих достопримечательностей. Здание театра на проспекте Металлургов – во многом плод его многолетней неустанной работы.
Анатолий Владимирович дневал и ночевал на строительной площадке. Он вникал в каждую мелочь стройки, его волновало здесь буквально все: от оснащения сценической коробки и актерских гримуборных до светильников в фойе и дверных ручек. Сам выбирал красный бархат для обшивки кресел, приобретал необходимые материалы.
На строительство театра ушло целых шесть лет. По специальному проекту московских архитекторов было построено новое полноценное здание. Согласно первым чертежам оно должно было соединяться с Дворцом культуры КМК переходом на аркаде, но от этого решения отказались. Возле театра оформилась большая площадь с фонтаном. Здание увенчано скульптурным изображением Мельпомены на фронтоне – 3,5 метра. Две тысячи квадратных метров паркетных полов, площадь всех окон – тысяча квадратных метров. Диаметр главной люстры – 5,5 метра, 15 люстр в фойе и 200 бра, 1100 ртутно-кварцевых, прожекторных и других спецламп, все сделаны на Московском электроламповом заводе. Общая площадь двух зеркал в фойе и вестибюле – 60 квадратных метров, изготовлены на Новосибирском зеркальном заводе.
Крупнейший театр Кузбасса выполнен в неоклассическом стиле, характерном для архитектуры советского периода тех лет: колоннада, барельефы, панно и росписи украшают здание. В нем сочетаются помпезность, роскошь, величественность и монументальность. Он вписан в архитектурный ансамбль города, как драгоценный камень редкой красоты в соответствующую оправу. Яркими деталями в отделке интерьеров театра стали люстры, освещающие помещения: они были изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений использовались натуральные материалы – дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
Анатолий Владимирович мечтал, как он сам говорил, сыграть свою последнюю роль на этой новой сцене. Но, к сожалению, труппа вошла в новое здание уже без него. Он скончался 8 декабря 1962 года, совсем немного не дожив до открытия театра.
Факт принципиального значения / Ольга Осипова // Кузнецкий рабочий. – 2015. – 19 декабря.
В архивных документах хранятся послания директора Сталинского драмтеатра Анатолия Анатольева, назначенного на этот пост в 1956 году, написанные в весьма экспрессивной форме.
«Начальнику областного управления культуры Рыцеву. Для обеспечения нормальной работы Сталинского драматического театра прошу предусмотреть в штатном расписании на 1958 год следующие штатные единицы: зав. мебельным цехом, мебельщица, реквизитор, дворник, секретарь-машинистка, радист, гардеробщица, шофер, кассир-инкассатор». Свой запрос Анатольев спроводил пояснениями: «В штатном расписании театра совершенно отсутствуют мебельщики, а штат рабочих сцены на огромной сцене Сталинского театра, при параллельных спектаклях, не справляется со своими прямыми обязанностями, а им вменяется в обязанность следить за мебелью, которая благодаря этому совершенно беспризорна... В штатном расписании дворник отсутствует, территория театра всегда в запущенном состоянии... Коллектив в 100 человек - 100 личных дел, 100 трудовых книжек, весь спецучет и прочая секретарская работа. Оплата только перепечатки ролей обходится значительно дороже, чем штатная единица секретаря-машинистки, которая отсутствует в штатном расписании... В свое время в театре сокращен оркестр. Музыкальное оформление перенесено на механическую запись, приобретена необходимая аппаратура, а руководить ею некому, для чего необходим радист... При более 1000 мест в театре имеются четыре гардеробщицы, что не соответствует норме, создает скопление на вешалке и большое недовольство зрителей... В театре имеются на ходу две автомашины, а в штатном расписании имеется одна единица шофера. Просим предоставить две единицы шоферов с окладом по 600 рублей, так как при большой их загрузке мы не имеем возможности найти шофера с окладом 415 рублей, что предусматривает штатное расписание... В штате бухгалтерии предусмотрен старший бухгалтер с окладом 600 рублей и бухгалтер с окладом 450 рублей. Отсутствие кассира-инкассатора заставляет нас вменять в обязанности бухгалтера вести кассу и все билетное хозяйство, что, с одной стороны, очень перегружает работника, а с другой - и это главное - противоречит установленным финансовым порядкам и может привести к злоупотреблениям...»
