К 80-летию А. Н. Силакова и 20-летию музея «Вехи истории»
Предисловие
Анатолий Никитович Силаков – подполковник в отставке, академик Русской академии наук и искусств, член президиума областного Совета ветеранов, член комитета ветеранов войны и военной службы.
Родился 14 апреля 1945 года в селе Таврическое Омской области. В 15 лет поступил в ремесленное училище Омска, в 18 – работал на военном заводе фрезеровщиком и параллельно учился в вечерней школе. В 1964 году был призван в армию и проходил срочную службу в ракетных войсках Забайкальского военного округа. В 1971 году экстерном окончил Омское высшее общевойсковое училище. С 1969 по 1984 год служил в разных городах Сибирского военного округа: Омске, Новосибирске, Бийске. В 1972 году участвовал в съёмках художественного фильма «Горячий снег» по одноименному роману Ю. Бондарева в качестве военного консультанта.
В 1991 году закончил службу в рядах Вооружённых Сил в звании подполковника. После увольнения из армии работал в Новокузнецке на Западно-Сибирском металлургическом комбинате, где занимал должности начальника военно-учётного бюро и главного механика-энергетика. С 1999 года Анатолий Никитович восемь лет возглавлял Совет ветеранов Новоильинского района, затем стал председателем Совета ветеранов Новокузнецка.
Глава 1. Музей
2004 год
Великая Отечественная война… как много каждый человек нашей страны слышал о ней, сколько видел фильмов, снятых по мотивам ее событий. Однако же война не совсем такая, как о ней рассказывают в большинстве книжек и показывают в фильмах. Война для каждого была своя. Для кого-то – борьба с врагом, для кого-то – это борьба за близких, за историю, за Родину, для кого-то – борьба за выживание. Однако абсолютно для каждого война была, прежде всего, сражением с самим собой, борьбой за человечность, за то, чтобы не встать на уровень тех зверств, что творили фашисты, за то, чтобы окончательно не озлобиться, видя всё горе, происходившее вокруг.
Сколько раз появлялись личности, жаждущие сосредоточить в своих руках власть над миром? Будь то Чингисхан, у которого «жизнь была слишком короткой, чтобы добиться завоевания мира», который оставил эту задачу своим потомкам – чингизидам. Будь то Наполеон Бонапарт, решивший «обеспечить за Францией господство над всем светом». Или же Гитлер, считавший, что «немецкий народ призван дать миру новый класс господ»… Глупо будет спорить с тем, что каждый раз Россия играла ключевую роль в сопротивлении и победе над ними. Русские княжества, хоть и были долго под контролем Золотой Орды, всё же не дали ей распространиться до Европы; Российская Империя сумела одолеть французскую армию, а советские солдаты дошли до Рейхстага, не позволив фашистам воплотить свои планы в жизнь.
Великая Отечественная война – наиболее близкая к нашим дням из великих сражений. До сих пор живут люди, в памяти которых сохранились дни войны. У многих граждан бывших республик Советского Союза ушли на фронт и не вернулись братья, мужья, отцы и деды. Многие остались без своих родных и близких, потеряли в пучине войны своих друзей и товарищей, сами остались чудом в живых.
Буквально каждое поколение сталкивается с военными конфликтами разного уровня: Великая Отечественная, Афганская, Чеченская войны… История циклична, события в разной форме повторяются раз за разом. Зная своё прошлое, человек учится видеть насквозь события своих дней, в состоянии понять, какие действия к чему могут привести. Лишая человека этого инструмента, дав ему ложную информацию, человеку можно внушить что угодно, когда не с чем сравнить, сопоставить с многовековым опытом поколений, которые не раз сталкивались с одной и той же проблемой.
Именно с этим вопросом к директору общеобразовательной школы №107 пришёл Анатолий Никитович Силаков. То был подполковник в отставке шестидесяти лет, но, как говорится, бывших военных не бывает. Чёткость в движениях и высказываниях всегда выделяла его среди людей.
– И что же Вы мне предлагаете? – спросила Марина Ивановна.
– Школа воспитывает новое поколение, напрямую влияет на будущее детей. Да, далеко не на всё повлиять в наших силах. Но всё же, если мы можем хоть в какой-то степени оградить будущее нашей страны от потери исторической правды – надо это сделать. Важно, чтобы эти знания дети получили не понаслышке, а сами убедились в великом подвиге народа.
Директор отвела взгляд от прямолинейных и пристальных глаз Силакова. Стала просматривать бумаги, лежащие у нее на столе, перевела взор в окно, где носились совсем юные школьники, обдумывая слова Анатолия Никитовича.
– Мы бы могли создать музей. Об экспонатах не беспокойтесь. Я председатель Совета ветеранов, найду людей, которые по-прежнему хранят что-нибудь интересное. Организую всё сам. От Вас надо лишь согласие и место для этой задумки.
– Но Вы, же понимаете, что в нашей школе уже задействованы все кабинеты? Во всех нужно вести уроки, всё запланировано. Мы ведь не можем просто взять и…
– Хорошо, я понимаю. Наверное, можно что-нибудь придумать?
Директор сидела в задумчивости, перебирая в голове варианты. Отказывать она не хотела, сама идея её заинтересовала. Но пока она не представляла, как это можно реализовать. Не каждый день приходят с такими идеями. Сколько времени понадобится, чтобы создать музей? Сколько денег вкладывать?
– Я могу Вам предложить попробовать сделать стойку в кабинете истории. Конечно, не целый музей, но, всё-таки…
Силаков смотрел ей в глаза. Было видно, тоже обдумывает.
– Хорошо. Пусть так, – он улыбнулся. – Кабинет истории – значит, кабинет истории.
Совсем скоро в углу кабинета номер два появилась стойка, внутри которой лежали различные вещи, сохранившиеся со времён Великой Отечественной войны: подлинные ордена и медали военных и тружеников тыла, военные фотографии и письма. Перед каждым уроком нет-нет да и постоит пара учеников, рассматривая экспонаты, читая описания к ним.
Время шло, к стойке в кабинете истории уже все привыкли, но Силаков не был доволен этим результатом. Конечно, это было неплохим дополнением кабинета, но не более того. Некому было подробно рассказать о помещенных в стойке предметах. Это не соответствовало первоначальной его задумке.
После нового разговора с директором школы все же удалось получить целый кабинет на втором этаже для проекта Анатолия Никитовича. Это уже было куда лучше, именно то, что надо. Стойку перенесли. Анатолий Никитович продолжил пополнять новый музей экспонатами: военной формой, орденами, личными вещами участников Великой Отечественной войны.
Посещаемость росла. Теперь посмотреть и послушать приходили не только школьники, но и жители города, не имеющие отношения к школе. Подумать только, взрослые люди находят свободное от работы время, и вместо того, чтобы провести его с семьёй, с товарищами отправляются в маленький школьный музей, чтобы своими глазами увидеть подлинные частички Великой Отечественной сохранившиеся до наших дней. Маленькое чудо, которое так редко встречается в наше время: не все современные люди осознанно оборачиваются назад, в попытке узнать историческую правду, не все чувствуют ценность памяти народа.
Когда Марина Ивановна сама увидела плоды трудов Анатолия Никитовича: горящие глаза посетителей, неподдельный интерес школьников - в большей степени прониклась идеей создания отдельного музея.
– Знаете, Анатолий Никитович, … у нас есть помещение на четвёртом этаже. Оно больше этого кабинета, я думаю, Вам подойдёт куда лучше. Изначально мы хотели сделать там кинотеатр, но… раз уж не случилось – пусть там будет музей.
Второй раз музей переезжает, обретая «место постоянной прописки».
Перенос музея выпал на новогодние каникулы. Что делают обычные люди 1 января? Продолжают праздновать, идут гулять к новогодней ёлке на площади, встречаются с друзьями и родными, но семья Анатолия Никитовича иначе провела первые дни 2005 года. С женой и дочерью Людмилой Александровной и Светланой Анатольевной занимались обустройством помещения будущего музея, переносом экспонатов и стендов. Так же помогали друзья и единомышленники Анатолия Никитовича: Мохова Нина Владимировна, Гаврилова Зоя Алексеевна, Панина Ольга Ивановна, Красильниковы Нина Петровна и Анатолий Сергеевич, Кожихина Тамара Ивановна и Алябьев Юрий Павлович. Каждый оказал посильную помощь. Кто-то помогал финансово: покупал материалы для ремонта; кто-то приносил новые экспонаты, кто-то помогал рабочими руками.
И уже 10 января 2005 года не использованное ранее помещение на четвертом этаже школы стало краеведческим музеем «Вехи истории»! Никто не верит, что он был создан так быстро, но это правда.

Глава 2. Отряд
2009 год
Интерес к музею рос. Посетители приходили, Музей процветал.
Спустя несколько месяцев после своего появления он приобрёл звание «Школьного музея». Если кто-то в Совете ветеранов спрашивал Анатолия Никитовича, то ему отвечали: «Он в 107 школе, музей свой открыл, там и можете его найти».
Количество экспонатов постепенно росло. В музее проводились уроки, мероприятия, встречи с военными и ветеранами.
Зайдет непоседа на перемене, порасспрашивает обо всём, а на следующей перемене приведёт своих друзей и одноклассников, придут впятером. И так каждый день – кто-нибудь да зайдет.
Однажды, в одном из журналов, Анатолий Никитович нашел новость о появлении в Белгородской области поискового отряда. Это сразу натолкнуло на мысль о том, как можно дальше развивать работу с ребятами.
Поисковые отряды – группы обученных людей, которые отправляются на раскопки в места боёв и сражений Великой Отечественной войны. Бывают, правда, и так называемые чернокопатели, то есть занимающиеся этим делом без необходимых документов. Как правило, предметы, полученные из нелегальных раскопок, продаются через перекупщиков, аукционы и иные способы продажи. Поисковые отряды являются зарегистрированными группами, которые действуют в рамках закона, умеют обращаться с находками, занимаясь этим не ради личной выгоды, а для сохранения истории.
Главная задача поискового отряда – поиск без вести пропавших бойцов, если возможно, установление личности защитника Отечества, поиск родственников, и обязательно перезахоронение с воинскими почестями. Поиск «металла» (будь то осколки или оружие, фляжки и иные предметы) является не основной задачей таких отрядов. Однако находки не сдаются в металлолом, а отправляются в музеи.
Анатолий Никитович загорелся идеей создать и у себя такой отряд: «Если у них есть, то чем мы хуже?». Однако, как оказалось на практике, дело это непростое. И это мягко сказано.
Поисковому отряду необходимо большое количество различных инструментов, начиная от лопат и щупов, заканчивая металлоискателями и электрогенератором. Вопрос оборудования был не единственным – с регистрацией отряда проблем не меньше.
Казалось бы, на этом можно было и остановиться, но нет, не в его характере пасовать перед трудностями. Силаков не опустил руки: стал узнавать, собирать информацию, искать выход из ситуации. Обратился даже к главе города Новокузнецка Сергею Дмитриевичу Мартину. Он внимательно выслушал, а после сказал:
– Интересно. Говорите, и музей сами создали… ну что ж. Создание отряда – дело хорошее, разумеется. Да и для города тоже полезно, если будут появляться такие организации.
– Вот именно. Поисковый отряд будет пользу приносить. Но, сами понимаете, не могу же я всё собственными силами сделать.
– Конечно, понимаю. В целом, я заинтересован и готов найти спонсоров для данного проекта.
