Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Производственники и новаторы   \   Гуменник Яков Яковлевич

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 
Гуменник Яков Яковлевич Гуменник Яков Яковлевич Гуменник Яков Яковлевич Гуменник Яков Яковлевич Гуменник Яков Яковлевич

Гуменник Яков Яковлевич

22.12.1920 г. - 03.04.1998 г.
Сфера деятельности: Изобретатели, Шахтеры

Кузнецкий Левша, выдающийся механик-самоучка,
изобретатель скоростного проходческого комбайна


Есть в истории Новокузнецка славное имя механика с шахты «Байдаевская», изобретателя скоростного проходческого комбайна Якова Яковлевича Гуменника, который даже стал прототипом главного героя художественного фильма «Человек с будущим» («Ленфильм»).

Родился Яков Яковлевич 22 декабря 1920 года в Кузнецке в семье сосланных в Сибирь немцев. После окончания школы работал на шахтах: машинист компрессора, шофёр, слесарь по ремонту машин, мастер механического цеха, механик, заведующий ремонтной мастерской.
В некоторых источниках сказано, что Я. Гуменник в 1951 году окончил вечернее отделение горного техникума. Но, если учесть, что Кузнецкий горный техникум до 1953 года имел только дневное отделение, значит, Гуменник не мог его окончить в 1951 году. В 1951 году некоторые руководители Зыряновской ЦЭММ окончили одногодичные курсы механиков при Сталинском горном техникуме (Кузнецком). Значит, в 1951 году и Я. Гуменник также окончил эти одногодичные курсы механиков и перешёл работать на Байдаевскую шахту.
Конструктор-самоучка, Яков Яковлевич в 1952-1953 гг. сконструировал комбайн для добычи угля в шахтах, который назвал ПКГ-1(Проходческий комбайн Гуменника). После испытаний, которые показали хорошие результаты, Гипроуглемаш с участием Я. Я. Гуменника спроектировал усовершенствованные модели комбайна — ПКГ-2, затем ПКГ-3, ПКГ-4. На ПКГ-3 и ПКГ-4 были установлены мировые рекорды по добыче угля.
В 1957 году Яков Гуменник был награждён орденом Ленина. В 1958 году ему была присуждена Ленинская премия.
В 1961 году Яков Яковлевич переехал жить в Москву, работал в институте горного дела им. А. А. Скочинского, продолжая усовершенствовать и разрабатывать новые модели комбайнов, но часто приезжал в Новокузнецк, на шахты города, встречаясь с шахтёрами, с проходчиками, работающими на его комбайнах. Почётный шахтёр Чирков Михаил Иванович вспоминает о последнем визите Якова Яковлевича в Новокузнецк. Это было в августе 1991 года. Работая в горном институте имени А.А. Скочинского, Яков Яковлевич поддерживал связь с бывшим директором шахты «Нагорная» Героем социалистического труда Ерпылёвым Виктором Михайловичем. Последний познакомил Я. Я. Гуменника с директором ЗСМК Б. А. Кустовым. С Кустовым было заключено «Соглашение» об изготовлении новой модели комбайна на Западно-Сибирском металлургическом комбинате. Но данным планам не суждено было сбыться по причине развала СССР.
3 апреля 1998 года Яков Гуменник скончался в Малаховке под Москвой (дата смерти уточнена внуком).

В 1967 году комбайн Гуменника был удостоен золотой медали ВДНХ и установлен на постаменте при въезде в Орджоникидзевский район города Новокузнецка.

Комбайн Гуменника можно увидеть в экспозиции Новокузнецкого краеведческого музея (в уменьшенном размере). Модель досталась музею от машиностроительного завода.

