В конце 1980-х годов в Новокузнецке волей случая объединились три художника: Сергей Москвин, Олег Ермолаев (Электрон) и Владимир Опара, которые «искали для себя новые возможности».
И если Электрон был коренным новокузнечанином, имевшим славу радикально настроенного художника в области контркультуры, то два других героя нашей истории попали в наш город разными путями.
Владимир Опара уехал из родного Барнаула из-за неприятностей «в связи с неприятием соцреализма и отказом вступить в КПСС», куда его, как руководителя комсомольской организации местного отделения союза художников, рекомендовал Крайком комсомола. Переехал в Кемерово, а уже после – в Новокузнецк. Здесь друзья-художники помогли с мастерской. И здесь Владимир встретил будущую жену Майю (сегодня – известный медиа-художник).
Сергей Москвин оказался в Новокузнецке по распределению, после окончания художественного института.
И вот у этих творчески не совсем схожих людей возникла идея сделать выставку «2 традиционалиста и 1 шизореалист в доме 100» в Москве, первым мысль озвучил Москвин, а название придумал Опара. Флаг и эмблему «традиционализм-шизореализм» для выставки сделала Майя Опара (традиционализм при повороте превращался в шизореализм).
Идея пришлась по душе директору выставочного зала «Дом 100» Марине Бушуевой (сегодня – руководитель Объединения выставочных залов Москвы), которую привлекало «современное искусство в ярких, и даже радикальных формах его проявления». Да и сам выставочный зал «Дом 100» был необычным. Марина поддерживала художников, разрешая им работать в подвале зала.
Выставка «2 традиционалиста и 1 шизореалист в Доме 100» стала культурным событием, «получилась яркой и заметной», о ней в 1990 году писали многие СМИ.
Добившись успеха, участники выставки решили не возвращаться в Новокузнецк. Третьяковская Галерея купила на выставке картину В. Опары «Поцелуй Иуды», так что деньги на переезд были.
Переехав с Майей в Москву, Владимир Опара быстро включился в культурную жизнь столицы. Познакомился с директором выставочного зала Арбат (сегодня «Галерея А-3»), галерея «Марс» Константина Худякова пригласила его принять участие в выставке московских художников. В августе 1990 года в выставочном зале «Арбат» состоялась первая персональная выставка Владимира в Москве, а после путча семья Опары уехала в Соединённые Штаты Америки.
А что же Электрон? Как оказалось, он «потерял» свой паспорт во дворе галереи «Арбат» («как выяснилось потом, специально») и отправился в Нидерланды, Там он проживает и сегодня, не забывая заезжать с очередным проектом в родной Новокузнецк. Его художественный метод остался неизменным – «эпатаж, провокация, наркотическое сознание».
А Москвин некоторое время прожил в Москве. Познакомившись с французской журналисткой, уехал в Париж, где и живет до сих пор (занимается туристическим бизнесом).
С 2012 года Владимир и Майя Опара живут и работают в Москве и Голландии (Владимир – член ассоциации Голландских художников Pulchri Studio).
В 2020 году Владимир Опара планировал организовать выставку «Традиционализм-шизореализм» в Москве, посвящённую 30-летию выставки «2 традиционалиста и 1 шизореалист в доме 100». Что-то не срослось. Но история осталась. История о ярких и нестандартных художниках, сумевших в далеком 1990 году создать и привезти в столицу из Новокузнецка художественную выставку, ставшую значительным событием не только в культурной жизни Москвы, но и повлиявшую на дальнейшую в жизнь самих художников.