Библиотеки всегда были озадачены проблемами поиска способов, методов и приёмов подачи информации с целью активизации интереса читателей к литературе и библиотеке в целом, активизации их познавательной и творческой деятельности.Если опираться на научные данные психологии, которая давно доказала, что понимание и запоминание информации улучшается в случае задействования всех каналов восприятия, можно утверждать, что такая технология или способ представления текста, как «лонгрид», успешно справляется с этой задачей.Само понятие «лонгрид» употребляется в журналистике, библиотечном деле, языкознании, литературоведении, педагогике и других областях. Это уже устоявшийся академический термин. Поговорим о том, как применять данную технологию для представления краеведческой информации на библиотечном или музейном сайте.
Сегодня крайне мало публикаций, касающихся технологии создания и качества библиотечных полнотекстовых продуктов, представленных в сети, об их верификации и сроках актуализации. А ведь технологии проверки информации в эпоху цифровой среды существования человечества стали доступней и много шире по инструментам выполнимости. При этом некорректного и противоречивого в краеведческих лонгридах и хрониках (календарях знаменательных дат), позиционируемых на библиотечных сайтах и в соцсетях, достаточно много.
Хотела связать новые подходы к созданию полнотекстовых продуктов с понятием «библиотечная журналистика». Но оказалось, что данное понятие уже выделено, как «научная область, изучающая взаимодействие библиотек и СМИ, а также их роль в обществе и информационной сфере, с целью развития библиотек, повышения доступности информации и качества библиотечных услуг». При аналогичной расшифровке понятия количество научных областей с существительным «журналистика», на мой взгляд, должно бы было вырасти пропорционально количеству отраслей производства в экономике. Но попробуйте поискать такие понятия, как «металлургическая журналистика» или «горная журналистика». Не найдете ничего подобного. Хотя журналов профессиональных в этой сфере гораздо больше, чем в библиотечной. Все эти «подвиды» журналистики объединяет понятие «научная журналистика» (традиционный социальный институт и информационный бизнес).
Что ж такого особенно есть в библиотеках, что для них выделен даже подвид журналистики?
Область журналистики, которая занимается изучением и освещением библиотечной деятельности, библиотек и их роли в обществе, - это обычная журналистика, её принципы и методы ничем не отличаются от тех других сфер, которые в результатах работы представляет журналистика. Медиаформаты, как продукты журналистики, произведенные в библиотеках и посвященные книгам и чтению, а также средства для распространения этой информации тоже технологически ничем не отличаются от созданных в других сферах.
Ярким примером этому может стать такой формат журналисткой деятельности, прочно перекачавший в практику библиотечных специалистов-краеведов, как лонгрид –наиболее удобная и привлекательная форма веб-подачи материалов.Это журналистское произведение, в основе которого заложен длинный текст и насыщенный аудиовизуальный ряд. Формат предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку автором большого количества источников по предмету исследования.
В основе лонгрида лежит метод сторителлинга (рассказывание истории) –маркетинговая технология, помогающая донести до аудитории необходимую информацию. Сегодня она активно используется и в библиотечной деятельности.
Лонгриды, создаваемые библиографами-краеведами, в зависимости от наличия медиаконтента бывают двух видов: традиционные (текст + статическая иллюстрация) и мультимедийные (текст + видеофайлы).
Текст лонгрида с хорошей версткой и интересным содержанием всегда разбивается на части при помощи графики или мультимедиа (иногда этот механизм встраивают в панель управления сайта). Визуальный контент не подбирается по тексту лонгрида, а является его логичным продолжением. Лонгрид вызывает доверие у читателя, а потому имеет высокий вирусный потенциал (хочется им поделиться или рассказать кому-то). Также он обладает пролонгированным эффектом, заставляющим вспоминать прочитанную информацию.
На что стоит обратить особо: когда пользователь читает увлекательный лонгрид на веб-представительстве библиотеке, интернет-браузер считывает его время, проведенное на данной URL-странице. Чем оно больше, тем выше вероятность того, что поисковик сочтет информацию полезной. Что автоматически поднимет сайт библиотеки или её страницу в соцсети в поисковой выдаче.
В библиотечной практике наиболее распространены такие виды лонгридов:
Лонгрид-портрет. Создается для презентации публичных персон в виде биографий или историй успеха. Например – Машков Владимир Львович.
Лонгрид-репортаж. Создается в виде обзора какого-либо события или происшествия, но только после подробного анализа информации и проработки важных деталей. Например – День города Новокузнецка 2018.
Лонгрид-реконструктор. Создается в виде хроники событий из прошлого. Может быть посвящен явлению, персонажу либо историческому моменту. Изобилует цитатами, интересными фактами или умозаключениями. Например – Хроника Новокузнецка: 2018 год.
Лонгрид-экскурсия/путешествие. Создается в виде интерактивной статьи с большим множеством мультимедийных файлов. Это может быть текст с лентой из фотографий, галерея видеороликов, интерактивные видео. Например –Имя Ф. М. Достоевского на карте Новокузнецка.
Коммерческий лонгрид. Создается в виде описания товара или услуги, дополненного фотографиями, инфографикой или видеоинструкцией. Например – Книжный магазин Фёдоровки. Детективы.
В лонгриде важна подача материала или вектор, через который раскрыта тема. Краеведам библиотек нужно обязательно овладевать журналистским мастерством, чтобы создавать контент, привлекающий пользователей снова и снова. Важно помнить, что данный контент должен изобиловать гиперссылками на ранее созданные полнотекстовые, библиографические или видео-ресурсы библиотеки.
Если лонгрид очень объемный, его нужно начинать со вступления – лида. Лид – это аннотация в 3-5 строк, «шапка» мультимедийной статьи, состоящая из одного первого выделенного абзаца, в котором коротко формулируется проблема или раскрывается суть заголовка.В персональном лонгриде в качестве лида может выступать краткий перечень важных характеристик персоны.
Важнейший структурный элемент журналистского текста – концовка. В библиотечных лонгридах – это необязательная часть. Но таковым может стать призыв к действию. Например, лонгрид-репортаж «Вершины воинской славы: в горах Кузнецкого Алатау установлена плита М. Г. Хорькова» логично завершает призыв – «Вершите настоящие дела в память о Героях Великой Победы!».
Картинки, гифки и видео нужно распределять по тексту лонгрида равномерно. Конкретного алгоритма здесь нет. Все зависит от задумки автора. Но файлы всегда должны соответствовать идее темы и отражать глубину мысли.
После публикации необходимо обязательно перечитать статью несколько раз и убедится, что каждый элемент лонгрида работает правильно (ссылки открываются, видео работает).
Если говорить о качестве и достоверности краеведческого контента, транслируемого в полнотекстовых краеведческих продуктах информационно-коммуникационной среды обитания, здесь очень пригодятся и способы получения верифицированной информации, применяемые в журналистике.
Количество отечественных сайтов в последнее время уменьшилось, но объёмы представленной на них в открытом доступе разнородной информации увеличились. Как выросло и число пользователей интернета, которых доступные полнотекстовые краеведческие ресурсы библиотек, ставшие неотъемлемой компонентой современного информационного рынка, должны, прежде всего, «притягивать» к книге, чтению и краеведческой информации.
В связи с доверительным отношением веб-аудитории к официальным представительствам учреждений культуры важно понимать, к чему может привести использование в свободном доступе созданного и представленного от имени библиотеки недостоверного и некачественного краеведческого контента.
Приведу яркий пример. Модельная библиотека им. М.А. Небогатова г. Гурьевска Кемеровской области 9 мая 2020 года опубликовала на своем аккаунте в соцсети ВКонтакте лонгрид «Герои Советского Союза Гурьевского района». В списке перечисленных героев значится Михаил Васильевич Маслов – единственный уроженец Пильнинского района полный кавалер Ордена Славы, а не Герой Советского Союза. В результате этой серьезной ошибки в Гурьевске в 2022 году во время обновления мемориала Аллеи Героев на улице Кирова появляется памятная доска героя, на которую ошибка модельной библиотеки переносится: под фотографией подпись «М. В. Маслов – Герой Советского Союза».
Аналогичный случай. Официальный сайт Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Федорова. Лонгрид «Кузбассовцы на первом Параде Победы». В списке фамилий есть новокузнечанин Ерилов Николай Григорьевич, который был участником Парадов Победы, но послевоенных, а не парада 1945 года.
Списки участников Парада Победы были опубликованы в газете «Советская Россия» за 2015 год (9 июля, спецвыпуск № 22). Новокузнецкая ЦГБ им. Н. В. Гоголя на основании этого источника установила все имена новокузнечан –участников Парада Победы 1945 года. В списке – одиннадцать имён:
Каким образом наши коллеги из областной библиотеки допустили ошибку на официальном сайте, а затем перенесли ее и на свой тематический сайт «Незабытые герои»? Ведь данная информация опубликована на двух сайтах новокузнецкой библиотеки (официальном и тематическом) ранее ресурса, созданного в КОНБ. Об ошибке библиотеке им. В. Федорова было сообщено, но на момент написания статьи она так и не исправлена.