А всё началось с шахты «Байдаевская», открытой в 1940 году. В Орджоникидзевском районе, в своё время, располагалось сразу девять шахт. Шахты района выдавали до 20% всего Кузбасского угля и славились своими трудовыми рекордами. Яков Гуменник пришёл на шахту «Байдаевская» в начале 1950-ых годов, имея за плечами опыт работы в Куйбышевских ЦЭММ, пройдя, одногодичные курсы механиков в Кузнецком горном техникуме. В то время в угольной промышленности ещё не было машин, полностью механизирующих процесс проходки, которые нашли бы широкое промышленное применение. Не однажды механик Гуменник был свидетелем того, как в каменных колодцах происходили завалы, и горняки боролись за жизнь своих товарищей, заваленных грудой угля, с помощью единственного немудреного инструмента – кайла. Говорят, во время одного из таких завалов на «Байдаевской», когда отчаянная борьба за жизнь троих горняков длилась четырнадцать часов, Гуменник дал себе клятву «во что бы то ни стало изобрести машину, которая заменит десять, сто, тысячу проходчиков!». У Якова Гуменника не было специального образования, но любовь к технике передалась ему от отца – Якова Георгиевича, тоже механика. Шахтёры его напутствовали: «Ты, сынок, от своего не отступайся! Шахтёры только спасибо сердечное скажут…».
Настойчиво, терпеливо сидел над чертежами молодой новатор. Он верил – машина будет. И в 1952 году изобретатель-самоучка Яков Гуменник создал первый в СССР опытный образец комбайна, предназначенного для добычи угля в шахтах, который назвал ПКГ-1(Проходческий комбайн Гуменника). В 1953 году кузнецкий Левша со своей командой впервые представил широкой публике прототип ПКГ-1. На испытание приехал даже замминистра угольной промышленности СССР А.Н. Задемидко и его помощники. Машина поразила всех как чудо. Меньше чем за час пневматическая самоходка пробила насквозь восьмиметровый целик угля и выкарабкалась на штрек. Это расстояние горняки с трудом проходили в течение нескольких часов. Всем присутствующим стало ясно, что изобретение Гуменника – новое слово в горной технической науке.
Опытный образец комбайна проходил испытания на шахтах Кузбасса. Учитывая положительные результаты испытаний, Гипроуглемаш с участием автора спроектировал ряд более усовершенствованных моделей комбайна - ПКГ-2, затем ПКГ-3, ПКГ-4.
На ПКГ-3 и ПКГ-4 были установлены мировые рекорды по добыче угля.
В 1958 года в июльском номере журнала «Юный техник» вышла статья «Тяжёлое орудие химиков» инженера К. Виленской о Якове Гуменнике и его комбайнах. В те годы уголь стал уже не только источником энергии, но и сырьём для химической промышленности (капрон, удобрения, пластмассы, лаки и др.), поэтому и статья названа соответствующим образом.

Правительство высоко оценило конструкторскую работу Я. Гуменника и его товарищей. За создание скоростного проходческого комбайна «ПКГ-3» он вместе с начальником шахты «Байдаевская» М. Ковальчуком 22 апреля 1958 года был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии, став первым в Кузбассе лауреатом Ленинской премии за выдающиеся достижения в области техники (Кузбасс : газета. 1958. 29 апреля).

Как же работает комбайн? Электромотор приводит во вращение главный вал комбайна. Через систему зубчатых передач его движение передается двум штангам, на которые насажены диски с зубками. Диски вращаются вокруг штанг, которые, в свою очередь, движутся вокруг главного вала. В результате этого диски с зубками движутся по сложным кривым — пространственным эпициклоидам, выдалбливая узкие кольцевые щели, между которыми остаются «гребешки». «Гребешки» по мере углубления дисков в забой скалываются «клеваками» — острыми выступами, установленными на штангах между дисками. Измельченный уголь подхватывают ковши, вращающиеся вокруг оси забоя. Они поднимают его вверх и ссыпают на конвейер.

Комбайны Гуменника принесли славу не только городу Новокузнецку, повысив в несколько раз производительность труда в угольной промышленности, но и всему Советскому Союзу. В те годы фотографии Гуменника не сходили со страниц газет, ему посвящали стихи. Писатель А. Салынский и кинорежиссер Н. Розанцев создали художественный фильм о «неукротимом» Якове.
Со всех концов страны шли поздравления в адрес создателя комбайна и его помощников. Ехали в Кузбасс на шахту «Байдаевская» специалисты из Чехословакии, Германии, Англии. Все приходили в восторг, наблюдая за работой чудо-машины.

Слава о шахте «Байдаевской» позволила её руководству обратиться в Министерство с просьбой об открытии филиала Кузнецкого горного техникума (создан в 1948 году), который был открыт при шахте в октябре 1957 года. В 1964 году этот филиал был передан в Осинниковский горный техникум. На базе филиала по приказу министра угольной промышленности в 1968 году был открыт Новокузнецкий горнотранспортный техникум (с 1994 года – колледж).

Дополнительные материалы

«Подземный скороход» в краеведческом музее: видеосюжет / ТВН
«Крот» кузнецкого Левши / Мария Изенкина // Новокузнецк. 2014. 14 августа.
Клятва Левши-самоучки / Татьяна Шипилова // Кузнецкий рабочий. 2002. 28 сентября.
Яков Гуменник / А. Косарь. Кемерово : Кемеровское книжное изд-во,1958. 64 с. (Люди земли Кузнецкой).
Е. Ю. Осокина, С. Н. Рубцова, Е. Э. Протопопова (составители), 2016
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео