Людмила Александровна – человек-легенда. При ее непосредственном участии был создан исторический факультет Новокузнецкого педагогического института, ее усилиями заработал Музей истории высшего педагогического образования Кузбасса Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета (КГПИ КемГУ) и реализован уникальный социальный проект «Центр устной истории «Диалоги с прошлым».
После развода родителей Людмила с мамой уехали, и с первого по шестой класс она проживала и училась в поселке Ибреси (Чувашия). С 9 лет девочку воспитывал отчим, который, как вспоминает Людмила Александровна, заменил ей отца. Потом семья переехала в Красноярский край, и школу она заканчивала в поселке Козулька.«Мои родители, Александра Андреевна и Александр Павлович (имена одинаковые, поэтому маму звали Шура, а отца - Саша) во время войны жили в деревне в Поволжье и работали в колхозе. Мама до войны заведовала местным клубом – избой-читальней. Осенью 1941 года, когда всех здоровых мужчин призвали в армию, односельчане избрали мою мать председателем колхоза. Было маме в ту пору всего 24 года. Образование - семилетка, курсы счетоводов, незаконченное культпросветучилище и совпартшкола. По тому времени вполне приличное образование.
Муж должен был вернуться со службы в Красной Армии аккурат к осени 1941 г., но тут война, и в первые же дни войны на Ленинградском фронте он пропал без вести, считай, погиб. А с моим отцом мама встретилась уже осенью 1944 г. В эту деревню его прислали из района на должность бухгалтера колхоза. На фронте он не был, потому что еще до войны потерял в результате несчастного случая ногу. Поженились в начале 1945 г.», - вспоминает Людмила Александровна.
После окончания школы Людмила Павлова поступила на исторический факультет Томского государственного университета. Студенческая жизнь – это особый, самый замечательный период жизни. Напряженная учеба, попытки научной работы, интересные увлечения и досуг, жизнь в общежитии, однокурсники и подруги – всё это осталось в памяти навсегда. Во время учебы на 4 курсе Людмила вышла замуж за геофизика Анатолия Полякова. В 1969 году Поляковы приехали в Новокузнецк, куда после окончания Томского политехнического института распределили мужа Людмилы Александровны.«Школьное детство в начальных и средних классах (до отъезда в Сибирь) я вспоминаю очень тепло. Класс был очень дружный, интернациональный – учились вместе русские, чуваши, татары, мордва, марийцы – все представители народов Поволжья. Таким же интернациональным был и коллектив учителей. Никакой розни по национальному признаку не было и в помине. Среди моих подружек были русские, чуваши, татары. А уж дворовая команда была еще дружнее. Родители с утра до вечера на работе, заниматься нами особого времени у них не было. Мне, наверно, повезло. Среди нашей ватаги мальчишек и девчонок не было хулиганов и прочих, как сейчас говорят, асоциальных элементов. Все были из простых семей. Жили в частных домах либо в домах ведомственных. Отец работал на нефтебазе и ему выделили большую комнату. Соседями была многодетная семья, занимавшая в этой квартире две комнаты. Жили по-соседски дружно, ссор и свар не помню. Со старшими ребятами я дружила и училась в одном классе.
Вспоминаю наши детские игры и забавы. После войны мальчишки любили играть в войну – с визгом и гиканьем с деревянными ружьями и пистолетами носились по двору и улице, распугивая девчонок. Зимой строили снежные крепости с валами и траншеями, где и девочки с удовольствием лазали. Любили кататься на санках с горок. Придешь домой весь заснеженный и заледеневший, а мама озабочена тем, как высушить всю эту одежду и валенки – отопление было печным. Летом – это лапта, салочки, прятки, вышибалы, игра в «ножички», казаки-разбойники. Это были совместные игры мальчиков и девочек. Игры сугубо девчоночьи – это, конечно, вечные – в дочки-матери и в куклы. Причем кукол покупных почти ни у кого не было, мастерили сами куклы тряпичные. А еще до изнеможения играли в классики и прыгали со скакалкой. В этих играх были свои правила и приемы. В жаркие летние дни ребятня пропадала на местном пруду.
Всеобщим увлечением было, конечно, кино. Помногу раз смотрели военные фильмы, любимого «Чапаева» и, конечно, трофейного «Тарзана». Родители, мама и отчим, воспитывали меня строго, но не жестко. Училась я всегда хорошо и, в общем-то, была спокойной и не капризной девочкой. Хотя проделки и курьезы, как с любым ребенком, случались. То, играя в казаки-разбойники и убегая от «противника», повисла в новом платье на заборе, то вымазалась в черемухе и смоле, залезая на дерево, то подралась с соседским мальчиком до царапин и синяков, то решила поплавать в пруду в конце сентября и пр. Дважды чуть не попала под поезд. Один раз спас мужчина, выхватив меня чуть ли не из под колес, в другой раз спаслась сама, вовремя свернув с рельсов. В общем, девочка вполне приличная, но не тихоня и не размазня», - вспоминает Людмила Александровна.
