Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович)

Знаменитые новокузнечане

Эдуард Зеленин Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович) Эдуард Зеленин Эдуард Зеленин Эдуард Зеленин Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович) Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович) Эдуард Зеленин Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович)

Зеленин Эдуард Леонорович (Леонидович)

08.08.1938 г. - 15.03.2002 г.
Сфера деятельности: Художники
Просмотров: 707

Французский живописец

Родился в Сталинске (Новокузнецке) в 1938 году. Мама, одна воспитывающая Эдика, работала на КМК, водила паровоз с металлом. Жили они на улице Бардина-6, позднее – на улице Кирова-33. Рисовать Эдик начал в 12 лет, занимался в изостудии Дворца пионеров (1950-1954).
В 1954 году поступил в Свердловское художественное училище, а в 1958 уехал в Ленинград и был принят в 10 класс средней художественной школы при Академии художеств, знаменитой школы, через которую прошли многие известные художники: Олег Григорьев, Татьяна Кернер, Александр Нежданов, Михаил Шемякин. Проучился здесь Зеленин недолго: из 11 класса был отчислен за либеральность мыслей, нескрываемый интерес к религиозным ценностям, и, разумеется, за вольность и оригинальность кисти.
В 1959 году он вернулся в Новокузнецк и прожил здесь еще 10 лет, участвовал в городских выставках, занимался творческой и педагогической работой при Кузнецком доме пионеров (1960-1970). Подписывал свои картины «ЗЭД», так его и прозвали друзья-художники.
В этот период Зеленин выполнял крупные заказы на оформление магазина «Дары природы», гостиницы «Новокузнецкая», административного корпуса шахты «Зыряновская». В эти же годы Эдуард Леонидович регулярно выезжал в Ленинград и Москву, участвовал в неформальных выставках. В Москве художник провел персональные выставки в 1965 г. (Институт атомной энергетики им. И. В. Курчатова) и в 1969 г. (кафе «Синяя птица»).
Многие работы новокузнецкого периода не сохранились. Но, если рассмотреть отдельные из них: «Мотылек», «Маска», «Перчатка», «Маргаритка», «Телефон» и др., можно отметить ряд закономерностей. Этому периоду в творчестве художника свойственна выпуклая фактурная манера письма, похожая на «завиток барашка», на «отслоившуюся краску». Обыденные предметы на полотнах существуют, как вне законов гравитации и пространства: висят в воздухе. В этот период на картинах Зеленина уже появляется Яблоко, как символ краткости Жизни и мимолетности Красоты (картина «Мотылек»).
Живя в Новокузнецке, художник не терял связи с друзьями из Москвы и Ленинграда, ездил на выставки, участвовал в подпольных выставках, выставках в кафе «Синяя птица». В 1964 г. участвовал в скандальной выставке художников Эрмитажа. В 1970 году навсегда уехал из Новокузнецка в Москву, изредка навещая родной город и друзей. Начал изучать древнерусское искусство, изменил стиль живописи: его работы обретают новые, более светлые, сочные краски, становится гладкой манера письма. Здесь уже видны элементы сюрреализма. Меняется и внешний облик самого художника, он сближается с объединением нон-конформистов, отращивает длинные волосы и усы, носит брюки клеш. В работах этого периода появляется еще один характерный элемент художественных полотен: купола монастырей и церквей, как продолжение вечной для художника темы Жизни и Смерти, сиюминутности Жизни и Красоты. Работы Зеленина начинают экспонироваться на выставках художников-нонконформистов (Лугано, Бохум, Вена), картины охотно покупают коллекционеры. Так, картина того периода «Владимирская Богоматерь» изначально была приобретена Мстиславом Ростроповичем.
В 1970 г. Зеленин поселился в деревне во Владимирской области (1971-1975). 15 сентября 1974 г. принял участие в печально известной «бульдозерной выставке» в Измайлово, где представил картину «Махаон». После этих событий вынужден был эмигрировать из России. В декабре 1975 г. он по израильской визе выехал в Вену, а в марте 1976 прибыл в Париж, где его ждал близкий друг Михаил Шемякин.
На Западе художник окунулся в атмосферу свободы, начал много писать. Стилистически стал тяготеть к авангарду. У него появляются работы в стилистике русского лубка.
Живя в Париже, художник приобрел популярность.
В 1975-1984 гг. прошло более 40 персональных и коллективных выставок во Франции, Германии, Швеции, Италии, США, Японии и других странах. После 1984 г. Зеленин практически перестал экспонировать полотна, жил замкнуто, стремясь сохранить независимость от давления рынка.
В творениях художника появляется больше артистизма, красочности, образности. Палитра художественных образов обогащается: на картинах, кроме символичного Яблока, появляется Гранат. В работе «Владимирская Богоматерь» раскрытый Гранат символизирует расколотую на две части жизнь художника: ему кажется, что на чужбине он никому не нужен. На картине «Яблоко матрицы» изображено рассеченное пополам огромное Яблоко, большая часть которого окрашена в мрачный цвет и символизирует жизнь в любимой стране – на Родине, которая его не приняла и изгнала, а меньшая – яркая и цветная – жизнь во Франции, где он так и не обрел подлинного ощущения Отчизны.
В этот период Зеленин напишет: «Я скучаю по Сибири, Новокузнецку, тайге... все тянет увидеть наши сибирские реки, тайгу, снег!».
Ностальгические настроения художника отражаются и в его творчестве, в поздний период Зеленин пишет несколько мрачно, даже депрессивно.
В 1988 г. по приглашению академика Д. Лихачева Эдуард Зеленин приезжает в Москву, Ленинград и Новокузнецк. Он дарит 5 своих работ Новокузнецкому художественному музею. С изображением одной из них – литографии «Дама в шляпе» - Министерство связи в 1989 г. выпустило почтовую марку.

В 2002 г. Эдуард Зеленин умер от инсульта в Париже, где и похоронен на кладбище Пантен. Сегодня во Франции живет только его дочь.
Эдуард Леонидович мечтал о больших выставках в Москве, Ленинграде, Владимире, Свердловске, и, конечно же, в родном Новокузнецке. При жизни ему это не удалось. Но в 2015 году уникальная возможность познакомиться с творчеством своего земляка появилась и у новокузнечан. 10 сентября 2015 года в Новокузнецком художественном музее открылась выставка «Эдуард Зеленин. Возвращение шедевров». Представлено 60 работ Эдуарда Зеленина из парижской галереи Поля Нужейма (он выкупил картины у семьи художника), а также работы из фондов Новокузнецкого художественного музея и частных коллекций горожан. В общей сложности в Новокузнецке сохранилось не более 20 работ Э. Зеленина.

СМИ о выставке:

ТВН, Новости Эдуард Зеленин. Возвращение шедевров
10 канал, Новости «Возвращение шедевров» Э. Зеленина
Он на уровне самых известных / Александр Бокин// Кузнецкий рабочий. 2015. 22 октября
Эдуард Зеленин в пространстве и времени творчества / Савва Михайлов Кузнецкий рабочий. 2015. 22 октября
В ходе мероприятий проекта «Творим историю вместе» 8-9 октября 2015 года состоялась встреча, посвященная творчеству Эдуарда Зеленина.
Е. Э. Протопопова (составитель), 2015
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео