Впервой части статьи, освещающей краеведческие онлайн-форматы, возникшие в связи с переходом библиотек на дистанционную работу, мы остановились на том, что в отдельных случаях такие форматы обусловлены и событийными проектами. А самым значимым событием 2020 года стало 75-летию Великой Победы. Остановлюсь на трёх наиболее интересных и нетрадиционных дистанционных проектах Гоголевки, приуроченных к этой дате.
В условиях пандемии абсолютно спонтанно возник музыкально-краеведческийонлайн-проект «Поём Победу» (автор – Е. Э. Протопопова), имевший целью популяризацию информации о достижениях отечественной культурыРоссии, связанных с войной. Об этом проекте мы уже рассказывали. Изменилась, разве что, статистика – онлайн-страниц проекта стало 24, а спетых песен – 22. Благодаря проекту собран банк видео-историй от известных новокузнечан – хранилище мультимедийной информации – видеозаписей, органически увязанной с краеведческими текстами.
Проект, кроме оригинальной идеи, включал и нестандартные подходы к его реализации:
проведена исследовательская работа: сбор и анализ информации, систематизация, выстраивание событий в хронологическом порядке, интерпретация реальных фактов истории 1941-1945 годов на основе их сравнения с теми же временными отрезками жизни нашего города,
осуществлена техническая обработка материалов: ксерокопирование, оцифровка и др.,
ежемесячно готовились информационные плакаты и проводились онлайн-мероприятий на странице проекта на официальном сайте библиотеки, в библиотечных аккаунтах социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram), а также на сайте Новокузнецкого горнотранспортного колледжа.
Основными полнотекстовыми источниками проекта стали альбом «Главные документы Великой Отечественной войны, 1941-1945» (Москва, 2019) и газета «Большевистская сталь» за 1941-1945 годы.
Главная задача проекта состояла в том, чтобы отследить неразрывную связь между официальными документами Государственного Комитета Обороны и правительства страны, представленные факсимиле в альбоме «Главные документы Великой Отечественной войны, 1941-1945», и жизнью тылового города Сталинска (ныне Новокузнецка), которая всесторонне представлена на страницах местной газеты «Большевистская сталь». В результате – проиллюстрировать фактами и реальными деяниями искренний порыв горожан сделать все для Победы.
Созданный в ходе проекта краеведческий контент воссоздает атмосферу военного времени, кардинально изменившую каждодневную жизнь новокузнечан, и являет собой новый полнотекстовый онлайн ресурс. Благодаря ему в режиме реального времени любому желающему доступны подлинные архивные документы, статьи из старых газет и возможность самостоятельно составить представление о военном периоде истории Новокузнецка.
Проект вызвал неподдельный интерес местных СМИ, появилось два телесюжета городских телеканалов: «10 канала» и ТВН. Газета «Новокузнецк» опубликовала статью «Тулуп с рабочего плеча». В продолжение работы планируется использование материалов проекта для проведения офлайн-встреч патриотической направленности с учащимися Новокузнецкого горнотранспортного колледжа.
Продолжение следует.
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу МБУ «МИБС» г. Новокузнецка,
член Союза журналистов России e-mail: protopopova@libnvkz.ru