Местоположение: проспект Пионерский, 3а (на карте).
Созданы: начало работы – 1986 год, окончание – начало 1990-х годов.
Авторы: художник Николай Семёнович Статных, художник-реставратор Александр Петрович Щеглаков, мастер технического сопровождения пескоструйных работ Юрий Матвеевич Исаков, Владимир Дорошук, Виктор Кондратьевич Донской, Сергей Синелев, Сергей Сваровский.
Витражи пожарной тематики и гипсовое панно, эскизы которых в 1986 году выполнил художник Николай Семёнович Статных, до сих пор украшают актовый зал управления 11-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Кемеровской области (4-й этаж).
В здании на Пионерском, 3а городской пожарный отряд располагается с 1980 года, меняя официальные наименования. В 1980-ых годах Отдел пожарной охраны УВД Новокузнецкого горисполкома, с января 1992 года – Отряд военизированной пожарной охраны № 8 Поисковой аварийно-спасательной службы УВД Администрации Кемеровской области, с августа 1993 года – Отряд № 11 профессиональной аварийно-спасательной службы УВД Администрации Кемеровской области, с 1 декабря 1993 года – Отряд государственной противопожарной службы №11 Управления государственной противопожарной службы УВД Администрации Кемеровской области, с 1 января 2020 года – 11й пожарно-спасательный отряд Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Кемеровской области.
Изготовлены витражи, изображающие четыре этапа истории пожарной охраны России (15-16 века, 18-19 века, 20 век), в мастерской «Росмонументискусства». Они были выгравированы пескоструем в несколько слоёв.
Художник Николай Статных приступил к работе над эскизами витражей сразу после оформления витражей в фойе кинотеатра «Коммунар», которые он создавал в 1985 году.
В команде по изготовлению «пожарных витражей» было несколько человек, в том числе и нынешний художник-реставратор музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Александр Петрович Щеглаков. А одним из тех, кто занимался техническим сопровождением пескоструйных работ, был Юрий Матвеевич Исаков.
Досье
Исаков Юрий Матвеевич родился 24 ноября 1943 года. Работал механиком, электромонтажником. Одно время работал старшим инженером-механиком Новокузнецкого цирка, главным инженером цирка. Перейдя в «Росмонументискусство», управлял разными проектами, изготавливал устройства, в том числе пескоструи, осуществлял «особо ювелирные» сварочные работы, как на «пожарных витражах». Принимал участие в создании монумента «Чёрный тюльпан» в Новокузнецке, памятника шахтёрам в Междуреченске.
Работа по оформлению актового зала, начавшись в 1986 году, из-за проблем финансирования завершилась только к началу 1990-х годов.
Профессия пожарного необычная, ведь она всегда будет требовать героизма и бесстрашия от тех, кто ее выбрал. Памятники пожарным и достопримечательности Новокузнецка, символизирующие эту профессию, увековечивают на улицах нашего Города трудовой доблести смелость и самоотверженность людей, каждый день сражающихся с огненной стихией и рискующих собственными жизнями для спасения жизни и имущество других.
Е. Э. Протопопова, июль 2024
По материалам интервью с М. В. Петриком
Фото: М. В. Петрик
Те, кто хоть раз поднимался в актовый зал управления отряда или внимательно смотрел на окна четвёртого этажа, наверняка не могли не заметить красивые витражи в больших округлых окнах. И лишь изнутри можно чётко разглядеть выгравированные на них четыре эпохи развития пожарной охраны России и СССР, начиная пятнадцатым и заканчивая веком двадцатым.
Возможно, что не только нас, разглядывающих ювелирно выполненную работу, интересовало, кто же и когда её выполнил и когда витражи появились в окнах здания управления. Возможно, что вопрос этот так и остался бы без ответа, если бы про эти витражи не вспомнил заглянувший к нам в гости реставратор музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Щеглаков Александр Петрович, который принимал участие в их изготовлении на последнем этапе.
Именно он помог нам найти одного из тех, благодаря кому эти витражи появились на свет и заняли своё место в истории пожарной охраны города. Исаков Юрий Матвеевич взял небольшую паузу, чтобы восстановить в памяти события тех далёких лет, и вот на днях встретились в актовом зале и пообщались.
Юрий Матвеевич был очень удивлён и обрадован, что витражи, на изготовление которых ушло немало сил и времени, находятся в целости и сохранности. Ведь ему приходилось не раз сталкиваться с тем, что серьёзные творческие работы, которые он делал с товарищами, при ремонте и реконструкции были просто выброшены на улицу и разбиты. Здесь же мы нашли только одну небольшую трещину на одном из фрагментов.
Ну а теперь вернёмся в далёкий 1986 год, когда работники Новокузнецкого участка Кемеровского регионального отделения «Россмонументискусства» при Министерстве культуры получили от Пожарно-технической выставки (именно так, со слов Юрия Матвеевича) заказ на изготовление витражей, сразу после оформления фойе кинотеатра «Коммунар». Эскиз витражей был выполнен художником Статных Николаем Семёновичем, работы которого вы все могли видеть как в том же кинотеатре «Коммунар», так и во Дворце культуры ЗСМК и новокузнецком краеведческом музее.
После того, как эскиз был утверждён в Москве на самом высоком уровне, работники новокузнецкого участка «Россмонументискусства» приступили к работе. Для начала эскиз перенесли на куски картона в полную величину витражей, разрезали стекло на фрагменты, как они должны были вставлены в раму, сверху наносилась резиновая мастика и укладывался картон. Уже на нём вырезались участки рисунков, которые обрабатывались пескоструем, сначала более глубокие участки и до самых мелких. Работа очень кропотливая, учитывая, что сами участки стекла были различных форм и размеров, впоследствии составлявших общую картинку витражей. Эту работу выполняли художники-оформители, воплощающие замысел автора проекта.
Не менее сложная была работа технических работников проекта. Им предстояло не просто собрать воедино все эти разноразмерные кусочки стекла с рисунками, но и сделать так, чтобы рамы крепления надёжно держали витраж и не портили внешнего вида. Именно здесь пригодилось творческое мышление героя нашей статьи, прошедшего путь от обычного механика и электромонтажника до главного инженера новокузнецкого цирка, с которой он и пришёл в мастерскую «Россмонументискусства». Для закрепления фрагментов стекла в витражах вырезались полоски металла, протягивались через станок, который именно для этого придумал и изготовил Юрий Матвеевич, после чего соединялись аргоновой сваркой, которую как раз и осваивали в это время. Если подойти ближе к витражам, то можно разглядеть и профиль крепления и места сварки, но издалека все конструкции выглядят очень гармонично.
Работа над витражами длилась довольно долго, лишь к началу 1990-х годов её удалось завершить. По разным причинам. В то время началась перестройка, возникали постоянные проблемы с деньгами, творческим работникам приходилось брать разные заказы для того, чтобы выжить. Но всё же с ней справились, и вот уже более тридцати лет витражи украшают округлые проёмы актового зала управления и помнят не одно поколение огнеборцев Новокузнецка, собрания торжественные и не очень. И до сих пор в них не заменён ни один фрагмент.
Вот такая история замечательной работы новокузнецких мастеров, которые считают её одной из самых нелёгких и интересных в своей карьере, выполненной очень грамотно и креативно для своего времени. И, несмотря на свою внешнюю неяркость и некрасочность, выглядящую очень солидно и объёмно.
И если вам когда-нибудь придётся побывать в актовом зале городского пожарного отряда или проходить мимо, обратите внимание на окна четвёртого этажа. Где на долгие годы застыла история пожарной охраны Российского государства.
В качестве послесловия к статье, мы хотели бы добавить список тех, кто трудился над разработкой и изготовлением пожарных витражей: Статных Николай Семёнович, Исаков Юрий Матвеевич, Дорошук Владимир, Донской Виктор Кондратьевич, Синелев Сергей, Сваровский Сергей, Щеглаков Александр Петрович.