Главная   \   Достопримечательности   \   Экскурсионное бюро Новокузнецка   \   Привокзальная площадь. Железнодорожный вокзал. Пригородный вокзал. Автовокзал

Достопримечательности

Привокзальная площадь. Железнодорожный вокзал. Пригородный вокзал. Автовокзал

В начале 1930-х годов деревянные дома вырастали практически в любых пригодных для проживания местах Сталинска, улицы и площади зачастую не имели наименований. 27 января 1935 года в числе прочих территориальных объектов площадь с южной стороны вокзала (за путями) согласно постановлению № 77 президиума Сталинского горсовета получила название Вокзальная площадь. А вот Привокзальная площадь, расположившаяся в Куйбышеском районе Новокузнецка в начале проспекта Курако (бывшая Базарная площадь), получила наименование Привокзальная 21 июля 1938 года согласно постановлению горсовета № 10


Официальная дата рождения Новокузнецкого отделения Западно-Сибирской железной дороги – 15 октября 1946 года, именно тогда министр путей сообщения подписал приказ №652-Ц об определении дорожных границ от станции Зенково до Таштагола. Но история зарождения железнодорожного движения на Юге Кузбасса уходит далеко в прошлое.
Первый вокзал

В начале ХХ века «Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей» (Копикуз) получило право на долгосрочную аренду недр Кузбасса в плане добычи угля и руды. В связи с этим была построена железная дорога Кольчугино – Кузнецк и Кузнецк – Тельбес общей протяженностью 267 верст. На левом берегу Томи планировалось построить поселение «город-сад» по проекту Андрея Дмитриевича Крячкова (1916), который включал несколько типов одноэтажных жилых домов для железнодорожных служащих, двухэтажный жилой дом для холостых служащих. Самым крупным сооружением должно было стать здание управления дороги, запроектированное трехэтажным и с цокольным полуэтажом. Однако проект целиком не был воплощен. Единственным воздвигнутым сооружением стало небольшое (в сравнении с проектом) здание управления железной дороги.
Это здание управления Кольчугинской железной дороги, построенное ещё в первой половине 1920-х годов, многие ошибочно считают первым вокзалом Кузнецка. Оно до сих пор стоит на улице Транспортная, 2, корпус 30 и с 2012 года является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения (постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.11.2012 г. № 516). Здание это  не было вокзалом, использовалось как диспетчерская, там же находились вспомогательные службы, связанные с железнодорожным обслуживанием (П. П. Лизогуб).
 
Это одно из немногих первых сохранившихся каменных зданий на левобережье города, целиком построенное из дикого камня. Декоративное убранство на фасадах минимально. Камень связан не известковым, а цементным раствором, а крыльцо и перемычки окон полуподвального этажа западного фасада выполнены из монолитного бетона. С  трех сторон (кроме южной) он обложен циклопической кладкой из более крупных камней, нарезанных прямоугольниками: 25 рядов каменной кладки от земли до кровли и еще 13 - от карниза до макушки фронтона. Одноэтажное сооружение с высоким цоколем, в котором разместился полуподвал, и высокий аттик выглядит массивным и солидным. Камни внедрены в кладку, не являются декорацией, а служат несущими элементами. Все углы здания увенчаны каменными обелисками (один из самых характерных элементов позднего модерна). А среди 13 высоких окон особняка выделяется главное – огромное полуциркульное с видом на железнодорожные пути.

Фото - А. Завора
В ходе реконструкции железнодорожного вокзала в 2011 году здание планировали снести, но благодаря общественности оно было сохранено и торжественно открыто 2 августа 2013 года. На табличке ошибочно сказано, что это здание первого вокзала Кузнецка.
С 1 августа 2013 года в этом здании располагалась железнодорожная научно-техническая библиотека. С 2023 года там идет ремонт, после которого в помещении расположатся специализированные службы железной дороги.
Железнодорожная линия на участке Прокопьевск - Кузнецк была сдана в эксплуатацию в 1926 году. В 1927 году здесь был построен первый вокзал «барачного типа». По воспоминаниям кузнецкстроевцев он имел неприглядный вид и резко контрастировал с масштабами строительства КМК. Этот вокзал сгорел в 1932 году.
 
Второй и третий вокзалы
В 1934 году на месте сгоревшего появился второй вокзал – одноэтажное здание, просуществовавшее до 1960-х годов. Располагался он там, где сейчас находится вагонное депо станции Новокузнецк-Пассажирский на улице Вокзальной.
 
Фото 2 - 1954 год
Второй вокзал был расположен неудобно (не было туннелей, пешеходного моста), а к концу 1930-х годов он стал ещё и маловат для города.

Однако, по объективным историческим причинам строительство нового вокзала затянулось.

«В 1948-50 годах московская проектная организация «Гипрогор» разработала второй по счёту генеральный план развития города. Тогда впервые градостроители обратили внимание на будущую Привокзальную площадь, от которой должны были отходить три главные городские магистрали: проспект Молотова (проспект Металлургов), Диагональное шоссе (проспект Курако) и формирующееся Центральное шоссе (проспект Бардина)». «Трёхлучие» придало городу уникальность, и стало его визитной карточкой. А масштабная многоэтажная застройка к середине 1950-х годов сформировала Привокзальную площадь. Архитектор Георгий Градов при разработке проекта центрального проспекта Молотова уделил внимание и площади возле вокзала, где предполагался огромный памятник Сталину» (П. П. Лизогуб).

Решение о строительстве более современного здания железнодорожного вокзала было принято только в 1958 году. Строил вокзал «Кузбасстрансстрой» под руководством Г.П. Денисова по типовому проекту - «без излишеств», разработанному в институте «Киевгипротранс». Аналогичные вокзалы были построены в Кемерове, Барнауле, Магнитогорске, Целинограде, Актюбинске и Нижнем Тагиле.

20 декабря 1962 года вокзал был сдан, а 27 декабря 1962 года новое здание новокузнецкого вокзала торжественно открыли.

 
Фото 1 - 1963 год, Фото 2 - 1969
Третье здание вокзала отработало больше полвека, его регулярно ремонтировали, меняя цвет покраски.
 
 
Современный железнодорожный и пригородный вокзалы
В начале 2010-х годов вокзал попал в программу реконструкции российских железнодорожных вокзалов. За 2011-2013 годы новокузнецкий вокзал претерпел существенную реконструкцию, которая обошлась РЖД почти в полтора миллиарда рублей. Генеральным подрядчиком реконструкции стала Дирекция капитального строительства ОАО «РЖД», проект подготовили специалисты института «Сибжелдорпроект» во главе с Игорем Башкировым. Работу выполнила новосибирская строительная компания «Континент».
 
 
Фото - А. Шпрингер
 

Рядом с основным зданием вокзала возвели отдельное здание – Пригородный вокзал. Единственный такой в Кузбассе вокзал был открыт 26 октября 2012 года. Просторный зал ожидания вокзала рассчитан на 700 человек.  Двухэтажное здание с дополнительным цокольным этажом выстроено как единый комплекс по проекту кемеровского института «Кемеровжелдорпроект». Круглую остекленную башню венчают часы и островерхий шпиль. На пешеходный мост для посадки в электропоезд пассажиры могут выйти прямо из здания вокзала, а лестница, ведущая к пешеходному переходу над путями, находится под крышей. Для маломобильных пассажиров специально оборудован пандус, и работает специальный лифт.

Фото - Ю. Лобачев
К услугам ожидающих поезда пассажиров есть уютное кафе, справочное бюро, пост охраны, камера хранения багажа. Кроме пяти билетных касс оборудованы автоматы для продажи билетов на электрички.

Следом за Пригородным состоялось официальное открытие современного железнодорожного вокзала, крупнейшего по масштабу и пассажиропотоку вокзал в Кузбассе – 19 сентября 2013 года.

За Пригородным вокзалом сбоку в ходе реконструкции было устроено небольшое озеленение и фонтан. По соседству с фонтаном в конце июля 2020 года – в преддверии Дня железнодорожника – появилась композиция «Железный дровосек и лев». Это персонажи сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Авторы арт-объекта – работники Новокузнецкого участка Западно-Сибирской Дирекции пассажирских обустройств ОАО РЖД.
 
Город тоже вложил в благоустройство Привокзальной площади в 2013 году 50 миллионов рублей. Были значительно расширена проезжая часть, установлены новые остановочные павильоны, обустроена парковка для автомобилей. А в 2023 году на месте этой парковки была построена площадка для кругового движении электротранспорта – 40-метровая трамвайная платформа. Движение трамваев до Привокзальной площади запустили 1 июня 2023 года. Трамвайное разворотное кольцо и остановочная платформа связали Привокзальную площадь с трамвайной сетью Центрального, Кузнецкого и Орджоникидзевского районов.
Фото - А. Шпрингер
 


Фасады жилых домов, выходящих на Привокзальную площадь и улицу Транспортную, отделаны декоративным камнем и плиткой. Некоторые из пятиэтажек на улице Транспортной были капитально отремонтированы в 2012 году.

