Габов Феофан Изосимович
28.07.1937 г. - 29.04.2015 г.
Известный учёный-географ, кандидат географических наук (1975).
Отличник народного просвещения
Двадцать восьмого июля 1937 года в глубокой сибирской тайге в совсем маленьком посёлке, в котором насчитывалось только 15 дворов, родился мальчик. Посёлок этот разительно отличался от большинства сёл Томской области своим укладом жизни, традициями, в том числе и в обучении и воспитании детей, поскольку жили в нём старообрядцы. Об этом говорят их имена. Отца мальчика звали Изосим, а самого мальчика окрестили Феофаном. Что могло ожидать мальчика в жизни? Судьба его предков? Замкнутая жизнь в общине, обучение не в школе, а по религиозным книгам, тяжелый крестьянский труд. Изосим Габов жил именно так. Читать учился по книгам на церковнославянском языке. Поскольку в хозяйстве нужны были рабочие руки, его женили в 16 лет. В жены ему досталась женщина на восемь лет старше. И это было в порядке вещей не только в старообрядческих общинах, но и в Сибири вообще.
Однако новые порядки, насаждаемые в старообрядческих общинах властью, во многом изменили уклад их жизни. Коллективизация, создание леспромхозов повлекли за собой жестокую эксплуатацию сельского населения. Обобществление скота лишило хозяев основной тягловой силы, основного средства к жизни. Леспромхоз забирал у крестьян лошадей. Мужчин обкладывали «кубатурой», то есть давали норму на лес, который нужно было свалить в тайге и доставить в леспромхоз. Нормы были почти непосильные. Многие подорвали здоровье на «кубатуре». У Габовых лошадь забрали в леспромхоз, а на «кубатуру» старший Габов послал Изосима. Так он и остался в леспромхозе, избежал участи крестьянского рабства. А потом война. По состоянию здоровья отца призвали не на фронт, а в трудовую армию, направили на Кузнецкий металлургический комбинат ковать победу его продукцией для фронта. После травмы на комбинате отца комиссовали, и День Победы встречали всей семьёй.
В СССР было принято и действовало положение о всеобуче детей. В 1945 году Феофан пошёл в школу. В их селе школы не было. Но по тайге и бездорожью мальчуган за шесть километров не мог каждый день ходить: тяжело и опасно. Поселили на квартире. Рассказывая о судьбе Феофана Габова, стоит вспомнить повесть В. Распутина «Уроки французского», только мальчик там был повзрослее.
Когда Феофан окончил четыре класса, семья переехала на Алтай, в Бийск. Так они полностью оторвались от старообрядческой общины. Вскоре семья распалась, Феофан остался жить с отцом. Отец женился на другой женщине. Брат мачехи, побывав в гостях, уговорил Феофана переехать поближе к новой родне. Так Феофан оказался в посёлке недалеко от Кемерова. Сейчас это город Берёзовский. Там в 1952 году вступил в комсомол, в 1955-м окончил среднюю школу. Захотелось самостоятельной жизни, чтобы побыстрее получить специальность, поступил в техническое училище в Прокопьевске по специальности «механик строительных машин». Окончил училище в 1957 году. По распределению приехал снова в Берёзовский, а в ноябре призвали в армию.
Служил в Томском военном училище автомехаником. Ещё в армии по призыву Коммунистической партии написал заявление, чтобы после демобилизации направили на ударную комсомольскую стройку – Беловскую ГРЭС. На стройке пришлось работать слесарем, трактористом, машинистом экскаватора, механиком. Феофан – человек общительный, уважительный, справедливый, деловой. Молодёжь избрала его комсомольским вожаком. Организация большая, более 1000 комсомольцев, надо быть на высоте.
Поступил на заочное отделение естественно-географического факультета Новокузнецкого пединститута. Любознательного студента приметили. Александр Алексеевич Мытарев, Людмила Михайловна Савельева следили за успехами Феофана, руководили его научной работой, курсовыми работами. По окончании института связи с ними Ф. И. Габов не терял.
Поскольку комсомольские и партийные работники сами себе не принадлежали, райкомы и горкомы лучше знали, где нужны их силы, опыт, знания, Феофан Изосимович пошел по стезе педагогики. Сначала направили в школу преподавать производственное обучение. Школы тогда как раз сделали политехническими, стали в школе обучать специальности. Вот и учил он мальчишек на трактористов-машинистов. Также вел и уроки географии.
В июле 1966 года получил диплом учителя географии. И вновь райком распорядился его судьбой: назначили инструктором по школам в отделе агитации и пропаганды. Задумал серьёзно заняться наукой, решил поступать в заочную аспирантуру по истории КПСС. Посоветовался со своей наставницей – Л. M. Савельевой. Она одобрила его намерения. Но жизнь распорядилась иначе.