Пользователи, однажды столкнувшиеся с ошибками на библиотечном сайте, перестают доверять этим ресурсам цифровой среды. В конечном счете, это снижает конкурентоспособность библиотек, не способствует приросту удалённых пользователей и достижению таких показателей национального проекта «Культура», как многократное увеличение к 2030 году числа обращений к собственным цифровым ресурсам.
Библиографы, создающие цифровой контент, должны преодолеть формальный подход к результатам своего труда, научиться использовать инструментарий, в том числе, и журналистики при создании полнотекстовых краеведческих ресурсов. И пронимать, что сегодня источниками информации для краеведов-библиографов должны стать не только печатные источники. В списке обязательно просматриваемых и описываемых должны обязательно быть официальные аккаунты местных и региональных органов власти в соцсетях, аккаунты известных журналистов-блогеров, электронные СМИ региона. Ведь важные хроникальные факты локальной истории чаще публикуют именно там. Что подтверждает и статистика: 57% россиян предпочитают узнавать новости из Telegram-каналов и от блогеров.
Современная действительность позволяет оперативно использовать не только дополнительные электронные источники информации, но и предоставляет возможность проводить опросы и брать интервью у первоисточника информации, обращаться за консультациями к коллегам из краеведческих музеев.
Хроникальные данные требуют обязательной проверки на официальных порталах и сайтах, достоверно фиксирующих события и даты локальной/региональной истории. Персональные истории наших современников предполагают обращение к самой персоне или к родным человека, биография которого будет опубликована на библиотечном сайте. Если же формируется персональная страница исторического персонажа, необходимо обязательно проводить подтверждающие и уточняющие разыскания на достоверных сайтах, сверять полученные данные с ресурсами, имеющимися в распоряжении местных краеведческих музеев, музеев учреждений и предприятий.
Очень важно отслеживать в сети такой вид публикации, как некролог, и своевременно верифицировать ранее представленную на библиотечном сайте электронную персоналию земляка. Федеральная нотариальная палата создала на своем сайте поисковый раздел «Реестр наследственных дел», на котором легко можно уточнить официальную дату смерти персоны.
Вся эта работа должна быть системной и плановой, а редакция материалов, представленных в веб-пространстве, непременно текущей – сразу по мере поступления информации, требующей актуализации и верификации. А уж ошибку, о которой стало известно от пользователя, нужно исправлять незамедлительно.
В случае публикации в тексте полнотекстового краеведческого ресурса факта из официального документа или научной статьи, неплохо прикрепить сам документ или его отрывок ссылкой, загрузив скан-копию на сервер библиотеки. Тогда пользователь одномоментно получит документальное подтверждение, и ему не нужно будет проводить никаких уточняющих действий. Значит, в следующий раз он опять придёт за информацией в цифровое пространство библиотеки.
ДОСТОВЕРНЫЕ полнотекстовые ресурсы библиотеки, в конечном счете, и привлекают пользователей, положительно влияют на репутацию учреждения. Недостоверная же информация, приведённая библиотекой, выходит за пределы, а ложные факты локальной истории начинают множиться. Через десятилетия уже сложно выяснить, что – правда, а что – погрешность.
Чтобы получить качественные результаты труда, сотрудникам библиотек иногда стоит попытаться «по свежим следам» разыскать сведения, которые не упомянуты ни в одном печатном или электронном источнике, но имеют историческую значимость. Здесь им точно пригодятся навыки журналистской работы.
Качественные полнотекстовые ресурсы, созданные при таких условиях, непременно станут востребованными, привлекут внимание онлайн-аудитории к разнообразным событиям локальной/региональной истории, к истории предприятий и учреждений, к интересным и уникальным фактам, к известным землякам. А для библиотеки это станет реальной возможностью быть узнаваемой и в чём-то незаменимой.
Очевидно, что цифровая действительность диктует кардинальную смену технологических подходов к краеведческому библиографированию (отражению фактов и событий локальной истории не только в привязке к источнику, но с обязательной верификацией данного факта). Необходимость более пристального внимания к качеству создаваемых ресурсов и библиографированию не только печатных, но и цифровых СМИ подтвердили сразу несколько участников панельной дискуссии «Библиотеки Кузбасса: стратегия развития», прошедшей 20 ноября 2023 года в Кемерово в рамках Международной научно-практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего».
Имидж библиотеки основан не только на количестве воспроизводимой информации/ресурсов и инфоповодов/событий, но и в их качестве и достоверности. Отсутствие серьёзного подхода к тому, что мы представляем в веб-пространстве от имени библиотеки, приводит к тому, что библиотечные веб-ресурсы оставляют много вопросов к авторам и их профессиональной компетенции.
Е. Э. Протопопова, библиограф-краевед, член Союза журналистов РФ Муниципальная информационно-библиотечная система (Новокузнецк), март 2024