Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Атласов Роман Ильич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Первый директор городского телевидения, первый директор
Дворца спорта кузнецких металлургов. Почетный работник культуры Кузбасса

Роман Ильич по праву считается первым в городе организатором масштабных культурных проектов: регулярных музыкальных фестивалей, концертов симфонической и камерной музыки, уникальных театральных гастролей. При его непосредственном участии многие годы проходил фестиваль «Зори Кузбасса», приуроченный ко Дню шахтера. Благодаря Р. И. Атласову 1970-80-е годы считаются расцветом филармонической деятельности на Юге Кузбасса.

Родился Роман (Ромуальд) Ильич 5 июля 1925 года на польско-советской границе в Белоруссии в семье пограничника. Когда ему был месяц, отца перевели по службе на японскую границу. Так Рома с родителями проехал всю страну и к окончанию 6 класса оказался в Иркутске.
Его отец, Илья Аркадьевич Атласов, родился (4.11.1887) в городе Невель Витебской губернии в семье сапожника. В 1914 году И. А. Атласов был мобилизован в Российскую армию и отправлен на фронт. В 1920 году И. А. Атласов был принят в коммунистическую партию – ВКБ(б) и направлен на работу в Невельский ревком. С 1922 года – в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в основном – в погранвойсках. В 1922 году переведен на Дальний Восток, после по роду службы направляли в самые разные армейские гарнизоны страны. В августе 1936 года семья переехала в Иркутск, а в сентябре 1937 года Илью Аркадьевича арестовали. Старшему сыну Ромуальду на момент ареста отца было 12 лет, а младшему Эргарду – 4 года. Клеймо «детей врага народа» осложнило всю их дальнейшую жизнь. Илья Атласов был расстрелян в 1938 году. В 1957 году его реабилитировали, как и всю его семью.

В Иркутске конца 1930-х годов была детская железная дорога, юных железнодорожников (им был и Рома Атласов) направляли на учебу в Школу военных техников железнодорожного транспорта в Читу. Там Рома и оказался незадолго до войны. Когда началась война, Роман не прошел медкомиссию, поэтому был отчислен из Школы. Пошел работать и впервые соприкоснулся с искусством: подрабатывал в Читинском областном драмтеатре рабочим сцены, расклейщиком афиш.
В 1942 году вернулся домой в Иркутск. В декабре пошел работать на завод тяжелого машиностроения кочегаром, помощником машиниста, диспетчером. На заводе участвовал в самодеятельности, со временем стал заместителем директора Дворца культуры завода.
В 1945-1946 годах работал избачом (заведующим избой-читальней) в Иркутском сельском районе, а когда изба-читальня стала районным Домом культуры, стал ее директором. Пошел на повышение: работал старшим инспектором в Иркутском Управлении культуры, директором учебного комбината культпросветработы. Параллельно учился: окончил 8-й класс вечерней школы, затем культпросветшколу (окончил в 1950 году).
В июне 1950 года Обкомом партии был направлен на работу в Якутское геологоуправление, работал заместителем начальника геолого-разведывательной партии, был секретарем партийного бюро.
Вернулся в Иркутск, продолжил образование на юридическом факультете Иркутского филиала Всесоюзного юридического заочного института. Учился с перерывами, окончил институт в 1959 году. Работал директором парка культуры и отдыха (февраль 1955 – апрель 1957 гг.), который назывался Сад имени Парижской коммуны.

В 1957-1959 годах работал заместителем директора Иркутской областной филармонии. Министерство культуры СССР в марте 1959 года рекомендовало его на должность директора государственной филармонии в Таджикскую ССР город Душанбе. В этот же период его по производственной необходимости переводили работать директором нескольких художественных фильмов на киностудии «Таджикфильм» (до апреля 1963 года): «Операция «Кобра» (1960 г., фильм имел даже зарубежный прокат), «Дорогу осилит идущий» (о Нурекской ГЭС), «Тишины не будет» (1962 г.).
1960 г. - съемки фильма «Операция Кобра»