На кафедре экономической географии освободилось место ассистента. А.А. Мытарев предложил ему подать документы на конкурс. Так Феофан Изосимович и сделал. Конкурсный отбор прошёл, и с 1 ноября 1967 года приступил к работе на кафедре. Теперь началась новая жизнь. Подготовка к занятиям, общественная работа. А тут и административная подоспела - назначили заместителем декана. Хлопотное это дело. Сейчас у декана по пять-шесть заместителей, а тогда он был один: «Я назову тебя зоренькой, только ты раньше вставай, я назову тебя ласточкой, только ты всё успевай». Вот и успевал. Успел и в аспирантуру подготовиться, сдать экзамены кандидатского минимума. 1972-1975 годы – это годы аспирантуры при кафедре экономической географии Московского пединститута имени В.И. Ленина. Руководитель – Владимир Павлович Максаковский, профессор, академик РАО. Тема диссертации: «Экономико-географические проблемы стран - членов СЭВ в комплексном использовании лесных ресурсов Карпат». Ох, как было трудненько. «Карпаты – приграничный район. Словацкие Карпаты, Польские, Украинские, Румынские, Венгерские. Ездил в Польшу, месяц изучал Украинские Карпаты. В итоге в списке литературы в диссертации 475 названий на 12 листах. Научился читать литературу по специальности на немецком, украинском, польском, чешском, словацком, болгарском, сербо-хорватском, македонском языках, немного на венгерском и на румынском языках», - вспоминал Феофан Изосимович. В октябре 1972 года поступил в аспирантуру, а 22 декабря 1975 года защитил кандидатскую диссертацию. Работал, как привык работать на комсомольской стройке – ударными темпами. Но ведь и молодой был, и силы были. И там ведь его распознали, выбрали председателем аспиранткома общежития. Руководил.
Вернулся в родной институт, а тут его должность декана ждала. По всем статьям подходил: коммунист, кандидат наук, работу деканата знал – был замом. Пришлось впрягаться и «гнать кубатуру», как в 30-е годы довелось его отцу.
Многое было задумано, многое и сбылось. Постоянно напряжённая работа. Лекции, практические занятия, дальняя практика. Куда только ни свозил Феофан Изосимович студентов: и по Союзу поколесил, и в Польшу ездил с ними! Дважды пришлось «деканствовать».
Сам он говорил о своей работе в вузе так: «Мне не удалось в полной мере заняться научной работой. Но как преподаватель и декан за 42 года работы в институте всё-таки внёс определённый вклад, через «мои руки» прошло около 5 тысяч выпускников дневного и заочного отделений. Преподаватели естественно-географического факультета в основном мои ученики. Почти на каждом факультете академии работают выпускники геофака. Руководители школ, органов народного образования в области и в нашем городе. Многие – кандидаты-доценты, доктора-профессора, но все первые шаги делали при моём участии».
Любили на факультете Феофана Изосимовича Габова. Из воспоминаний доктора биологических наук, профессора Анатолия Сергеевича Водолеева: «С Феофаном Изосимовичем я впервые познакомился в январе 1979 года, когда привёз группу студентов-химиков на технологическую практику из Горно-Алтайского педагогического института (ныне университет) в Новокузнецк. Город я знал плохо, и, поэтому, любая информация о промышленных предприятиях для меня была особенно ценна. Феофан Изосимович уже был деканом ЕГФ НГПИ, и мне в ректорате института порекомендовали обратиться к нему, что я и сделал. У этого занятого делами факультета человека я пробыл больше часа, и всё потому, что вместо сухой информации об экскурсионных возможностях в рамках практики моих студентов состоялся обстоятельный разговор в деталях, на основе которого я уже смог сделать оптимальный выбор – это был Кузнецкий завод ферросплавов. Кроме того, также оперативно был решён вопрос о проживании студентов в общежитии НГПИ на весь период пребывания в городе.
Такого человеческого участия со стороны декана ЕГФ я не ожидал, после чего ещё долго находился под впечатлением этой встречи. Судьба так распорядилась, что спустя год я уже стал работать на факультете вместе с Феофаном Изосимовичем, и наше сотрудничество уже продолжилось не только в учебном процессе, но и в профсоюзной факультетской деятельности, где я на протяжении ряда лет возглавлял профбюро факультета. Сколько приятных воспоминаний осталось о тех незабываемых годах, где большинство совершаемых событий в общественной жизни института и факультета проходило с участием этого доброго и отзывчивого человека, память о котором навсегда останется в наших сердцах».
Ему был выписан билет № 1 Кузнецкого отделения Русского географического общества, которое Феофан Изосимович возглавлял в течение четверти века.
Награждён: значком «Отличник народного просвещения» и медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
В ноябре 2020 года в здании факультета физической культуры, естествознания и природопользования НФИ КемГУ установлены мемориальные доски в память о знаменитых географах - преподавателях факультета - Александре Алексеевиче Мытареве и Феофане Изосимовиче Габове.
Больше 30 лет он вёл спецкурсы по актуальным проблемам экономической и социальной географии развивающихся стран, этногеографии и географии религий, географии мирового океана, разрабатывал и издавал собственные учебные пособия, формировал уникальную библиотеку, разбирал на своих лекциях и семинарах самые острые экономические, политические и социальные вопросы стран и народов.
Дочь Габова, Марина, пошла по стопам отца, она стала директором Геологического музея.
Источник: И весь мир за спиной / Сергей Иванищев // Кузнецкий рабочий. 2017. 28 июля (№ 68). С. 2 : фот.
С. И. Иванищев, 2017 (дата обновления 01.12.2020)