Оформление фасадов домов, выходящих на Привокзальную площадь, оригинально. С самого начала постройки на них располагались различные лозунги и призывы в духе советского времени, а в 1970-х годах было принято решение украсить здания словами из легендарного стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». «Глашатай революции» первым воспел Кузнецкстрой. Его строки «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» до сих пор являются символическим лозунгом нашего города. Надпись на домах Привокзальной площади демонтировали в начале 1990-х годов. Но 30 июня 2017 года строки Маяковского на крышах жилых домов проспектов КуракоМеталлурговБардина на Привокзальной площади были вновь торжественно открыты.
 
По первоначальному плану реконструкции 2011-2013 годов у железнодорожного вокзала на Привокзальной площади планировалась часовня. Позже Часовню в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (ул. Транспортная, 4а) построили, но у здания автовокзала. Место выбрано неслучайно: Божья матерь Одигитрия является покровительницей всех путников. Подробнее о часовне.
Фото - Ю. Лобачев
Автовокзал
История предшественника автовокзала Сталинской автостанцииначалась в 1933 году, когда в городе появились первые пять автобусов с фанерными салонами, из которых в постоянном использовании на маршрутах находилось два-три, а остальные возили пассажиров в пригороды. Долгие годы автобусное сообщение из-за отсутствия дорог ограничивалось пригородами.
Большевистска сталь, 1936 год
Только в 1951 году была построена первая в Кузбассе межгородская гравийная дорога. Одновременно рядом с железнодорожным вокзалом на новой Привокзальной площади в генплане города запланировали автостанцию. Долгое время касса и зал ожидания автостанции ютились в жилом доме на Курако, 2. Функцию посадочной платформы выполняла деревянная времянка-автостанция на Привокзальной площади перед котлованом строящегося железнодорожного вокзала. 1 августа 1962 года здесь была обустроена большая стоянка автобусов, а после открытия железнодорожного вокзала было принято решение строить автовокзал.
Здание автовокзала рядом с железнодорожным вокзалом было открыто 23 февраля 1968 года (ул. Транспортная, 4). Автовокзал, построенный СУ-1 «Кузнецкжилстроя», представлял собой масштабный комплекс, состоящий из здания самого вокзала, внутренней территории с перронами для посадки и высадки пассажиров, площадки отстоя рейсовых автобусов, хозяйственной зоны и привокзальной площади с подъездами и стоянками городского транспорта.
 

Фото - А. Шпрингер

В период с 2007 по 2009 годы здание автовокзала претерпело масштабную реконструкцию: были выполнены работы по проекту архитектора Владимира Третьякова по переустройству внутренней части и внешней отделке здания, в зале ожидания построен второй этаж консольного типа, что позволило разместить в нем кафе, дополнительный зал ожидания, комнату матери и ребенка, комнату милиции. Проведены работы по реконструкции систем отопления, вентиляции, электроснабжения, появилась система кондиционирования воздуха, установлена система видеонаблюдения, в зале ожидания оборудован мультимониторный экран с расписанием движения автобусов.

Фото - А. Шпрингер
В настоящее время автовокзал обслуживает около 50 маршрутов: пригородных, междугородних и международных. Имеет 7 платформ, с которых по разным направлениям в день отправляются 6-7 тысяч пассажиров. Маршрутная сеть связывает Новокузнецк не только с городами Кемеровской области, но и с другими сибирскими регионами и городами – Томском, Новосибирском, Барнаулом, Бийском, Белокурихой, Красноярском, а также Казахстаном и Киргизией.

В 2020 году часть улицы Транспортной попала в число реконструированных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: это район Привокзальной площади, рядом с железнодорожным, пригородным и автовокзалом, и вдоль социального рынка.

Исторически сложилось так, что Привокзальная площадь была сосредоточением не только транспортных узлов, но и торговых точек (изначально даже именовалась Базарной). Здесь всегда располагались крупные и не очень магазины, киоски и небольшие рынки. В 2024 году на улице Транспортной начато возведение специализированного здания рынка, чтобы Привокзальная площадь приобрела законченный вид.

Источники


Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ, e-mail: protopopova@libnvkz.ru
Фото: А. Шпрингер, Ю. Лобачев, А. Завора, С. Косолапов, С. Тимонина,
из архивов ЦГБ им. Н. В. Гоголя и НКМ
Август 2024 года