«Можно безошибочно утверждать, что всё литературное творчество Владимира Угрюмова
направлено на познание человеческих взаимоотношений и себя в этом мире»
Владимир Угрюмов родился 7 февраля 1964 года в городе Гурьевске, в семье потомственных металлургов по отцу, а по матери – учителей и священников. С двух лет проживает в Новокузнецке. Окончил среднюю школу № 52.
Первое высшее образование получил в Сибирском металлургическом институте, работал на металлургических предприятиях города.
Страсть к перемене мест, к познанию жизни и литературы неуклонно уводила Владимира от стабильности. Он посещает литстудии Новокузнецка, Кемерово, Москвы и с грустью замечает: «Я учусь, как не надо писать».
В 1996 году Владимир поступает в Литературный институт на заочное обучение, его принимают в Союз писателей России по рекомендации поэта В. Д. Цыбина. С этого времени он ведет активную творческую деятельность и буквально возрождает литературную жизнь Новокузнецка. Большое содействие ему оказывает начальник управления культуры города М. М. Маслов и писатель Б. А. Рахманов. При их участии в ДТС вновь открывается городское литературное объединение «Гренада», проводятся встречи с поэтами в школах.
С 1996 по 2007 годы Владимир проводит ежегодные творческие вечера в Доме творческих союзов и библиотеке им. Н. В. Гоголя при участии пианиста Михаила Резника, трубача Юрия Королика, при поддержке искусствоведа Галины Ивановой и писателя Бориса Рахманова.
В 1999 году Владимир работает на апельсиновых плантациях в Греции, собирает материалы о жизни нелегальных рабочих и печатает в газете «Губернские ведомости» увлекательные репортажи.
В мае 2006 года по приглашению посольства Республики Куба он вылетает в Гавану на XI Международный фестиваль поэзии, посвященный славянской литературе, где представляет литературу Кемеровской области, являясь единственным сибиряком на мероприятии.
В 2007 году за большой вклад в культуру Кузбасса и высокий профессионализм В. Е. Угрюмова награждают Почетной грамотой коллегии Администрации Кемеровской области.
В 2010 году Владимир блестяще защищает в Москве под руководством профессора Ю.И. Минералова кандидатскую диссертацию по русской классической литературе «Стиль прозы С.Т. Аксакова». Его книга «Смыслы и ценности мировоззрения русского человека в произведениях С. Т. Аксакова» издается в 2012 и переиздается в 2014 году. Книга очень высоко оценена рецензентами – доктором философских наук А. Э. Савиным и профессором В. Финкелем из университета Филадельфии. Они отмечают глубину исследования и необычайно острое чутье автора к художественному слову.
Книга о ценностях русского мировоззрения в произведениях С. Т. Аксакова была признана лучшей научной работой в России по данной теме и возглавила сайт литературоведческих работ аксаковедения XX – начала XXI века.
В 2013 году при финансовой помощи Евраза Владимир выпускает удивительную книгу о нашем гениальном земляке, металлурге и ученом, Лауреате государственной премии в области науки и техники «Ю. В. Грдина – отец русских рельсов». Уникальность, единственность книги в том, что под ее обложкой впервые собраны воспоминания о легендарном профессоре, его научные труды, письма близким людям и научно-фантастическая повесть самого ученого.
К началу 2015 года Владимир собрал объемный материал о 85-ти самых знаменитых металлургах, министрах, директорах заводов, главных инженерах–выпускниках СибГИУ за всю его 85-летнюю историю. На основании этого материала ректорат университета выпустил книгу «Выдающиеся металлурги – выпускники СМИ-СибГИУ».
В марте и в мае 2015 года В. Угрюмов впервые в Кузбассе организовал и провел на базе СибГИУ два телемоста со студентами и преподавателями Крымского федерального университета и учениками школ Симферополя и Ялты в честь годовщины воссоединения Крыма с Россией.
За многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в 2015 году В.Е. Угрюмов награжден Почетной грамотой Министерства науки и образования РФ.
Но главное в жизни для Владимира – литературное творчество. Его художественные произведения печатаются в журналах «После 12», «Огни Кузбасса», «Бельские просторы», «Нижний Новгород», «Колесо» (Канада) и других печатных изданиях. Его исторические статьи о таких легендах нашего города как И. П. Казанец, Н. В. Толстогузов, Н. М. Кулагин, Б. И. Ашпин, Б. А. Кустов, Б. Р. Махалов украшают страницы газеты «Кузнецкий рабочий».
Владимир Угрюмов до 2018 года работал доцентом Сибирского государственного индустриального университета, читал лекции по культурологии, философии, культуре речи и деловому общению. О его лекциях студенты вспоминают как о событии, которое, хочешь или не хочешь, расширяет горизонт знаний каждого, учит читать книгу мира, всегда дает новый опыт переживания культуры, истории, обостряет восприятие красоты.
С 2018 года - доцент кафедры филологии Новосибирского государственного технического университета.
Имеет троих детей.
В мае 2018 года проект Творим историю вместе подготовил к изданию новую книгу В. Угрюмова «Собрание разных сочинений» (Новокузнецк, 2018. 184 с.).
Список публикаций В. Угрюмова
Дополнительные источники:
Внимательная радость позволяет увидеть озеро без берегов / программа Переплет от 18.12.2021.
Рельеф начертан дымом / Владимир Дмитриевич Цыбин (2001)
Начну сразу с цитаты – из «Постскриптума»:
Если каждая фраза скрывает в себе ремесло,
И сбывается слово, и слово сказавший на страже,
Значит мне, как нашедшему имя твое, повезло…
Я могу повторить его.
Все остальное не важно.
А вот – «Подсолнухи»:
Горластые цветы
Нас окликали около земли.
В который день обручены:
Дожди пошли и время завели.
Потому что его хочется тщательно цитировать почти всего – верный знак истинной поэзии. Не отдельные цитатные находки, а, говоря словами знаменитого индусского мистика Кришнамурти, - «пространственные мыслеобразы» - вехи.
Он не синтезирует композиционно – он как бы раздробляет вещественный мир по своему произволению. А скрепами ему служат именно эти мыслеобразы, которые протекают по стихотворению подобно дыму.
В его метафорических словах есть пространство, «воздух» мысли, которым дышат и движутся из ничего в теплоту вещественного времени. Сама душа источает мысли:
Все сроки за полночь. И мысли о вчерашнем
утратили реальность, превзошли
себя и стали краше.
Время и пространство составляют, вернее, впадают в предания, в ставшую мнимой действительность. Но эти преданья не конкретны и не сюжетны – они тени, мимолетности, скользнувшие по полушариям сердца.
Тема как таковая в его стихах обыкновенно мало означается, функции темы выполняют его виденья. Отсюда и некоторая миражность красок и линий; за черно- белыми кулисами театра – мира ни сцены, ни актеров:
Красна бессонница и память не у дел,
предел желания пораньше отлучиться.
Как если бы я выкрикнуть посмел
при ярком свете опознав сновидца.
Актер и режиссер – он сам, не управляющий действием и забывший свои роли. В этот мир он не вскоренен, он безроден в этом смысле. Он и на земле взирает, как из космоса, издали, видя и фиксируя только крупные детали, штрихи. Это не прямое виденье, а в увеличительные окуляры.
Слово и речь главенствуют в его мире переходов, перетеков, миражей. Речь – высказанное слово по его лирическому знаку украшают и преобразуют мир:
Ибо после речи
Уходящее из дому прошлое
становится и без времени лучезарно.
Душа и вселенная тем самым уравнены у него в своем значении, даже меняются качествами друг с другом. Отсюда какая-то отзывчивость и прерывность его поэтической речи, а само стихотворение состоит из отдельных фрагментов, из знаков, еще не написанной или давно утерянной книги:
Стихи его – это вехи его духовного возрастания, вехи очнувшейся от личного забвения души, путь души – истинный путь поэзии. А она у Владимира Угрюмова – настоящая.