Дом купца Фонарёва – объект культурного наследия, памятник архитектуры и градостроительства местного (муниципального) значения.
Это одно из немногих строений второй половины 19 века, сохранившихся до наших дней.
В 1846 году царь Николай I утвердил новый архитектурный проект регулярной застройки Кузнецка. Вверх от Базарной площади начала формироваться улица Водопадная. Новая улица застраивалась в основном купеческими домами. Все они были добротные и двухэтажные.
Нижний этаж здания был каменный, а верхний – деревянный. Фасад дома был обрамлён художественной резьбой, которая редко встречалась даже в домах состоятельных жителей. Дом построен по типологии простой двойной связи.
Название памятнику дано условно, по имени его последнего частного владельца. Установить имя первого владельца дома очень сложно ввиду утраты городского дореволюционного архива.
В 1898 году Фонарёв А.Е. купил усадьбу, пострадавшую в пожаре 1884 года, и заново отстроил второй деревянный этаж в стиле сибирского деревянного зодчества с затейливым декором. Первый этаж остался без изменений. Поэтому дом можно считать уникальным памятником архитектуры, так как в нём переплелись строительные новшества 50-х и 80-х годов 19-го столетия.
Купец Фонарёв Алексей Егорович родился и долгое время жил в городе Коврове Владимирской губернии. В начале 80-х годов 19 века по неизвестным причинам со всей семьёй переехал в село Кузедеево, где занялся торговлей. Долгое время занимался обменом с местными шорцами. Разбогатев, переехал в Кузнецк.
Фонарёв являлся самым богатым купцом Кузнецка. Имел два магазина в городе и один в деревне Усяты. Торговал мануфактурным товаром, серебряными и золотыми изделиями, посудой, продуктами питания.
1950-е годы. На фото слева - утраченный магазин купца Фонарёва, а справа - сохранившийся дом Фонарёва.
Во время революции 1905 года в бане купца размещался «подпольный центр», в котором печатались и хранились революционные листовки. Одна из дочерей купца, Лида Фонарёва, с соседским парнем Валерианом Владимировичем Куйбышевым с разрешения своего отца устроила в бане маленькую типографию. По ночам дочери Фонарёва и другие члены революционного кружка расклеивали листовки по улицам Кузнецка.
Алексей Егорович Фонарев с дочерью Лидией Алексеевной
Жандармы яростно разыскивали эту типографию, но никто из них не мог догадаться искать её у Фонарёвых.
В первые годы революции дом был национализирован, и некоторое время в нём находилась городская тюрьма.
В разные годы в здании размещались сельхозтехникум, жильё уездных ответственных работников. В 1935 году здание было передано детскому дому № 2, занимавшему несколько зданий в квартале.
Дом Фонарёва. 1980-е годы
В 1982 году, после капитального ремонта, дом по решению исполкома передали Управлению жилищного хозяйства, которое сдавало его в аренду различным организациям. Большой урон дому нанесли тепловые сети городского коммунального хозяйства. Здесь был оборудован полноценный производственный цех и мойка для рабочих. Одно время дом занимали геологи, потом расположилась радиолокационная станция КГБ.
В начале 1990-х годов здание передали «Кузнецкой крепости», там находилась администрация музея. В 2011 году в дом Фонарёва переехал «Городской центр культуры и творчества». На первом этаже создана экспозиция русской горницы, воссозданы старинные интерьеры. Работает гончарная мастерская.
С 2011 года памятник находится в процессе консервации в связи с необходимостью реконструкции.
В 2016-м памятник архитектуры вернулся в состав МАУК МЗ «Кузнецкая крепость». В Доме работают постоянные экспозиции: «Святые земли Кузнецкой», «Купеческая гостиная», «Дом купца Фонарёва: обитатели старинного особняка».
29 сентября 2021 года под руководством Ираиды Борисовны Зиновьевой в двух залах дома Фонарёва открылся «Центр наивного искусства». Основой для создания этого центра-музея стала коллекция работ самобытных художников регионального творческого объединения «Сибирские просторы».
Кузнецк купеческий : [фрагмент статьи] // Прогулки по старому Кузнецку : очерки по истории города / авторский проект И. И. Казанцевой. – Новокузнецк, 2016. – С. 129-133.