Куличенко Валерий Алексеевич
Дата рождения 04.09.1957
Известный сибирский бард, поэт, композитор, аранжировщик.
Почётный читатель библиотеки им. Н. В. Гоголя (2011)
Родился 4 сентября 1957 года в г. Новосибирске. В Новокузнецке живет с 1967 года.
С детства Валерий был погружен в музыку. Отец Куличенко Алексей Никитович, инженер-металлург, всю жизнь проработал на КМК, в том числе на руководящих должностях. Мама, Куличенко Светлана Валерьевна, увлекалась музыкой, окончила в Новосибирске музыкальную школу по классу фортепиано, поступила в музыкальное училище. Проучившись один курс, решила поменять будущую профессию. Поступила на механический факультет Сибирского металлургического института г. Новокузнецка, после окончания которого преподавала в монтажном техникуме предмет «контроль сварных швов».
Дед по материнской линии Григорьев Валерий Семенович приехал из Петербурга в Сибирь, в 1920-30-е годы возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом Сибирского края. Был широко образован, в семье выписывалось много газет и журналов. А еще дед был любителем музыки, в доме был патефон, радиола и много грампластинок с записями бардов, джазовой и классической музыки. Валерий становился невольным слушателем звучавшей в доме музыки, бывая в гостях у деда. С 13 лет стал приезжать с магнитофоном, записывал полюбившуюся музыку с грампластинок.
Окончил среднюю школу № 31, играл в школьном ВИА, параллельно обучаясь в ДМШ № 6 на фортепиано (пр. Колтун Л.П.). Освоил игру на гитаре, занимаясь в Доме пионеров им. Н. К. Крупской у Станислава Польшакова. Начинает писать свои первые песни, увлекается джазом.
Подражая Дюку Эллингтону, часами играл на фортепиано джазовые аккорды. Позже играл в джаз-коллективе на бас-гитаре в оркестре кинотеатра «Коммунар», в музыкальных коллективах города.
Учился в музыкальном училище (курс С. А. Липового). В 1978 году пришел в клуб авторской песни «Среда». С тех пор – постоянный участник концертов, различных фестивалей, в том числе Грушинского фестиваля авторской песни и фестиваля бардовской песни «Высоцкий в Новокузнецке».
В 1970-е - начале 80-х годов работает в монтажном техникуме руководителем художественной самодеятельности. Коллективы, созданные Валерием Куличенко в этот период, неоднократно становились лауреатами городских и районных конкурсов.
В 1980-е годы – участник театра авторской песни «Этап» при ДТС. В середине 1990-х годов вместе с В. Крячко при ДТС г. Новокузнецка создал Центр авторской песни, где в течение пяти лет работал художественным руководителем.
В начале 2000-х годов руководил студией авторской песни в Центральном ДК г. Новокузнецка. В то же время первым из бардов начал исполнять авторскую песню в кафе и ресторанах города («Арт-кафе», «Бригантина»).
Валерий Алексеевич – человек, увлеченный авторской песней, не боится экспериментов в творчестве. Ему всегда нравился богатой гармонией и мелодичностью репертуар Булата Окуджавы и Юрия Визбора. Мечтал осуществить идею сделать дуэт: две гитары, два голоса. Добавить джазовой гармонии, стиля кантри, чтобы для выражения авторской музыки было больше возможностей. В общем, сломать стереотипы, определенные музыкальные устои, сложившиеся в бардовской песне. В клубе не раз озвучивал свои мысли, но не находил понимания.
В 1988 году пригласил в дуэт Александра Кузнецова. Расписывал вокальные партии на голоса, гитарные партии в стиле кантри. Серьезная подготовка шла в течение года. Свежее, интересное звучание дуэту придало сочетание двенадцатиструнной гитары (А. Кузнецов) и шестиструнной гитары Куличенко с нейлоновыми струнами. Акустический проект назвали «2+2». С 1989 года с ним работали в Кемеровской филармонии в жанре авторской песни и городского романса, как гастролирующие филармонические музыканты.
В 1990-е годы дуэт «2+2» принимал участие в фестивалях разного уровня. Становился лауреатом восточно-сибирского фестиваля в Красноярске, победителем западно-сибирского фестиваля в Бийске. Эти победы дали путевку на 3-й Всесоюзный фестиваль авторской песни в Киеве, который проходил в течение 4-х дней. В жюри были известные на всю страну барды – Сергей Никитин, Виктор Берковский, Ада Якушева, Виктор Луферов. Председателем жюри был мэтр авторской песни Александр Городницкий.
После первого дня прослушивания, не увидев себя в списке допущенных ко второму этапу, были готовы паковать чемоданы. Неожиданно появившийся Сергей Никитин пригласил в комнату жюри. А там объявили, что дуэт «2+2» стал лауреатом фестиваля досрочно, без дальнейшего прослушивания, так как, по мнению жюри, именно так и должна звучать современная авторская песня. Дальше было выступление на «Радио России», мастер-классы.
«На гала-концерте мы выступали между Виктором Берковским и Сергеем Никитиным. Исполняли «Охотный ряд» Визбора. Наше выступление Сергей Никитин слушал из зала и так был очарован, что весь вечер выдавал нам комплименты».
После распада Советского Союза начались тяжелые времена. Гастроли свелись к минимуму, надо было как-то выживать. Волею судьбы попал в охрану «Сибгипромеза», через некоторое время возглавил ее. Продолжая заниматься творчеством, с Евгением Харитоновым на студии «Уровень А» записывает альбом «Охотный ряд». В альбом входят песни Окуджавы, Визбора, Клячкина.
В этот же период Валерий часто общается с Иваном Кучиным, который заходил поговорить о музыке, о поэзии. Он же профинансировал сведение альбома «Охотный ряд». После незначительной корректировки, Кучин разослал альбом по разным студиям в Москве. На заочном фестивале «Московские окна» в исполнительской номинации альбом стал победителем. Диплом и грамоту подписали Булат Окуджава, Александр Городницкий, Сергей Никитин, Владимир Туриянский. Поступило предложение от директора студии «Московские окна» Розанова переехать в Москву. Валерий Алексеевич по ряду причин от предложения отказался.
Сейчас преподает в ДШИ № 48 (ДМШ № 6) на отделении «Инструменты эстрадного оркестра» класс бас-гитары, продолжает заниматься творчеством, ведет концертную деятельность.
В 2011 году на фестиваль «Высоцкий в Новокузнецке» А. Городницкий приехал без аккомпаниатора. Валерий согласился аккомпанировать мэтру. Репетировали по два часа в течение пяти дней. Концерты прошли при полном аншлаге.
Участник клубов «Гавань», «Контакт», «Дилижанс», «Диалог». На концертах В. А. Куличенко всегда полные залы. Человек талантливый, разносторонне образованный, эрудированный, с хорошим чувством юмора. Слушателя привлекает и завораживает новаторский подход в исполнении уже знакомых песен разных авторов. Кроме того, Валерий Алексеевич всегда говорит со зрителем: рассказывает историю создания той или иной песни, интересные, малоизвестные истории и факты из жизни авторов, дает исторические справки о том или ином событии страны, когда творили герои его программ-концертов. Читает и свои стихи.
Подготовил несколько музыкальных программ по творчеству А. Галича, А. Вертинского, Ю. Кукина, А. Городницкого, Ю. Визбора, с ними дает концерты в городских организациях, на вечерах в библиотеке им. Н.В. Гоголя и ее филиалах, а также на разных площадках Кемеровской, Новосибирской областей, в Алтайском крае. Публикует стихи в газете «Кузнецкий рабочий», в альманахах «Кузнецкая крепость», «Огни Кузбасса» и др.
Награды:
- Дипломант самодеятельной песни (Томск, 1984)
- Лауреат фестиваля авторской песни «Томский перекресток» (Томск, 1986)
- Лауреат фестиваля бардовской песни « Приморские струны» (Владивосток, 1988)
- Лауреат фестиваля авторской песни « Остров сосновый» (Красноярск, 1989, 1990)
- Лауреат III Всесоюзного фестиваля авторской песни (Киев, 1990)
- Лауреат фестиваля авторской песни «Московские окна» (Москва, 1996)
- Лауреат XIVфестиваля авторской песни «Высоцкий в Новокузнецке» (2015)
- Лауреат Международной общественной премии «Авторская Песня – Имя Собственное» (Новосибирск, 2016)
Дискография:
«Охотный ряд» (1995, УровеньА)
Книги:
«Белый сборник» (2010)
«Обломашки» (2010)
Сборник стихов (2016)
За ваше браво вам мое мерси / Анастасия Лешкевич // Новокузнецк 2011. 24 февраля.
Валерий Куличенко – внешне! - очень похож на Александра Розенбаума. Колоритный типаж, да еще и с гитарой. «Да ну, похож – он мне по плечо будет», - отшучивается от подобных «лестных» сравнений Валерий.
Новокузнецкий бард и поэт – сам себе прекрасный автор и исполнитель. С обширным и разнообразным репертуаром. Помимо собственных сочинений, в копилке Куличенко можно отыскать добротно сделанные песни Галича, Дольского, Никитина, других авторов-современников. Произведения «первого поющего поэта», «русского Пьеро» Александра Вертинского… не забудем упомянуть и Александра Городницкого – кто же сегодня не знает, что именно Валерию выпала честь обеспечивать музыкальное сопровождение знаменитому барду на фестивале «Высоцкий в Новокузнецке»?
Под впечатлением от знакомства Куличенко и в собственный концерт включил несколько произведений классика. Однако – теперь уже в том музыкальном «облачении», к которому сам привержен с давних лет. И в бардовской песне ему не мешает, а позволяет добавлять острые краски к интерпретациям. Куличенко извлекает из своего инструмента затейливые аккорды, время от времени трубит губами, попутно получая треск, как на стареньком виниле, - что тоже кстати… На концерте в Гоголевке, состоявшемся в марте 2019 г., он поделился своими зарисовками из цикла «Зоопортреты», написанные по мотивам восточного гороскопа: вдохновенно пел «вальс собак» и «Бездомную кошку».Читал стихи. Порадовал публику известным шлягером «В Кейптаунском порту» и заворожил утесовской «Тайной». Зрители, под завязку заполнившие зал Гоголевки, кричали музыканту «браво!».
Надо сказать, что Валерий Куличенко – бард не без званий и заслуг перед жанром. Он является лауреатом томского, бийского, владивостокского фестивалей, всесоюзного в Киеве. А в 1996 году его альбом «Охотный ряд» на фестивале «Московские окна» заслужил высшую оценку опять же Александра Городницкого.
- Городницкий этого не помнит уже. Тогда он мне поставил десять баллов по десятибалльной системе. Но ведь столько с тех пор лет прошло. И сколько людей им было так же прослушано. Когда на нашем фестивале с ним общался, он пообещал, что вспомнит, как диск послушает, - улыбается Куличенко. – В Новокузнецке он меня увидел, как впервые.
Нам стало интересно, чего в Куличенко, профессиональном музыканте и талантливом поэте, все-таки больше: поэтического или музыкального начала?
- Наверное, эти вещи существуют во мне на равных. Хотя поэту образование не нужно, было бы желание, ручка, и бумага. Музыканту больше знаний необходимо. Для меня же интересно само сочинительство.
Исполнитель – это посредник. А поэт или композитор уже - уже первичное творчество.
Дополнительная информация
… И временно и вечно / Галина Иванова // Кузнецкий рабочий. 2004. 30 октября.
Вроде знаю? – всё же не узнаю / Лариса Михайлова // Кузнецкий рабочий. 2005. 4 июня.
Превосходный музыкант / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2008. 30 апреля.
Как много обещает чистый холст / Валерий Немиров // Кузнецкий рабочий. 2010. 23 декабря.
Перед бийчанами выступил новокузнецкий бард Валерий Куличенко // Бийский рабочий. 2011. 19 января.
Кушайте культуру глубокой ложкой / Глеб Соколухин // Кузнецкий рабочий. 2011. 17 февраля.
А теперь к моим зверушкам / Марина Казанцева // Кузнецкий рабочий. 2011. 3 марта.
И договорим недосказанное / Глеб Соколухин //Кузнецкий рабочий. 20011. 19 мая.
И легко мне с душой цыганской кочевать, никого не любя! / Кира Тельминова // Кузнецкий рабочий. 2011. 22 декабря.
Валерий Куличенко: У меня свой Вертинский / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2012. 16 февраля.
Шоу должно продолжаться ! / Савва михайлов // Кузнецкий рабочий. 2012. 23 февраля.
Валерий Куличенко / Иван Бодхисатхва // Кузнецкий рабочий 2012. 30 августа.
Обитаемый остров / Валерий Немиров // Кузнецкий рабочий. 2014. 19 февраля.
Словно Боженька влажной тряпицей / Аида Любимова // Кузнецкий рабочий. 2014. 17 октября.
С добрым утром, Бах, - говорит Бог / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2014. 30 октября.
Вечер с Куличенко и Галичем / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2014. 07 ноября.
Контрасты Валерия Куличенко / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2015. 21 марта.
Алхимик авторской песни / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2015. 5 апреля.
Я – Киплинга солдат / Иван Мченский // Русская жизнь. 2017. 14 апреля.
Н. Н. Иващенко (автор), Е. Э. Протопопова (составитель), октябрь 2018