Мингалиева Раиса Абдулхаевна
25.05.1951 г. - 31.12.2015 г.
Сибирский хореограф. Основатель образцового коллектива России -
театра танца «Ритм и мы» (1979). Заслуженный работник культуры РФ (1993)
Р. А. Мингалиева – известный в Кузбассе и Сибири хореограф. Постановщик интересных современных эстрадных танцев, получивших высокую оценку специалистов и зрителей. Созданные ею хореографические коллективы не раз заявляли о себе как коллективы высокого профессионального уровня.
Родилась в Сталинске (Новокузнецке). В 1978 году окончила Кемеровский государственный институт культуры по специальности «балетмейстер-хореограф». Режиссер балета, специальность «руководитель самодеятельного хореографического коллектива».
В 1979 году пришла работать во Дворец культуры ЗСМК. Здесь создала коллектив современной хореографии - театр танца «Ритм и мы» и стала его художественным руководителем. В 1984 году коллективу театра танца было присвоено звание «народный».
В 1995 году Р. А. Мингалиева вместе с коллективом перешла работать в муниципальное учреждение Городской Дворец культуры. Театр танца «Ритм и мы» Раиса Абдулхаевна возглавляла до 2008 года.
В 1997 году на базе гимназии № 32 в Ильинском районе г. Новокузнецка организовала хореографический коллектив «Каникулы».
Театр танца «Ритм и мы» - неоднократный лауреат областного конкурса детских хореографических коллективов на приз Администрации Кемеровской области и редакции газеты «Труд» (13 раз завоевывал Гран-при), областного конкурса-фестиваля современной хореографии «Звёзды Кузбасса»; лауреат всероссийских фестивалей хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», «Салют, Победа!», «Дорога в Будущее», «Волжские узоры»; лауреат международного фестиваля «Золотая амфора» в Греции (2005), международного фестиваля «Цветущая Саксония» в Чехии (2006), международного фестиваля «Талисман удачи» в Турции (2007).
Коллективу аплодировали не только зрители Кузбасса, но и Томска, Новосибирска, Самары, Москвы, Анапы, Казани, Витебска, Калининграда, Барнаула, Екатеринбурга, Иваново, Кургана, Туапсе, Симферополя, а также других городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Театр танца «Ритм и мы» был удостоен звания лучшего танцевального коллектива г. Новокузнецка (1997), звания «Образцовый детский коллектив» (2000), почетного звания «Образцовый коллектив России» Министерства образования РФ (2001), премии «Ника», учрежденной главой г. Новокузнецка в номинации «Лучший танцевальный коллектив -2001» (2002). Ему дважды вручался «Памятный приз» собственного корреспондента газеты «Труд», заслуженного работника культуры РФ Ю. С. Котлярова: в 1998 году - «За создание оригинального стиля в исполнительской культуре», в 2000 году - «За многократную победу» во Всероссийском конкурсе хореографических коллективов на призы Администрации Кемеровской области и редакции газеты «Труд».
За плодотворную многолетнюю творческую деятельность в 1993 году Раисе Абдулхаевне было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». В 1999 году ей был вручен Диплом Международной ассоциации любителей хореографического искусства, а в 2002 году она стала лауреатом премии президентской программы «Дети России» за особый вклад в работу с одаренными детьми.
Р. А. Мингалиева награждена высшей наградой Кемеровской области - орденом «Доблесть Кузбасса» (2006), медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени (2004).
С 2008 года жила в г. Новосибирске, работала балетмейстером-постановщиком в эстрадном центре «Апельсин» при Дворце культуры железнодорожников.
«Это я научила...» / Татьяна Тюрина // Кузнецкий рабочий. – 2006. – 24 января.
Скажу вам: «Ритм и мы», и в голове многих из вас как продолжение возникнет: «Мингалиева». Потому что трудно представить этот коллектив без его основателя и художественного руководителя - заслуженного работника культуры Раисы Мингалиевой, а Раису Александровну без своего детища.
Созданный 27 лет назад театр танца на базе Культурного центра Запсиба несколько раз менял место прописки. Но всегда оставался одним из самых ярких творческих коллективов города. Сегодня «Ритм и мы» является творческой единицей городского Дворца культуры. Лауреат многих областных и всероссийских конкурсов. Сотни концертов и хореографических мини-спектаклей поставлено за эти годы. Последнее время главная концертная площадка ансамбля - Дворец культуры «Алюминщик».
Раиса Александровна не однажды была героиней наших публикаций. Наш разговор с ней о творчестве, о том, чем занимается театр сегодня.
- Раиса Александровна, у народных танцев, у бальных есть свои каноны. Вы начали с первых дней сочинять свою хореографию. Как это было и как менялся рисунок ваших танцев со временем?
- Когда мы начинали, вообще не было понятия «эстрадный танец». Да мы что попало сочиняли вначале. Брали эстрадную музыку и пытались под нее какие-то движения делать. А сейчас, когда прошло столько лет, понимаешь, что эти наши сочинения были такие неинтересные. Но как ни странно, тогда у нас был успех.
- Я помню, что вы сразу как-то очень выделились...
- Может быть, на фоне других коллективов... А вообще наша страна отстает от мировых хореографов именно в области джаза, модерна. И у нас же был запрет на все это. Мы не были знакомы с зарубежными новациями. Сейчас новосибирская летняя школа постоянно присылает нам видеоматериалы, проводит семинары, на которые приезжают педагоги из разных стран. Раньше такого вообще не было.
- Ваш театр по-прежнему составляет несколько групп?
- У нас четыре подготовительных группы по тридцать человек. Кроме того, в этом году мы создали две денс-группы «Пацаны». В одной мальчишки по пять лет, в другой - по шесть-семь. Маленькие совсем. Но это не основной состав. Это база, которую мы закладываем.
- Понимаю, они вырастают и переходят в группу постарше.
- Не все, а те, кто сдаст экзамен. Если у ребенка нет данных, мы через два года говорим родителям, что их сыну или дочери лучше заняться чем-нибудь другим. Иначе у детей вырабатывается комплекс неполноценности.
- Чему вы учите детей?
- У нас в программе обучения классический танец, джазовый. Классический танец - это, конечно, основа. Занимаясь классическим танцем, ребенок получает профессиональную подготовку. Сейчас второй год у нас идет акробатика. И месяц, как мы ввели новый предмет - брейк-танец. Мальчишки дуреют от него. Они готовы не выходить из зала, только этот брейк изучать. Они только потом начинают понимать прелесть других направлений.
- Этим летом вы ездили на фестиваль. Как выступили?
- В конце июля 33 человека из нашего театра ездили в Грецию на фестиваль «Золотая амфора». Мы получили бесплатные путевки как победители конкурса на приз газеты «Труд». Только оформили документы в Грецию, как пришло приглашение в лагерь «Орленок» на заключительный фестиваль «Салют Победы». Там собрались лучшие коллективы России, и вокальные, и хореографические.
- Как выглядели вы на этом фоне?
- Не то, чтобы блистали. Обычно на таких концертах есть коллективы, которые на голову выше многих, и нас в том числе. Но мы были, тем не менее, на достойном уровне.
- За 27 лет не было такого, чтобы руки опустились? Чем держитесь?
- Не знаю чем. Постоянно руки опускаются. Кажется, все плохо. Думаешь, ну вот ты уже не на высоте. Уже кажется, я как худрук не справляюсь с обязанностями. Можно было бы лучше работать. Может быть потому, что я все время сомневаюсь, все время копаюсь в себе, мы пока идем вперед.
- А как вы сочиняете сюжетные танцы?
- Я уже почти не сочиняю. Сейчас работаю только с маленькими детьми. Но вообще, чтобы сочинить, нужен тренинг. Если ты эпизодически работаешь, то ремесло теряется. Бывают спады и подъемы, но если ты постоянно ищешь новые формы, новые движения, всегда будет получаться. Поэтому постоянно, без перерыва думаю, думаю... Ложусь спать, а в голову мысль: завтра такая-то группа, а у меня не сделано сочинение. Конечно, это ненормально. У нас нет отдыха. Но у нас многие так работают.
А у них еще и маленькие дети. У одной годовалый, у другой ребенок трех лет. Я говорю о наших педагогах Кубаревой Наталье Юрьевне и Дьячковой Юлии Владимировне, которые занимаются основным репертуаром с подростками и старшими ребятами.
- Они не ваши ученицы?
- Мои. Еще три молодых педагога у нас. Тоже здесь выучились.
- От вас многие ушли в хореографическое училище?
- Нет. Чтобы уйти в училище, надо иметь исключительные физические данные. Пришло такое время, что очень трудно найти ребенка пропорционального, чтобы и длинные ноги, и шаг, выворотность, необходимые для балета. Приходят дети с ожирением, различными искривлениями. В таких случаях я предлагаю родителям обратиться к врачу. А моя задача - поставить спину, выровнять плечи, научить владеть определенными мышцами.
- Как правило, балетмейстеры - люди скромные. Тем не менее вы чувствуете свою славу, ведь вы знаменитый человек в городе?
- Никогда я эту славу не ощущаю. Да, я постоянно получаю грамоты, от Тулеева поздравления. Знаете, чем больше славы, тем тяжелее груз ответственности. Чем ты более известный, тем больше к тебе требований.
Нас постоянно приглашают на губернаторские приемы с выступлениями. На одном из приемов нам аплодировали в течение всего танца, а потом, когда все спускались по лестнице, я услышала разговор двух женщин. Одна говорила другой: «Замечательный концерт. Это кто же научил детей так здорово танцевать?». Мне было так приятно это услышать, что хотелось сказать: «Это я научила». Но, конечно, я промолчала.
Е. Э. Протопопова (составитель), 2017