На Памире работал вместе с В. Мотылем над фильмом «Дети Памира» (изначально фильм назвался «Ленин на Памире»). Эту работу Роман Ильич продолжил за уехавшего директора (в титрах картины в качестве директора фильма значится Г. Ратынский).
В 1960-х годах для организации гастрольной работы на целине было создано государственное гастрольно-концертное объединение Целинного края «Целинконцерт», и в апреле 1963 года Р. Атласова назначили его первым директором.
Н. С. Хрущев, Д. А. Кунаев во Дворце целинников, где находился «Целинконцерт»

После ликвидации Целинного края Р. И. Атласов вернулся в РСФСР. В 1964 году женился.
В октябре 1965 года его назначили директором Ярославской государственной филармонии. Потом были Херсонская и Горьковская государственные филармонии.
В мае 1979 года Романа Ильича пригласили на должность директора новокузнецкого отделения государственной филармонии Кузбасса. По решению Горкома партии (Н. С. Ермаков) в марте 1983 года его назначили первым директором только еще строящегося Дворца спорта «Металлург».
Строительство Дворца спорта. Директор Р. И. Атласов Р.И., зам. директора Борис Ковригин, гл. инженер С. М. Иванов


С июля 1986 г. по август 1988 г. Роман Ильич работал директором-распорядителем государственной филармонии Кузбасса.
29 июля 1991 года в Новокузнецке состоялся первый прямой эфир городского телевидения (сегодня – «Ново-ТВ»), одним из создателей и первым его директором был Роман Ильич Атласов.
В мае 1993 года Атласова пригласили в Кемеровский театр оперетты заместителем директора по гастролям. В Кемерово Р. И. Атласов проработал 2 года. Семья осталась в Новокузнецке, поэтому Роман Ильич сюда вернулся и два года возглавлял спорткомплекс в ЗАО «Теннисный клуб». С октября 1997 года по март 1999 года Р. И. Атласов был заместителем президента хоккейного клуба «Металлург». Это последнее место работы Романа Ильича, дальше он ушел на заслуженный отдых.
Дочь Романа Ильича также работает в сфере культуры города.

В 2005 году Р. И. Атласов удостоен звания «Почетный работник культуры Кузбасса». Награжден медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «За освоение целинных земель» (1965), «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995), «60 лет Кемеровской области» (2003), «За веру и добро» (2004), «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005), «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «За служение Кузбассу», медалью Всероссийской организации комитета «Победа».
В 2010 году Роману Ильичу вручили знак «За заслуги перед г. Новокузнецком».

30 июня 2018 года Роман Ильич ушёл из жизни


Квадратура круга / Наталья Мальтер // Советская музыка. – 1990. – № 9. – С. 29.
«Когда-то Романа Ильича Атласова знала вся музыкально-театральная общественность. Многие и сейчас вспоминают его с любовью и благодарностью. Он из тех директоров-асов, которые поднимали концертное дело после войны и позже. Начинал в Чите, работал в Таджикистане, возглавлял Челябинскую и Ярославскую филармонии, стоял у истоков ансамбля «Барокко» и Иркутского симфонического оркестра. Лет тридцать назад провел первые гастроли Святослава Рихтера в Иркутске. Организовал множество фестивалей, декад, гастролей солистов, музыкальных коллективов, целых театров. С его появлением в любом месте резко возрастало число концертов, особенно филармонических. Артистов Роман Ильич всегда любил и заботился о них необычайно. Звездные годы Атласова – целинные. Когда началось небывалое нашествие разноязычной молодежи на новые земли, Роман Ильич при содействии Союзконцерта создал и возглавил Целинконцерт, объединивший пять филармоний. В первый же год работы он провел концертов больше, чем их было здесь с каменного века: восемь тысяч, из них шесть тысяч на селе.
Не перечесть всех известных музыкантов, наших и зарубежных, работавших с ним. Архив Атласова мог бы украсить ЦГАЛИ... Человек он одаренный, масштабный, непокорный».

