Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Педагоги   \   Сазыкин Анатолий Семенович

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Филолог, один из родоначальников публичных лекций в Гоголевке.
Кандидат педагогических наук (1981)


Почётный читатель ЦГБ им. Н. В. Гоголя (2007).

Родился в Сталинске (Новокузнецке). Учился в школе № 9 в Куйбышево. Рано остался без отца. В 1954 году по окончании школы поступил на филологический факультет Сталинского педагогического института (НГПИ, КузГПА). В 1959 году по распределению уехал работать завучем в 8-летней школе в поселке Майзас. Преподавал русский, немецкий языки, литературу. В 1960-1961 учебном году был директором школы № 3 г. Междуреченска. В 1962 году перешел работать директором школы № 9 г. Междуреченска.
В неурочное время ходил с ребятами в лыжные походы, вел драматический кружок. Каждое лето работал вожатым в пионерских лагерях.
В драмкружке познакомился со своей будущей женой Ниной Александровной (в 2017 году отметили 55-летие совместной жизни).
В 1963 году уже с супругой переехал в Новокузнецк, устроился в школу № 57 (ныне – лицей № 111) учителем литературы. К нему на занятия стали приводить практикантов из педагогического института. А через год самого Анатолия Семеновича пригласили в пединститут на работу почасовиком читать курс зарубежной литературы.
С 1964 года пединститут стал основным местом работы А. С. Сазыкина (кафедра литературы). Он читал курсы по зарубежной литературе всех времен и народов.
В течение трех лет работал в школе № 72. Вернулся в пединститут с массой идей по методике преподавания литературы в школе, начал писать диссертацию. Поступил заочно в аспирантуру Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена. Через три года защитил диссертацию (1981) на тему «Преемственность в изучении современной советской поэзии на завершающем этапе литературного образования школьников», стал доцентом. В 1988 году диссертация была издана в Новосибирске монографией:
Изучение советской поэзии в старших классах средней школы : учеб. пособие по спецкурсу / Анатолий Семенович Сазыкин. - Новосибирск : НГПУ, 1988. - 80 с.

После защиты диссертации был назначен деканом факультета русского языка и литературы. Из-за серьезной болезни должность оставил, стал заведующим кафедрой литературы. 11 лет бессменно руководил кафедрой, читал лекции по зарубежной литературе, по методике преподавания литературы, руководил студенческой практикой.
После выхода на пенсию отработал еще 17 лет. В 75 лет ушел на заслуженный отдых. Увлекся местной поэзией, стал писать рецензии, статьи. Его публикации отличаются глубиной мысли, остротой художественного анализа и восприятия, доброжелательностью в оценках творчества кузбасских писателей, неизменно вызывают интерес у читателей разных возрастов и литературных пристрастий.

Анатолий Семенович стоял у истоков публичных лекций в Гоголевке. Еще в 1970-е годы ЦГБ им. Н. В. Гоголя и Новокузнецкий педагогический институт стали регулярно проводить лекторий по литературе. В 21 веке публичные лекции в Гоголевке приобрели особую популярность в связи с именами таких ораторов, как Руслан Сидоров, Тамила Афузова и Анатолий Сазыкин.


«Анатолий Семёнович вёл у нас литературу (у кого он её не вёл за руку, продираясь сквозь дебри нашего юношеского невежества и самомнения? - о нём вспоминают даже те, у кого всё, что он знает о литературе, – от Сазыкина, и это уже немало, потому что важен сам звучащий в голове светлый аккорд, задающий тон вашей жизни).
Он, точнее, вел нас через литературу, густо населенную Героями с такими твердыми принципами и характерами, о которые можно разбиться в кровь: литература ведь вообще имеет дело с вещами из сверхтвердого сплава – часто идеального. И потому на того, кто преподает литературу, часто ложится эта романтическая тень идеального Героя.
Впрочем, для меня Анатолий Семёнович всегда был образцом честности и реального человеческого мужества. Однажды он проявил его на моих глазах в ситуации, когда ему это грозило многим, даже карьерой: он встал и сказал почтенному собранию то, что думает – прямо и без юлений. Это был мужской поступок. И этот случай я помню всю жизнь. Не буду врать – не всегда я соответствовал заданной им планке, но до сих пор стыд жжет от неправедного поступка или слова, если оно вдруг произнесено.
Скажу, что не всегда согласен с мнением Анатолия Семёновича Сазыкина, высказанным им по разным поводам, в том числе по поводу литературы. Но я готов его слушать, потому что знаю точно: он честен, он говорит, что думает. И одно это нужно уважать» (Валерий Немиров // Кузнецкий рабочий. 2016. 3 марта).


