Главная   \   Новости   \   Новости партнёров проекта   \   Памятники профессиям в Новокузнецке: спасение последней сохранившейся вагонетки Тельбеса

Памятники профессиям в Новокузнецке: спасение последней сохранившейся вагонетки Тельбеса

Событие: 30 октября 2023
Категория: Новости партнёров проекта
Дата публикации: 30 октября 2023

12 апреля 2023 года сайт «400 знаменитых новокузнечан» стал рассказывать на своих страницах о том, как монументально запечатлена на улицах Новокузнецка трудовая доблесть той или иной профессии. В разделе «Тематические путешествия по Новокузнецку» уже представлено шесть тематических прогулок по Городу Трудовой Доблести. В списке данных путешествий памятники шахтерскому труду уже нашли отражение, но непременно будут дополняться с появлением новых достопримечательностей, посвященных людям этой профессии. Один такой арт-объект в скором времени украсит музей-заповедник «Кузнецкая крепость», его биография уже начала складываться! Об этом подробнее рассказывает Сергей Ерофеев в предлагаемом материале.

Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу



С 2021 года в Новокузнецке реализуется совместный проект Кемеровского регионального отделения Русского географического общества и музея-заповедника «Кузнецкая крепость» по спасению последней сохранившейся вагонетки Тельбеса. Команда включает свыше двадцати «покорителей пространства» и профильных специалистов Новокузнецка.
Участники проекта. Тельбес. Октябрь 2022 года.

Восстановление и установка раритета на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость» в качестве мемориала рударям прошлого станет одним из знаковых мероприятий, реализуемых к 400-летнему юбилею вхождения территории Шории в состав Российского государства.

Историческая справка: Тельбесское железорудное месторождение обнаружено (офиц. данные) в 1816-м. Первоначально руда – в небольших объемах – добывалась для нужд Томского железоделательного завода. Первые серьезные попытки промышленного освоения осуществлялись «Акционерным обществом Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз)» в 1913–1918 гг. Горнодобывающее предприятие действовало с 1926 по 1942 гг. В 1932-м проведена первая плавка из тельбесской руды на Кузнецком металлургическом комбинате. К 1942-му месторождение выработало ресурс. В 1948-м завершены последние консервационные работы.

Вагонетка в капсуле времени. Рельсовый путь. Июль 2022 года.
Вагонетку (если быть точным, ее клепаный чашеобразный кузов – «койку») обнаружил осенью 2020 года в ходе очередного обследования выработок командой Кемеровского регионального отделения Русского географического общества (КРО РГО) Денис Садовничий. Была проведена фото- и видеофиксация, оценка состояния находки. Кузов лежал на рельсовых путях на глубине порядка 8 метров под поверхностью – в «капсуле времени», образованном двумя последовательными завалами. Спуск с поверхности осуществлялся по вертикальному колодцу. В камеру вел ход, высотой порядка 15–20 см.
В результате консультаций со специалистами музея-заповедника «Кузнецкая крепость» находка была определена как уникальная. Это последний известный сохранивший кузов вагонетки – из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в героическую эпоху индустриализации 30-х годов и в военное время. Было принято решение об изыскании возможности его подъема с последующей музеефикацией. По задумке, полностью воссозданная вагонетка должна стать экспонатом нового выставочного кластера на территории крепости, посвященного первому горнодобывающему предприятию Кузнецка – шахте Якова Фамильцева. Решение это тем более верно, что будущий экспонат теоретически (это требует серьезной проверки) может оказаться образцом дореволюционной промышленной техники.

Следует отметить, что еще пару десятков лет назад в штольнях Тельбеса сохранялись как минимум две полностью целые вагонетки, но весь металл, до которого можно было относительно легко добраться, в постперестроечные годы был вывезен из рудника «в коммерческих целях».
У поверхности. Впервые за 80 лет. Подъем. Сентябрь 2022 года.
26 сентября 2021 года группа, состоящая из чл. Совета КРО РГО Сергея Ерофеева, научного сотрудника МЗ «Кузнецкая крепость», чл. РГО Андрея Чекалина и фотокорреспондента Андрея Мясникова, совершила однодневный выезд на бывший Тельбесский рудник с целью определения потенциальной возможности подъема кузова на поверхность. Такой подъем был признан возможным. Он растянулся на 5 этапов – с июля по ноябрь 2022 года. Неоценимую помощь и поддержку проекту оказали председатель Общественного совета при управлении культуры и молодежной политики г. Новокузнецка, руководитель регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» (под эгидой КРО ВОО РГО) Александр Волобуев и руководитель команды волонтеров регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» Илья Кузьмичев.
В дороге. К переправе. Ноябрь 2022 года.
Первый этап – 24 июля. Участники провели итоговую фотофиксацию в «капсуле времени» и расчистили горизонтальный ход, прокопав завал с применением саперных лопаток. Высота горизонтального хода при этом увеличилась с 10–15 см до 80–100 см.

Второй этап – 17 сентября. Кузов вагонетки вручную переместили (откантовали) под колодец бывшего рудоспуска и извлекли на дневную поверхность ручной лебедкой. Также была проведена доразведка местности для предстоящего перемещения груза – а это около четверти тонны – по старой тропе до ближайшей грунтовой колеи.

Третий этап – 8 октября. При помощи лебедки кузов был поднят вверх по склону оврага – от колодца рудоспуска до кромки леса.
На четвертом этапе (5 ноября) участники расчистили старую тропу от склона оврага до бывшей электроподстанции. По этой тропе груз вручную – при помощи салазок – перетащили на полкилометра по направлению к броду через реку Тельбес. На пятом этапе (12 ноября) его на тех же салазках доставили к переправе и уже на автомобиле вывезли в город.

В работах по извлечению и доставке вагонетки в Новокузнецк приняли участие члены Русского географического общества: Сергей Ерофеев, Андрей Чекалин, Александр Волобуев, Максим Гилев; друзья Общества и волонтеры: Павел Дороганов, Илья Кузьмичев, Дмитрий Гладышев, Эдуард Тяпикин, Андрей Мясников, Игорь Мясников, Алина Белоусова, Александр и Ирина Ничинские, Надежда Васильева, Нина и Анна Коноваловы, военно-патриотическое объединение «Воевода». Спонсором работ по реставрации кузова вагонетки выступил чл. РГО Александр Волобуев.
В мастерской. Ноябрь 2022 года.

В 2023 году работы по проекту продолжились. В апреле – на совещании с директором МАУК «Музей-заповедник «Кузнецкая крепость» Юлией Костюченко в рамках традиционной акции «Памятнику быть» – было выбрано место для установки памятника.
Традиционная акция «Памятнику быть!». Кузнецкая крепость. Апрель 2023 года.

21 июня члены КРО РГО Сергей Ерофеев и Андрей Чекалин совершили однодневный поисковый выезд на Тельбесский рудник с целью обследования участков дальнейших работ. Результатом стал подъем колесной пары и проект по извлечению из недр рудника элементов рельсового пути.

21 октября 2023 года сезон завершился подъемом и доставкой в город двух рельсов производства легендарного Кузнецкого металлургического комбината (Кузнецкого металлургического завода им. И.В. Сталина), произведенных в далеком 1941 году (клейма «КМЗ им. И.В. Сталина 1941»).
Участники работ: члены Русского географического общества, волонтеры кузбасского регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы», военно-патриотическое объединение «Воевода».
Переправа артефактов через реку Тельбес. Октябрь 2023 года.
Памятник Тельбесстрою и его рударям в Новокузнецке появится непременно. Сезон 2024 года начнется с монтажа рельсового пути у Южного вала Кузнецкой крепости.

Дополнительная информация:

Ерофеев С.С., чл. Совета Кемеровского регионального отделения РГО,
чл. Союза журналистов России
Фотографии предоставлены участниками работ
Просмотров: 790