Просто администратор / Илья Ляхов // Кузбасс. – 1995. – 21 июля. – С. 8.
Зритель знает в лицо артистов. Аплодирует своим любимцам, преподносит им цветы, собирает автографы кумиров. Но есть люди, о существовании которых зрители порой даже не догадываются. Однако именно они зачастую делают возможной встречу артистов с поклонниками, несут на своих плечах непростой и отнюдь не легкий груз организации концертов, спектаклей. Раньше их называли администраторами, теперь – модными словами «менеджер», «продюсер». Их знают в лицо только профессионалы. Но даже просто фамилии особо одаренных из них служат гарантией четкой организации гастролей, высокого профессионализма их проведения, наконец, человеческой порядочности, что немаловажно в так называемом сегодня шоу-бизнесе.
Одним из корифеев отечественной административной филармонической работы, безусловно, является Роман Ильич Атласов.
Откуда берутся люди этой редкой профессии? Ни в каких вузах и техникумах их не готовят. Правда, сейчас делаются робкие попытки обучения «на менеджеров», но никакой диплом не заменит этой особой жилки, которую можно назвать признанием, способностями, даже талантом. Талантом не меньшим, чем требуется для того, чтобы стать певцом, музыкантом, танцором…
… [мальчишкой] в Чите, он … был разносчиком и расклейщиком афиш концертно-эстрадного бюро (будущая Читинская филармония). Но ни от каких поручений не отказывался: и артистов на вокзале встречал, и помещения к концертам готовил, и проездные билеты оформлял. Так под руководством опытных старших товарищей проходил Роман Атласов «начальную школу» административной филармонической подготовки.
Краткий послужной список Романа Ильича: администратор Иркутской филармонии, директор Целиноградской филармонии, директор республиканской филармонии в Душанбе, директор Ярославской государственной филармонии.
У него богатый личный архив. Афиши, фотографии, письма. Просматривая эти старые документы, то и дело встречаешься с именами известных, прославленных концертантов. С ними не раз сводила Атласова судьба. Причем главный секрет необыкновенной популярности Романа Ильича в актерской среде, искреннего уважения к нему кроется в том, что он никогда не выполнял свои обязанности чисто формально: организовал-встретил-проводил.
Этот человек умеет вникать во все тонкости творческого процесса. Учитывает, как правило, и свойства характера артиста. А это бывает, ой как, непросто. И еще: по общему признанию, Атласов по-настоящему, профессионально разбирается в искусстве. Всегда боролся с дешевкой, с халтурой на потребу нетребовательному зрителю. Зато, если поверит в талант молодого, малоизвестного исполнителя, то будет биться за него на любом, даже самом представительном худсовете, порекомендует для выступлений на самых престижных концертных площадках, материально поможет. Сколько их сегодня – заслуженных и народных артистов, получивших широкое зрительское признание, – с благодарностью вспоминают, как в самом начале творческого пути им повезло встретиться с Атласовым – надежным старшим товарищем, наставником, умелым руководителем.
В не столь давнее время артисты, встречаясь друг с другом, могли не называть город, куда лежит гастрольный маршрут, а просто говорили «Еду к Атласову» И это означало, что наверняка все будет в порядке, что у гастролера отличное настроение. А это очень много стоит.
Была в жизни Романа Ильича и черная полоса. И об этом не стоит умалчивать даже в его юбилейные дни. Не во имя личного кармана, во благо артистов нарушил он ряд существовавших тогда жестких финансовых правил. И угодил за колючую проволоку. Сегодня за те же дела его, наверняка, ставили бы в пример работникам других филармоний, восхищались бы его административной смелостью, предприимчивостью. Увы. Тогда это расценили как уголовно наказуемое преступление. И не помогло заступничество наших самых именитых музыкантов и композиторов.
Отвергнутый официальными властями, 17 лет назад появился Роман Ильич на земле Кузнецкой. В то время директор Кемеровской филармонии Юрий Юровский, отлично знавший Атласова, пригласил его на должность заместителя директора филармонии по Новокузнецку. Руководители области поверили Юровскому и дали на это согласие.
С появлением Атласова в Новокузнецке работа в городе филиала филармонии заметно оживилась. Количество концертов возросло, у филиала даже появился свой концертный зал. И гастролеры «с именем», ранее объезжавшие город металлургов стороной, теперь охотно ехали к Атласову.
На чествовании в Доме творческих союзов было сказано немало заслуженных добрых слов в адрес юбиляра. Вспомнили, как благодаря его кипучей энергии наконец-то был открыт Дворец спорта металлургов. Говорили и о том, сколько сил вложил Роман Ильич в становление городского телевидения. Было ясно без пространных комментариев, что Атласов стал в этом городе своим, очень нужным человеком.
Да и областные театры, филармония нет-нет, а обращаются к Роману Ильичу. Его опыт, его знание гастрольной конъюнктуры очень нужны сегодня, в пору принципиально новых экономических отношений. И этот энергичный и, как всегда, деловой пенсионер, не привыкший сидеть сложа руки, охотно приходит на подмогу своим молодым коллегам.
— Не стоит преувеличивать значение моей скромной фигуры, — говорит, улыбаясь, юбиляр. — Я просто администратор. Конечно, накоплен огромный опыт, были у меня замечательные учителя. Но, повторяю, я – просто администратор, призванный сделать по-настоящему радостной каждую встречу зрителя с искусством. Сам никогда не забывал и коллегам советую об этом помнить: главное, главнейшее лицо в нашем деле – Его Величество Артист. Мы обязаны создать артисту все возможные условия для творческой работы. И обязательно должны с уважением относиться к каждому зрителю. Вот и все слагаемые нашей работы. Ведь трудимся мы во имя того, чтобы артист и зритель получили наслаждение от взаимного общения, чтобы у артиста и зрителя радостно было на душе. Этому делу я посвятил всю мою жизнь. И, признаться, нисколько об этом не жалею.

