Анатолий Алексеевич Донов, о котором мы писали ранее, получив предложение принять участие в Открытом литературном конкурсе «Письмо Достоевскому», решил, что в этом вопросе «нужно дать дорогу молодым». Нашему же вниманию предложил свою статью «Сибирская любовь Достоевского», которая, вне всякого сомнения, будет интересна нашим читателям.
Е. Э. Протопопова, гл. специалист по библ. маркетингу,
член Союза журналистов РФ
e-mail: protopopova@libnvkz.ru
История непростых отношений Ф.М. Достоевского со своей первой женой Марией Дмитриевной Достоевской весьма скупо освещалась в многочисленных публикациях, посвященных жизни и творчеству великого писателя. К сожалению, чаще всего в них просматривается давно сложившаяся литературная традиция, отражающая пристрастия второй жены Достоевского Анны Григорьевны к первому браку писателя.
Но сохранившиеся материалы и воспоминания современников дают возможность объективно оценить известные и отсутствующие факты. Так, даже сам факт женитьбы Достоевского и последующей совместной жизни его с Марией Дмитриевной трактовался А.Г. Достоевской как эпизод. А весьма сомнительные антропологические изыскания дочери писателя Любовь Фёдоровны Достоевской о происхождении Марии Дмитриевны от мамелюков вызывают лишь недоумение. Кто же такая была М.Д. Достоевская, урожденная Констант?
Согласно данным известного исследователя творчества Достоевского Л. П. Гроссмана Мария Дмитриевна происходила из семьи потомка французских эмигрантов. Её дед Франсуа-Жером-Амадей де Констант был капитаном королевской гвардии при дворе Людовика ХV1 в Париже. Согласно сайта Google «France noble family Constant», Констант протестантская семья из Артуа (регион Франции на северо-востоке страны). Некоторые из рода Констант во время религиозных войн переселились в Швейцарию, другие в Голландию, где стали подданными Вильгельма Оранского, впоследствии короля Англии Вильгельма III.
Франсуа-Жером-Амадей служил уже во французской королевской гвардии. 21 января 1793 года король Франции был казнен. Капитан Франсуа де Констант, в силу своих роялистких убеждений, остался не у дел и эмигрировал за границу. После годичных мытарств по Европе бравый капитан предстал перед троном российской императрицы. Екатерина II, с сочувствием относившаяся к дворянской эмиграции из Франции, принимает участие в судьбе Франсуа. Он принял российское гражданство, православную веру, а вместе с ней новое русское имя – Степан.
У Наполеона действительно служил камердинером человек по имени Вери-Луи Констант, родом из Фландрии, и его хорошим знакомым был Франсуа-Антуан Карман – командир эскадрона мамелюков. Но, вернемся к Степану Констант.
В то время Россия осваивала вновь приобретенные после победоносной войны с Турцией земли – Новороссию. В 1765 году была образована Новороссийская губерния. Её новым центром в 1776 г. стал Екатеринослав. По поручению Екатерины II герцог Арман Эммануэль де Плеси Ришелье, эмигрировавший в Россию в 1790 году, составил проект о создании в южной России новых поселений с участием французских эмигрантов.
Степана Константа послали в Екатеринослав для организации строительства оборонных сооружений и городских зданий. В 1799г. у него там родился сын Дмитрий.
В 1819 году Дмитрий Степанович Констант окончил с отличием Екатеринославскую гимназию и поступил на службу в Дворянское собрание, а в 1820 году его определили переводчиком французского языка в штаб генерала И.И. Инзона ( в этом же году на короткое время в это же штабе, тоже в должности переводчика , находился ссыльный А.С. Пушкин). В 1821 году Константа направляют на службу в Таганрог в Строительный комитет. В том же году он женится. Его жена была из дворянской семьи, звали её Софья Александровна.
В семье Констант было 7 детей; 3 сына и 4 дочери. Первым родился сын Степан в 1823 году, а через полтора года 11 сентября 1824 года – дочь Мария.
Дмитрий Степанович очень заботился о продолжении образования и устройства своих детей. Старшие сыновья Степан и Георгий были определены в лейб-гвардии казачий полк, три дочери (Мария, Софья и Варвара) успешно окончили Астраханский институт благородных девиц. В 1841 году «Астраханские губернские ведомости» сообщили об успехе Марии Констант, которая на выпуске удивила всех чтением стихов на французском языке и грациозным танцем «с шалью».
В 1846 году Мария Дмитриевна выходит замуж за чиновника особых поручений начальника Астраханского таможенного округа – коллежского секретаря Александра Ивановича Исаева. Он родился в 1822 году в городе Петрозаводске Олонецкой губернии в семье дворянина. В 1830-х годах он жил в Астрахани, а в 1838 году окончил неполный курс астраханской гимназии. После выхода из гимназии Исаев поступает на военную службу вольноопределяющимся, и отправляется на Кавказ воевать с горцами. К этому времени относится его знакомство с капитаном артиллерии И.В. Ждан-Пушкиным, так как места их кавказской службы совпадают. Александр Иванович проявил себя в боевых действиях храбрым солдатом и получил офицерское звание.
Позднее, в 1840-х годах, Ждан-Пушкин будет служить в должности инспектора Омского кадетского корпуса и встретится с Ф.М. Достоевским.
10 ноября 1847 года в семье Исаевых родился сын Павел. В первые годы замужества Марии Дмитриевны Александр Иванович был преуспевающим чиновником. Но в феврале 1851 года его направляют чиновником особых поручений при начальнике Сибирского таможенного округа. Сначала Исаевы живут в Петропавловске, а затем переезжают в Семипалатинск, где разместилась квартира начальника округа.
В это время, весной 1854 года в Семипалатинске, где Достоевский служил солдатом в 7-м Сибирском линейном батальоне, по окончании четырехлетних каторжных работ в Омском остроге, состоялось его знакомство с А.И. Исаевым на квартире батальонного командира Белихова. Вслед затем произошло знакомство Фёдора Михайловича Достоевского с Марией Дмитриевной Исаевой. Вот как описывает это знакомство Достоевский в письме к своему брату М.М. Достоевскому от 13.01. 1856 года: «Но не он привлекал меня к себе, а жена его Мария Дмитриевна. Это дама, ещё молодая, 28 лет(на самом деле 29-ти, прим. автора), хорошенькая, очень образованная, очень умная, добрая, милая, грациозная, с превосходным великодушным сердцем… с ними почти все раззнакомились, частично через мужа. Да они и не могли поддерживать знакомств. Наконец ему вышло место, в Кузнецке, Томской губернии, заседателем, а прежде он был чиновником особых поручений, при таможне; переход от богатой и видной должности к заседательству очень унизителен. Слава богу, теперь ей помогают родные, с которыми она была несколько в ссоре, через мужа. Родные её в Астрахани»…
Мария Дмитриевна по своему образованию и умственному развитию стояла значительно выше прочих городских дам, с большинством из которых у неё было мало общего. Многие из них не понимали, для чего нужно было Исаевой общаться с ссыльным солдатом. Но, не смотря на то, что Семипалатинск времен Достоевского был захолустьем, имя Достоевского как талантливого писателя было знакомо представителям городской интеллигенции, в том числе и М.Д. Исаевой. Она умела поддерживать в обществе занимательный разговор, была интересной собеседницей и не давала скучать публике.
Глубокая любовь, которую почувствовал Фёдор Михайлович к Исаевой, по-видимому, не могла не отразиться и на Марии Дмитриевне, и её дружба с Достоевским постепенно переходила в сердечную привязанность. В мае 1855 года Исаевы уехали на место новой службы Александра Ивановича в Кузнецк, в 600 верстах от Семипалатинска. А в августе 1856 года Достоевский получил известие о его смерти, по видимому, от рака желудка.
Мария Дмитриевна осталась одна с маленьким сыном на руках, без достаточных средств к существованию, в далеком малознакомом сибирском городке.
Фёдор Михайлович предпринимает решительные крайние меры. Во-первых, он посылает письмо герою Крымской войны, известному военному инженеру Э.И. Тотлебену, брату своего однокашника по Инженерному училищу, с которым они были близко знакомы по Петербургу, Адольфа Тотлебена, с просьбой похлопотать о возвращении Достоевскому офицерского чина. Во вторых, он организовывает через своих семипалатинских друзей и осуществляет достаточно авантюрную поездку в Кузнецк.
В ноябре 1856 г. состоялось производство Достоевского в прапорщики, и он выезжает в Кузнецк с целью сделать Марии Дмитриевне предложение. Получив во время своего второго пребывания в Кузнецке решительное «ДА», счастливый Достоевский вернулся в Семипалатинск и стал готовиться к свадьбе.
Венчание состоялось в Одигитриевской церкви божьей матери города Кузнецка 6 февраля 1857 года. Вот что рассказывает жительница Кузнецка Т.М. Темезева, которая присутствовала в церкви: «Он , помню, был уже немолодой, лет тридцати восьми; довольно высокий, выше, пожалуй, среднего роста … Лицо имел серьёзное. Одет он был в военную форму, хорошо, и вообще, был мужчина видный. Худенькая, стройная и высокая, Мария Дмитриевна одета была очень нарядно и красиво, - хотя и вдовушка …»
Нередко видели Фёдора Михайловича в его военном плаще, гуляющим по улицам города, вместе с Марией Дмитриевной. Посещал он часто венчавшего его священника о. Евгения Тюменцева, которому после прислал в подарок свою автобиографию.
В середине февраля 1857 года Достоевские покинули навсегда Кузнецк и направились первоначально в Барнаул, где у Достоевского было много знакомых. Они остановились у Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского, тоже бывшего однокашника писателя по Инженерному училищу, будущего крупного учёного-географа, вице-председателя Русского Географического общества. Впоследствии Семёнов-Тян-Шанский вспоминал: «Оживленный надеждой на лучшее будущее Достоевский поехал в Кузнецк и через неделю возвратился ко мне с женой и пасынком в самом лучшем настроении, и погостив у меня ещё две недели уехал в Семипалатинск… Она (М.Д. Достоевская, прим. автора) оказалась самой образованной и интеллигентной из дам семипалатинского общества… и была она «хороший человек» в самом высоком значении этого слова».
В конце февраля 1857 года Достоевские вернулись в Семипалатинск и стали обустраивать свою жизнь. Сняли квартиру в доме почтальона Липухина, меблировали комнаты. Фёдор Михайлович, несмотря на то, что жил очень скромно, часто нуждался в деньгах. Да и понятно: жалование было незначительное, а литературным трудом стал зарабатывать гораздо позднее.
Мария Дмитриевна в полной мере понимала значение литературной деятельности мужа и сумела устроить в семье уют. Обстановка была скромная, но вполне располагающая к работе, и Достоевский в это время много писал. Военная служба тяготила писателя - он думал об отставке и продолжении своей литературной деятельности.
Достоевские вели жизнь скромную, но не скучную, часто бывали у своих друзей и хороших знакомых, в частности у Артемия Ивановича Гейбовича, который состоял ротным командиром Фёдора Михайловича.
Семипалатинский друг Ф.М. Достоевского Александр Егорович Врангель, барон, стряпчий казенных и уголовных дел, до своего отъезда в Петербург весной 1857 года заглядывал «на огонёк» к Достоевским и оставил свои впечатления о Марии Дмитриевне: «Она была начитана, довольно образована, добра и необыкновенно жива и впечатлительна».
К концу 1857 года, наладились, наконец, отношения Марии Дмитриевны с родней мужа.
