Журналист, член Союза журналистов СССР.
Один из основателей первого городского телевидения (1991)
Сергей Чугурян – известный новокузнецкий журналист, создатель новокузнецкого городского телевидения. В его портфолио несколько уникальных фактов: 1988 год - интервью с Виктором Цоем, поездка в Америку - первым из кузбасских журналистов. Он был настоящим патриотом Новокузнецка, всегда с любовью писал о городе и горожанах.
Родился в Новокузнецке в семье строителя. Отец Сергея – Георгий, уроженец солнечной Армении, – был первостроителем Западно-Сибирского металлургического комбината (Запсиба). От отца Сергею передались высокая работоспособность и желание доводить до конца любое начинание. На строительство Запсиба Георгий Семёнович Чугурян попал главным инженером СУ-11 треста «Кузнецкпромстрой». После был начальником стройуправления, заместителем управляющего трестом по производству, начальником оперативной группы на строительстве доменной печи № 3. В 1972 году Г. С. Чугурян стал управляющим треста «Кузнецкжилстрой», а через 2 года – заместителем начальника «Главкузбасстроя» по снабжению и экономическим вопросам.
Сергей Георгиевич Чугурян окончил Новокузнецкий государственный педагогический институт (1977). Начинал карьеру журналиста в газетах Новокузнецка. А пораллельно творил музыкальную историю города: играл в вокально-инструментальном ансамбле «Метроном» при Доме учителя.
В середине 1980-х годов журналистская судьба привела его на Кемеровское областное телевидение. В 1987 году он стал корреспондентом, затем редактором и старшим редактором корреспондентского пункта областного телевидения в Новокузнецке. Здесь рождались его репортажи, велись прямые включения. Репортажи Чугуряна выходили и на областном радио.
В конце 1980-х в Кузбассе начались шахтёрские волнения, Сергей оказался в гуще событий. Вспоминает главный редактор информационного вещания Кемеровского областного телевидения Александр Колпаков («Очерки современности»): «Становилось понятно, что дело серьезное, но после волны весенних забастовок телефонная информация не воспринималась, как сенсация. Потому и наша реакция поначалу была, в общем-то, сдержанной: я только позвонил в Новокузнецк Сергею Чугуряну и попросил его выехать в Междуреченск с техникой для синхронных съемок». Так и получилось, что первые телесъемки шахтёрских забастовок с юга Кузбасса были именно его – Чугуряна.
Сергей всегда старался быть первым в мире новостей. Одним из первых именно он предложил создать в Новокузнецке городской телеканал – муниципальную телекомпанию (сегодня – «Ново-ТВ»). 29 июля 1991 года состоялся первый прямой эфир городского телевидения. Первым директором стал Роман Ильич Атласов, а Сергей Чугурян – первым главным редактором новой телестудии.
Вот, как об этом вспоминал Р. И. Атласов: «Началось всё ещё в начале 1991-го года, в Новокузнецке ещё не было своего телеканала. Все события освещал корреспондентский пункт Кемеровской областной студии, а в нашем городе трудилась только одна съёмочная группа, в арсенале которой была передвижная телевизионная станция, которая размещалась в автобусе. Тогда и возникла смелая идея создать собственное ТВ. Журналист Сергей Чугурян и режиссёр Андрей Пермяков стали отцами-основателями молодого и перспективного проекта. Телевизионщики с областного телевидения тоже загорелись этой идеей: видеоинженер Святослав Лавренов, операторы Николай Щетинкин и Владимир Грязнов. Эти профессионалы с удовольствием работали сами и щедро делились своими знаниями и практическими навыками с новичками, которых набирали в новую студию. А вообще-то, самая первая передача вышла 29 июля 1991 года – состоялся первый прямой эфир «Ново-ТВ». Мы тогда ещё не имели своей аппаратуры, поэтому трансляцию вели прямо с телевизионной вышки. Первая передача была организована главным редактором Сергеем Георгиевичем Чугуряном, оператором Николаем Дмитриевичем Щетинкиным и другими специалистами. Это был «круглый стол» с председателем горисполкома Евгением Ивановичем Блиновым. На нём также присутствовали начальники управлений и отделов горисполкома. Сначала шло выступление Евгения Блинова, а потом задавали вопросы телезрители. До постоянной трансляции студия выходила в прямой эфир ещё дважды – 20 и 21 августа. Если помните, это были дни ГКЧП, и мы не могли не откликнуться на такое важное событие в жизни страны».