«Время ранней юности пришлось уже на период сибирский. Поселок со смешным названием Козулька на Транссибе, где я заканчивала школу, тоже вспоминаю с большой теплотой. Первое время чувствовала себя неуютно. Новая школа, незнакомые одноклассники, учителя, друзей нет, долгая зима – всё другое. Но всё это было преодолено. Учителя у нас были очень хорошие, появились друзья-подружки, свой круг общения. В школе было очень интересно. Помимо учебы у нас были какие-то кружки по интересам, замечательно была поставлена художественная самодеятельность».
С 1973 года Людмила Александровна работала в Новокузнецком государственном педагогическом институте (ныне КГПИ КемГУ). Однако преподавать она начала не сразу. Работе в системе высшего образования предшествовал опыт работы в школе Томска, затем – недолгая работа в СМИ (ныне СибГИУ).«Анатолий Николаевич более 35 лет работал начальником крупной угольной партии в Центральной геофизической экспедиции, подразделения «Запсибгеологии». Наверно, мало найдется в Кузбассе угольных шахт и разрезов, которые бы не работали по результатам разведки геофизической партии под началом А. Н. Полякова в 1970-е - 1990-е годы. За Ерунаковское месторождение он вместе с коллегами получил Государственную премию. Конечно, трудно быть женой человека, который весь полевой сезон в разъездах. Но Анатолий был очень заботливым мужем и отцом», - говорит Людмила Полякова.
В 1999 году Полякова была избрана на должность заведующей кафедрой истории. С разделением кафедры истории на кафедры отечественной и всеобщей истории Л. А. Полякова возглавила кафедру отечественной истории. При её непосредственном участии историческое отделение ФРЯиЛ, организованное в 1995 году, в 2001 году было преобразовано в исторический факультет.«Может быть, преподавательский дар идет от Бога, но про себя я не могу сказать, что я с этим даром родилась. Все это потом пришло, с опытом. У меня был некоторый опыт работы в школе сначала в Томске, потом здесь. Но работа в школе меня не удовлетворяла, потому что классическое университетское образование не дает таких знаний, которые нужны в школе, и ориентирует совсем на другое. После краткой работы в СМИ (СибГИУ сегодня) я перебралась в наш пединститут. Мне нравилось работать со студентами, хотя со школьниками я тоже, как многие вузовские преподаватели, довольно долго работала. Вела спецкурс в лицее № 84, а затем спецкурсы и научную работу со старшеклассниками в гимназии № 62.
Человек с возрастом меняется, совершенствуясь, в том числе и профессионально, и эволюционируя по отношению к коллегам, к студентам. Молодой преподаватель по отношению к студентам более категоричен. А потом ты взрослеешь, студенты тебе уже далеко не ровесники, и уже относишься к ним как к детям. Уже этой жесткости, категоричности, которой у меня, кстати, и не было никогда, становится меньше. И студентов начинаешь видеть как молодых людей, у которых есть свои слабости и недостатки. А чем старше становишься, к студентам начинаешь относиться как к внукам. К тому же больше понимаешь студентов через призму собственных детей», - уверена Людмила Александровна.
Сначала, в 1995 году, было открыто историческое отделение при ФРЯиЛ, которое возглавила А.В.Лосева, на тот момент зав. кафедрой истории. Шла активная работа по составлению учебных планов, рабочих программ, подбору кадров преподавателей. В 1997 году заместителем декана по историческому отделению стала Л.С.Борина. В 1999 году коллектив кафедры избрал Л. А. Полякову на должность зав. кафедрой.«Мысль о необходимости создания исторического факультета в среде преподавателей Новокузнецка стала активизироваться в начале 1990-х. Первым ее высказал доктор исторических наук Илья Захарович Габидулин, кстати, первый в городе доктор наук с такой специализацией. Он возглавлял кафедру истории в СМИ (СибГИУ). Но Илья Захарович, к несчастью, вскоре умер, а эта идея осталась. По сути, речь шла о возрождении исторического факультета, который успешно функционировал в Сталинском учительском и педагогическом институте до конца 1950-х годов и потом был переведен в Кемеровский пединститут. К середине 1990-х годов на юге Кузбасса стала остро ощущаться нехватка учителей истории. Поэтому открытие исторического факультета в НГПИ было шагом своевременным», - считает Людмила Александровна.
«Я 20 с лишним лет работала на геофаке, там были хорошие студенты. Но поскольку это была межфакультетская работа, я с ними тесно не сотрудничала. Хотя есть выпускники ЕГФ, с кем я поддерживаю отношения до сих пор. А тесные контакты пошли уже на историческом факультете, там можно выделить массу ребят, с которыми я работала, которые мне симпатичны. Но фамилии не хочу называть, чтобы никого не обидеть.
Последние несколько лет я уже не читаю курс Новейшей истории России, который вела многие годы на историческом факультете. Но, тем не менее, студенты, бывшие и настоящие, мне рассказывают, что когда они выходят на практику или на работу в школу, они пользуются до сих пор конспектами моих лекций. Я очень этим горжусь! И рада, что могу помочь молодым специалистам в объяснении многих «непоняток» в нашей отечественной истории XX века», - говорит Полякова.