Главная   \   Новости   \   Читаем город. Имя в истории Новокузнецка   \   Журналисты Новокузнецка: Коряга Мария Владимировна

Журналисты Новокузнецка: Коряга Мария Владимировна

Событие: 26 декабря 2024
Категория: Читаем город. Имя в истории Новокузнецка
Дата публикации: 26 декабря 2024


Фотохудожник, фотокорреспондент газеты «Новокузнецк». Член Союза журналистов (2015).

Этого талантливого фотографа знают многие. Именно эта маленькая, хрупкая девушка чаще всего снимает все официальные и полуофициальные события нашего прославленного города, сохраняя его фото-историю для будущих поколений. Наше близкое знакомство с Марией произошло в 2022 году как раз на одном из таких мероприятий, происходившем в обновленном здании кинотеатра «Коммунар». Разговор случайно зашёл о чудесных витражах этого уникального здания. Мне давно хотелось узнать историю их появления и имена причастных к арт-объектам художников, но никаких зацепок не было. Оказалось, что семья Марии была дружна с семьей художника Николая Семёновича Статных, который и оформил в 1985 году эскизы витражей в фойе кинотеатра. Более того, сама идея появления витражей связана с именем отца Марии – Владимира Сергеевича Коряги, который в 1980-е годы возглавлял в городе организацию «Росмонументискусство». Так, благодаря Марии появилась отправная точка, в результате на сайте «400 знаменитых новокузнечан» появилась не только красивая история про витражи кинотеатра «Коммунар», но и страница самого живописца, графика, дизайнера и иллюстратора НиколаяСтатных.


Мария родилась в Новокузнецке. До 9 класса училась в школе № 87, а оканчивала школу № 44.

Ещё в детстве увлеклась фотографией. Сначала пробовала снимать на фотоаппараты родителей под их умелым руководством. А в 10 лет получила в подарок личный фотоаппарат «Смена 8М» и новый для себя способ повествования.Фотошколы Маша не посещала, «что-то спрашивала у родителей. Книжки пыталась читать…», но в основном училась видеть мир через фотообъектив самостоятельно.

Развить творческое восприятие очень помогло посещение художественного музея, куда её с четырех лет водили мама и папа на занятия, которые вела искусствовед Нина Владимировна Брагина. Родители водили дочь на выставки не только в Новокузнецке, но всюду, где бывали. «Насмотренность» формировала эстетическое мировоззрение Марии, воспитывала её художественный вкус.

Кумиров в фотографии у Марии нет, но ей близки работы отдельных фотохудожников, например, Анри Картье-Брессона, одного из первых репортажных фотографов, мастера уличной съемки. С особой теплотой Мария вспоминает знакомство с Владимиром Соколаевым – известным новокузнецким фотографом, одним из участников знаменитой группы «Трива».

Получив аттестат, Маша поступила в Кемеровский Государственный университет, где окончила экономический факультет и стала специалистом в области менеджмента.
Поиски работы по специальности в родном городе успехом не увенчались. А Маше хотелось заниматься чем-то интересным. И тут вмешалась «рука судьбы»: Мария случайно увидела по телевизору бегущую строку «про какие-то курсы на 10 канале». Решилась и прошла обучение по направлению «режиссура монтажа». «Интересно было узнать, что такое телевидение изнутри. Там было несколько специализаций: оператор, журналист, монтаж. Сразу решила, что оператор не для меня – камеры были тяжелые. Попробовала на монтаж, получилось, понравилось».

После обучения Марию, единственную из выпускников курсового обучения, пригласили на работу на «10 канал» в авторский отдел. Здесь основной деятельностью Марии стал монтаж различных программ и передач. Среди прочих, именно она монтировала телепередачу «Горожанка».

После «10 канала» было телевидение «Апекс ТВ», где она работала режиссером монтажа, монтируя новостные и рекламные сюжеты, а также авторские программы.
Потом на какое-то время телевидение отпустило, но отдохнуть, как планировалось, Марии не удалось.

В городской газете «Новокузнецк» заболел фотограф, искали замену, и нашли Марию Владимировну. Пробы себя в новом амплуа оказались успешными, и Мария осталась работать в газете – сначала по договору, а с 2010 года – постоянным фотографом, со временем став профессиональным фотожурналистом.
Не только газета «Новокузнецк» может похвастаться фотоиллюстрациями Марии, есть её фотографии и в других изданиях. Ей по-настоящему «нравится рассказывать истории», увиденные через объектив.

С годами профессионализм Марии повышался, одновременно возрастала и роль фотографии в качестве инструмента эмоционального воздействия в журналистике. Наступила эпоха цифровой оперативности гражданской журналистики. В круто развивающемся ландшафте современных медиа фотография стала занимать ключевое место, постоянно адаптируясь, не только влияя на медиасреду, но видоизменяясь под её влиянием. Фотоработы Марии стали отражать её собственный взгляд на современную историю, превратились в инструмент повествования и передачи истины. Мария много лет успешно запечатлевает моменты, которые невозможно передать словами. Её фотоработы всегда предлагают не только художественный образ, но визуальный подтекст, вызывающий эмоциональный отклик.

«Когда много однотипных съемок – устаешь. Но бывают и интересные моменты, интересные места. Если бы не газета, может никогда и не попала бы туда. Например, на крышу, где заводской гудок стоит, в кабину самолета, на колокольню храма… когда стала фотографом, на привычное посмотрела другим взглядом. С одной стороны все знакомо, с другой – под новым углом» (из интервью Марии).

Оперативная визуализация городских событий в цифровую эпоху делает эти события более доступными и увлекательными. И в этом немалая заслуга Марии Владимировны. За что её неоднократно награждали дипломами и благодарственными письмами, в том числе и от главы города. В декабре 2023 года она награждена почетным знаком «Золотой знак «Новокузнецк».

В 2015 году Мария Коряга вступила в Союз журналистов России.

Мария – постоянный участник Городского конкурса журналистов им. А.Н. Сосимовича. Не раз была победителем этого конкурса и ещё многих смотров профмастерства, на которых Мария получала многократное признание.

В 2015 году Мария Коряга была признана победителем Премии общественного признания «Журналист года» в номинации «Золотой объектив».

В 2022 году получила грамоту от Кемеровского регионального отделения Союза журналистов России «За активную творческую деятельность и высокие профессиональные достижения».

А в январе 2023 года удостоена звания «Мастер» от Новокузнецкого отделения Кемеровского регионального отделения Союза журналистов России. Для новокузнецкого журналистского сообщества – это одна из самых ценных наград, высокая оценка служению профессии.
Как фотохудожник Мария принимала участие в нескольких городских выставках. В 2021 году в Новокузнецком художественном музее прошла её первая персональная выставка «Красота в моменте», на которой были представлены нерепортажные фотоработы Марии, в которых отразилось её умение видеть мир в позитиве – «плохое любой может увидеть, а хорошее – особенно в плохом – не каждый».


 
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов России
e-mail: protopopova@libnvkz.ru

Фото из архива Марии Коряга

Видеть мир не так, как все / Александр Шпрингер ; фото Эльвира Лабер // Новокузнецк. – 2021. – 10 июня.

Так случилось, что в последние годы фотография если не полностью, то очень сильно ушла в цифру. Распечатанные на бумаге снимки для очень и очень многих становятся символом прошлого, атрибутом времени плёночных фотоаппаратов. В эпоху, когда фотоаппарат есть в любом телефоне, люди перестают видеть в фотографии искусство, считая излишним «ловить момент», ведь можно легко нащелкать 10-15 кадров, а потом выбрать более-менее подходящий.

К счастью, это касается не всех. Остались ещё настоящие фотографы, способные смотреть на окружающий нас мир не так, как все остальные люди, а как художник, который видит красоту даже в самом обыденном. Есть такие творческие люди и среди новокузнецких мастеров фотографии.

Неделю назад, 3 июня, в Новокузнецком художественном музее состоялось открытие персональной фотовыставки нашей коллеги Марии Коряги, чье имя наши читатели видят под большинством фотографий в газете «Новокузнецк», даже не подозревая, как много интересного остаётся за рамками этих публикаций.

Открытие выставки «Красота в моменте» получилось весьма масштабным, поздравить Машу и посмотреть на её работы пришло несколько десятков человек – друзья, коллеги, знакомые и незнакомые любители искусства. Было много цветов, прозвучало много тёплых слов и пожеланий. А в книге отзывов в первый же день было заполнено несколько страниц.

Работая рядом с Машей уже не один год, я, конечно же, знал, видел и чувствовал, что она может снимать не только заседания, мероприятия и различные ремонты. Видел, как даже в обычной рабочей съёмке она пытается найти интересные ракурсы, удачно подать образы героев наших интервью, как она переживает, когда в печать попадают не самые лучшие с её точки зрения фото. Видел, как она радуется и раскрывается, когда доводится снимать что-то необычное и нерядовое.

Но и для меня, и для большинства пришедших в прошлый четверг в музей, увиденное стало очень приятным открытием.

«Обсуждая тему первой персональной выставки Марии, мы с ней единогласно пришли к выводу, что показать свои фото, сделанные вне работы, будет самым правильным, – рассказала куратор выставки Эльвира Лабер. – Её событийные снимки видят все, а вот личное остаётся неизданным. Выставка получилась многоплановой. Работы с сильной композицией («Прогулка по дну океана», «Русский музей», «Геометрия полета», «Голуби») соседствуют с декоративными, наполненными интересными деталями («Солнечные цветы», «Городской дятел», «Весенний снег»). А рядом с ними снимки, где на первый план выходит цвет («В стогах», «Триумфальная арка») Снимки, очень разные по содержанию, по композиции, по сюжетам, но все они, как цветные стеклышки в калейдоскопе, объединяются в общий орнамент экспозиции и вызывают восторг и радость от увиденного».

