12 ноября в Санкт-Петербурге прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Методическая служба современной публичной библиотеки. Вызовы 2020: возможности и успешные практики библиотек». Несколько докладов особо впечатлили. Ирина Семёновна Пилко, профессор, доктор наук, сегодня представляющая СПбГИК, как всегда поразила масштабом охвата проблем. Анна Владимировна Соколова, заведующая сектором ЦГПБ им. В. В. Маяковского в докладе «Информационно-библиографическое обслуживание пользователей в социальных сетях: карантин и не только» показала, как изменился формат и статистика выполнения справок в дистанционных условиях работы. Наиболее утилитарным для меня стало выступление«Технология подготовки мероприятия онлайн - опыт Молчановки» Ольги Язеповны Палкевич, гл. науч. сотрудника Иркутской обл. гос. универсальной науч. библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского. Оно и стало отправной точкой для анализа ситуации в нашей библиотеке.
Развитие технологий и условия вынужденной социальной изоляции способствовали перераспределению библиотечных ресурсов в пользу дистанционных форм работы. В условиях почти 24-часовой трансляции самых разных мероприятий от образовательных центров, дворцов культуры, концертных залов, театров, кинозалов библиотека должна была найти собственную нишу, придумать свои неповторимые проекты. На мой взгляд, главным долгосрочным онлайн-проектом библиотек может и должно стать краеведение, причём во всех его направлениях.
Именно краеведение объективно является наиболее востребованным и самым перспективным в работе любой библиотеки. Этот социальный институт имеет колоссальный опыт работы по накоплению, систематизации, транслированию и обеспечению доступа к знаниям о локальной истории, опыт, имеющий под собой уникальную профессиональную основу – справочно-поисковый аппарат.
Онлайн-проектов, востребованных в условиях самоизоляции пользователей, можно придумать великое множество. Главное, – они должны не только единовременно транслировать некую информацию. Их задача – систематизировать, создавать, интерпретировать и сохранять краеведческое наследие для будущих поколений, расширять репертуар доступных онлайн информационных ресурсов (документов, коллекций, медиаресурсов) для общественного использования. Важно не забывать и об использовании инструментов digital-маркетинга для продвижения собственного цифрового контента.
Форматы краеведческой онлайн-работы с точки зрения привлечения дополнительных умений и навыков сегодня классифицируют, как простые и сложные (О. Я. Палкевич). Эти краеведческие ресурсы становятся частью отечественной библиотечной медиа-среды и влияют на совокупный имидж отечественных учреждений культуры.
Простые форматы краеведческой онлайн-работы – это традиционные библиотечные формы работы, снятые на видео или использующие оцифровку. Сложные – это онлайн-мероприятия, требующие подготовки и специальных навыков, таких как: сценарий, монтажный план, дополнительные ресурсы (фото, видео, аудио, архивные документы), привлечение нескольких партнёров, качественная видеосъемка с постобработкой и монтажом.
Как сложные, так и простые форматы могут требовать разного количества времени на их производство. Разница – в применяемых умениях и технологиях.
Приведу примеры простых онлайн-форматов из практики-2020 новокузнецкой библиотечной системы:
Библиотеки создают приведенные выше ресурсы бессистемно, планово или проектно. В последнем случае дополнительно используются инструменты событийного маркетинга. В 2020 году главным лейтмотивом всех библиотечных мероприятий и проектов стало празднование 75-летия Великой Победы. В следующей публикации расскажу о наиболее интересных дистанционных проектах данной тематики.
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу МБУ «МИБС» г. Новокузнецка, член Союза журналистов России e-mail: protopopova@libnvkz.ru