Из записки М.Д. Достоевской сестре В.Д. Констант:
20 апреля 1857г. Семипалатинск
<…> Чтоб не потерять случай, а тем более, что мы так давно не писали одна другой, я принялась нацарапать тебе Варя, несколько строк. Я думаю, вы уже надавали мне несколько эпитетов за мое молчание, но, право, и мне пришлось ожидать от вас весточки не малое число недель. Муж мой посылает вам поклон и просит полюбить его также братски, как когда-то любила ты искренне Александра Ивановича. Хотелось бы многое написать и так о чем поболтать, да подходит время отправки писем. Скажу тебе Варя, откровенно – если бы я не была так счастлива и за себя и за судьбу Паши, то право, нужно было поссориться с тобой, как с недоброю сестрой, но в счастье мы всё прощаем. Я не только любима и балуема своим умным, добрым, влюбленным в меня мужем, - даже уважаема и его родными. Письма их так милы приветливы, что, право, остальное стало для меня трын-травою. Столько я получила подарков, и все один другого лучше, что теперь будь покойна, придется мало тебя беспокоить своими поучениями.
Поцелуй за меня Соню, Лиду и поклонись всем, кто захочет меня вспомнить. Если ты не поленишься и будешь писать мне, то я всегда с удовольствием буду отвечать тебе. Паша кланяется тебе и Лиде, он очень любим и умно балуем Фёдором Михайловичем <…>
Это единственный дошедший до нас автограф Марии Дмитриевны Достоевской. Можно только предположить, как сложились их семейные отношения с Фёдором Михайловичем впоследствии, если бы не смертельная болезнь Марии Дмитриевны, не позволившая им иметь детей и унесшая её через шесть лет в могилу.
Другая переписка Достоевского со своей первой женой была уничтожена Анной Григорьевной Достоевской, его второй женой. Ревность заставляла Анну Григорьевну вымарывать имя Марии Дмитриевны не только из переписки Достоевского, но как ей казалось, из самой истории.
Вот что написал по этому поводу известный литературный историограф, профессор, автор первой биографии Ф.М. Достоевского его вдове А.Г. Достоевской Орест Фёдорович Миллер: «Грустно сижу над письмами Фёдора Михайловича к Врангелю. Неотмолимый грех берете Вы на душу, скрывая от общества такую великодушную черту как отношения Достоевского к Марье Дмитровне».
В декабре 1858 года Достоевскому объявили о запрещении ему въезда в Санкт-Петербургскую и Московскую губернии, он выбрал место жительства Тверь. 18 марта 1859 года, благодаря ходатайству генерал-адъютанта Эдуарда Ивановича Тотлебена состоялся высочайший приказ об увольнении в отставку по болезни прапорщика Достоевского с награждением следующим чином. Достоевские стали собираться в дорогу.
2 июля 1859 года Достоевские навсегда покинули Семипалатинск и отправились на приобретенном для этого переезда тарантасе в трудный 4000 верстный путь в Россию. Заехав на 4 дня в Омск, чтобы забрать из кадетского корпуса Пашу Исаева, они через Казань приехали в Тверь 19 августа 1859 года.
В Твери Достоевские остановились сначала в гостинице, затем сняли квартиру из трех небольших комнат. Фёдор Михайлович начинает хлопотать о разрешении жить в Петербурге. У Марии Дмитриевны проявились первые признаки туберкулеза, что сказывалось на её внешнем облике и поведении.
Наконец, 25 ноября 1859 года Достоевский получил официальное разрешение на постоянное жительство в северной столице. Переезд в Петербург состоялся только в 20-х числах декабря 1859 года.
Образ Марии Дмитриевны растворился в литературных персонажах писателя Достоевского.
Красота. Впечатлительность и порывистость Настасьи Филипповны в «Идиоте». Отчаяние, жертвенность и безумная истеричность Екатерины Ивановны Мармеладовой в «Преступлении и наказании». Наивность, доброта и самопожертвование Катерины Ивановны Верховцевой в «Братьях Карамазовых». Всё, понемногу, от Марии Дмитриевны Достоевской.
#культуранадом
#культураонлайн
#вместесДостоевским
#200летДостоевскому