Летом 2021 года вышла книга А. С. Сазыкина «…А здесь, во глубине России». Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта факультета филологии ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» и включает статьи о творчестве В. М. Мазаева, Л. А. Никоновой, А. Д. Раевского, Т. В. Тудегешевой, Л. А. Арбачаковой, Т. Л. Белокуровой, А. С. Яброва, Н. А. Зиновьева.


У кого что болит / Анатолий Сазыкин // Кузнецкий рабочий. 2018. 2 ноября. С. 2.

Книга как основа / Мария Соколова // Седьмой день. – 2014. – 16 октября.

Сазыкин Анатолий Семенович – человек, который всю свою жизнь посвятил литературе. Школьный учитель и преподаватель НГПИ (позднее – КузГПА, НФИ КемГУ), кандидат педагогических наук, доцент, он прививал любовь к языку тысячам своих учеников и студентов. И сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, Анатолий Семенович не сидит без дела. Впрочем – обо всем по порядку.

Удивительный мальчик
Родители Анатолия Семеновича Сазыкина – простые люди. Мать – из работящей крестьянской семьи, бежавшей на Кузнецкстрой от раскулачивания, отец – батрак, решивший в Сталинске начать новую жизнь. Здесь они и встретились, поженились, родили и воспитали троих сыновей. Отец, имевший за плечами церковно-приходскую школу, поступил служить в милицию, а мать, не умевшая читать и писать, работала каменщиком, штукатуром, гардеробщицей, кочегаром… Анатолий Семенович – средний сын, родившийся в 1936 году – с детства тянулся к знаниям, а особенно – к чтению.

– Как я научился читать? Не помню уже, наверное, сам, – улыбается Анатолий Семенович Сазыкин. – Когда мне было пять лет, уже вовсю читал и книги, и газеты. И мне это очень нравилось!

В доме Сазыкиных часто собирались соседи: посмотреть на диковинного мальчика и послушать новости: мальчик читал им последние известия, сводки Совинформбюро. И со временем природное любопытство переросло в настоящую страсть. Бывало, мать отправит мальчишку огород поливать или другую работу выполнять, а он залезет на крышу и читает… Неудивительно, что в школе все гуманитарные предметы давались легко. А вот с точными науками иногда случались затруднения.

– Я учился в школе № 9, в Куйбышево, вспоминает Анатолий Семенович. – О школе сохранились самые лучшие воспоминания, до сих пор помню всех поименно! Великолепная школа, великолепные учителя… У меня тогда была шальная мечта – поступить в МГИМО, но ехать было не на что. Отца к тому времени уже не стало, мать и старший брат работали, а мы с младшим учились…

Но попытку поступить в МГИМО Анатолий Сазыкин все же предпринял. Однако в приемной комиссии сказали, что набора в этом году нет. Слукавили. Спустя много лет, уже получив образование и работая, Анатолий Семенович начнет репетиторствовать. С теми ребятами, которые так же, как и он сам когда-то, мечтали поступать именно в МГИМО, преподаватель работал с особым чувством. И, кстати, все они прошли вступительные экзамены…

Разведчиком не стал…
А пока Сазыкин решил поступать в педагогический институт. Об этом времени Анатолий Семенович тоже вспоминает с теплотой: еще бы! Он погрузился в мир литературы, языков… И вот – окончание института и диплом преподавателя литературы, русского и немецкого языков.

– В школе у нас была преподаватель немецкого Мария Карловна Шефер, эвакуированная из Ленинграда, – вспоминает Анатолий Семенович. – И она дала настолько глубокие знания по языку, что в дальнейшем, поступая в институт, я не испытывал ни малейшего затруднения. А уж после окончания знал немецкий просто отлично. Помню, приехал капитан из КГБ и стал агитировать работать с ними. Соблазнял работой в ГДР, советником по изучению русского языка. Я отказался.

