Российский композитор-песенник, неоднократный
лауреат телевизионного фестиваля «Песня года»
Борис Михайлович Емельянов родился 20 апреля 1941 года в Хабаровском крае. Детство и отрочество Борис Михайлович провел в Кокчетавской области (Казахстан). Уже в раннем возрасте у него проявился интерес к музыке (отец и старший брат Бориса Емельянова играли на баяне). Способности к сочинению музыки у Емельянова проявились еще в студенческие годы. По окончании службы в армии он окончил Карагандинское музыкальное училище.
В 1965 году Борис Михайлович приехал к брату в Новокузнецк, там остался и продолжил заниматься музыкой, сочинял песни для местных исполнителей, писал музыку для спектаклей новокузнецкого театра кукол. В 1974 году Борис Михайлович заочно окончил Кемеровский государственный университет культуры и искусств (кафедра дирижирования и академического пения).
В 1977 году переехал в Москву. Работал с поэтами-песенниками Михаилом Рябининым, Борисом Дубровиным, Леонидом Дербеневым, Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко.
Первая известность к Борису Емельянову пришла после того, как в 1978 году его песню «Носики-курносики» исполнила на Центральном телевидении Валентина Толкунова.
Исполнителями песен Бориса Емельянова были Михаил Боярский, Ольга Зарубина, Сергей Беликов, Николай Караченцов, Вахтанг Кикабидзе, Ксения Георгиади и многие другие.
Большой популярностью в 1980-е годы пользовались песни: «Сяду в скорый поезд», «Под мамино крыло», «Рябиновые бусы» и другие его произведения.
Первой исполнительницей песни «Рябиновые бусы» была музыкальный работник из Осинников Татьяна Мартыновская. А песню «Носики-курносики» впервые исполнил Михаил Куршин (врач, доктор наук, сейчас живет в Израиле).
Борис Емельянов неоднократно становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года».
В 1990 году фирмой «Мелодия» выпущен авторский винил-гигант «Зал ожидания»(тираж 400 тысяч экземпляров), где в исполнении самого композитора звучит песня «Зачем же люди расстаются», которая сделала Бориса Емельянова известным как исполнителя. На диске записана «Песня о Новокузнецке» на стихи Виктора Дюнина (новокузнечанин, соавтор нескольких песен Юрия Антонова).
В начале 1990-х годов Борис Емельянов записал цикл песен на стихи Николая Рубцова.
В 1996 году был выпущен диск «Прости меня», в который вошли песни 1980-х и начала 1990-х годов.
А в 1999 при финансовой поддержке Анатолия Смолянинова Борис Емельянов записал новые песни в своём исполнении и выпустил альбом (диск) «Я приеду к тебе».
Борис Михайлович Емельянов жил в Москве. 27 июля 2021 года скончался на 81-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
В конце 2023 года в память о композиторе выпущена книга «О композиторе Борисе Емельянове» (автор Алексей Тащаев).
Борис Емельянов / Сергей Ермаков
В 1973 году случилась важная для истории советской и российской эстрады встреча «Эльфов» с молодым начинающим композитором, автором будущих шлягеров «Носики-курносики», «Сяду в скорый поезд» и «Снится мне деревня» новокузнечанином Борисом Емельяновым. Впоследствии композитор в своих интервью неоднократно отмечал, что годы, проведенные в Новокузнецке, стали во многом ключевыми в его творческом пути. ВИА «Эльфы» явились некой творческой лабораторией для Бориса Емельянова, где композитор много экспериментировал, реализовывал и закладывал основы стиля, аранжировок и звучания своих произведений.
Борис Емельянов родился в Хабаровском крае в 1941 году в многодетной семье.
Вспоминает Борис Емельянов: «Как у всех после войны, жизнь не была безоблачной, и жили впроголодь, но люди были замечательные, природа изумительная, семья была у нас основательная, крепкая, замешенная на непререкаемом авторитете отца и бесконечной маминой доброте. Отец был знаменитостью в трудовой среде: работал машинистом паровоза на железной дороге, в рейсах был практически круглосуточно. А мама растила нас. Ей многого хлебнуть довелось. Из девяти детей нас выжило только четверо – трое братьев и сестра».
Любовь к музыке у Бориса Михайловича тоже из семьи: играл на гармошке отец, на баяне – старший брат. Первые опыты сочинения мелодий Борис Михайлович проявил в студенческие годы. После трех лет службы в армии окончил Карагандинское музыкальное училище.
В 1965 году Борис Емельянов волею судьбы оказался в Новокузнецке.
Устроился на работу в ДК КМК музыкальным руководителем. Сочинял песни для местных исполнителей и писал музыку для спектаклей Новокузнецкого театра кукол. Постепенно набирался музыкальный материал. Емельянов активно дружил и общался с местной музыкальной элитой: Альбертом Ленским, Виктором Яркиным, Анатолием Мандровым.
Посещал концерты столичных эстрадных звезд, познакомился с Львом Лещенко, Иосифом Кобзоном и др.
Кафе «Юность», первый творческий вечер
В 1967 году Борис Емельянов устроился пианистом в кафе «Юность». «Юность» в те времена была самым модным местом отдыха и развлечения новокузнецкой молодежи. Попасть туда было очень не просто. Каждый вечер – очереди. Столики забронированы на несколько недель вперед. В кафе играл оркестр, состоящий из профессиональных музыкантов. Борису Емельянову удалось организовать в «Юности» свой первый творческий вечер. Случилось это 23 июня 1968 года. Знакомство же с творчеством Бориса Емельянова состоялось несколько раньше здесь же в «Юности» вначале с молодёжью, а потом с телезрителями. Программу о новокузнецком композиторе снимало областное ТВ. И вот большой концерт при участии джазового оркестра под управлением Анатолия Тушкова.
«Воскресный вечер в кафе «Юность» начался немного необычно: официантки не ходили между столиками с подносами, посетители не гремели ножами и вилками, не звенели бокалы. Они сидели и слушали. Слушали музыку - джазовые композиции и песни» - писала газета «Кузнецкий рабочий» 25 июня 1968 года. В этот вечер было исполнено 12 новых произведений Бориса Емельянова. Среди них «Слалом», «Дым над городом» и др. Песни исполняли солисты Наталья Белоусова, Борис Кречетов, Виктор Матвеенко.
В 1969 году Борис поступил в Кемеровский государственный институт культуры (кафедра дирижирования и академического пения), где познакомился с корреспондентом областного телевидения Юрием Филиновым, который впоследствии сыграл важную роль в карьере композитора.
Борис Емельянов продолжает давать концерты, творческие вечера в «Юности» и писать песни. В 1969 году была написана «Песня о двух трубачах» на стихи Марка Соболя, в 1971 – «Буду я грустить» и «Обелиск» на стихи Вадима Шефнера и Майи Румянцевой, в 1972 – «Песня о Кузнецке» на стихи Павла Майского. В газете «Кузнецкий рабочий» публиковались нотные партитуры песен Бориса Емельянова.
Мюзик-холл металлургов
Стоит отметить сотрудничество композитора с эстрадным коллективом ДК КМК «Рабочий мюзик-холл». «Мюзик-холл» образовался в конце 1971 года. В основу создания легли идеи балетмейстера народного театра оперетты Валерии Каравашкиной, которая и стала художественным руководителем проекта. Оркестром руководил Владимир Лобанов. Все задумки, которые невозможно было воплотить в жанре оперетты, удалось реализовать в эстрадном жанре мюзикла. В феврале 1972 г. состоялась премьерная постановка «Русь-тройка», вызвавшая большой резонанс в культурной среде города. «Эстрадные танцы, легкая музыка, яркое цветовое оформление, – и всё это связано сюжетом, темой, единой манерой исполнения, отмечено мастерством, вкусом, чувством меры…» - писала газета «Кузнецкий рабочий». В марте 1973 г. в свет вышла вторая постановка мюзик-холла – «Чародейка», в основу которой легла музыка, написанная композитором Борисом Емельяновым. Поэтическую основу составили «Баллада о молодости» В. Лазарева, «Мы идем по стране» В. Фирсова, «Лишь в России» А. Мартынова и «Здравствуйте, люди» С. Молевой. Произведения исполняли солисты: ассистент ГИДУВа, кандидат медицинских наук Михаил Куршин и инженер Анатолий Самойлов. Ведущие программы - Виктор и Людмила Малыгины.
Носики–курносики, «Алло, мы ищем таланты!»
В 1972 году у Бориса Емельянова и его жены Людмилы родилась дочь Наталья. Как-то, просматривая журнал «Работница», Борис обратил внимание на стихотворение «Носики-курносики» поэтессы Ангелины Булычёвой. Текст тронул сердце композитора, и сразу родилась мелодия. Так появились знаменитые «Носики-курносики», песня, которую Борис посвятил своей дочери.
В 1973 году областное кемеровское телевидение объявило музыкальный конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Для участия в конкурсе композитор подыскивал группу. Свой выбор Борис Емельянов остановил на очень популярном в Новокузнецке ВИА «Эльфы». Профессиональный уровень музыкантов вполне соответствовал поставленным задачам. В итоге песня «Носики-курносики» с успехом была впервые представлена широкой общественности на областном музыкальном конкурсе. В сопровождении ВИА «Эльфы» песню исполнил уже знакомый Емельянову по мюзик-холлу Михаил Куршин (врач, доктор наук, сейчас живет в Израиле).
Эльфы и Борис Емельянов
На этом сотрудничество «Эльфов» и Бориса Емельянова не закончилось. Композитор предложил музыкантам сделать совместную концертную программу. «Эльфы», исполнявшие до этого исключительно зарубежные произведения, долго раздумывать не стали и согласились, музыкальный материал показался интересным. Через несколько месяцев программа была готова и впервые представлена широкой аудитории на сцене ДК строителей в январе 1974 года. Между концертными номерами звучали фельетоны и пародии в исполнении конферансье. Кстати, песня на слова московского поэта В. Дюмина «А зима, словно хмель» была специально написана для «Эльфов» и исполнена на концерте ударником группы Сергеем Фоминым. «Эльфы» оправдывают своё название: они дарят людям хорошее настроение. Участники ансамбля молоды, энергичны и увлечены своей работой. Музыканты радуют своим задором, яркой эмоциональностью, обострённым чувством ритма. «Эльфы» во многом не традиционны. Выступление ансамбля самобытно и оригинально. Произведения Бориса Емельянова в исполнении «Эльфов» играют новыми красками, воспринимаются интересно и своеобразно. Гармоническая «пирамида» голосов всё время меняется в разных сочетаниях, и мелодия становится «праздничней и нарядней» - так писала газета «Кузнецкий рабочий» о концерте. Кроме того, «Эльфы» стали регулярно исполнять произведения композитора на танцах.
Музыка Бориса Емельянова имела успех, и автор ковал железо пока горячо. Во время очередных гастролей Иосифа Кобзона в Новокузнецке Емельянов передал партитуру песни «Алёнушка» на стихи сибирского поэта Александра Кухно. Иосифу Давыдовичу произведение понравилось, он его записал, и в 1974 году на фирме грамзаписи «Мелодия» «Алёнушка» вышла на пластинке в формате 7” (single 17.5 см, 45 об/мин). Это был первый всесоюзный успех молодого композитора. Кроме того, своими новыми произведениями Емельянову удалось заинтересовать областное телевидение, и в 1974 году группа «Эльфы» отправилась на запись в Кемеровскую телестудию. Записали и сняли на плёнку три произведения композитора. Надо ли говорить об успехе после эфира. В 1970-е годы один показ по ТВ мог изменить всю жизнь. Нечто подобное случилось и с ребятами. После показа по ТВ Борису Емельянову удалось организовать «Эльфам» гастроли по Кемеровской области. Здесь возникли определенные сложности с билетами. Дело в том, что в те годы эксклюзивным правом печатать и распространять билеты на концертные мероприятия обладали филармонии. Борис Емельянов и «Эльфы» не являлись артистами областной или какой-либо другой филармонии. Подобное положение при проведении гастролей могло вызвать интерес со стороны прокураторы или КГБ. Выручили партийные органы, гастроли прошли под эгидой областного комитета комсомола. В первом отделении исполнялись произведения Емельянова, а во втором хиты советской и зарубежной эстрады. Кстати, ведущим концертов в этом туре выступил преподаватель Новокузнецкого педагогического института, а в будущем ректор Владимирского университета Виктор Малыгин.
В 1975 году у музыкантов возникла идея отправиться искать счастья в курортный город Сочи. Сочи в те годы привлекал огромное количество музыкантов-профессионалов со всей страны, а для многих из них становился стартовой площадкой в музыкальной карьере. Борис Емельянов разослал демозаписи в концертные организации и рестораны г. Сочи. Через некоторое время пришёл ответ с приглашением на работу. Музыканты начали готовиться к отъезду, но, к сожалению, в последний момент у клавишника Игоря Осипова возникли проблемы, и он не смог поехать. В итоге поездка в Сочи так и не состоялась. После 1975 года сотрудничество «Эльфов» и Емельянова стало постепенно убывать. Композитор всё чаще бывал в Москве, а «Эльфы продолжали играть на танцах.
Московский период
В конце семидесятых жизненные обстоятельства Емельянова сложились так, что друзья посоветовали ему перебираться в Москву.
В свой «скорый поезд» композитор сел в 1978 году, а за год до этого, будучи в гостях у друга-журналиста Юрия Филинова, который к тому времени уже перебрался в Москву и основал в газете «Московский комсомолец» знаменитую впоследствии «Звуковую дорожку», познакомился с Валентиной Толкуновой, которой и предложил песню «Носики-курносики».
Вспоминает Борис Емельянов: «Я еще жил в Новокузнецке, только решался на переезд в столицу, а Валя песню записала. Мне та трактовка песни, печальная, не понравилась. И я набрался наглости, храбрости, позвонил ей и сказал об этом. Нужно заметить, что Валя не обиделась, приняла замечание и песню чуть позже переписала в том стиле, в котором она и полюбилась народу – радостном».
Если первый год столичной жизни композитор из Сибири провел в попытках пробиться к маститым поэтам, исполнителям, на телевидение или радио, то после того, как Валентина Толкунова в новой аранжировке исполнила «Носики…», имя Емельянова в эстрадной среде зазвучало. Более того, эта песня стала лауреатом «Песни года - 78», и прежде мало кому известный композитор получил диплом лауреата. Затем с каждым годом число таких дипломов у Бориса Михайловича все росло.
«Наверное, мне помогал мой ангел-хранитель, да и удача, потому что покорять столицу я приехал поздно – в 37 лет, из провинции, но звезды сошлись, я вытащил свой счастливый билет. Большую роль сыграло и знакомство с поэтами-песенниками Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербеневым, Анатолием Поперечным, Игорем Шафераном. Я прекрасно понимал, что без хорошего, раскрученного поэта-песенника хит не создать. Поэтому долго ходил кругами за Леонидом Дербеневым. Он тогда работал в творческом тандеме со Славой Добрыниным. Наконец он оценил принесенную мною мелодию, почувствовав, что из нее получится классная песня. И песня получилась – мы написали «Сяду в скорый поезд». Опять же при помощи Лени мы ее предложили Михаилу Боярскому. Он послушал и согласился спеть. Через год в соавторстве с ним появилась песня «Снится мне деревня», которая популярна и сегодня. Поначалу я наивно думал, что нужно найти именно своего исполнителя и писать для него, писать…. Впоследствии жизнь показала, что это чревато: как только малоизвестный певец раскручивается, взлетает, он может уйти без объяснений от автора. Но это жизнь. На одном из концертов я обратил внимание на тоненькую девочку Олю Зарубину. Ее голос меня впечатлил. Для нее я написал несколько песен: «По ягоды» с Толей Поперечным, «Заговорные слова» с Юрой Кошуком, «Уехал» с Леонидом Дербеневым и другие. Я бы с удовольствием сегодня предложил Ольге новые работы, но она, вернувшись из Америки, предпочитает выступать с прежними, за которые ее и любит зритель. Подружился я с Бубой Кикабидзе, с которым мы записали три песни, в том числе «Я жизнь не тороплю», «У моря».
«Пять моих песен записал Ярослав Евдокимов. А вот с Валей Толкуновой у нас получилась лишь одна песня, которая прославила обоих. Я написал для нее еще одну, но она не пошла. Когда встречались с Валей, рассуждали – ну почему, ведь хорошая получилась, душевная. А вот что-то не учли мы, что-то не так сделали. И уже не переделаешь. Меня очень тронул Валин уход из жизни, и на душе горько, – мы с ней около двух лет не пересекались, а ведь мог бы ей позвонить. Всегда нужно уделять внимание друзьям, не откладывать это…».
Также песни Емельянова взяли в свой репертуар Сергей Беликов («Снится мне деревня», «Возвращение», «Время уходит», «Кончается шампанское»), Николай Караченцов («Подбитая птица»), Ксения Георгиади («До чего шумит трава», «Неправда, что расстались мы»), Галина Шевелева («Рябиновые бусы»), Иосиф Кобзон («Аленушка»), Феликс Царикати («Непутевый»), Николай Гнатюк («Стукну по карману») и другие артисты. В 1980-е годы Борис Емельянов как композитор неоднократно становился лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». В 1990 году на фирме «Мелодия» он записал виниловый диск-гигант «Зал ожидания», в который помимо песен других исполнителей вошли песни и в его собственном исполнении («Прости меня», «А мы при чем?», «Зачем же люди расстаются», «На то и любовь», «Чайки плачут»). В то же время он записывает целый цикл композиций на стихи Николая Рубцова, в котором ему удалось тонко передать глубинную суть каждой песни. В 1990-е годы творчество стало приносить незначительный доход, поэтому Борис Михайлович был вынужден практически прервать свою творческую деятельность и начал зарабатывать на жизнь иными способами. «Когда в девяностых годах в стране началось твориться черте что, концерты стали кормить исполнителей, а не авторов. Было трудно. Поэтому попробовал петь сам. В 1990 году на фирме «Мелодия» записал пластинку-гигант «Зал ожидания», в которую помимо песен других исполнителей вошли песни и в моем исполнении... Одна из любимых «Зачем же люди расстаются». Были у меня собственные записи песен на стихи Николая Рубцова. Но все же я понимал и понимаю, что на тот момент раскрутиться так, чтобы войти в первый эшелон исполнителей, я не смогу, хотя бы в силу возраста. Поэтому собрал лучшие песни и выпустил диски. В 1996 году вышел компакт-диск «Прости меня», который представлял собой сборник из двадцати песен 1980-1990-х годов. В 1999 году при поддержке земляков-сибиряков вышел компакт-диск «Я приеду к тебе». Сегодня у меня есть готовые песни, но они пока лежат, как говорится, в столе, ожидая своего часа или исполнителя. А я веду жизнь пенсионера с присущими этому статусу радостями: возможностью почитать хорошую книгу, встретиться с друзьями, сходить на рыбалку, по грибы-ягоды, поработать в своем саду. Знаете, я ведь осуществил свою детскую мечту вырастить яблоневый сад. Помню один из дней послевоенного детства, мы уже в Казахстане жили. Утром я проснулся от какого-то неземного аромата. Соскочил, выбежал на улицу. Оказалось, в магазин по соседству привезли яблоки, алма-атинский апорт. Я стоял и не мог надышаться, пока мама за мной не пришла. Тогда я и решил, вырасту - и у меня будет свой сад. Мечту исполнил. У меня дача под Переяславлем-Залесским, у Плещеева озера. Так вот там выращиваю яблоки и груши. Место замечательное, хотя домик старый, думаю, что с ним делать. Но буквально в паре десятков метров от дачи начинается черничник, земляничная поляна, чуть дальше грибы растут...».
«Как в сказке. И баньку я выстроил хорошую. А уж как на душе становится приятно от предвкушения похода на рыбалку! Это просто моя страсть. В Сибири ловил тайменя, а, живя в Москве, стал ездить в Карелию и на Кольский полуостров на лосося и сёмгу, ездил в течение 25 лет. Словом, живу и жизнь не тороплю».
В 1980-1990-е годы Борис Емельянов неоднократно приезжал в Новокузнецк с концертными программами. Наш город по-прежнему был для композитора творческой лабораторией. Борис Михайлович работал с группами «13», «Интервал», с Евгением Павловым, Владимиром Соломоном, Сергеем Фараоновым, Игорем Осиповым и многими другими.
Борис Емельянов: «Я вырос на красоте» / Галина Абрамова // Новый мир : газета. – Курган, 2010. – 20 мая.
Дерзость, помноженная на человечность
Этот материал – результат определенной журналистской дерзости и отсутствия звездной болезни у одного из маститых авторов российского эстрадного композиторского сообщества. Когда после ухода Валентины Толкуновой в газетах стали появляться статьи-воспоминания, то в одной из них прочитала объяснения певицы в симпатии к нашему Кургану. Она заметила: «Курган дорог уже тем, что отсюда родом композитор Борис Емельянов, благодаря которому в моем репертуаре появилась песня «Носики-курносики».
– Не может быть, – подумала я и нашла в Интернете сайт композитора, неоднократного лауреата фестивалей «Песня года», автора не одного десятка хитов разных лет. К «Носикам-курносикам» нужно добавить «Сяду в скорый поезд», «Уехал», «Снится мне деревня», «Рябиновые бусы», «Под мамино крыло» и другие.
Родиной Бориса Емельянова на сайте назван город Новокузнецк, а о Кургане – ни слова. Зато был указан электронный адрес, по которому можно написать. И я написала. А Борис Михайлович ответил, потом был интересный и долгий разговор с помощью электронной почты.
«Под маминым крылом…»
– Борис Михайлович, раскройте же тайну вашей малой родины. Курган-то к этому имеет отношение?
– Ваш город к моему появлению на свет отношения не имеет, но он для меня и не чужой. Позже объясню почему. Я дальневосточник, родился под Хабаровском. Хотя мое детство, отрочество прошли в чудном месте – курорте Боровое в бывшей Кокчетавской области. Вот на этой красоте я и вырос. Как у всех после войны, жизнь не была безоблачной, и жили впроголодь, но люди были замечательные, природа изумительная, семья была у нас основательная, крепкая, замешенная на непререкаемом авторитете отца и бесконечной маминой доброте.
Отец был знаменитостью в трудовой среде – работал машинистом паровоза на железной дороге, в рейсах был практически круглосуточно. А мама растила нас. Ей многого хлебнуть довелось. Из девяти детей нас выжило только четверо – трое братьев и сестра.
Любовь к музыке у Бориса Михайловича тоже из семьи – играл на гармошке отец, на баяне – старший брат.
«Сяду в скорый поезд…»
– Как бы ни была велика популярность «Носиков-курносиков», но назвать вас автором одной песни нельзя. А что дало вам старт в эту профессию, какая песня была первой и какова ее судьба?
– Первые опыты сочинения мелодий у меня были еще в студенчестве. После трех лет службы в армии я закончил Карагандинское музыкальное училище. Но более серьезно стал заниматься сочинительством, когда переехал в Новокузнецк. Хороший город – рабочий и очень культурный. Там много различных ДК, филармоний, была тяга к музыке, театру. Именно там я впервые вблизи увидел и пообщался с советскими деятелями искусства Кобзоном, Лещенко, Толкуновой и другими. А одна из первых моих песен – как раз те самые «Носики-курносики», которую написал под впечатлением от рождения дочки. Ее исполняли новокузнецкие певцы, она имела успех и, как позднее показала жизнь, она же стала пропуском в мир большой эстрады.
В конце семидесятых жизненные обстоятельства Емельянова сложились так, что друзья посоветовали ему перебираться в Москву. В свой скорый поезд сел в 1978 году, а за год до этого, будучи в гостях у друга-журналиста Юрия Филинова, познакомился с Валентиной Толкуновой, которой и предложил песню.
– Я еще жил в Сибири, только решался на переезд в столицу, а Валя песню записала. Мне та трактовка песни, печальная, не понравилась. И я набрался наглости, храбрости, позвонил ей и сказал об этом. Нужно заметить, что Валя не обиделась, приняла замечание и песню чуть позже переписала в том стиле, в котором она и полюбилась народу – радостном, светлом.
Если первый год столичной жизни композитор из Сибири провел в попытках пробиться к маститым поэтам, исполнителям, на телевидение или радио, то после того, как Валентина Толкунова в новой аранжировке исполнила «Носики…», имя Емельянова в эстрадной среде зазвучало. Более того, эта песня стала лауреатом «Песни года», и прежде мало кому известный композитор получил диплом лауреата. Затем с каждым годом число таких дипломов у Бориса Михайловича все росло.
