Главная   \   Новости   \   Из малоизвестного: имена и факты   \   Гамулин Андрей Гаврилович и его фонтан с лягушками

Гамулин Андрей Гаврилович и его фонтан с лягушками

Событие: 10 августа 2023
Категория: Из малоизвестного: имена и факты
Дата публикации: 10 августа 2023

Это имя занесено во «Всемирный лексикон художников» - биографический справочник, одно из крупнейших и наиболее авторитетных изданий в мире, самая широко используемая профессиональная биографическая энциклопедия о художниках. Андрей Гаврилович Гамулин (02.09.1882 - 1969) неразрывно связан с историей художественной жизни Новокузнецка 1930-х годов. Наиболее известна его скульптурная работа «Бурильщики», украшавшая фонтан «с лягушками» в Саду металлургов Центрального района.

Талантливый скульптор – член Союза художников СССР, автор многих скульптурных монументальных композиций, барельефов, он работал не только в Новокузнецке, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Рубцовске, Кемерово и других городах.

Андрей Гамулин родился 2 сентября 1882 года в селе Заручье Тверской губернии. Семья была многодетной, бедной, рано потерявшей отца. Сосед Гамулиных, лепщик, увез тринадцатилетнего Андрея в Петербург на обучение, где он учился в мастерской В. Жилкина, брал дополнительные уроки в Центральном училище технического рисования Штиглица. Под руководством известного русского академика, скульптора Матвея Афанасьевича Чижова будущий мастер не только изучал теорию, но и работал на ответственных работах по реставрации скульптур и орнаментов в Павловском и Мраморном дворцах, принимал участие в лепке моделей решетки сада Зимнего дворца [8]. Это было время творческого становления будущего скульптора. Андрей учился украшать лепниной дома петербургских аристократов, выполнил модели канделябров и скульптурные детали постамента памятника Александру III.

В 1908 году А. Г. Гамулин начал работать в мастерской известного русского скульптора-анималиста Артемия Лаврентьевича Обера. В Музее города Бердска сохранился архив Гамулина, его воспоминания: «Здесь я работал как орнаменталист, но, находясь среди скульптур животного мира, я наблюдал, и для меня это было новое открытие. Я решил работать и учиться в этом направлении». [1]. «В 1909 году в мастерской Обера, среди скульптур животного мира у меня зародилась мысль проиллюстрировать басни И. А. Крылова в скульптуре, создав письменный прибор из 12 предметов. Я поделился своей идеей с Обером, тот одобрил ее, и стал под наблюдением учителя усиленно работать» [2]. В 1913 году гарнитур для письменного стола, отлитый из бронзы, на подставках из красного мрамора, был готов. Прибор находился в Петербурге у частного лица до 1930 года, затем автор вернул его себе и представил на II Краевой выставке в 1934 году в Новосибирске. Позже он отправил свою работу в подарок к 70-летию Сталина. Сейчас письменный прибор хранится и экспонируется в Государственном историческом музее в Москве.
Гарнитур для письменного стола
Об одном из предметов письменного набора, ноже «Слон и Моська», находящемся в коллекции Музея г. Бердска, снят видеофильм [4].
Нож «Слон и Моська»
Полезной и масштабной практикой для Андрея Гавриловича стало участие в выполнении модели вазы из бронзы и мрамора по рисункам профессора архитектуры Л. Н. Бенуа для Дворца мира в Гааге. В 1912 году ваза была доставлена в Гаагу, и до сих пор украшает Дворец мира, где проходят заседания Международного суда ООН [7].

После Октябрьской революции, в 1918 году, скульптор вместе с семьей переехал в Новосибирск, в 1928-1929 годах работал в театре «Красный факел» в качестве скульптора-бутафора, где, помимо сценических фигур, им были сделаны статуя «Пилот» для клуба аэропорта; композиции «Партизаны», «В дни революции» для Дома офицеров; статуи «Штурвальный комбайна», «На производстве», барельеф с изображением Гоголя и многие другие изделия.

В 1933 г. Андрей Гаврилович Гамулин был принят в Союз советских художников. Каждый советский художник в рамках господствующей идеологии должен был стать созидателем нового мира, работы должны были отличаться идейностью и служить средствам пропаганды, демонстрировать пафос социалистической жизни. Особенно это касалось монументальной скульптуры, то, чем занимался Гамулин, работая над памятниками Ленину, Калинину и другим государственным деятелям. Но, несмотря на это, «работы Андрея Гавриловича нельзя назвать поточными, к выполнению каждого заказа он подходил авторски и в высшей степени профессионально» [2].

По мнению многих исследователей творчества скульптора, особое место в биографии Андрея Гавриловича занимает город Сталинск (ныне Новокузнецк). Приехав на строительство соцгорода, Гамулин создал Скульптурную мастерскую в марте 1935 года и руководил ею до 1937 года. Скульптурная мастерская занималась оформлением фасадов и интерьеров зданий, оформлением городских садов и парков [1]. Вместе с мастером работал молодой скульптор Александр Сузиков.

А. Г. Гамулин так вспоминал о деятельности в Сталинске: «…Здесь мне пришлось выполнять разные работы для оформления города и обучать молодежь лепному делу. Одновременно я работал над проектом большого фонтана «Бурильщики» в центральном сквере города. Фонтан представлял из себя две скульптуры рабочих-бурильщиков, по углам 4 лягушки и 12 уток, извергающие струи воды вверх. Все это было окружено растительным орнаментом» [2].

Фото 2 из газеты Большевисткая сталь. 1935. 14 мая
Работы над фонтаном в Саду металлургов начались зимой 1936 года. В центре чаши диаметром 16 метров на лепном постаменте установили две фигуры, по замыслу автора, бурившие грунт. Идея заключалась в том, что рабочие производят разведочные работы в неосвоенном болотистом месте. Время для сооружения фонтана было ограничено, рабочим приходилось работать в три смены. 15 июня 1936 года железобетонная скульптурная группа «Бурильщики» высотой 2,5 метра была водружена на фонтан. Через несколько дней были завершены последние отделочные работы [8].

Создание фонтана - кульминационный момент в строительстве Сада металлургов Сталинска. Вот как описывает фонтан один из его строителей, Л. Поляков: «Мастер богато украсил фонтан скульптурой и лепными украшениями. Наружную круглую стенку бассейна он расчленил на равные части двенадцатью невысокими четырехугольными колоннами, в которые вмонтировал барельефы с изображением рыб и водяных лилий. В центре фонтана, на лепном постаменте возвышалась скульптурная группа, изображавшая двух обнаженных до пояса рабочих, в напряженной позе производящих бурение скважины. Фигуры как будто делали большое усилие при бурении последнего твердого слоя грунта, и вот из трубы вырывается вертикально мощная струя воды высотой до десяти метров... Нас захватила прелесть сооружения» [6, С. 217].

Конечно, в оформлении фонтана многое определялось стилистикой соцреализма 1930-х годов. «Но скептическое отношение к ушедшим идеалам не должно заслонять реальные достоинства работы художника. Спор между меняющимися эстетическими пристрастиями и памятью, по глубокому моему убеждению, должен разрешаться в пользу памяти» [5, С. 35].

К концу XX века Сад металлургов пришел в упадок. В 1998 году началась реконструкция парка, в ходе которой почти полностью был изменен фонтан.
Фонтан сегодня. Фото - А. Н. Завора
В творческой биографии Андрея Гамулина был ещё один фонтан «с лягушками» – он создал его в Бердске для санатория ВЦСПС. К сожалению, этот фонтан также не сохранился – в 1957 году при строительстве Новосибирской ГЭС территория санатория была затоплена Обским морем (8).

Мастер вспоминал о других своих работах в Новокузнецке: «На фасаде Дворца металлургов – барельеф, отображающий работу металлургов. На улицах города поставлены скульптурные вазы, около школы № 17 – два рельефных глобуса. Лепными украшениями отделывали здание ТЮЗа, гастронома, гостиницы. Был сделан лепной барельеф Пушкина» [8].


Фото из газеты Большевисткая сталь. 1937. 15 января
В 1939 году скульптор работал над отделкой Кемеровского Дворца культуры, создавая большой барельеф и модели внутренней отделки, а в 1941 году выполнил заказ на тему национальных оперных сюжетов и танцев на фасаде Алма-Атинского театра оперы и балета, внешний облик которого с тех пор практически не изменился. Принимая активное участие в создании Новосибирского театра оперы и балета в 1944-1945 годах, он делал бюсты известных русских композиторов Мусоргского, Глинки, Чайковского, украшающих и сегодня фойе театра, в котором скульптор Гамулин продолжал работать до выхода на заслуженный отдых [7].

В Прокопьевске в 1950 году фасад музыкальной школы дополнили две его статуи девушек с музыкальными инструментами. Здание существует до сих, в нем функционирует Детская школа искусств № 10 имени А. И. Хачатуряна.

Знакомство с творчеством Андрея Гавриловича, его судьбой раскрывает нам личность человека импульсивного, увлекающегося, каждую работу которого отличает талант и стремление к совершенству. К сожалению, творческое наследие мастера сохранилось лишь в незначительной степени [2].

За свой большой вклад в развитие художественной культуры страны скульптор неоднократно награждался почетными грамотами, премировался денежными призами и подарками, имел медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», получил звание ударника-стахановца, был членом Союза художников СССР. Последние годы своей жизни Гамулин жил в Бердске у своей младшей дочери. Умер скульптор в 1969 году.


Андрей Гаврилович Гамулин оставил свой яркий след в развитии художественной культуры Новокузнецка, как крупнейший мастер декоративно-прикладной архитектурной лепки: многочисленные капители, барельефы, лепные плафоны, вазы создавали особую утонченность и изысканность внутреннего декора и интерьера общественных зданий [8]. К сожалению, наследие художника сохранилось не в полном объеме. Но горожане помнят талантливые работы скульптора Андрея Гавриловича Гамулина.


Фото из газеты Большевисткая сталь. 1936. 29 июля

Источники:

  1. И. М. В скульптурной мастерской / И. М. // Большевистская сталь. – 1937. – 20 января (№ 16). – С. 3.
  2. Келина, И. С. Наследие скульптора Андрея Гавриловича Гамулина. Творческая личность в контексте музея / Келина Ирина Сергеевна // Отдел культуры города Бердска : [сайт]. – URL: https://www.okberdsk.ru/news/nasledie-skulptora-andreya-gavrilovicha-gamulina-tvorcheskaya-lichnost-v-kontekste-muzeya/. – Дата публикации: 21.10.2014.
  3. Келина, И. С. Скульптор Андрей Гаврилович Гамулин. Новосибирский эпизод творческой биографии (по материалам Бердского историко-художественного музея) / Келина Ирина Сергеевна // Баландинские чтения. – 2014. – Т. 9, № 2. – С. 102-107. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skulptor-andrey-gavrilovich-gamulin-novosibirskiy-epizod-tvorcheskoy-biografii-po-materialam-berdskogo-istoriko-hudozhestvennogo/viewer (дата обращения: 28.06.2023).
  4. Музейные и100рии. Нож из набора Гамулина // Теле9 : Школа телевидения Бердска : [сайт]. – URL: https://yandex.ru/video/preview/4238900580519863749 (дата обращения: 27.06.2023).
  5. Скульптурная мастерская // Из истории художественной жизни Новокузнецка, 1920-1950-е годы : статьи, хроника, документы, воспоминания, письма, фотографии / Управление культуры Администрации г. Новокузнецка, Новокузнецкий художественный музей ; [автор-составитель Л. Г. Данилова]. – Новокузнецк, 2013. – С. 32-35.
  6. Поляков, Л. Фонтан / Л. Поляков // Десять лет города угля и металла : сборник / [под редакцией А. Фурман и др.]. – Сталинск, 1939. – С. 217-219.
  7. Шапенкова, Н. Ф. Рукотворное наследие Гамулина Андрея Гавриловича. История и современность. По материалам музейных исследований / Н. Ф. Шапенкова // Новокузнецкий художественный музей : [сайт]. – URL: https://artkuznetsk.ru/science/materialy-konferencij/shapenkova-rukotvornoe-nasledie-gamulina-2/ (дата обращения: 28.06.2023).
  8. Шпрингер, А. Э. Автор знаменитого фонтана / Александр Шпрингер // Новокузнецк. – 2022. – 1 сентября (№ 34). – С. 10.

Составитель: Зеленина Т. Г., гл. библиограф
Информационно-библиографического отдела,
Редактор: Е. Э. Протопопова, август 2023
Фото из открытых источников Интернет, архива библиотеки и А. Н. Заворы
Просмотров: 974