Депешу отослали в область. Но вскоре директор театра отправил новую - на этот раз председателю исполкома Кемеровского областного совета народных депутатов Шаповалову, копия - секретарю Кемеровского обкома КПСС Лыткину. «Сталинский драмтеатр в последние годы работал неудовлетворительно, что вынудило его руководителей сократить расходы, в том числе - штаты. Это привело к тому, что в штатном расписании Сталинского драмтеатра отсутствуют такие единицы, без которых немыслима нормальная работа театра. При назначении меня директором Сталинского театра я обуславливал необходимость соответствующего штата, без которого трудно наладить работу вверенного мне театра».
После всех хлопот управление культуры удовлетворило просьбу театра в увеличении его штатного расписания на одну единицу - дворника с окладом 300 рублей в месяц. Просим дать указание управлению культуры вновь рассмотреть штатное расписание Сталинского драматического театра имени Серго Орджоникидзе и, по возможности, удовлетворить нашу просьбу о пополнении штатов театра соответствующим количеством штатных единиц, с необходимым добавлением фонда заработной платы».
Вскоре - новое послание, на этот раз уже министру культуры РСФСР. «Я должен довести до вашего сведения о факте, который на первый взгляд кажется незначительным и частным случаем, но который перерастает в факт принципиального значения. Сложно было наладить работу в Сталинском драматическом театре. Масштабы города и возможности театра очень не соответствовали друг другу. Трудно было привлечь к театру интересные творческие кадры, сформировать нужный репертуар, привлечь зрителя к театру и т.д. Однако это позади: сформирована труппа, определен репертуар, успешно начат сезон, план доходов за 1959 год выполнен 26 декабря. На 1960 год, при годовом бюджете 1800 тысяч рублей, коллектив театра отказался от дотации и...
В самый разгар сезона два актера, недавно принятые в театр, подают заявления об уходе. Причин для ухода не было никаких. Оба были обеспечены интересной работой, была предоставлена жилплощадь в центре города, со всеми коммунальными услугами и пр. для того, чтобы уйти, придумывались самые невероятные причины: один из них напивался пьяным и оскорблял коллектив, рассчитывая этим ускорить свой уход. Прокурор же требует выполнения закона. Под натиском всех обстоятельств отдан приказ об их освобождении, и тут же мы узнаем, что все это являлось следствием переманивания этих актеров одним из крайдрамтеатров. Звоним по телефону в Главискусство, областное управление культуры звонит в краевое управление, а актеры тем временем садятся в поезд и уезжают.
Сейчас в театре из идущего репертуара остался ходовым только один спектакль, сорван выпуск нового спектакля, а нам остается уподобиться краевому театру и заняться переманиванием актеров из других театров, так как иного выхода у нас нет. В результате этого, как будто мелкого факта, театру будет нанесен убыток в несколько десятков тысяч рублей, пока не будут заменены ушедшие актеры. Дискредитирован приказ, запрещающий в середине активного сезона брать на работу актеров, работающих в других театрах. Создан прецедент для любого другого поступить так же, и актеры-летуны будут продолжать свой “творческий путь». Этот факт, на наш взгляд, должен стать прецедентом для того, чтобы в конце концов было покончено с одним из безобразнейших явлений в вопросах нашей организационной работы и виновные понесли должное наказание».
Понесли ли «летуны» наказание, как того требовал Анатолий Владимирович, неизвестно, но театр от их побега, разумеется работу не прекратил. В 1960 году директор сделал запрос в ГЛАВПРОМСНАБСБЫТ: «В ответ на ваше письмо сообщаем годовую потребность материалов Сталинского драмтеатра. Указанная потребность в полубархате - 5000 метров, мы имеем в виду замену одежды сцены, которая не менялась 10 лет...” Также для театра попросили тюль и полотно театральное - по 3 тысячи метров, плюш и газ - 100 метров, бархат - 160 метров, атлас - 200 метров, 25 штук балетных трико, 25 пар мужских и женских перчаток разных размеров, 25 пар митенок. Меха натуральные длинношерстные и короткошерстные - по 10 шкурок, мех искусственный каракуль и под цигейку - по 50 метров. Краски, белила, клей, лак, прозрачные пленки и многое другое».
...В новое, великолепное здание Новокузнецкого драматического театра коллектив вселялся уже без своего «предводителя», отдавшего театру столько сил. Анатолий Анатольев заболел и в 1962 году умер. После этого письма областному и республиканскому начальству писали уже другие люди.
По материалам ГКУКО «Государственный архив Кемеровской области в г. Новокузнецке»
Дополнительные материалы
Драма жизни и жизнь драмы / Евгений Федотов // Кузбасс. 2014. 12 апреля (№ 66).