Улица 40 лет ВЛКСМ – одна из первых улиц Заводского района и одна из крупных городских магистралей Новокузнецка. Она пересекается с 5-ю улицами: Заводское шоссе, проезд Ижевский, улица Климасенко, улица Клименко, проспект Советской Армии. Улица 40 лет ВЛКСМ посередине разделена железнодорожной магистралью (до моста над автомобильной дорогой).
Протяженность улицы 40 лет ВЛКСМ – 3270 метров (по другим данным – 3900). Нумерация домов начинается от ЗСМК.
Улица 40 лет ВЛКСМ появилась в Заводском районе благодаря комсомольскому энтузиазму: многие улицы района названы в честь комсомольцев-строителей. Более пяти тысяч молодых людей прибыло по комсомольским путевкам на строительство Западно-Сибирского металлургического комбината, начиная с 1957 года. Стройку объявили «комсомольской» (апрель 1958, 13 съезд ВЛКСМ), по масштабам она сопоставима со строительством БАМа. Среди комсомольцев-строителей особенно много было демобилизованных воинов. По воспоминаниям старожилов в город они приезжали эшелонами, и Антоновская площадка буквально «окрашивалась» в цвет хаки (большинство строителей ходило в гимнастёрках).
Демобилизованные воины вели монтаж трубопроводов, укладывали бетон и конструкции, работали электриками, разнорабочими. Построили асфальтированную дорогу и довели её до переходного моста через Томь в город. На том месте, где еще недавно горожане собирали грибы и ягоды, вскоре возвели жилые дома. 19 декабря 1957 года заселены перые дома, открыты почта и аптека. Клуб «Комсомолец» был построен всего за 33 дня.
С постройкой первых домов и появилась в 1958 году новая улица, которую назвали в честь очередной комсомольской даты – 40-летия ВЛКСМ.
Неподалеку от улицы расположился сквер Первостроителей. Когда-то здесь была танцплощадка, где комсомольцы-строители проводили свободное время.
Примечательной особенностью улицы 40 лет ВЛКСМ является то, что по её середине проходит железнодорожная магистраль. Ещё в 1930-х годах на правом берегу реки Томи намечали создать крупное металлургическое производство: так называемый «2-й КМК» планировали строить уже в 1932 году. Для чего на правом берегу Томи и выбрали площадку у деревни Антоново. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о строительстве в городе второго металлургического завода было принято ещё 17 августа 1940 года. В связи с войной строительство было отложено. И ещё десять лет ушло на послевоенное восстановление страны.
И только в 1957 году снова приступили к возведению металлургического завода, но назвали его уже не «2-й КМК», а Западно-Сибирский металлургический завод. Первая группа строителей приехала на Антоновскую площадку, выбранную для возведения завода, 27 мая 1957 года. Именно этот день и стал впоследствии праздником первостроителей Запсиба.
Пока шли дискуссии относительно проектов по созданию жилого района, строители приступили к восстановлению железной дороги, которая строилась ещё в 1941 году для «2-го КМК». До сих пор эти железнодорожные пути делят улицу 40 лет ВЛКСМ пополам. Проходящие по дороге электропоезда непременно делают остановку на платформе «Сад металлургов», в 2004 году снабжённой подземным пешеходным переходом под железнодорожными путями.
В 2010 году проезжая часть улицы 40 лет ВЛКСМ была реконструирована от остановки «Климасенко» до троллейбусного кольца (1150 метров). Проезжая часть была расширена, на ней заново уложили асфальт, установили поребрики и ограждения для пешеходов, увеличили остановочные платформы, дополнили колодцы ливневой канализации.
В 2018 году в рамках празднования столетия ВЛКСМ и 60-летие со дня присвоения строительству ЗСМК звания «Всесоюзной ударной комсомольской стройки» участники Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны комсомола» под руководством А. А. Волобуева совершили восхождение на пик «имени 40 лет ВЛКСМ» - один из самых высоких в гряде Кузнецкого Алатау (более 1800 метров). Назван пик был кем-то из жителей Запсиба в 1958 году. В составе юбилейной экспедиции, взошедшей на пик имени 40 лет ВЛКСМ, было девять человек. Среди них – краеведы, предприниматели, педагоги и жители улицы 40 лет ВЛКСМ. На вершине горы они установили памятную табличку из нержавеющего металла в память о комсомольцах, героически строивших Запсиб, в честь которых и названа улица 40 лет ВЛКСМ.
В сентябре 2020 года на перекрестке улицы 40 лет ВЛКСМ и проезда Ижевского установили светофорное регулирование.
На улице 40 лет ВЛКСМ расположены значимые службы и организации: пожарная часть № 13 (ул. 40 лет ВЛКСМ, 1е), Новокузнецкая домостроительная компания им. А. В. Косилова, торговый комплекс «Берёзка» (ул. 40 лет ВЛКСМ, 40б).
На чётной стороне улицы расположены четыре общеобразовательные школы: школы № 22 (ул. 40 лет ВЛКСМ, 52а), № 49 (ул. 40 лет ВЛКСМ, 76а), № 79 (ул. 40 лет ВЛКСМ, 112), лицей № 35 им. А.И. Герлингер (ул. 40 лет ВЛКСМ, 98 а).
22 февраля 2023 года на фасаде школы № 79 (ул. 40 лет ВЛКСМ, 112) установлена мемориальная доска Апанина Е. В.
Уже несколько лет на улице 40 лет ВЛКСМ ведётся снос ветхого жилья, на месте которого строят новые жилые дома.
Скоро недалеко от пешеходного моста над железнодорожными путями (постороен в 1959 годe - На строительство автодороги Сталинск-Заводской посёлок // Кузнецкий рабочий. 1959. 25 июля (№ 146). С. 1), соединяющего улицу 40 лет ВЛКСМ и Заводское шоссе (станция Островская), где улица 40 лет ВЛКСМ проходит уже только ниже железной дороги, откроют новый храм – Храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии (Заводское шоссе, 32), строительство которого ведётся очень давно.
Источник: Улицы расскажут вам...: улицы, проспекты, бульвары, площади Новокузнецка : справочник / авт.-сост.: Е. Протопопова ; науч. редактор: С. Д. Тивяков, лит. редактор: Л. Арефьева ; консультанты: А. С. Шадрина, Л. И. Фойгт, О. В. Быкова. - 2 изд., испр. и доп. - Новокузнецк, 1999. - 80 с.
Е. Э. Протопопова, А. А. Драгунова (составители), сентябрь 2021