Главная   \   Достопримечательности   \   Экскурсионное бюро Новокузнецка   \   Панно «Шахтерский труд» (сграффито)

Достопримечательности

Панно «Шахтерский труд» (сграффито)

Местоположение: Куйбышевский район, проспект Курако, 33.

Открыто: июль 1987 года.

Авторы: эскизы – Валерий Филиппович Лукьянчиков, монументальная роспись в технике сграффито –
Николай Петрович Мигулин, Петр Рещиков, В. Зевакин, С. Ткаченко.

Статус: объект культурного наследия регионального наследия (приказ от 08.04.2024 № 47 Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса)

Ширина панно – 24 м, высота – примерно 6 м.
 
В 1981 году группа известных новокузнецких художников-монументалистов решила преобразить архитектурный облик Новокузнецка, и в городе начали появляться редкие образцы панно в технике сграффито. С тех пор огромные цветные панно украшают фасады четырёх зданий Новокузнецка на проспектах Кузнецкстроевский, 14 и 28, проспекте Курако, 33 и улице ДОЗ, 18а.  Работы в целом выполнены «в согласии с духом коммунистического официоза тогдашнего государства – героизация, восхваление «пролетариата», людей собственно рабочих профессий, искусственно сближаемых с ними инженерно-технических работников (ИТР) и учёных» (А. Клещевский).

Сграффито (итал. sgraffitо) – способ декоративной отделки стен зданий путём прорезания, процарапывания изображения по слоям разноцветнойштукатурки. В силу жёсткой графичности силуэтов техника сграффито более подходит для орнаментальных или стилизованных изображений.


На проспекте Курако, 33 торец фасада административного здания («Южкузбассуголь») оформлен панно «Шахтерский труд», которое выполнено известными новокузнецкими художниками-монументалистами.

Над панно, которые появились в Новокузнецке в 1980-х годах, работала целая группа профессиональных художников под руководством В. Ф. Лукьянчикова: А. А. Бобкин, В. Б. Зевакин, В. А. Карманов, Н. П. Мигулин, Е. С. Паршуков, П. П. Рещиков, С.Ткаченко. Объединение этих мастеров не было официально закреплено, оно неформально собиралось для выполнения конкретных заказов. Поэтому состав участников менялся от объекта к объекту. Валерий Филиппович Лукьянчиков, выпускник Ярославского художественного училища и Московского художественного института имени Сурикова, владевший техникой сграффито со студенческих лет, был наставником для коллег в освоении данной техники (А. Клещевский).

В. Ф. Лукьянчиков создавал уменьшенный цветовой эскиз, который переведил на «картоны» (большие лекала масштаба 1:1), оттуда рисунок переносили на материал. Обрабатываемым материалом была известково-песчаная смесь с добавлением красителей, каждый слой штукатурки образовывал один цвет будущего панно. Самый чёрный слой шёл первым, поверх него, постепенно высветляясь, накладывали слои более светлых тонов.
«Шахтёрский труд», созданный в 1987 году «выполнен в той же манере, что и первые работы на домах № 14 и 28 по проспекту Кузнецкстроевскому, но с заметными отличиями. Ковёр фоновой декоративной резьбы на панно менее плотный, сдержаннее, не доходящий до эффекта «мельтешения», фигуры, лица героев выполнены не столь сурово и стилизованно, как следствие – более живо, что в совокупности наделяет произведение относительно большей статичностью, цельностью, эмоциональной наполненностью, монументальностью. Это панно отличается по цвету, к преобладающим цветам – зелёному, белому и светло-коричневому – добавлены небольшие участки красного и чёрного.