Телевидение дало возможность освещать городские события объёмно, показывая их со всех сторон. Первыми тележурналистами города были Татьяна Негода, Андрей Данилов, Игорь Степаненко, через два года пришли Александр Замогильнов, Иван Суминов, Надежда Бейльман.
Известный новокузнецкий журналист, директор городского телевидения, Ростислав Бардокин вспоминает: «Сергей Георгиевич был моим учителем в журналистике, талантливый человек… Хорошо, например, помню 19 августа 1991 года. Честно говоря, я радовался, что ГКЧП случилось. В Новокузнецке в принципе было тихо. Демократичные журналисты, в том числе, и уважаемый мною Сергей Чугурян поехали на телевышку и оттуда вещали... Я, тогда журналистом не был, и даже ещё не мечтал об этом. Сегодня в реальной жизни не осталось никого из тех, кто тот эфир вёл, и кто в нем участвовал».
Сергей Чугурян, не сработавшись с Романом Ильичём Атласовым, ушёл с телеканала. Работал заместителем главного редактора новокузнецкой городской газеты «Кузнецкий рабочий». До последних дней был сотрудником этого издания.
Очень любил спорт. Старался не пропускать ни одного матча хоккейного клуба «Металлург», был фанатом команды. В сезоне 1999-2000 годов «Металлург» играл в плей-офф, а тогдашние матчи комментировал Сергей Чугурян. Любил он играть и в футбол, футбольное амплуа – вратарь.Ветераны до сих пор вспоминают матч с участием команд Московского театра имени Ленинского комсомола (Ленкома) и областной сборной журналистов «Гонорар», когда летом 1986 года Ленком провел в Кемерове и Новокузнецке 40-дневные гастроли.
Вот как писал Михаил Гревнёв о матче ленкомовцев с журналистами в Новокузнецке: «Длинный навесной пас был сделан как раз Абдулову, он, видимо, был к нему готов, а потому подхватил мяч и стал, что называется, уходить в сторону наших ворот, – писал. - Догнать его я уже не смог бы: Александр, признаюсь, был порезвее. У меня оставалась одна возможность спасти наши ворота от почти неминуемого гола - подставить подножку убегающему Абдулову. И я уже собирался это сделать - каюсь, был такой грех, но в последний момент подумал: «Я ж его травмировать могу, зрители вечером на «Авось» придут, а обожаемого всеми артиста нет...» - и сбавил скорость. Понятно, этот «мыслительный» процесс проистекал считанные доли секунды, но мне их хватило для того, чтобы образумиться... Ну, а Абдулов свой гол забил – Сергей Чугурян, не раз спасавший гонораровские ворота, на сей раз ничего поделать не смог. Коллеги, в том числе наш тренер незабвенный Саша Гольцев, эту оплошность мне простили («Он же чуть не на голову тебя выше, длинноногий...»), и за игру я получил «четверку», правда, с минусом. «Пятерки» из новокузнечан заслужили Сергей Чугурян, Саша Баранов, Валера Немиров. Матч, как и в Кемерове, закончился вничью».
Сергей Чугурян – автор книги «Первая и самая главная» о медиках Новокузнецка (1989).
Скончался 25 сентября 2009 года, у него было больное сердце.
В воспоминаниях журналистов Сергей Чугурян – «молодой и красивый, неотразимо обаятельный и деятельный, очень ранимый и житейски мудрый одновременно. Он был центром притяжения, вокруг него всегда строилась какая-то жизнь – энергичная, легкая. Он умел быть другом – внимательным, нежным. Сережа становился другом с пол-оборота, с первых слов, был центром притяжения в любой компании. Его любили женщины и, значит, сама жизнь. Он был легким, неотразимо обаятельным, деятельным», «у него дома стояло старое расстроенное пианино, на котором Серега лихо играл своего любимого Керна или выдумывал импровизации из популярных мелодий – у него был явный музыкальный дар».
В память о С. Г. Чугуряне газета «Кузнецкий рабочий» организовала городской творческий конкурс журналистов «Слово и дело», который прошёл с 1 июля 2017 года по 30 мая 2018 года.Группа «Метроном» / Сергей Ермаков
Вокально-инструментальный ансамбль «Метроном» существовал с конца 1960-х до 1991 года. Группа располагалась в Городском доме работников просвещения (Дом учителя), который сначала находился по адресу проспект Пионерский, 24 (здание Новокузнецкого краеведческого музея), а в начале 1980-х годов перебрался на Транспортную, 57 (средняя школа № 6). С 1989 по 1991 год Дом учителя находился в здании бывшего сельского райкома по улице Строителей, 74. До 1974 года состав группы был крайне нестабильным, наиболее известным музыкантом «Метронома» того периода был Эдуард Разнополов, перешедший в 1973 году в «Эльфы». Кардинально ситуация изменилась летом 1974 года, когда руководителем «Метронома» стал Виктор Ломаков.
Виктор родился в Сталинске (Новокузнецке) в 1951 году. Окончил среднюю школу № 52, музыкальную школу № 6 по классу фортепиано (педагог – Нина Михайловна Соловьева). Окончил литфак Новокузнецкого педагогического института. Вспоминает Виктор Ломаков: «После окончания музыкальной школы я немного отошёл от музыки. В 1968 году поступил в НГПИ на литфак. На первом курсе мой одногруппник Владимир Величко, узнав, что я играю на фортепиано, привел меня на репетицию в Дом учителя. Как сейчас помню, третьего ноября было выступление, меня сразу же посадили за «Эстонию» (пианино). Аппаратура у нас была очень простая: три колонки и усилитель «Электрон», а также орган «Юность». Со всем этим мы ездили на концерты и выступления на трамваях. После окончания института я отслужил в армии, в 1974 году вернулся в Новокузнецк и сразу же получил предложение стать руководителем группы. Отказаться было трудно: во-первых, мне предлагали ставку, а во-вторых, за время моего отсутствия Дом учителя приобрёл качественное для того времени оборудование – BEAG (Венгрия). Это было очень круто, куплено оно было неожиданно и относительно недорого у группы «Эльфы» (Клуб строителей). У них возникли какие-то проблемы с ОБХСС на предмет наличия и законности приобретения оборудования, поэтому пришлось его очень срочно продать. Летом 1974 года я приступил к работе. Начал набирать новый состав, приходили ребята на прослушивание. Какое-то время с нами поиграл Евгений Протопопов, работавший ректором СибГИУ».
1 фото: ВИА «Метроном»: Виктор Ломаков – бас-гитара, Сергей Чугурян – клавиши, 1980-е гг. 2 фото: ВИА «Метроном» со звуковым оборудованием BEAG: Сергей Чугурян, Валерий Иванов, Виктор Злобин, Виктор Ломаков, Александр Ломаков, 1984 г.
Участник ВИА «Метроном» Сергей Чугурян больше известен как журналист. Работал в городских газетах, руководил корпунктом областного ТВ в Новокузнецке, стоял у истоков создания городского телевидения, канала «Ново ТВ», увлекался хоккеем, футболом. Родился в Сталинске (Новокузнецке) 21 июня 1956 года в семье рабочего. Отец Сергея, Георгий Чугурян, – строитель Запсиба. Любовь к музыке Сергею привила бабушка Вера Палладьевна, благодаря которой Серёжа аккуратно посещал музыкальную школу № 6 по классу фортепиано и методично занимался сольфеджио. Немаловажную роль в развитии музыкальных способностей Серёжи сыграло и то, что дома было немецкое пианино – инструмент отличного качества. Сергей брал частные уроки игры на фортепиано, постепенно увлекся джазом. На службе в армии (служил в Калужской области шифровальщиком) продолжал заниматься музыкой, участвовал в полковой самодеятельности. Окончил литфак Новокузнецкого педагогического института. В 1974 году Сергей Чугурян стал участником ВИА «Метроном».