Поддержка главы города тогда оказалась очень необходима. В октябре 2009 года был создан поисковый отряд «Сибиряк» на базе МБОУ «СОШ №107». Бойцами отряда должны были стать школьники волонтёры, которых бы обучили проведению раскопок. Анатолий Никитович брал к себе далеко не тихих и спокойных учеников, напротив, брал ребят, чью энергию надо было направить в правильное русло.
Первая вахта прошла летом – команда, собранная Анатолием Никитовичем, отправилась в Смоленскую область. Как выяснилось на месте, никто из участников данного похода не был готов к предстоящей работе. Даже Анатолий Никитович столкнулся с тем, что его военный опыт не очень помогает в поисковых работах. Военные палатки отличались от гражданских, проведение раскопок оказалось тонкой работой со своими нюансами. Не один раз приходилось обращаться за помощью к отряду, работающему неподалёку. Разница в подготовке чувствовалась остро. Ребята так же были не готовы к работе в лесу на протяжении нескольких недель: не умели разжечь костер, приготовить пищу, не было навыков в постройке лагеря. Опыт, пусть и был трудным, но оказался крайне полезным и результативным, высветились задачи, необходимые для решения перед следующей поездкой.
На протяжении всей вахты Анатолий Никитович записывал все трудности, с которыми сталкивался отряд. Вернувшись в Новокузнецк, Силаков стал разрабатывать программу обучения для ребят по подготовке к условиям вахты. Обучение в себя включало развитие разных навыков, от установки палатки до разведения костра, работы с металлоискателем. Занятия проходили на стадионе школы. Таким образом, из не умелых школьников, пытающихся разобраться в нюансах работы в лесу, ребята стали обученными дисциплине и готовыми к поисковой деятельности бойцами поискового отряда.
«Вахта меняет людей, – замечали многие, – побывав в экспедиции, ты возвращаешься не тем, кем был раньше». Подержав хоть единожды в руках следы военных лет, увидев собственными глазами останки погибших бойцов, никто не остаётся прежним. Иначе воспринимаются события Великой Отечественной войны … Ты видишь эти события через призму того, что они коснулись твоей страны, твоей семьи, тебя лично, даже спустя десятилетия!
Глава 3. Наши дни
2025 год
Музею имени Анатолия Никитовича Силакова «Вехи истории» уже 20 лет. Поисковому отряду «Сибиряк» – 15 лет.
Отряд участвовал в 18 экспедициях на местах сражений Великой Отечественной войны в Ленинградской, Калужской, Смоленской областях, в Республике Карелия. Отрядом поднято 184 бойца, установлено 3 имени Защитника Отечества; найден и поднят самолёт ЛАГГ-3; бойцами отряда стали более 500 учащихся школы, из них 131 человек стали участниками поисковых экспедиций.
На сегодняшний день руководителем отряда и музея является Ирина Владимировна Белко. Но и в свои 80 лет Анатолий Никитович встречается с ребятами в значимые события. В силу возраста и состояния здоровья Анатолий Никитович уже не ездит лично на вахту, но перед каждой экспедицией дает свои наставления бойцам отряда. Каждая встреча с ним для нас важна, это возможность соприкоснуться с его богатейшим жизненным опытом и уникальными знаниями. Его глаза полны энтузиазма, они загораются, когда он видит развитие отряда.
Год назад я вступил в ряды отряда. Побывал на «Вахте Памяти - 2024» в Ленинградской области в местах сражений Волховского фронта. Эти три недели весной 2024 года углубили мое понимание истории Отечества, заставили о многом задуматься и переосмыслить, моё отношение к историческим событиям того периода.
Сегодняшние дни бросают нам новый вызов в вопросе сохранения исторической справедливости. То, что несколько лет назад было немыслимо, сегодня уже некоторыми преподносится как норма. Но мы уже знаем правду, мы пропустили её через себя, мы готовы за неё бороться.
Анатолий Никитович, мы Вас не подведём!

Грасмик Сергей Владимирович
МБОУ «СОШ № 107», 9 класс
1 место
28 апреля 2025 года