Расположение на фасаде здания руководства угледобывающего объединения предопределило специфически-отраслевое содержание работы. В левой части помещены облачённые в характерную одежду рабочий-шахтёр и горный инженер прошлого, в правой – пара их коллег из современности. Между ними помещена символизирующая шахтёрских жён и матерей пара – мать и дитя. По сторонам от последних расположены узнаваемые архитектурные символы советского Сталинска-Новокузнецка, привязывающие все образы к конкретному месту и времени, – Новокузнецкий драмтеатр и кинотеатр «Коммунар» (Художники Новокузнецка. Новокузнецк, 2009).

Само девятиэтажное здание компании «Южкузбассуголь», прозванное «стекляшкой», на котором красуется панно, – для города знаковое.
Комбинат «Южкузбассуголь» был создан 29 сентября 1969 года приказом № 406 министра угольной промышленности СССР Б. Братченко.
 
Проектировать «маленький небоскрёб» для ВНИИ «Гидроуголь» архитектор Юрий Козырев начал ещё в 1960 году. Строительство началось осенью 1962 года, в то время это было второе по высоте здание города после 11-этажного общежития на Театральной площади (первый сибирский небоскреб, ул. Кирова, 21а), которое возвели в 1962 году. В июле 1965 года были возведены уже восемь из девяти этажей каркаса. Главным зданием комплекса должен был стать приземистый корпус с техническим бассейном для испытаний гидродобычи угля. Но так как «Гидроуголь» остался в прежнем здании, в сентябре 1965 года в пристройке вместо бассейна установили ЭВМ. 5 июня 1972 года в здание переехал «Южкузбассуголь».

До появления в 1987 году на фасаде здания сграффито «Шахтерский труд», торец дома был незавершенным. Долгое время «вместо постоянного решения здесь предпочитали вешать плакаты, срок службы которых – полгода» (Ю. М. Журавков).
В начале 2000-х годов здание компании «Южкузбассуголь» было подвергнуто капитальной реконструкции по проекту мастерской Антона Тена. Строители предлагали зашить всё здание в сайдинг, но Владимир Георгиевич Лаврик, в то время руководивший компанией, прислушался к мнению искусствоведов, и панно почти полностью было отреставрировано, и дошло до нашего времени в прекрасном состоянии.

В 2017 году Павел Клепиков в рамках проекта «Соцгород» выступал с инициативой о присвоении данному объекту монументального искусства статуса особо охраняемого. Но только через семь лет, 8 апреля 2024 года, вышел  
приказ № 47 Комитета по охране объектов культурного наследия Кузбасса, согласно которому панно «Шахтерский труд» (сграффито) из многослойной цветной штукатурки на здании по проспекту Курако, 33 (Южкузбассуголь) признано объектом культурного наследия регионального наследия.

Источники

  • Зодчий и художник / Ю. Журавков // Кузнецкий рабочий. – 1974. –2 февраля (№ 25). – С. 2.
  • Кузнецкие сграффито артели В. Ф. Лукьянчикова / Александр Клещевский // Кузнецкий рабочий. – 2017. – 29 апреля (№ 40). – С. 6-7.
  • Монументально-декоративное панно (сграффито) на торце здания производственного объединения «Южкузбассуголь», пр. Курако, 33. 1987. Лукьянчиков В. Ф., Мигулин Н. П., Рещиков П. П., Чепурченко В., Зевакин В. Б., Ткаченко С. // Новые горизонты : альбом-каталог, посвященный 30-летию Новокузнецкого городского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». – Новокузнецк, 2019. – С. 15.
  • «Сконструированный мир» Николая Мигулина / Л. Данилова // Наш город Новокузнецк. – 2017. – № 1 (март). – С. 31.
  • Художники Новокузнецка, [1989-2009] : альбом-каталог, посвященный 20-летию Новокузнецкой организации Союза художников России / [авторы статей и каталогов: Т. М. Высоцкая, Л. Г. Данилова]. – Новокузнецк : [б. и.], 2009. – 227 с.
 
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ, e-mail: protopopova@libnvkz.ru
Фото из архива ЦГБ им. Н. В. Гоголя
Сентябрь 2024 года