Вспоминает руководитель группы Виктор Ломаков: «Сергей Чугурян пришёл сам. Он жил недалеко от Дома учителя на Кирова, 10а, учился в 11-й школе, затем в пединституте. Вероятно, о существование ансамбля в Доме учителя ему было известно давно. На первой же репетиции стало очевидным, что Сергей – классный музыкант, я сразу же уступил ему место за «Эстонией», а сам встал за бас-гитару. Большую часть основного состава в принципе привел Сергей (Марков, Иванов и др.). Итоговый состав группы «Метроном», с которым мы проработали последующие десять лет, выглядел следующим образом: Сергей Чугурян – клавиши, Виктор Злобин – вокал, Владимир Власов (будущий директор лицея № 84) – вокал, Аркадий Марков – бас-гитара, Валерий Иванов – гитара, Евгений Киселёв – саксофон, Александр Дубинин и Александр Ломаков – ударные, Михаил Пинскер и Евгений Ярмолинский – звукорежиссёры, Виктор Ломаков – художественный руководитель, бас-гитара.
Мы были обязаны выступать от клуба работников просвещения на всех конкурсах самодеятельности: и городских, и областных. В 1975 году ездили на фестиваль политический песни в новосибирский Академгородок. В свободное время подрабатывали на свадьбах, корпоративах, юбилеях. Очень дружили с ГИДУВом, играли на всех их праздниках и мероприятиях. В среднем выступали два-три раза в неделю. Содержание оборудования полностью было на наших плечах: лампы, провода и прочее. За счет Дома учителя сшили нам костюмы.
Очень смеюсь, когда говорят про цензуру тех лет, потому что за то время, что мы выступали, я ни разу не получил ни одного указания о том, где и что можно и нельзя петь. Мы пели всё. Может, где-то в Москве или Питере это и было, но у нас такого не наблюдалось. Репертуар был обычный: советская и зарубежная эстрада. Играли всё. Уважали Леонида Зацепина, «Поющие гитары», Юрия Антонова. Мы увлекались джазом, много внимания уделяли инструментальным пьесам по той причине, что исполнение такого материала требует солирования какого-нибудь инструмента, что автоматически влекло повышение исполнительского уровня. Мы делали инструментальные переработки известных песен. Сергей Чугурян любил слушать и исполнять Раймонда Паулса, Бориса Фрункена (пианист ансамбля «Мелодия» под руководством Гараняна), Окуня. Пару раз сопровождали выступления Альберта Ивановича Ленского. Особенно запомнилось первое совместное выступление в 1982 году, которое проходило в кафе Дома быта и было посвящено приезду в Новокузнецк Валентины Леонтьевой и программы Центрального телевидения «От всей души». В кафе была отличная эстрада, Альберт Иванович пел и сильно удивлялся, откуда мы столько советских песен знаем: «Ребята, а вот «Мы из Кузбасса, мы из Магнитки» сможете?». Мы говорим: «Cможем!» «Эх, что же я раньше с вами не был знаком!» В общем, смеялись от души. В 1985 году я поступил в Абаканское музыкальное училище на эстрадно-джазовое отделение. Учился на теноре-саксофоне. При поступлении сказали, что других специальностей, кроме духовых, на эстрадном отделении ещё нет. Поступил, потому что появились новые требования к руководителям ансамблей о наличии музыкального образования, как минимум училища. Тогда был первый набор на эстрадно-джазовое отделение, только что открывшееся в Абакане. Приехало работать много интересных музыкантов и педагогов. Из Новокузнецка в первом наборе нас было трое. Среди них и известный в нашем городе гитарист, работавший с Валерием Ободзинским, Станислав Польшаков (Лёсик).
Станислав очень мне помог в изучении гармонии. В 1989 году Дом учителя переехал на Строителей, 74, в здание бывшего сельского райкома. В 1991 году с развалом СССР прекратил своё существование и Городской дом работников просвещения. ВИА «Метроном» тоже распался. Меня сократили, и по приглашению Сергея Чугуряна я устроился звукорежиссёром на создававшееся в тот момент городское телевидение «Ново ТВ», где и проработал десять лет. К занятиям музыкой больше не возвращался».
Е. Э. Протопопова (составитель), март 2021 (дата обновления 28.03.2024)