Достопримечательности

Улица Транспортная

Транспортная улица проходит через 2 района Новокузнецка – Куйбышевский и Центральный. Протяженность улицы составляет 4910 метров.

Начало улица берет с Привокзальной площади (Куйбышевский район до пересечения с проспектом Октябрьский), продолжаясь в Центральном районе, где заканчивается пересечением с улицами Кирова и Запорожская в автодорожной развязке Левого берега перед въездом на Кузнецкий мост. Транспортная улица по пути пересекается с проспектами Бардина, Металлургов, Октябрьский, улицами Циолковского и Тольятти.
Транспортная улица в Новокузнецке

Улица вполне оправдывает название: по ней каждодневно спешат пассажиры всех видов транспорта, отсюда в разные города, регионы и страны отправляются автобусы, такси и поезда. Самые главные достопримечательности на улице – это три вокзала: железнодорожный, пригородный и автобусный, украшающие Привокзальную площадь, которая исторически всегда была сосредоточением не только транспортных узлов, но и торговых точек (изначально даже именовалась Базарной).

На Транспортной улице расположены:


   
Улица родилась в начале 1930-х годов, когда только закладывались улицы в растущем Сталинске. Тогда деревянные дома вырастали практически в любых пригодных для проживания местах. Появляющиеся улицы зачастую не имели наименований. Одна из таких улиц без названия брала своё начало от железнодорожного вокзала. 27 января 1935 года в числе прочих территориальных объектов она получила название Транспортная согласно постановлению № 77 президиума Сталинского горсовета. Согласно этому же постановлению площадь с южной стороны вокзала получила название Вокзальная площадь.
А вот Привокзальная площадь, расположившаяся в начале проспекта Курако (бывшая Базарная площадь), получила наименование Привокзальная согласно постановлению горсовета № 10 от 21.07.1938 года

Нечётная сторона улицы на участке от железнодорожного вокзала до пересечения с будущей улицей Циолковского начала застраиваться пятиэтажками в конце 1950-х годов.
В те времена «Транспортная улица была связующим звеном между вокзалом и городской окраиной, которой в то время считали Комсомольскую площадку. По улице Транспортной можно было добраться до магазина от «Артели вторсырья», по ней ехали в кинотеатр, на почту, в баню, в строительно-техническое училище №13 (воспоминания новокузнецкого старожила Виктора Щербакова)».
Участок улицы Транспортной от пересечения с нынешней улицей Циолковского до Левого берега начал застраиваться жилыми домами с конца 1960-х годов.

1 сентября 1961 года на улице Транспортной, 29 общеобразовательная десятилетняя школа № 91. Школа была новой, кроме парт и стен в ней ничего не было. Первым директором был Егоров Анатолий Егорович – участник Великой Отечественной войны. В первые годы после открытия в школе набирали по 6-7 классов в каждой параллели, а количество учеников в классе достигало 50-ти. Некоторым школьникам приходилось садиться за парту по трое. Коллектив учителей был очень большой – около 65 человек, но очень сплоченный (история школы). В 1991 году по инициативе директора школы Бориса Михайловича Берковича на базе учебного заведения в Новокузнецке открылся первый в городе журналистский класс.
   
    
Храм Архистратига Михаила на улице Транспортной, 10 начал свою историю в 1947 году, когда на средства старца Адриана и Фёдора Летуева была куплена большая деревянная изба у железной дороги, которую и переоборудовали под молитвенный дом Михаила Архангела. В 1960-е годы власти Новокузнецка попытались его снести. Информация о конфликте дошла до Правительства СССР, после чего здание молитвенного дома решено было сохранить. Строительство кирпичного храма самовольно началось в 1975 году силами добровольцев. Строили храм без профессиональных чертежей.

Основное строительство завершили в 1976 году. 21 ноября 1976 года храм был освящён. В течение последующих десятилетий продолжались всевозможные работы. Завершающим объектом в церковном строительстве стало здание под сторожевое помещение, для прачечной и комнаты для книжной лавки. Этот одноэтажный дом был построен в 1992 году.

Подробнее о храме.
В 1965 году на улице Транспортной, 87 построили Хлебозавод № 7, и на столах горожан появились, кроме хлеба, батоны, булочки, сдобы, бублики, баранки. 6 декабря 1985 года здесь впервые в городе выпустили кукурузные палочки. В конце 1980-х годов печи на заводе заменили на чехословакские. В 2000 году освоили выпуск макаронных изделий. Сегодня хлебозавод входит в компанию «Беляевский хлеб» (ООО Хлеб Хлебозавод №7) и занимается продажей и производством макарон, хлеба, батонов и булок.
  
  
15 августа 1990 года на улице Транспортной на базе методического кабинета управления народного образования был открыт «Институт усовершенствования учителей» (первый за Уралом) (приказ Министерства народного образования № 122 от 18.05.1990 г.). Историческими предшественниками учреждения считаются школа политпросвещения для мобилизованных культармейцев, работавшая в Сад-городе в 1930 году, и один из первых в Сибирском регионе городской педагогический кабинет, открытый в 1933 году в помещении фабрично-заводской школы №12. Инициатором создания в Новокузнецке института повышения квалификации учителей стал Михаил Васильевич Артюхов, председатель Комитета образования и науки администрации Новокузнецка (ранее городского отдела образования) в 1982-2007 годах.

Первоначально институт располагался в здании по улице Транспортной, 57а, в помещении городского методического кабинета. Позже ИПК переехал в отдельное здание на Транспортной, 17, где находится сегодня.

С 1993 года институт выпускал городскую педагогическую газету «Ступени» и философско-педагогический альманах «Сибирь. Философия. Образование». 16 ноября 2007 года в структуру института был включен Музей народного образования (Народный городской музей образования имени В. К. Демидова).
 
В августе 2015 года на улице Транспортной, 136 открылся пятый в Новокузнецке продуктовый гипермаркет «Лента». Рядом с торговым центром в районе улицы Транспортной, между железнодорожным и Кузнецким мостами, была благоустроена набережная. Проект набережной выполнила новосибирская фирма ЗАО «Сибречпроект». Работы по возведению дамбы начались в апреле 2014 года.
 
  
В мае 2018 года вдоль объездной дороги по улице Транспортная, 111 благодаря жителям близлежащих домов появилась шумозащитная полоса из лиственных деревьев, которые были посажены в рамках Всероссийского дня посадки леса.

В 2020 году часть улицы Транспортной попала в число реконструированных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: район Привокзальной площади, рядом с железнодорожным, пригородным и автовокзалом, и вдоль социального рынка. А в 2021 году ремонт улицы и трамвайных путей на ней продолжился. 

В 2021 году также была озвучена идея строительства крытого рынка в районе улицы Транспортной, в 2024 году возведение здания рынка на Привокзальной площади началось.


А сегодня на Привокзальной площади, которая появилась в 1938 году, расположены: здание управления Кольчугинской железной дороги, железнодорожный вокзал, пригородный вокзал и автовокзал. Подробнее о площади и этих объектах.

Здание управления Кольчугинской железной дороги, построенное ещё в первой половине 1920-х годов, многие ошибочно считают первым вокзалом Кузнецка. Оно расположилось на ул. Транспортная, 2, корпус 30, а с 2012 года является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения.  В ходе реконструкции железнодорожного вокзала в 2011 году здание планировали снести, но благодаря общественности оно было сохранено и торжественно открыто 2 августа 2013 года.

С 1 августа 2013 года в этом здании располагалась железнодорожная научно-техническая библиотека. С 2023 года там идет ремонт, после которого в этом помещении расположатся специализированные службы железной дороги.

Первый вокзал «барачного типа» был построен в 1927 году и сгорел в 1932 году. В 1934 году на его месте на улице Вокзальной появился второй вокзал – одноэтажное здание, просуществовавшее до 1960-х годов. Располагался он на месте нынешнего вагонного депо станции Новокузнецк-Пассажирский.
 В 1948-50 годах по второму генеральному плану развития города впервые была предусмотрена Привокзальная площадь. Именно там к середине 1950-х годов и началась масштабная многоэтажная застройка, сформировавшая площадь.

В 1958 году было принято решение о строительстве более современного здания железнодорожного вокзала на улице Транспортной, 2. Новое здание новокузнецкого вокзала торжественно открыли27 декабря 1962 года. В начале 2010-х годов это здание попало в программу реконструкции российских железнодорожных вокзалов. За 2011-2013 годы новокузнецкий вокзал претерпел существенную реконструкцию.

Рядом с основным зданием вокзала возвели отдельное здание – Пригородный вокзал (ул. Транспортная, 2а), он был открыт 26 октября 2012 года. А 19 сентября 2013 года состоялось открытие железнодорожного вокзала.
За Пригородным вокзалом сбоку появилось озеленение и фонтан, рядом с которым в конце июля 2020 года возникла композиция «Железный дровосек и лев».

Привокзальная площадь в 2013 году также была модернизирована: значительно расширена проезжая часть, установлены новые остановочные павильоны, обустроена парковка для автомобилей. В 2023 году на месте этой парковки была построена площадка для кругового движении электротранспорта – 40-метровая трамвайная платформа. Движение трамваев до Привокзальной площади запустили 1 июня 2023 года.
Ещё в 2012 году фасады некоторых жилых домов, выходящих на Привокзальную площадь и на улицу Транспортную, отделанные декоративным камнем и плиткой, были капитально отремонтированы.

С самого начала постройки на домах, обрамляющих Привокзальную площадь, располагались различные лозунги и призывы в духе советского времени, а в 1970-х годах было принято решение украсить здания словами из легендарного стихотворения Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Строки «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» демонтировали в начале 1990-х годов. Но 30 июня 2017 года они были вновь торжественно открыты.
  
По первоначальному плану реконструкции 2011-2013 годов у железнодорожного вокзала на Привокзальной площади планировалась часовня. Позже Часовню в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (ул. Транспортная, 4а) построили, но у здания автовокзала. Подробнее о Часовне

Автовокзал (ул. Транспортная, 4) на Привокзальной площади появился только 23 февраля 1968 года. В 2007-2009 годы здание автовокзала претерпело масштабную реконструкцию. Подробнее об автовокзале.

Источники

 

Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ, e-mail: 
protopopova@libnvkz.ru
Фото: К. Новиков,  Ю. Лобачев, А. Завора, из архивов ЦГБ им. Н. В. Гоголя и НКМ
Август 2024 года