Инженер-строитель. Заслуженный строитель РСФСР (1964). Прототип скульптуры Мельпомены
на крыше здания Новокузнецкого драмтеатра (1963).
Театральная площадь Новокузнецка объединила несколько достопримечательностей города: фонтан, первый сибирский небоскрёб, великолепное здание драматического театра, крыша которого украшена фигурой Мельпомены, чей образ списан с современницы скульптора Александра Смолянинова. Это была Нина Владимировна Копытова – первая женщина Кузбасса, удостоенная звания «Заслуженный строитель РСФСР».
Портретное сходство Мельпомены и Нины Копытовой не только следствие вдохновившей скульптора красоты инженера-строителя, но и знак уважения женщине, работавшей не только над отделкой здания театра, но и на строительстве рудников, школ и больниц Новокузнецка.
Нина Владимировна родилась в казахской степи. Окончив железнодорожный техникум, пришла на работу в дистанцию пути г. Омска. В 1937 году поступила в Свердловский (Уральский) политехнический институт, после окончания которого в 1942 году вместе с мужем приехала в Новокузнецк. Попала на короткий срок в трест «Дорстрой», откуда была приглашена в трест «Сталинскпромстрой». Ей предложили производственно-технический отдел: «куда такую хрупкую девушку в холод, на стройку, где грязь, суета и крепкая мужская ругань...». Но уже через год Нина стала мастером, а затем и прорабом. Строила цементный завод, завод металлоконструкций, коксовую батарею КМК, ферросплавный завод.
В 1948 году была направлена в Горную Шорию на строительство рудников и шесть лет отработала прорабом на строительстве Шалымского и Шерегешского рудников («Рудстрой» КМК). Строила в таежных условиях на Шалыме жилые дома, школы, детсады, соцкультобъекты. Трудно пришлось женщине-строителю на необжитом месте, но Нина Владимировна все стойко выдержала.
В 1954 году вернулась в Новокузнецк, здесь её назначили начальником производственного отдела строительного управления № 1 треста «Кузнецкпромстрой», а через 3 года – главным инженером.
В СУ-1 Нина Владимировна работала с 1957 по 1967 годы. Работы было много, коллектив управления вырос до 1700 человек.
Она была депутатом горсовета, секретарём строительной комиссии при горисполкоме, членом партбюро управления.
В марте 1960 года СУ-1 было передано введение треста «Кузнецкжилсторой», и Нина Владимировна осталась там в той же должности главного инженера. В 1967 году стала начальником самого крупного в тресте «Кузнецкжилсторой» специализированного отделочного управления № 1. В должности проработала до ухода на заслуженный отдых в 1975 году. Однако вскоре вновь вернулась на работу.
Коллектив строителей глубоко уважал Нину Владимировну за ее деловые качества, высокий профессионализм, за человеческую доброту к подчиненным.
Нина Владимировна стала первой женщиной Кузбасса, получившей в 1964 году звание «Заслуженный строитель РСФСР». Её труд отмечен и другими наградами: орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» (1966), медалями, знаком «Отличник соцсоревнования РСФСР» (1961).
С мужем Виктором Васильевичем были знакомы с 14 лет, поженились после института. Оба были заслуженными строителями. Вместе ушли на пенсию, но продолжали работать. Воспитали сына и дочь. Муж умер от инфаркта, а в 1992 году Нина Владимировна похоронила и сына.
Женские лики вечности / Татьяна Выпова // Франт. – 2006. – 9 марта (№ 10). – С. 7.
В Новокузнецке много памятников. Все они поставлены мужчинам. Много улиц, но лишь единицы названы в честь знаменитых соотечественниц. И все же и в нашем городе есть «увековеченные» женщины.
Женщина - легенда
Здание Новокузнецкого драматического театра построено по типовому проекту архитекторов А. В. Кузнецова и С. А. Чалой в 1961 году. А вот лепная отделка здания действительно уникальна –это авторская работа знаменитого скульптора Смолянинова. Фигура на фронтоне драматического театра тоже типовая, создана и растиражирована в 1960-х годах в Москве. Это изображение Музы трагедии Мельпомены, хотя и не каноническое: советские моменталисты от греческих стандартов немного отошли. В одной руке у нее свиток, наверное, с свой пьесой, а в другой должна была быть лира. Но когда распаковывали деревянный ящик, в котором скульптура прибыла в город, лиры там не оказалось. Оказывается, инструмент упаковывали отдельно, и по дороге лира пропала. Осталась муза с протянутой рукой – горькая шутка сотрудников театра.
Но есть легенда о том, что прообразом статуи на фронтоне Новокузнецкого драматического театра стала весьма известная в те годы новокузнечанка. Инженер-строитель Нина Владимировна Копытова была начальником строительной организации СУ-1 громадного треста «Кузнецкжилстрой». Всего 50 лет прошло с тех пор, но теперь, когда Нины Владимировны нет на свете, подробности этой истории узнать уже не у кого. Но легенды обычно не рождаются на пустом месте.
Для строительства города-сада Нина Владимировна сделала немало. Под ее руководством трудились лучшие мастера-отделочники Ф.Г. Герцеску, Й.Д. Подпорин, П.И. Кулешов. Есть сведения, что новокузнецкие мастера участвовали в отделке Белого дома в Москве. За многочисленные заслуги Н.В. Копытову удостоили звания заслуженного строителя РСФСР. Возглавляемая ею организация занималась отделкой множества городских зданий, а в 1960 году приступила к отделке драмтеатра.
Нина Владимировна была красивой, ей даже посвящали стихи, и стройной – по крайней мере, в начале своей карьеры. Сомнительно, конечно, что у одной из героинь «стройки века» находилось время позировать художникам. С другой стороны, ее имя было известным: она часто бывала в столице, строительное управление, которым она руководила, считали одним из лучших в стране. Нина Владимировна выступала по телевидению, ее портреты появлялись на страницах прессы. И ее образ вполне мог вдохновить скульптора, который лепил новую, советскую Мельпомену, призывающую трудящихся нового города собраться под своды храма искусств.
Нина Владимировна была настоящей образцовой женщиной советской эпохи: у нее был муж, также инженер-строитель, и двое детей, которые выросли, почти не видя матери. Работа занимала все ее время, о ней были все ее мысли. Так жили почти все советские женщины, и так росли советские дети. И канонами красоты тогда были монументальные женские фигуры Веры Мухиной, которые олицетворяли женщин, готовых вынести все беды страны на своих могучих плечах.
Но новокузнецкая Мельпомена не в пример им светлая и воздушная. Парадокс, но в отличие от следующей нашей героини – до нее в буквальном смысле не дотянуться ни одному мужчине Новокузнецка.
Дополнительная информация
Гнездилова, И. О времени, о людях, о себе / И. Гнездилова // На стройке. – 1982. – 26 июня.
Демин, В. И. Строители / В. И. Демин. – Новокузнецк, 1996. – С. 37-38, 310-311.
Коровина, В. Шагал по стройкам главный инженер / В. Коровина // Кузнецкий рабочий. – 1993. – 12 июня.
Юлина, И. Ровесница Октября / И. Юлина // Кузнецкий рабочий. – 1967. – 14 января. Е. Э. Протопопова, апрель 2022