Главная   \   Знаменитые новокузнечане   \   Деятели культуры   \   Камбурова Елена Антоновна

Знаменитые новокузнечане

В разделе собраны биографии новокузнечан, соответствующие Положению о сайте.
На данном сайте есть ещё два раздела с персоналиями - «Герои Донбасса: имя в истории Новокузнецка» и «Читаем город: имя в истории города», где также представлены биографии известных земляков.


 

Российская певица и актриса. Народная артистка России (1995).
Лауреат Государственной премии РФ (2000), член Союза театральных деятелей РФ.
Основатель и художественный руководитель
Московского театра музыки и поэзии


Работает в жанре театральной и поэтической песни, в которой считает одинаково важными все три составляющие - музыку, текст и драматургическое начало. Близким по направлению считает творчество французских шансонье середины ХХ века - Жака Бреля, Барбары, Жюльетт Греко, Лео Ферре и др.

Родилась в г. Новокузнецке, юность прошла на Украине, куда переехала семья, родословная которой восходит к грекам Приазовья. Мечтала стать драматической актрисой, увлекалась поэзией. Поступила в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на эстрадное отделение (класс Т. Булкиной и С. Каштеляна), окончила в 1967 году. В 1979 году окончила факультет эстрадной режиссуры ГИТИСа имени А. Луначарского (класс И. Шароева).
Еще учась в училище, увлеклась музыкой, начала петь. Выступала перед студенческими аудиториями Москвы с песнями Булата Окуджавы и Новеллы Матвеевой, появились первые записи на радио. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. Шестидесятые годы - время необычайного подъема интереса к поэзии. И именно поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Вместе с пианисткой и композитором Ларисой Критской певица создавала свой собственный репертуар: цикл песен Л. Критской на стихи Ю. Левитанского, цикл М. Таривердиева на стихи Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», перевод А. Вознесенского), Г. Поженяна («Я такое дерево?», «Вот так улетают птицы», «Дельфины» и. т. д.), чешского поэта Людвика Ашкенази.

Так постепенно на отечественной эстраде сложился особый, оригинальный песенный жанр Елены Камбуровой. Это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», - так определил дар Елены Камбуровой Булат Окуджава.

С середины 1970-х годов значительное место в программах певицы занимают песенные циклы композитора Владимира Дашкевича на стихи В. Маяковского («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям»), М. Цветаевой, А. Блока, две сюиты для голоса и оркестра: одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая - «Сохрани мою речь» - на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима; в начале 1990-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П. И. Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение подобных стихов с эстрады требовало незаурядного мужества и самоотверженности.

В 1980-е годы совместно с пианистом Олегом Синкиным и гитаристом Александром Виницким Елена Камбурова создает ряд концертных программ, среди которых «Путешествие во времени» (французские и английские баллады), «Ты видишь, я помню?» (песни выдающихся французских шансонье ХХ столетия - Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре и др. Их понимание песенного жанра, как жанра музыкально-поэтического спектакля, очень близки по духу певице), «Да осенит тишина» (русские народные песни и авторские баллады, написанные на темы русской истории — в этой работе принял участие ансамбль народной музыки под руководством Дмитрия Покровского). Стремление расширить границы своего жанра характерно для всего творчества Елены Камбуровой, она не боится экспериментировать, разрушать стереотипы. Так, по-своему, выявляя театральность, драматургию, заложенную в материале, Камбурова поет и классику — песни Ф. Шуберта, П. И. Чайковского и вокальные циклы М. Мусоргского («В детской» и «Песни и пляски смерти»).

Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках - французском, английском, польском, испанском, греческом, иврите.

Елена Камбурова много работает в кино. Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство - те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром»; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый звучит более чем в ста кинофильмах и мультфильмах

Она поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди работ в кино - «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Ералаш», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др. Впрочем, иногда певица появляется и в кадре: среди ее актерских работ роли в фильмах «Монолог» (реж. А. Симонов, 1970 г.), «Театр неизвестного актера» (реж. Н. Рашеев, 1970 г.), «Клоун» (1980 г.), «Мой театр» (реж. Г. Карюк, 1989 г.), «Поворот сюжета» (1990 г.), «Отражения» (1990 г.), «Мой нежно любимый детектив».

В 1992 году Елена Камбурова создает московский
Театр музыки и поэзии, стремясь объединить близких ей по мировоззрению певцов и артистов. «Наш театр сегодня - это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала», - говорит певица.

Первым опытом театрального песенного спектакля стала работа «Игра снов» (режиссер В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году в Санкт-Петербурге. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро.

Среди работ театра: «P. S. Грезы» - концерт-фантазия по песням Ф. Шуберта и Р. Шумана (реж. И. Поповски, 2003 г.), «Капли датского короля» - посвящение Булату Окуджаве (реж. И. Поповски, 2003 г.), «Абсент» (реж. И. Поповски, 2005 г.), «Антигона» (реж. О. Кудряшов, 2005 г.), поэма-рапсодия «Bakhtale dromensa / Счастливые дороги» (реж. З. Бузалковска, 2006 г.), театральная сказка для взрослых «Туве Янсcон. Точка слева» (реж. А. Марченко, 2005 г.), «Никто» (реж. В. Михельсон, 2005 г.), «1900» (реж. А. Марченко, 2008 г.).

Певица много гастролирует по всей стране и за рубежом: в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле.
Живет в Москве.


Дискография:
5 виниловых альбомов, выпущенных на фирме «Мелодия»:
  • Прощай оружие (цикл М. Таривердиева по мотивам Э. Хемингуэя, 1970 г.)
  • Поет Елена Камбурова (1975 г.)
  • Сказки об Италии (1981 г.)
  • Послушайте (1982 г.)
  • Да осенит тишина (1987 г.)

Компакт-диски:
Участвует в спектаклях:
«На свой необычный манер…» Жак Брель, Владимир Высоцкий
Вот вам, в сотый раз, Россия…
Здравствуйте, Жак Брель!
Капли Датского короля
Концерт Елены Камбуровой в ЦДКЖ
Концерт Елены Камбуровой в ЦДХ
Победа. Реквием
Снился мне сад…
Сны поэта Левитанского
Софокл «Антигона»


Источник: Елена Камбурова // Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой: сайт

Дополнительные материалы

Елена Камбурова: официальный сайт
Е. Э. Протопопова (составитель), 2017
Видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео

Посмотреть видео