Удивлены увиденным оказались даже коллеги по цеху журналистики. «Она показала нам то, что мы никогда не видели в печати – свои фотографии природы, городских пейзажей, – отметила председатель Новокузнецкого отделения Союза журналистов России Надежда Бейльман. – Очень интересным получилось сочетание фотографий Новокузнецка с фотографиями Парижа, немецких городов. При этом наши новокузнецкие улицы, дома, исторические здания выглядят ничем не хуже мировых достопримечательностей. Хочу отметить смелость Маши в том смысле, что не все фотографы отваживаются на персональные выставки. А жаль, потому что где-то в своих потаённых уголках они, возможно, прячут от нас самые лучшие свои творения. Я рада, что среди наших новокузнецких журналистов есть такие способные талантливые мастера фотографии как Мария Коряга».

«Соглашусь со всеми, кто присутствовал и высказывал своё мнение на выставке, что Марии Коряге удалось нас удивить, – поделилась эмоциями главный редактор газеты «Эхо Кузбасса» Мария Изенкина, к слову, ещё не так давно возглавлявшая газету «Новокузнецк». – Эта сторона её творчества (и даже больше – натуры, личности) для многих стала открытием. Оказалось, что Маша – очень романтичный человек, тонко чувствующий красоту, и фотограф, избегающий привычных ракурсов и постановочных работ. Особое впечатление произвела фотография «Яблоки в саду» – она очень натурально передала свежесть зелёного сада после дождя и то самое ощущение, что красота – в моменте».

При первом взгляде на работы Маши даже не задумываешься, что это фотографии – настолько они живописны, красочны и художественны. На эту особенность очень многие обратили внимание. «Фотографии Маши очень образны! Это не просто снимки, это – художественные полотна, – уверена наша коллега Татьяна Шипилова. – В них глубоко таится и первый, и второй и даже третий пласт образного осмысления. Казалось бы простой по сюжету снимок, сделанный во Франции: пасущиеся возле «островка» старинного замка овцы. Милая картинка, некая старинная пастораль, которая пробилась в нашу, с бешеным ритмом жизни современность. Но ты вдруг начинаешь ощущать себя в юности. На тебя неожиданно нахлынули яркие воспоминания из студенческой жизни, когда приходилось сдавать нашему строгому преподавателю иностранной литературы вИркутскомунивере экзамен, вытащив при этом билет о творческом периоде французских поэтов-вагантов».

Удивлена оказалась и сама Маша: «Не ожидала, что придёт столько людей, что будет сказано столько хорошего! Ещё больше, надеюсь, придёт посмотреть выставку в удобное для них время. Я рада, что смогла кого-то удивить, кого-то впечатлить или порадовать своими фотографиями. Ответная реакция для меня очень важна, и сегодня я её получила в большом количестве!»

Чуть позже, когда начальный ажиотаж и эмоции схлынули, мы поговорили с Машей об этой, неизвестной многим стороне её творчества. Задавать «дежурные» вопросы не хотелось. Я и так знал, что фотографирует она с раннего детства, что в 10 лет у нее появился личный фотоаппарат – Смена-8М, что самые ранние работы с выставки были сняты ещё до того, как она официально, с записью в трудовой книжке, стала работать фотографом.

– Что для тебя снимать проще – природу, город, людей?
– У меня нет какой-то специализации, поэтому для меня это не принципиально. Если я вижу что-то интересное, я снимаю, независимо, к какому жанру это потом можно будет отнести.

– Есть ли среди работ на выставке постановочные фото?
– Только одна работа из 37. Я действительно чаще «ловлю момент», чем организую его. Так интереснее и правильнее, на мой взгляд. Если у меня есть в голове картинка, я могу «организовать» то, что будет в кадре. И это тоже бывает интересно. Но для себя я чаще всего снимаю всё же спонтанно.

– Важно ли для тебя место съёмки? Где лучше всего ловить тот самый момент?
– На самом деле, особой разницы нет. У меня здесь есть фото, сделанные во Франции, Германии, Питере, Новокузнецке, Шерегеше. Интересно может быть везде. На выставке есть работа «Вид из окна». Я тысячи раз смотрела в это окно, а тут вдруг как-то по-особенному всё сложилось – снег, свет, оранжевые окна, как в сказке какой-то. И я не смогла не сфотографировать это.

– Насколько интересно и тяжело снимать то, что до тебя уже сотни тысяч раз сняли другие?
– Всегда можно найти что-то необычное даже в привычном для всех. К примеру, глядя на Эйфелеву башню я увидела перед собой голубей, которые и попали в кадр. Никто на них особо не обращал внимания, но потом я заметила, что многие стали за мной повторять. Триумфальную арку со «своего ракурса» и в таком свете я тоже практически не видела. То же самое с питерскими фото – да, места всем знакомы, но всегда можно привнести в кадр что-то своё, и будет интересно.

– Не удержусь от дежурного вопроса: какие планы на будущее после этой выставки? Будут ли другие?
– Думаю, можно было бы сделать выставку с репортажными работами. Там тоже происходит много интересного, и многое при этом не попадает в печать. Это будет уже более привычно для всех, знающих мою работу, но и там тоже я попробую удивить.
Просмотров: 694