Отказался – и отправился по распределению в Майзас. Тогда это казалось небольшим романтическим подвигом – поехать в тайгу, в глушь учить ребятишек. А на деле вчерашний выпускник оказался единственным в майзасской школе специалистом с высшим образованием, за что и был назначен завучем. С ребятишками сразу завязались дружеские отношения: в первый же день молодой учитель отправился посмотреть на школу. Это было небольшое деревянное здание на берегу реки, а возле школы ребята играли в футбол. Анатолий Семенович, сам обожавший эту игру, предложил сыграть вместе. Вот так все и началось…

Через год молодого учителя пригласили в междуреченскую школу на пост директора. Отработав там два года, Анатолий Сазыкин вернулся в Новокузнецк. Да не один, а с молодой женой! Сначала у молодых ничего не было: ни богатств, ни жилья. Но – с милым рай и в шалаше, и со временем появилась комната в коммуналке, квартира… И вот уже более 50 лет они всегда вместе.

Школа – любовь моя
В Новокузнецке молодой учитель сразу стал преподавать в школе. Вскоре его пригласили в институт в качестве руководителя педагогической практики. Потом предложили разработать курс зарубежной литературы XVII-XVIII века. Так и совмещал работу в школе и в институте.

– В школе мне нравилось больше всего, – делится сокровенным Анатолий Семенович. – К концу года всегда виден результат: как вырос у детей интерес к литературе, к языку, как каждый ребенок растет. А в институте лично со студентами встречаешься только во время сессии, поэтому не всегда понятно, какой отзыв находят твои слова. Конечно, во время работы над курсовой или дипломной работой студенты раскрываются, и такой вид общения мне более близок.

Увы, то, что сегодня происходит с образованием в целом и принципами преподавания языка и литературы в частности, расстраивает Анатолия Семеновича. Педагогу, имеющему 52-летний стаж, обидно видеть, как сокращается школьная программа, как меняется рекомендуемый круг чтения, как на место классики, формирующей моральные и культурные качества читателя, приходит «пустая» литература. И это – на фоне общего нежелания читать, думать, анализировать, извращения понятий любви, дружбы, которые активно формируются современным телевидением и Интернетом.

– Но я уверен, однажды все вернется на круги своя, и общество вернется к культуре, литературе, а иначе и быть не может, – не сомневается Анатолий Сазыкин.

Всю жизнь – с книгами
За 52 года педагогической деятельности Анатолий Семенович разработал и читал три разных курса в институте, изучил все пласты русской и зарубежной литературы. А школьную программу – по собственному признанию – полностью прошел не менее пяти раз! И с каждым годом убеждался: чем больше знаешь, тем проще и интереснее работать, тем больше можешь дать ученикам. И – к каждому уроку - вновь перечитывал уже знакомые книги.

– Так и провел всю жизнь: за книжками да с книжками, – смеется Анатолий Семенович. – И до сих пор просто не могу не читать. Особенно сейчас, когда у меня уже нет обязательных занятий, лекций, и я могу заниматься тем, что нравится. Современных писателей читаю очень выборочно, так как среди них мало действительно достойных. Из последнего, что читал с удовольствием, – Г.Г. Маркес, Жоржи Амаду, Мо Янь…

Кроме чтения Анатолий Семенович занимается публицистикой: его статьи, посвященные литературе и культуре, печатаются в местных периодических изданиях. Рады Сазыкину и на телевидении: на «Ново-ТВ» идет цикл передач «Диалоги о войне», где Анатолий Семенович – желанный гость.

Не нужно останавливаться
– Много лет назад у меня появилась проблема лишнего веса, и тогда врач посоветовал заняться бегом. Помогло! – делится секретом бодрости Анатолий Семенович. – С тех пор спорт стал частью моей жизни. Было даже так, что, приезжая на отдых, я первым делом разведывал маршруты для бега. Где-то после 70 лет появились проблемы с сердцем, пришлось отказаться от бега. Теперь его заменяют пешие прогулки. А вот от лыжных и велосипедных прогулок отказываться пока не собираюсь!

Да и «шикарные лыжи» – как их называет сам Анатолий Семенович, – подаренные не так давно бывшими учениками, без дела не стоят: как только погода позволит, лыжные прогулки возобновятся!
Е. Э. Протопопова (составитель), 2018
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео