Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Художники и фотохудожники   \   Соколаев Владимир Анатольевич

Знаменитые новокузнечане

В. Соколаев, 2014 В. Соколаев Слева направо Трофимов А. Г., Воробьев В. Е., Соколаев В. А., 1980 Слева направо стоят. Шабанков В., Воробьев В. Е., Трофимов А. Г., Соколаев В. А.. Сидят. Бокин А., Бахарев Н. А. Бокин, В. Соколаев В. Соколаев. Дерево Юстыда на рассвете. Горный Алтай, 2008 В. Соколаев. Каньон реки Кызылчик. Чуйская степь. Горный Алтай, 2006 В. Соколаев. Русло реки Елангаш после землетрясения. Чуйская степь. Горный Алтай, 2008 А. Бобкин, В. Соколаев

Соколаев Владимир Анатольевич

11.05.1952 г. - 12.09.2016 г.
Просмотров: 588

Легендарный фотограф, основатель творческой группы «ТРИВА».
Фотохудожник, кинорежиссер, философ.
Мастер социальной фотографии


Фотография – это единственный вид искусства, который не искажает реальность.
Хотя подчас бывает очень тяжело не поддаться искушению и не добавить пару штрихов

В. Соколаев

Владимир Соколаев называл себя «активным наблюдателем». Для него фотография была «способом познания окружающего мира, сознательной и активной реакцией на все происходящее».
Он родился в Сталинске (Новокузнецке). Познакомился с фотографией в девять лет, когда родители купили ему фотоаппарат «Смена-6», а дядя по материнской линии показал, как печатаются снимки.
После армии стал работать учеником, а потом фотографом службы быта.
В 1974-1981 годах работал в кинокорреспондентском пункте Кузметкомбината (в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался «КМК-фильм». В 1974 году В. Соколаев с женой вернулся в родной город и стал искать работу. В кинокоррпункте требовался электрик. Соколаев устроился электриком, но стал фотографом. Так состоялось возвращение к Фотографии.
Вместе с Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым в 1978 году В. Соколаев организовал творческую группу фотографов «ТРИВА», работавшую на рубеже 1970-1980-х годов при киностудии КМК. Это была группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и Владимир Соколаев: «три» - трое, «ВА» - Владимиры и Александр.

История группы «ТРИВА»
Устав группы «ТРИВА»

В 1981 году по настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована, а администрации Кузметкомбината было рекомендовано заменить творческий состав кинофотолаборатории «КМК-фильм», что было выполнено в 1982 году. Так не стало «ТРИВЫ».
«В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе «ТРИВА» набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики). А заявки советских фотографов на WPP принимались через «Советское фото». Отправили через «советскую почту». Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями – они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он – в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять», - вспоминал В. Соколаев в интервью tayga.info. – «Мы тогда числились на кинокорреспондентском пункте Кузнецкого металлургического комбината, и нам с него пришлось свернуться – нас просто выдавили с предприятия. Аппараты у нас никто не забрал, но негативы конфисковать пытались. Ничего у них не вышло, и мы продолжали снимать только уже на другом предприятии».

Так фотографы «ТРИВЫ» стали «первыми и единственными диссидентами в Новокузнецке. Таковыми их считали в художественно-интеллигентских и партийно-коммунистических кругах города» (М. Гревнев). Фотографии «ТРИВЫ» демонстрировались на выставках в Москве и за рубежом, печатались в престижных журналах, а в родном городе по решению партии их деятельность была признана идеологически вредной. Это очень серьезно осложнило их жизнь в те годы, а в начале 1990-х помогло попасть в программу «Взгляд» к В. Листьеву…
Коллекция группы «ТРИВА» насчитывает более 2000 работ. В 2014 году она была номинирована на премию Государственного центра современного искусства.


В 1983 году В. Соколаев окончил Ленинградский институт киноинженеров.
С 1990 года он – Член Союза фотохудожников России.

Значительной частью его творческой биографии была социальная фотография (1980-1988). В 1995 году он начал также осваивать документальное авторское видео. В 2000 году вступил в Творческий союз художников России (IFA).
Участник семидесяти зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Отмечен двенадцатью дипломами, пятнадцатью премиями, пятью призами и двумя медалями.
Выставочная деятельность началась в 1975 году со вступлением в городской фотоклуб «Сибирь» и получения второй премии на городской фотовыставке «Новокузнецк и новокузнечане-75». В 1976 году получил вторую премию фотовыставки «Новокузнецк и новокузнечане-76», стал дипломантом 3-й межклубной выставки «Мир, труд, молодость» (Рязань). В 1977 году был удостоен специального приза на межреспубликанской фотовыставке «Человек и природа-77» (Новокузнецк), стал участником международной фотовыставки «Интерпрессфото-77» (Москва), дипломантом областной фотовыставки «Кузбасс – 60 октябрьских лет» (Кемерово), лауреатом всероссийской фотовыставки «Фотолюбители России – Октябрю» и дипломантом Всесоюзной фотовыставки «Слава Октябрю» (Москва).
С 1978 года начал активно участвовать в зарубежных фотовыставках и стал участником выставок Fotografia-academika-78 (Пардубица, ЧССР), «День рабочего-праздник труда» (Будапешт, Венгрия), получил 1-ю премию на выставке «Портрет социалистического человека-78» (Нимбурке, ЧССР). В 1979 году участвовал в девяти зарубежных и двух союзных фотовыставках, где получил: серебряную медаль, 4 диплома и 5 премий. В 1980 году принял участие в трех союзных и тридцати зарубежных фотовыставках, где получил: Гран При, медаль, 3 специальных приза, 6 премий и 2 диплома.

С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты, один из которых – «Дети в Доме». В 1988 году состоялась фотовыставка-акция «Экология», в 1989 году экспонировалась в Москве. Фотовыставка «Дом Ребенка» о жителях специализированного Дома ребенка прошла в Новокузнецке и Перми в 1989 году. В 1990 году в Новокузнецке и Омске экспонировалась фотовыставка «ХРАМ».
С 1990 года занялся ландшафтной видеосьемкой. Автор 14 документальных видеофильмов проекта «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ».
В 1990 году персональная фотовыставка «Женщины и дети» экспонировалась в Томске, а в 1991 году авторская подборка «Сорок фотографий из России» была представлена в Сиэтле (США). В том же 1991 году стал одним из участников выставки советского фотоандеграунда «Меняющаяся реальность» («Changing Reality») в галерее искусств Коркоран. В 1999 году получил приз международного кинофестиваля «Москва златоглавая» за короткометражный видеофильм «Алтын-Кёль – Золотое озеро», а в 2002 году - специальный диплом V международного кинофестиваля «ВЕРТИКАЛЬ» за операторскую работу в видеофильме «Беловодье». В 2000 году участвовал в «Весенней фотовыставке» членов IFA в Москве. В 2006 году видеофильм «Мустаг» стал лауреатом X международного кинофестиваля «Спасти и сохранить» в городе Ханты-Мансийске.

Последние годы В. Соколаев занимался ландшафтной фотографией. Его фотографии публиковались в отечественных и зарубежных изданиях.
На вопрос «Почему вы перестали заниматься социальной фотографией и ушли в ландшафтную?» В. Соколаев отвечал так: «По мере взросления ареал интересов расширяется. Было в моей жизни время, когда меня чрезвычайно интересовал человек, то, что он создал вокруг себя - общество, отношения в нём, реакции такой структуры, как государство. Но всё это были советские времена, со всеми его парадоксами. А потом настал момент, когда меня стало интересовать нечто большее - то, как устроен мир вне контекста человеческого общества. Изучение картины мира стало мне ближе, чем тема социума, потому что в ней человека, как его единицы, нет. В природе он существует на равных правах с муравьём, с орлом, с реками и озёрами. Когда человек попадает в большой мир, масштабы, соотношения меняются. Чтобы в природе ему не потеряться, он должен стать её частью - это совсем другие отношения с миром. Чем ближе они становятся, тем меньший вес имеет социальная часть человеческого существа, а постепенно и вовсе утрачивается. Это как альпинисты постепенно уходят в горы или моряки думают о морях, но не о городах. Потому что когда мы начинаем чувствовать большее целое, к меньшему у нас остаётся и меньше внимания. Это произошло и со мной».
Дерево Юстыда на рассвете. Горный Алтай, 2008

В 2008-09 годах представил зрителям Новокузнецка и Новосибирска выставку ландшафтной фотографии «Вечные Миры».
В 2010 году в проекте «Город, Место, Судьбы…» объединил социальную и ландшафтную фотографию в залах Новокузнецкого художественного музея.
В 2011 году в Новосибирске состоялась выставка его работ времен «ТРИВЫ», которая, по мнению Сергея Самойленко, «стала одним из главных открытий последних лет, хотя вроде бы уже никого ничем не удивишь. Оказалось, черно-белые фотографии, снятые в годы позднего брежневизма, попадают в какой-то нервный центр нашего времени».

Владимира Соколаева не стало в ночь на 12 сентября 2016 года, по словам друзей, в последнее время он тяжело болел.

Фотоработы хранятся в коллекциях Новокузнецкого художественного музея, фонде Гладкова и Рыбчинского «Музей фотографических коллекций», музее «Московский Дом фотографии».

Фотоальбомы В. Соколаева: «FOTOFABER» (1980), «ЯНВАРЬ-ИЮНЬ» (1982), «СОСЕДИ» (1983), «ЖАТВА» (1984), «Я-ТЫ-МЫ-ОНИ» (1985), «ДЕТИ В ДОМЕ» (1987), «ХРАМ» (1987), «ЦЫГАНЕ» (1987), «РЕГИОН» (2010).

Фотоработы Владимира Соколаева. 1970-1980 годы: фотоальбом

Видеофильмы В. Соколаева: «ГОРА» (1995), «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА» (1997), «БЕЛОВОДЬЕ» (1998), «РЕКА-ГОРА-ОЗЁРА»(2002), «ПОДНЕБЕСНЫЕ ЗУБЬЯ» (2002), «УЛАГАНСКОЕ ПЛАТО» (2003), «АЛТЫН-ТУ – ЗОЛОТАЯ ГОРА» (2003),«МУСТАГ» (2005), «СЕЗОНЫ САДА» (2006), «ДОЛИНА ЦАРЕЙ» (2006).

Дополнительные материалы

Владимир Соколаев. Работы XX века: фотоальбом.
Два века фотографа Владимира Соколаева: от людей к ландшафтам / Андрей Чернов (2010).
Место твоей судьбы / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2010. 4 декабря (№ 141). С. 1.
Фотогруппа «ТРИВА» в Томске / Савва Михайлов // Кузнецкий рабочий. 2013. 23 мая (№ 56). С. 2.
Фотограф Владимир Соколаев: «Фотограф — это снайпер, а не пулемётчик»: интервью и фотоальбом (2014).
Е. Э. Протопопова (составитель), 2016
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео