Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Производственники и новаторы   \   Клепиков Андрей Иванович

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Начальник Новокузнецкого отделения Кемеровской железной дороги (1972-1983).
Заслуженный работник транспорта РСФСР

Андрей Иванович Клепиков родился 25 октября 1919 г. в селе Дедилово Дедиловского района Тульской области в семье крестьян-середняков. В 1927 г. поступил и в 1937 г. окончил Дедиловскую среднюю школу. В сентябре 1937 г. поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет эксплуатации железных дорог. В 1939 г. вступил в члены ВЛКСМ. С начала войны в 1941 г. в течение трёх месяцев по призыву ЦК ВЛКСМ находился на строительстве укреплений вокруг Москвы. В ноябре 1941 г. уехал в Новосибирск, куда был эвакуирован институт.
В 1942 г. Андрей Иванович окончил институт и получил диплом инженера путей сообщения. Свой трудовой путь он начал в октябре 1942 г. поездным диспетчером на станции Барабинск Омской железной дороги. Его трудолюбие, ответственность, прочные знания были оценены руководством магистрали. В мае 1943 г. он получил новое назначение - на должность главного инженера станции Татарская Омской железной дороги. Во время войны это был крупный железнодорожный узел, через него непрерывным потоком шли воинские эшелоны. Опыт, полученный здесь, очень помог Клепикову стать настоящим руководителем.
С января 1945 по август 1952 гг. А. И. Клепиков трудился в Славгородском отделении Омской железной дороги - старшим инженером, ревизором движения, начальником технического сектора, начальником планово-экономического сектора. С августа 1952 по июнь 1954 гг. был секретарём Славгородского горкома КПСС, с июня 1954 по апрель 1956 гг. – начальником политотдела Кулундинского отделения Томской железной дороги.
В 1956 г. руководство Томской железной дороги предложило Клепикову работу на Новокузнецком отделении. С апреля 1956 по сентябрь 1972 гг. А. И. Клепиков работал начальником технического бюро, начальником технического сектора отдела эксплуатации, заместителем начальника отдела движения и пассажирской работы по технической части, главным инженером Новокузнецкого отделения Западно-Сибирской железной дороги.
В сентябре 1972 г. А. И. Клепиков становится начальником Новокузнецкого отделения Кемеровской железной дороги. В этой должности он проработал до сентября 1983 г. Андрей Иванович был знающим специалистом, чутко реагировал на нужды и просьбы трудящихся. Для него были характерны творческий подход к решению практических вопросов и склонность к анализу. Он хорошо играл в шахматы и, как шахматист, прежде чем принять какое-то решение, продумывал все ходы. Андрей Иванович в силу своих личных качеств сумел наладить тесные связи со смежниками и соседями — КМК, Запсибом, шахтами города. С его именем связано грандиозное техническое перевооружение отделения дороги: реконструируются станции Новокузнецк-Сортировочный и Новокузнецк-Пассажирский, удлиняются пути, сооружается сортировочная горка, строится новый вокзал, вводится новая сортировочная станция Новокузнецк-Восточный с совершенной технологией, вводится в эксплуатацию новое ответвление в сторону будущего Западно-Сибирского металлургического комбината, сдается в эксплуатацию 137-километровый участок Тырган-Томусинская, электрифицируются участки Новокузнецк-Междуреченск, Новокузнецк-Мундыбаш, Мундыбаш-Таштагол. Внедряются новые виды тяги, организована перевозка пассажиров электропоездами, внедряется технология перевозки жидкого чугуна. Реконструкция и строительство объектов железнодорожного транспорта непосредственно повлияло на развитие промышленной и строительной базы города Новокузнецка, улучшило водо- и теплоснабжение города, что благоприятно сказалось на изменении технологических и производственных процессов ведущих металлургических и угольных предприятий.
А. И. Клепиков внёс огромный вклад в развитие социальной сферы города: его усилиями построена железнодорожная больница, целый жилой квартал по улицам Циолковского и Кутузова, спорткомплекс «Олимп», пионерский лагерь «Горное ущелье». Постоянно заботу Клепикова на себе ощущали и дети - в школах, детсадах, пионерских лагерях. В тот же лагерь «Горное ущелье» он всегда лично ездил перед открытием сезона для сметного осмотра, чему сейчас могут поучиться у него многие руководители.
За период трудовой деятельности Андрей Иванович подготовил и воспитал два поколения железнодорожников высокой профессиональной подготовки. Создана и успешно работает дорожная техническая школа. Многие воспитанники Андрея Ивановича в настоящее время занимают высокие государственные посты и трудятся в народном хозяйстве. Губернатор Кузбасса Аман Гумирович Тулеев считает его своим учителем. Клепиков растил Амана Гумировича как сына, и после своего ухода передал отделение железной дороги в надежные руки Тулеева. Слово Андрея Ивановича для молодых было поддержкой, плечом старшего товарища и учителя. Работники отделения помнят его человеком коммуникабельным, вникающим в каждую мелочь, и вместе с тем требовательным и вдумчивым.
После выхода на пенсию до мая 1992 г. А. И. Клепиков работал начальником Бюро по рационализации и изобретательству Новокузнецкого отделения дороги.

Клепиков А. И. принимал активное участие в общественной жизни коллектива и города Новокузнецка, неоднократно избирался депутатом городского и областного Совета народных депутатов.
В 2001 г. вышла в свет книга воспоминаний А. И. Клепикова «Узел жизни». Вот как он сам объясняет цель своей книги: «На самом деле, тем, кто пришел нам на смену, надо знать, каким трудом и чьими руками создавалось то, чем они сейчас владеют. А кто, кроме самих еще живых ветеранов расскажет о том, что наше, уходящее в небытие поколение – это не серые оловянные солдатики, бездумно выполняющие команды, а не похожие друг на друга люди, выстоявшие, победившие и построившие мощное Государство».
Андрей Иванович был прекрасным семьянином со здоровыми житейскими принципами. Его сын тоже выбрал профессию железнодорожника. Андрею Ивановичу никакого труда не стоило обеспечить сыну выгодную карьеру, но он предпочел, чтобы сын всего добивался сам, как и он в молодости.
За безупречный и добросовестный труд он награждён правительственными наградами: орденами «Знак Почёта» (1966 г.), «Октябрьской Революции» (1974 г.), «Трудового Красного Знамени» (1971 г.), медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» (2002 г.), знаком «Почётный железнодорожник» (1968 г.). В 1980 г. ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР».
25 августа 1995 г. присвоено звание «Почётный гражданин города Новокузнецка» (решение коллегии Администрации № 4/3 от 10.08.1995 г. и распоряжение Администрации № 695 от 25.08.1995 г.).

Андрей Иванович Клепиков ушёл из жизни в мае 2001 г.
В целях увековечивания памяти легендарного начальника Новокузнецкого отделения железной дороги городской Совет народных депутатов в октябре 2014 г. принял решение установить мемориальную доску на фасаде жилого здания по адресу: ул. Вокзальная, 10. В этом доме Андрей Иванович жил, отсюда спешил на любимую работу.
В музее школы-интерната № 19 организована экспозиция, посвящённая А. И. Клепикову.
Е. Э. Протопопова (составитель), 2015