Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Литераторы и журналисты   \   Минералов Юрий Иванович

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Российский литературовед, поэт и литературный критик. Член Союза писателей России.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004). Доктор филологических наук (1987)


Родился 30 мая 1948 г. в с. Сухая Калигорка (Киевская область) в семье инженера-картографа Ивана Миныча Минералова, сына сибирского православного священника Мины Алексеевича Минералова. Осенью 1948 года родители с сыном Юрием вернулись в Сибирь, где семья жила в Хакасии (Черногорск), а затем в Кемеровской области (Сталинск).
Новокузнецк в жизни Юрия Ивановича занял особое место: «Здесь с 7 до 18 лет... я жил в старом Кузнецке, - вспоминал ученый, - а не в новом районе, построенном в 1930-е годы на противоположном берегу реки Томи вокруг выросшего там металлургического комбината...».
Что касается фамилии Ю. Минералова, то она, со слов ученого, искусственная. Ее носил один из его родственников - Петров
- в духовной семинарии еще в XIX веке. Петр по латыни означает «камень», а камень, как известно, - минерал. Троюродный дед Юрия Ивановича протоиерей Виссарион Минералов в Гражданскую войну служил настоятелем Спасо-Преображенского собора в Кузнецке (после смерти священника Е. И. Тюменцева в 1893 году был назначен настоятелем Одигитриевской церкви. В начале XХ в. трижды утверждался в должности благочинного и состоял законоучителем в трехклассном городском училище. В 1904 году перемещен настоятелем Спасо-Преображенского собора
). Есть версия, что он трагически погиб от рук роговцев, на самом деле умер в 1932 году.

Учился Юрий Минералов в нескольких новокузнецких школах.
В старших классах кузнецкой школы №
50, куда пришли учиться одаренные дети города, особо выделялся симпатичный темноволосый мальчик Юра Минералов, его учительницей литературы в старших классах была Тамилла Борисовна Афузова.
Юрий Минералов с первого раза поступил на филологический факультет Московского госуниверситета. После окончания учебы Минералова оставили в МГУ, где он защитил диссертацию и получил степень кандидата филологических наук. Затем он пятнадцать лет преподавал в Тартуском университете. А после возвращения в Москву в 1987 году до последних дней своей жизни трудился профессором, заведующим кафедрой русской классической литературы и славистики в Литературном институте имени А.М. Горького (1987-2012).


Изданные им монографии, учебники стали настольными книгами для студентов-филологов: «Поэзия. Поэтика. Поэт», «Так говорила держава. XX век и русская песня», «Теория художественной словесности», «История русской литературы (90-е годы XX века)», «История русской словесности XVIII века», «Поэтика. Стиль. Техника», «История русской литературы XIX века (40-60-е годы)», «История литературы XX века (1900-1920-е годы)» (в соавторстве с И. Г. Минераловой), «История русской литературы XIX века (70-90-е годы)» (в соавторстве с И. Г. Минераловой), «История русской литературы XIX века (1800-1830-е годы)», «История русской литературы XVIII века», «Контуры стиля эпохи», «Введение в славянскую филологию», «Сравнительное литературоведение».

Был неординарным поэтом, выпустил книги стихов «Эмайыги» (1979), «Красный иноходец» (1995), «Хроники пасмурной Терры» (2000), «О, солнце моё!» (2003), книгу стихов и прозы «Река времён» (2008).

Ушел из жизни 29 августа 2012 года в Люберцах (Московская область). Похоронен в Подмосковье на Ново-Люберецком кладбище.

Ю. Минералов не забывал Новокузнецк. Несмотря на большую занятость, он приезжал в Кузбасскую государственную педагогическую академию, на литфаке читал курс лекций, курировал научно-исследовательскую работу аспирантов, консультировал будущих студентов-филологов. По его учебникам велось преподавание в КузГПА. Презентации его книг проходили в библиотеке им. Н. В. Гоголя Новокузнецка.
Ю.И. Минералов любил город своего детства. В своих многочисленных заметках и высказываниях с любовью он вспоминал прожитые здесь школьные годы. Переживал, когда власти принимали необдуманные решения.


«Иди, как перст указывает Божий…» / Сергей Васильев, докт. филолог. наук, профессор

Проведший детство и юность в Новокузнецке (Сталинске) доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, длительное время заведовавший кафедрой русской классической литературы и славистики Литературного института имени А. М. Горького Юрий Иванович Минералов был и остается для меня одним из самых значимых и дорогих людей. Познакомился я с ним как с преподавателем Московского педагогического государственного университета (ранее – МГПИ им. В.И. Ленина). В сентябре 1993-го года в числе других профессоров и доцентов он объявил спецкурс по поэзии серебряного века, а на следующий год читал базовую лекционную дисциплину История русской литературы конца XIX – начала ХХ века.
В МПГУ в середине 90-х годов Юрий Иванович был приглашен по совместительству на время подготовки докторской диссертации его супругой Ириной Георгиевной Минераловой, штатным преподавателем университета, тоже крупным ученым в области русской литературы ХХ века, детской литературы, теории литературы и методики ее преподавания. Анонс-выступление Юрия Ивановича на факультетском собрании по поводу объявления спецкурсов был очень коротким и подчеркнуто лишенным внешних эффектов, что всегда его и отличало: не было «артистизма», заигрывания со студентами, желания поцвестистее расписать свою тему. Однако именно его слова, как мне показалось, вызвали наибольший интерес, и в группе записавшихся к нему я к своей радости обнаружил немало хороших знакомых, приятелей-сокурсников. Говоря о теме будущей работы, я посоветовался с Юрием Ивановичем насчет двух интересовавших меня литературных имен – активно печатавшегося тогда Иосифа Бродского и футуриста Велимира Хлебникова, привлекшего меня своей оригинальностью и труднодоступностью. Минералов однозначно поддержал в качестве темы Хлебникова. Позже я узнал, что Юрий Иванович очень глубоко занимался поэзией В.В. Маяковского, который одним из своих поэтических учителей называл В. Хлебникова. Свою главную научную книгу «Теория художественной словесности», переизданную во «Владосе» (Москва, 1999), он построил во многом на примерах из «Полного собрания сочинений» Маяковского и «Собрания сочинений» Г. Р. Державина под редакцией академика Я.К. Грота. С тех пор Хлебников стал для меня одним из главных предметов научной работы: сначала курсовой, потом дипломной, а далее – кандидатской, защищенной в МПГУ под руководством И. Г. Минераловой, к тому времени блестяще защитившей докторскую диссертацию «Художественный синтез в русской литературе ХХ века». Позже о Хлебникове мной была опубликована монография «Воин не наступившего царства» (Поэтический стиль Велимира Хлебникова)» (Москва, 2015), посвященная памяти Учителя. С его державинскими интересами напрямую связана моя докторская диссертация, написанная при его научном консультировании и с опорой на его труды: «Державинская традиция в русской литературе XIX – начала XX века» (2008). Юрий Иванович всегда с исключительной серьезностью относился к своему слову – ученого, преподавателя, публициста и поэта. В филологии он более всего ценил русскую академическую традицию, труды Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, П. Н. Сакулина, А. Ф. Лосева и других. Их работы он блестяще знал, всячески способствовал переизданию (как в случае с Сакулиным) и популяризации их книг. К чтению классиков отечественной филологии приохотил меня именно Юрий Иванович. Особенно это касается А.
Ф. Лосева. Иногда, сидя в аспирантском общежитии и конспектируя лосевскую «Философию имени», читая другие работы великого ученого, я подумывал, что это слишком далеко от текущих исследовательских потребностей, мало годится для подготовки кандидатской диссертации. Однако жизнь показала, что колоссальный фундамент лосевских трудов позволяет точно ориентироваться в основополагающих для науки и преподавания теоретических и практических вопросах, находить верное решение в сложных ситуациях научного поиска. И за это я тоже очень благодарен Юрию Ивановичу. Спустя несколько лет после защиты моей кандидатской и некоторого перерыва в общении с Учителем, за это время уже ушедшего с должности ученого секретаря Литературного института, ставшего заведующим кафедрой этого вуза и открывшего там диссертационный совет, к счастью, непосредственное общение с ним удалось возобновить, и я стал бывать в Литинституте на конференциях, а позже, в 2006 году, поступил к Минералову в докторантуру, а с 2007 года стал работать в этом замечательном вузе под руководством любимого наставника. Общение с Юрием Ивановичем всегда было очень интересным, сулило неожиданные, новые открытия, давало теплоту, внимание. Его суждения, подкрепленные колоссальной эрудицией в русской классической литературе (он знал и прекрасно помнил произведения классиков в объеме их полных собраний сочинений, массу текстов мог воспроизвести наизусть), отечественной истории, филологической теории, были подчас очень остры, полемичны, но всякий раз, иногда спустя многие годы, я убеждался в их правоте, до сих пор многие из них являются для меня ориентиром и в науке, и в жизни. Минералов успел сделать поразительно много. Издать серию из 6 учебников по различным периодам русской литературы (XVIII – начала ХХ века, 90-е годы ХХ века), выпустить единичные в своей области учебные пособия «Сравнительное литературоведение» и «Введение в славянскую филологию», упомянутую фундаментальную «Теорию художественной словесности», ряд монографий, в частности, «Поэтика. Стиль. Техника» (Москва, 2002), включающей его крупную по значению стиховедческую работу о русской предударной рифме. На деле оказав мне огромную честь, но в плане обсуждения вполне буднично, даже рутинно, Юрий Иванович предложил мне стать соавтором одной из своих книг, монографии «Национальное как фактор художественности в русской литературе» (Москва, 2010), в которой основная часть материалов и теоретический посыл были, конечно, его. Знакомство с этим изданием и обсуждение с ним подобного рода актуальной проблематики помогли мне сформулировать направление работы сначала секции, а потом и научной конференции, которая по моей инициативе проходит в Московском городском педагогическом университете: «Национальный стиль русской литературной классики». Юрий Иванович был не только блестящим (а по некоторым характеристикам его старших коллег – гениальным) филологом, но и большого таланта русским поэтом, автором 6 книг стихов, многих поэтических публикаций в периодической печати. Его поэзия отличается огромной смысловой глубиной, часто лишь приоткрывающейся даже опытному читателю, виртуозным техническим мастерством, ярко выраженной гражданской патриотической позицией, как известно, особенно не модной в 90-е годы, но планомерно автором разворачиваемой, нередко с опорой на острейшую иронию. Человек огромной любви к Родине, ее истории, науке, культуре, Минералов всю жизнь последовательно, решительно, смело (эти слова подкреплены самой жизнью) следовал своему долгу ученого, поэта, человека. Его кредо, наверное, может быть выражено его же поэтической строкой: «Иди, как перст указывает Божий…» А такой путь бесследным не остается.

Дополнительные материалы

Официальный сайт поэта Юрия Минералова
Что связывало знаменитого российского ученого с сельским священником из Каменского уезда
Н. Ничик (автор), 2012, Е. Э. Протопопова (составитель), 2017 (дата обновления 10.11.2021)