– Наверное, мне помогал мой ангел-хранитель, да и удача, потому что покорять столицу я приехал поздно – в 37 лет, из провинции, но звезды сошлись, я вытащил свой счастливый билет. Большую роль сыграло и знакомство с поэтами-песенниками Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Леонидом Дербеневым, Анатолием Поперечным, Игорем Шафераном.
«Снится мне деревня»
– Валентина Толкунова, Михаил Боярский, Ярослав Евдокимов, Ольга Зарубина, Вахтанг Кикабидзе – от обилия таких звездных имен голова закружиться может. Все они – исполнители ваших песен, а с кем сложились дружеские отношения, для кого писали больше и чаще?
– Я прекрасно понимал, что без хорошего, раскрученного поэта-песенника хит не создать. Поэтому долго ходил кругами за Леонидом Дербеневым. Он тогда работал в творческом тандеме со Славой Добрыниным. Наконец, он оценил принесенную мною мелодию, почувствовав, что из нее получится классная песня. И песня получилась – мы написали «Сяду в скорый поезд». Опять же при помощи Лени мы ее предложили Михаилу Боярскому. Он послушал и согласился спеть. Через год в соавторстве с ним появилась песня «Снится мне деревня», которая популярна и сегодня. Поначалу я наивно думал, что нужно найти именно своего исполнителя и писать для него, писать…. Впоследствии жизнь показала, что это чревато – как только малоизвестный певец раскручивается, взлетает, он может уйти без объяснений от автора. Но это жизнь. На одном из концертов я обратил внимание на тоненькую девочку – Олю Зарубину. Ее голос меня впечатлил. Для нее я написал несколько песен: «По ягоды» – с Толей Поперечным, «Заговорные слова» с Юрой Кошуком, «Уехал» с Леонидом Дербеневым и другие. Я бы с удовольствием сегодня предложил Ольге новые работы, но она, вернувшись из Америки, предпочитает выступать с прежними, за которые ее и любит зритель.
Подружился я с Бубой Кикабидзе, с которым мы записали три песни, в том числе «Я жизнь не тороплю», «У моря». Пять моих песен записал Ярослав Евдокимов. А вот с Валей Толкуновой у нас получилась лишь одна песня, которая прославила обоих. Я написал для нее еще одну, но она не пошла. Когда встречались с Валей, рассуждали – ну почему, ведь хорошая получилась, душевная. А вот что-то не учли мы, что-то не так сделали. И уже не переделаешь. Меня очень тронул Валин уход из жизни, и на душе горько – мы с ней около двух лет не пересекались, а ведь мог бы ей позвонить. Всегда нужно уделять внимание друзьям, не откладывать это…
Я жизнь не тороплю
– Борис Михайлович, у вас есть записи ваших песен в вашем же исполнении…
– Когда в девяностых годах в стране началось твориться черте что, концерты стали кормить исполнителей, а не авторов. Было трудно. Поэтому попробовал петь сам. В 1990 году на фирме «Мелодия» записал пластинку-гигант «Зал ожидания», в которую помимо песен других исполнителей вошли песни и в моем исполнении.. Одна из любимых – «Зачем же люди расстаются». Были у меня собственные записи песен на стихи Николая Рубцова. Но все же я понимал и понимаю, что на тот момент раскрутиться так, чтобы войти в первый эшелон исполнителей, я не смогу, хотя бы в силу возраста. Поэтому собрал лучшие песни и выпустил диски. В 1996 году вышел компакт-диск «Прости меня», который представлял собой сборник из 20 песен 80х–90х годов. В 1999 году при поддержке земляков-сибиряков вышел компакт-диск «Я приеду к тебе».
Сегодня у меня есть готовые песни, но они пока лежат, как говорится, в столе, ожидая своего часа или исполнителя. А я веду жизнь пенсионера с присущими этому статусу радостями – возможностью почитать хорошую книгу, встретиться с друзьями, сходить на рыбалку, по грибы-ягоды, поработать в своем саду. Знаете, я ведь осуществил свою детскую Е. Э. Протопопова, Т. А. Антипова, Н. Д. Сычева (составители), 2016 (дата обновления 05.02.2024)