Ветераны культуры Кузбасса / И. Л. Курочкин. – Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. – 296 с.
Нельзя сказать, чтобы крупнейший индустриальный центр Кузбасса, город Новокузнецк, был обделен вниманием деятелей культуры и искусства области, России, страны: труженики этого гиганта регулярно встречались с выдающимися мастерами отечественного театра, кино, эстрады.
И, тем не менее, к концу 70-х годов прошлого века не только в руководящих кругах области, но и в столичных, в частности, в Министерстве культуры РСФСР, Госплане, Министерстве финансов, созрела идея о необходимости организации в городе Новокузнецке Кемеровской области Южной филармонии Кузбасса. Были подготовлены необходимые технико-экономические обоснования, свидетельствующие об объективной необходимости открытия второй концертной организации в Кузбассе.
Целесообразно при этом указать, что эта идея встретила активную поддержку в руководящих кругах города Новокузнецка. Специальным решением была предусмотрена реконструкция здания одного из кинотеатров города под концертный зал Южной филармонии, перекрытие хоккейной площадки с целью использования ее для проведения эстрадных мероприятий. Были определены и другие меры, связанные с деятельностью этого крупного учреждения культуры.
Появление в городе Новокузнецке Атласова Романа Ильича непосредственно связано с практической реализацией идеи создания Южной филармонии Кузбасса. Автор, пишущий эти строки, считает необходимым сослаться на текст, в подлинности которого невозможно усомниться:
«Уважаемый Иосиф Лазаревич!
Поддерживая ваше стремление в создании Южной филармонии Кузбасса, хотел бы настоятельно рекомендовать Вам для работы в качестве руководителя этой филармонии Атласова Романа Ильича. Он был наказан за допущенные ошибки, но это не умаляет его достоинств. Сейчас он работает в городе Горьком. Мы поможем Вам связаться с ним. Уверен, что Роман Ильич будет наилучшей кандидатурой для этой нелегкой работы. С уважением, Т. Хренников».

Тема нашего повествования не позволяет вдаваться в выяснение причин, почему этой важнейшей для кузбасской культуры акции не суждено было быть реализованной.
Появление Атласова Р. И. в городе Новокузнецке в качестве заместителя директора Областной филармонии и без того явилось важным в культурной жизни южных городов Кузбасса. В качестве убедительных аргументов Атласов Р. И. мог бы привести немало примеров. Сошлемся лишь на некоторые. Автору этих строк позвонил директор знаменитого Чистогорского свинокомплекса Ляхов. С нескрываемым чувством восторга он сообщил о только что закончившемся концерте Кузбасского симфонического оркестра, о реакции коллектива работников комплекса на это событие. При этом директор свинокомплекса особо подчеркнул, что если бы не настоятельные советы и рекомендации Атласова Р. И., он, Ляхов, вряд ли рискнул приглашать для встречи с коллективом свинарок, скотников и других сельских тружеников такой элитный творческий коллектив, каким является симфонический оркестр. Что касается Р. И. Атласова, то он расценивал этот шаг как нормальное явление. Подобные встречи ярких эстрадных исполнителей с рабочими коллективами им организовывались систематически.
Яркая художественная жизнь тружеников города Междуреченска во многом обязана также стараниям Романа Ильича. В этом была одна из организаторских особенностей Атласова. Именно это имел виду Т. Н. Хренников, председатель Союза композиторов СССР, народный артист СССР, когда рекомендовал Атласова для работы в городе Новокузнецке Кемеровской области.
Атласова Р. И. отличает не только организаторский талант, но и его удивительные коммуникативные способности, высокий избирательный вкус. Атласов - поклонник искусства высокой духовности. К нему буквально тянулись и мастера отечественной культуры, и ее потребители.
Период работы Атласова связан со значительным возрастанием концертно-исполнительской деятельности не только в городе Новокузнецке, но и в других городах области. Следует при этом особо подчеркнуть, что одной из стратегических задач филармонии всегда была проблема, связанная с необходимостью увеличения числа концертных площадок. Роману Ильичу удалось решить эту задачу. Филармонические и эстрадные выступления стали проводиться на площадках Домов и Дворцов культуры, в помещениях Новокузнецкого государственного цирка, высших и средних учебных заведениях, на лучших площадках городов Осинники, Междуреченска, Мысков и т. д.
В эти годы в городах и районах Южного Кузбасса выступали артисты государственных академических Большого и Малого театров Союза ССР, Камерного оперного театра Б. А. Покровского, Государственного академического театра кукол им. С. В. Образцова, Государственного народного хора им. Пятницкого, хореографического ансамбля «Березка», а также ведущие ленинградские художественные коллективы: Ленинградский мюзик-холл, эстрадно-симфонический оркестр, коллективы классического танца и т. д. Перед тружениками этих городов выступали в концертах народные артисты СССР Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Александр Ворошило, Тамара Синявская, Артур Эйзен, Галина Калинина и многие другие.
Р. И. Атласову так же удалось организовать во всех городах южного Кузбасса специальные аудитории для проведения концертов, основанных на абонементной системе. Стали возможными регулярные встречи любителей классической музыки с подлинными мастерами инструментального исполнительства отечественной и зарубежной музыкальной культуры.
«Лучшие отечественные и зарубежные музыканты ехали в Мундыбаш, - находим отзывы в записках Н. А. Капишникова. - Это были праздники, подаренные таштагольцам Романом Ильичом Атласовым!»
Итоги первых лет работы Р. И. Атласова в городе Новокузнецке наглядно продемонстрировали результаты, каких можно достичь, если в их организации участвует профессионал высшей квалификации, организатор, безгранично преданный любимому делу. Атласов начал с того, что в первый год деятельности было проведено 888 концертов. К 1980 году это число возросло в полтора раза и достигло 1500 концертов в год. Это явилось реальным доказательством того, что идея создания Южной филармонии Кузбасса была выдвинута жизнью.
Город Новокузнецк оказался для Атласова Р. И. не только гостеприимным, но и родным. Здесь он почувствовал, насколько велико стремление тружеников индустриального гиганта к вершинам высокой духовности. Здесь он с энтузиазмом занимался любимым делом. И сегодня его авторитет в кругах работников культуры и искусства Кузбасса неизмерим, потому как издревле на Руси замечено, что от деловых людей пользы больше, чем от добродетельных.



Дополнительные материалы

Говорит и показывает : видеосюжет к 25-летию НОВО-ТВ (2016)
Юбилей Романа Ильича Атласова : видеосюжет / ТВН
Первый директор городского телевидения Роман Атласов накануне отметил свой 90-й День рождения : видеосюжет / Ново-ТВ
К юбилею Романа Ильича Атласова : видеосюжет / Metallurgnk
Без вины виноватые: эхо сталинских репрессий / Евгений Крюков // Кузнецкий рабочий. 2014. 22 августа.
Как начиналось городское телевидение / Лариса Сергеева // Новокузнецк. 2011. 2 августа (№ 58). С. 1, 4.
Вспомним первый юбилей / Валерия Клишина // Новокузнецк. 2010. 30 июня.
И брат брату рад // Новокузнецк. 2010. 5 июля.
Вспоминается яркое, доброе / М. М. Маслов // Новокузнецк, 60-80 годы : воспоминания. Новокузнецк, 2005. С. 165-178.
Е. Э. Протопопова (автор-составитель), июль 2018
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео